Упражнение «Последний герой»

IMG 9473m.jpg

Цель: оценка собственной толерантности, психодиагностика. Время: 30 минут. Материалы: Карточки с ролями для двух групп.

Ход упражнения:

  1. Выбирают десять добровольцев (1-я группа).
  2. Члены 1-й группы выходят с тренером из комнаты и получают роли и инструкцию.
  3. Оставшиеся участники (2-я группа) становятся в круг и тоже получают роли и инструкцию.
  4. Игровое время.
  5. Обратная связь.


Задание:

1-я группа: «Вы – пассажиры корабля, получившего пробоину; на обломках корабля вы подплываете к красивому острову, который оказался неподалеку, – здесь вам, возможно, придется остаться надолго. Ваша задача попасть на остров, т.е. в круг. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием роли себе на грудь); в роль необходимо вжиться и вести себя в соответствии с ней. Каждый сам решает, каким образом он пройдет в круг. Объединяться нельзя».

2-я группа: «Вы – жители острова, ваши предки жили тут с незапамятных времен. На острове у вас есть все, что нужно, вы не голодаете, но и не имеете излишков. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием своей роли себе на грудь), вам хорошо и дружно вместе. Но вот на ваш остров приплыл корабль, и, возможно, его пассажиры захотят остаться здесь. Каждый из вас решает сам, пустить кого-нибудь на остров или нет».

Участники 2-й группы поворачиваются спиной к центру круга и сцепляются локтями. Тот, кто принял решение кого-нибудь пропустить, разворачивается лицом в центр и не участвует в дальнейшей игре. При этом если «островитяне» не согласны с его решением, они могут «прогнать» своего соседа с острова (расцепиться с ним, вытолкнуть его за пределы круга и вновь сомкнуться).

Примеры ролей для пассажиров:

  • домохозяйка
  • матрос
  • потребитель наркотиков
  • судья
  • коммивояжер
  • секс-работница
  • капитан корабля
  • школьник из маленького города и другие

Примеры ролей для островитян:

  • холостой фермер
  • школьник
  • пенсионер
  • многодетная мать
  • судья
  • дворник
  • полицейский
  • глава муниципалитета и другие.


Тренер наблюдает за ходом игры.

Обсуждение: Тренер задает вопросы:

1. Что чувствовали:

а) пассажиры, проникшие в круг;
б) пассажиры, оставшиеся вне круга;
в) островитяне, которые пропустили кого-то из потерпевших крушение;
г) островитяне, не пропустившие пассажиров на остров;
д) островитяне, которых «выгнали», и те, кто «выгонял».

2. Как и какие изменения происходили в жизни на острове? С чем это связано?

Ожидаемые результаты: Участники увидят модель реального отношения общества к маргинальным группам.