Управление ребятами с помощью метапрограмм

ODT9m5tV6b4M.jpg

Оценив метапрограммы ребенка, мы можем понять особенности его мышления, принятия решений, мотивации и предпочтений. Главное преимущество методики заключается в том, что она позволяет избежать социально желательных ответов, так как подросток не может постоянно контролировать форму своей речи. Рассмотрим несколько метапрограмм, способы их выявления, а также выводы, которые они позволяют нам сделать о подростке.

Метапрограммы — это паттерны, которые мы используем для того, чтобы определить, какая информация будет допущена в сознание. Метапрограммы являются ключевыми моментами в процессе мотивации и принятия решений. Таким образом, оценив метапрограммы ребенка, мы можем понять особенности его мышления, принятия решений, мотивации и предпочтений.

Самый простой и надежный способ оценить тип мышления и восприятия действительности подростком — это слушать его речь, в первую очередь обращая внимание не на содержание, а на форму, т.е. структуру построения фраз. Главное преимущество методики заключается в том, что она позволяет избежать социально желательных ответов, так как подросток не может постоянно контролировать форму своей речи. Рассмотрим несколько метапрограмм, способы их выявления, а также выводы, которые они позволяют нам сделать о подростке.


Стремление — избегание

«Стремление — избегание» — это речевая характеристика, формально выражающаяся в появлении отрицания (например, неконфликтный), слов «нормальный», «приемлемый» (указывает на избегание) или позитивной формулировки (указывает на стремление). В ситуации, когда вы задаете подростку открытые вопросы или просите описать что-либо, обратите внимание на соотношение «стремления — избегания» в ответах.

Ребята, у которых избегание преобладает, как правило, ориентированы на поиск ошибок и/или негатива. Они бывают весьма успешны в контролирующих видах деятельности, склонны многократно перепроверять и избегать рисков. Как правило, они испытывают существенные сложности при общении с ровесниками, особенно если это является важной составляющей их деятельности. Избегание как преобладающая характеристика абсолютно неприемлема для тех, кто постоянно деятельностиает с подопечными пионерами или в условиях изменяющейся среды.

Если в речи ребенка избегание встречается, но заметно реже, чем стремление, то оно в большинстве случаев указывает на:

  • наличие реального негативного опыта;
  • повышенную критичность данного фактора.

В мотивации отметим эти важные факторы:

  • Надо помнить, что избегание в целом — менее эффективная жизненная позиция, поэтому для ребят избегания надо добавлять мотиваторы и формулировки стремления, но делать это постепенно, чередуя с более близкими им формулировками избегания.
  • Для ребят, у которых стремление доминирует, более эффективна высокая планка целей. Для ребят избегания завышенная планка целей неприемлема, так как они начинают избегать ситуаций, где не могут добиться успеха.
  • Для ребят, у которых избегание проявляется точечно, очень важно не завышать планку целей и не использовать по возможности критику и наказание там, где избегание проявлялось: это болевые точки, от которых избавиться можно только постепенно.


Тип референции

Тип референции скажет вам о том, каким образом соотносится собственное и внешнее мнение при принятии решений и самооценке ребенка. Внутренняя референция в первую очередь означает ориентирование на собственное мнение, видение и позицию. Внешняя — на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение. Смешанная референция — это сочетание обоих типов.

На практике следует задать несколько разнонаправленных вопросов, отмечая на ответы того или иного типу. Схема самого вопроса выглядит следующим образом:«Ты хорошо... / хороший ..? Почему ты так считаешь?» — В качестве глагола или существительного может выступать как основной вид деятельности или ее отдельные составляющие («Ты хорошо разбираешься в…? Умеешь танцевать? Ты хороший футболист?» и т. д.), так и отвлеченные вопросы («Ты бывал в…? Ты хорошо рисуешь?»). Но главной составной частью является вторая часть — «Почему ты так считаешь?». Здесь мы смотрим на результат:

  • Чье-то мнение, объективный результат, понятие «так принято» или «так положено» указывают на внешнюю референцию и позволяют определить референтную группу — группу лиц, чье мнение важно для ребенка.
  • Собственное мнение («Я считаю», «Я сам(а) доволен(а)», «Я вижу» и т. д.), а также субъективный результат («Добиваюсь целей, которые сам перед собой ставлю») указывают на внутреннюю референцию.

На основании нескольких ответов на вопросы такого типа мы можем понять, к чему тяготеет подросток.

Если подросток в ответе просто называет некий результат, то необходимо выяснить, кто задал критерии успеха — сам подросток (внутренняя референция) или кто-то извне (внешняя референция). Например: «Я хорошо танцую». — «Почему?» — «У меня хорошо получается танцевать». — «А кто так считает?»

Основная информация для мотивации здесь такова:

  • Внешняя референция означает высокую степень значимости оценки, похвалы, а также публичности признания и внешних его признаков. В данном случае очень важно правильно определить референтную группу. Она может быть как реальной (ровесники, взрослые), так и условной (мода, «так принято» и т. п.), а также бывает выражена в виде объективного фактора (победы на соревнованиях, признание окружающих и т. д.) При проведении оценки деятельности ребенка очень важно апеллировать именно к его референтной группе. Например, для ребенка, референтной группой которого является вожатые, будет более эффективна фраза: «Именно твой стиль танца я (вожатый) ценю больше всего».
  • Внутренняя референция означает, что гораздо более важным фактором для ребенка является не внешнее признание, а самооценка, удовлетворенность сделанным — вне зависимости от внешнего признания, а также возможность иметь собственное мнение, оказывать влияние на ситуацию, самому принимать решение и делать выбор. Поэтому для ребенка, тяготеющего к внутренней референции, особенно важны будут включение его в процессы принятия решений, учет его мнения, аргументация в ситуации, когда его мнение не принимается, а также возможность иметь широкую и четко очерченную зону ответственности и принятия решений. Очень опасно сильное давление на такого ребенка, а чрезмерно частое обращение в экспертному влиянию («так говорит круть») или к мнению группы («так принято») может вызывать сильное раздражение.


Процесс — результат

В реальной жизни большинство видов деятельности предполагает соотношение процесса и результата. Следовательно, ребята, ориентированные на процессы и мотивированные стабильностью и плавным течением жизни, подойдут больше.

Представьте, что пионер собирается в летний лагерь. Каким он (лагерь) должен быть?

  1. «Я хочу отдохнуть так, чтобы осталось много ярких впечатлений, чтобы остались хорошие воспоминания, чтобы приехать отдохнувшим и запаса сил хватило надолго».
  2. «Я хочу во время нахождения в лагере видеть много разных мест, получать положительные эмоции и яркие впечатления, релаксировать и отдыхать, потому что очень устал дома от скучной жизни».

Если мы сопоставим эти два примера, то увидим, что по сути оба ребенка хотят отдохнуть примерно одинаково, но первый ориентирован на то, что будет в результате, а второму больше значим сам процесс.

Самый простой способ определения ориентированности на процесс или результат таков: мы задаем вопрос типа «Что вам больше всего нравится в деятельности?», «Что вам больше всего понравилось в этом лагере?», а затем оцениваем соотношение результата (сделать, убедить) и процесса (делать, убеждать). С точки зрения мотивации важно учитывать следующие моменты.


Ориентированность на результат:

  • подопечные ребята мотивированы высокой планкой целей;
  • важна четкая измеримость цели и результата, а также большая самостоятельность; оптимален контроль по результату;
  • значимы объяснения того, ради чего делается та или иная деятельность (ключевым словом будет зачем);
  • значимым фактором мотивации является соревнование, сравнение своего результата с результатами других сверсников или собственными в другие отрезки времени.


Ориентированность на процесс:

  • важна стабильность и отдеятельностианность процессов, четкое представление о том, что именно нужно делать в данный момент времени;
  • контроль должен быть периодическим или выборочным; причем более важно контролировать именно соблюдение процессов деятельности, нежели достижения как таковые;
  • систему стоит строить таким образом, чтобы соблюдение процессов само по себе приводило к достижению результата (результат сам по себе для ребят процесса не является самостоятельным мотивационным фактором).


Процедуры — возможности

Здесь мы оцениваем, каким путем идет подросток в деятельности или решении своих личных задач. Чем больше соответствует тип деятельности склонности ребенка, тем он успешнее, меньше допускает ошибок и более мотивирован.

Ребята возможностей ориентированы на поиск новых решений и неповторяющиеся действия или же возможность использования разных подходов при решении типовых задач. Ребята процедур предпочитают использовать типовой путь или способ решения социальной или жизненной задачи. Соответственно, обе категории будут более успешны и мотивированы в различных ситуациях.

  • Определить этот параметр проще всего, задавая вопросы и оценивая, выберет ли подросток вариант разнообразия и больших рисков ради выигрыша в будущем или предпочитает стабильность и повторяемость.

С точки зрения мотивации:

  • Для ребят возможностей шанс проявить себя и сделать что-то с нуля — мотивирующий фактор. Поэтому нужно всегда подчеркивать имеющиеся возможности и даже в относительно рутинных делах акцентировать внимание ребенка на том, что он может изменить или улучшить.
  • Для ребят, тяготеющих к процедурам, более важна стабильность, структурированность, прогнозируемость. В деятельности с ними нужно подчеркивать ту составляющую, которая является неизменной, а переменные части показывать как небольшие изменения в рамках стабильной процедуры.


Содержание — окружение

Существует много видов деятельности, которые требуют от ребенка установки на общение с людьми, значимости для него человеческого фактора. При других же деятельностях подросток больше взаимодействует с остальным, нежели с людьми.

Определить соотношение содержания и окружения можно задавая специальные вопросы, а можно просто анализируя речь ребенка. Примеры вопросов:

  • Что тебе больше всего нравилось в предыдущей деятельности?
  • Почему ты выбрал именно это?
  • Как ты выбирал дома свое хобби?
  • Опиши идеальное лето в детском лагере.

Анализируя ответы, мы обращаем внимание на то, в какой степени присутствуют люди (коллектив, конкретные сверсники, общение, вожатые, друзья, чье-то мнение и т. д.), а в какой — содержание деятельности.

Можно не задавать подобные вопросы, а просто анализировать речь собеседника. При этом мы должны помнить о том, что соотношение шкальное, т. е. чаще встречаются промежуточные варианты, нежели ярко выраженные крайности.

Соответственно, когда мы хотим мотивировать такого ребенка, мы учитываем, какие факторы будут для него более значимы.