Упражнения на знакомство

Есть очень много способов знакомства. Мы предлагаем вам форму психологического тренинга. Это психологические упражнения, направленные на создание работоспособности, на создание в отряде среды, побуждающей к проявлениям творческого мышления и поведение детей.

Знакомство начинается после вступительного слова вожатого, в котором он кратко рассказывает о лагере, о его достопримечательностях, о той местности, где он находится.

Дети располагаются по кругу или так, чтобы у всех была возможность видеть лица друг друга. Желательно чтобы у каждого на груди была "визитка" (напр.: бейдж) с именем, чтобы дети быстрее запомнили имена.


Упражнение №1.

Вожатый: Давайте познакомимся. Каждый по очереди будет называть свое имя, которое звучит для вас наиболее приятно. Например: Саша или Александр или Шурик. Кроме имени назовите еще три присущие вам качества. Какой вы?

Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, побуждает к рассмотрению своих качеств, особенностей личности.


Упражнение №2.

Вожатый: Мы продолжаем знакомиться. Сделаем так: каждый по очереди скажет, о какой жизни он мечтает в лагере, что больше всего его интересует. Тот кто будет говорить следующим, прежде чем говорить о себе, назовет сидящего рядом соседа и кратко выразит его мысли. (Выдерживает паузу для обдумывания.)

В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы.

Можно несколько изменить этот вариант знакомства и предоставить возможность рассказать о своих увлечениях, о сфере своих интересов.


Упражнение №3.

Вожатый: Продолжаем наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, когда вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и покажите этот объект, а все остальные должны догадаться, что вы представляете.

Выбор того или иного объекта материального мира, животного или растения осуществляется часто по принципам сходства (напр.: хочу быть озером, потому что спокойна и уравновешена) или дополнения, различия (напр.: хочу стать башней, потому испытываю дискомфорт из-за своего невысокого роста). В любом случае, в индивидуальной беседе с ребенком вожатый должен поинтересоваться причиной представления каких-то необычных образов.


Упражнение №4.

Участники сидят по кругу, вожатый стоит в центре круга.

Вожатый: Сейчас у нас будет возможность продолжить наше знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга - для начала это буду я - предлагает поменяться местами - пересесть - всем тем, у кого есть что-то общее. Например, я скажу : "Пересядьте все те, кто любит вкусно поесть". При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру.

Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался когда называлось то или иное умение. Это нам потребуется немного позже.

В ходе игры вожатый побуждает детей называть разнообразные варианты, отмечая оригинальные и интересные. Варианты могут быть самыми разнообразными: меняются местами те, :

  • кто любит танцевать;
  • кто любит петь;
  • кто любит утром рано просыпаться;
  • у кого имя начинается на "И" и т.д.


Упражнение №5 (продолжение упр. №4).

После того как названо достаточное количество умений, вожатый предлагает каждому ребенку в течение нескольких минут подумать и назвать одного или нескольких ребят, с которыми, по его мнению, у него есть что-то общее.

В ходе этой игры происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала знакомств.


Упражнение №6.

Вожатый: А теперь давайте все вместе сочиним рассказ о нашем отряде, в котором собрались и будут целый месяц жить вместе самые интересные ребята из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнет и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу. Каждый по очереди, продолжая повествование, будет говорить свои фразы.

Вожатый, по своему усмотрению, может предложить одному-двум участникам закончить рассказ, придумав заключительные фразы.


Упражнение №7.

Для данного упражнения необходимо заранее заготовить большой ватман и фломастеры.

Вожатый: Сейчас в ходе обсуждения давайте составим общий для нашего отряда перечень идей и принципов, которых мы должны придерживаться находясь в лагере. Начинайте свою идею со слова "можно:". Например:

  • можно желать друг другу доброго утра;
  • можно не хныкать и быть веселым;
  • можно есть за себя и за своего товарища;
  • можно на тихом часе спать "без задних ног".

Поощряйте ребят, придумывающих самые интересные варианты. Записываться они будут в "заповедник" только с согласия всех детей отряда.

В течении смены иногда стоит напоминать детям заглядывать в собственное творение, если возникает необходимая ситуация.


Упражнение №8.

Вожатый: Одно время в мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные обычаи, традиции, привычки отличные от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-либо надписи на своей одежде, часто отражая жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу мяч со словами: "Если бы ты был хиппи, та на твоей футболке было бы написано:". Тот, кто получает мяч, заканчивает фразу.

Игры-упражнения, которые представлены здесь, лучше проводить с детьми более старшего возраста - подростками, так как в них учтены особенности общения именно подросткового возраста.