Удержание эмоционального комфорта

Преодоление эмоционального спазма

Установлено, что длительное пребывание в состоянии психологического напряжения способствует развитию состояния, которое иногда определяют как «эмоциональный спазм». Его основными признаками являются усталость (утомление, истощение), разного рода незначительные, но постоянные недомогания, бессонница, апатия, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание и т. д. Довольно часто это ведет к увеличению приема психостимуляторов (кофе, табак и т.д.). Все может быть и не столь явно выражено, но, тем не менее, у человека проявляется множество очень неприятных симптомов, которые не всегда правильно могут быть расценены как им самим, так и окружающими. Вот примерный перечень таких симптомов:

  • развитие негативного отношения к окружающим;
  • на работе человек становится небрежен, пренебрегая исполнением своих обязанностей;
  • самооценка становится негативной;
  • растет немотивированная агрессивность, раздражительность;
  • возможно развитие тревожности и беспокойства;
  • довольно часто появляются апатия, цинизм, чувство безнадежности или вины.

Все это очень часто связано с теми проблемами, с которыми приходится сталкиваться на деятельности.

Преодоление эмоционального спазма

Здесь нужно различать два этапа, из которых первым является активное преодоление постоянно возникающих в данном состоянии стрессовых ситуаций. Прежде всего, в острой ситуации не следует принимать никаких решений, если это не диктуется самими обстоятельствами. В большинстве же житейских ситуаций общие рекомендации таковы:

  • сосчитайте до десяти;
  • нормализуйте дыхание: медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием;
  • если нужно, выйдите из помещения, после чего найдите место, где есть возможность побыть в одиночестве;
  • смочите лоб, виски и руки холодной водой;
  • медленно осмотритесь по сторонам и, переводя взгляд с одного предмета на другой, описывайте про себя их внешний вид;
  • посмотрите в окно на небо, детально рассмотрите его, сосредоточившись на том, что видите;
  • наберите стакан воды и медленно, сосредоточенно, выпейте ее, концентрируя внимание на своих ощущениях.

Если есть такая возможность, выполните небольшую зарядку: выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выходе наклонитесь, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямитесь и снова осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называя все, что видите.


Другие методы снять напряжение

Напряжение накапливается в течение всего дня до тех пор, пока не наступит время расслабления. Чтобы уровень стрессов не превысил критического значения, чрезвычайно важны короткие, повторяющиеся периоды отдыха. Но существуют и дополнительные приемы, помогающие отдохнуть. К ним относятся, например, следующие:

  • перемена положения либо места — встать, сесть, пройтись по помещению, выйти на улицу;
  • смена деятельности;
  • переключение внимания;
  • сознательное изменение мышечного тонуса (расслабление);
  • использование расслабляющей музыки;
  • умение отвлечься от текущей деятельности, подумать о чем-то приятном.


Концентрация в сложной психологической ситуации

•Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно разглядывайте его не менее пяти минут, знакомясь с формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь затем предельно четко представить его с закрытыми глазами. •Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею — пейте медленно и сосредоточенно, полностью сосредоточившись на своих физических ощущениях. •Следите за своим дыханием — дышите медленно и через нос. •Вспомните ситуацию из прошлого, во время которой вы переживали радость. Представьте ее как можно более четко, во всех деталях, и мысленно перенеситесь в нее. Вспомните былую радость всем существом, чтобы испытанное когда-то ощущение снова наполнило вас. Постарайтесь запомнить это состояние.


Устранение нежелательных эмоциональных состояний

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций.

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление), исходящее из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагается расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

Методика, названная «психорегулирующей тренировкой», от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60 %). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить. Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы, происходит их небольшое напряжение.

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций.

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л. Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен"».

Приведенный способ является, по сути, одним из вариантов использования контрфактического мышления (контрфактов). В когнитивной психологии разработана концепция функциональной роли контрфактического мышления. Контрфактами называются представления об альтернативном реальности исходе события. Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы..., то...». Например, после не очень успешной деятельности вожатый думает: «Если бы я не ..., то вполне мог бы выполнить задачу успешнее» или: «Если бы я вчера не ..., то я не сегодня все получилось еще хуже». В первом случае вожатый конструирует альтернативный сценарий событий, который мог бы привести к лучшему по сравнению с реальностью развитию событий. Такого рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наоборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз. Именно его и нужно использовать, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние.


Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

  • Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
  • Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
  • Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
  • Физическая разрядка («страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения.
  • Слушание музыки.
  • Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую — то, что можно противопоставить случившемуся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных. Использование этого аналитического способа возможно и при диалоговом варианте, когда кто-то другой показывает субъекту значимость свершившегося в другом свете (по принципу «нет худа без добра»). Вот как сумели взглянуть на трагическую ситуацию герои «Игроков» Н. В. Гоголя:

«Утешительный (держа Глова за руку с пистолетом): Что ты, что ты, брат, рехнулся? Слышите, слышите, господа, уж пистолет вздумал было сунуть в рот, а? Стыдись! ...Ты дурак просто, позволь тебе сказать. Ты счастья своего не видишь. Разве ты не чувствуешь, как ты выиграл тем, что проиграл?

Глов (с досадой): Что ж вы, в самом деле, меня уж за дурака считаете? какой тут выигрыш проиграть двести тысяч! Черт возьми!

Утешительный: Эх ты, простофиля! Да знаешь ли, какую ты этим себе славу сделаешь в полку? Слышь, безделица! Еще не будучи юнкером, ты уже проиграл двести тысяч! Да тебя гусары на руках будут носить.

Глов (ободрившись): Что ж вы думаете? У меня разве не станет духу наплевать на все это, если уж на то пошло? Черт побери, да здравствует гусарство!»


Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. З. Фрейд выделил несколько таких защит:

Уход — это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция — это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на другого.

Смещение — подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание — это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование — поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки — и агрессивность.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», — писал В. Гюго.

Использование дыхательных упражнений является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Например можно использовать дыхание с применением паузы:

  1. без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох;
  2. пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;
  3. пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;
  4. пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;
  5. полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;
  6. вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;
  7. полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

— вдох носом — выдох носом;
— вдох носом — выдох ртом;
— вдох ртом — выдох ртом;
— вдох ртом — выдох носом.

Эти способы рекомендуетcz использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Рекомендуется также использовать три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на четыре, шесть или восемь шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов (четыре, шесть, восемь). После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (два, три, четыре шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию.

Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.

Возможно использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.


Тренировка нервов и чувств

Прежде всего подумайте, что мешает вашему психологическому комфорту? Запомните пять заповедей, помогающих в жизни и работе.

1. Проснитесь для себя. Если вы все время отдаете только делу, то вы являетесь мертвым, механическим человеком-автоматом. Вы не живете, а существуете.

2. Почувствуйте живой мир. Если вы забыли, как пахнет свежескошенное сено или журчит ручей, значит, ваши органы чувств застилает пелена другого, неживого мира. Сотрите эту пелену и взгляните на живой мир через призму души.

3. Разделите ваше состояние с детьми и без. Часть вожатых, после отбоя и вечерней планерки продолжают мыслить о лагере, то есть, по существу, вести деловую жизнь. Богатейший человек мира Аристотель Онассис повторял, что на работе нужно быть другим, чем после. Если вы сможете разделить свое душевное «Я» на две половины, то останетесь хозяином своей души и никакие проблемы в работе не сломают ее. Это гарантия вашего психического здоровья.

4. Активно работайте над собой. Если вы заметили, что ваше психическое состояние изменилось из-за усталости, ссоры или неприятных известий, постарайтесь как можно быстрее восстановить его. Лучше латать организм на ходу, чем ждать, когда он сломается. Ваша жизненная позиция по отношению к себе должна быть активной. Побеждает подготовленный. Лучше всего использовать распространенную японии философию созерцания и попытаться как бы не замечать стрессов, просто созерцать их. Запомните, в мире нет плохой погоды, есть только плохо воспринимающие ее люди. Действуйте — это один из лучших способов успокоиться.

5. Научитесь переживать кризисы в деятельности. Представьте себе, что ваш нынешний кризис — это болезнь вашего роста. Кризис исчезнет, а ваша жизнь продолжается. Как бы тяжело ни было, не поддавайтесь панике. И так ли уж велик ваш ущерб? И, возможно уже завтра, эта проблема вообще не будет иметь для вас значения.


Упражнения

Приведенный ниже тренинг выявит, насколько вы умелый и вдумчивый человек, и избавит вас от многих недостатков. Если то или иное упражнение дается с трудом, его надо многократно повторить. Вы прекращаете такого рода тренинг только после того, как исчезнет специфическое чувство: «мне это трудно». Психологический тренинг включает следующие упражнения:

1. «Улыбка». В каком бы настроении вы не проснулись, задержите взгляд на своем лице в зеркале и сделайте улыбку, которая будет привлекательной для вас и ваших подопечных. Если не получается, имейте в виду, что люди могут воспринимать вас как надменного или даже злого человека, не будут тянуться к вам. Вам, возможно, не удается общение на игровом уровне, а стало быть, вы бываете утомительно скучным. Paзумеется, ваше право — оставаться таким, какой вы есть. Но тогда не сетуйте на недоброжелательность окружающих.

2. «Реальный чел». Расположите два зеркала так, чтобы увидеть себя в профиль. Заставьте себя не прихорашиваться: ссутультесь, не выпячивайте подбородок, подержите рот приоткрытым, взгляд рассеянным... Постарайтесь принять себя в этом непарадном виде. Трудно? Значит, не исключено, что вы не умеете реалистически оценить, каким вы видитесь вашим подопечным.

3. «Чтение чужих нервов». Во время мероприятия приглядитесь к чьему-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку остался для него незамеченным. Если не получается, значит, у вас, пожалуй, не деликатный взгляд, а это ограничивает возможности коммуникации. Следовательно, неназойливое изучение постороннего взглядом должно стать для вас обыденным упражнением. (Естественно, надо тут же отвести глаза, если вас заметили). Но это еще, так сказать, предварительная проба. Главное состоит в следующем: попытайтесь вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным, насмешливым, гневным, испуганным, полным нежности. Тот, кто не умеет этого вообразить (основываясь на сиюминутном выражении реального лица), вероятно, не вполне понимает смену чувств и настроений на лице своих подопечных и особенно напарника по отряду.

4. «Ссора». При случайной ссоре заставьте себя, правы вы или нет, спокойно произнести «виноват» или «извините», а затем замолчать, как бы ни ругался собеседник. Разглядывайте пол, потолок, вид из окна. С точки зрения окружающих, кто молчит, ведет себя достойнее того, кто неистовствует, так что даже его союзники станут на вашу сторону... Не можете сдержаться? Значит, вы либо чересчур доминантны, либо слишком нервны. И то и другое — помеха общению. Дайте себе зарок: в течение месяца (или года) воспитывать у себя в подобных случаях спокойствие и выдержку.

5. «Шутка». Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке. Тому, кто наступил вам случайно на ногу, скажите с улыбкой: «Я смотрю, вы ходите как слон». Интонацию этой реплики и свою мимику при произношении надо заранее отрепетировать перед зеркалом. Упражнение имеет обратную связь: если тон взят верный, партнер, как правило, подхватывает шутку. Если реплика не удалась, либо партнер настроен особенно агрессивно, возникает ситуация, описанная в предыдущем, четвертом, упражнении, и эту ситуацию вы можете использовать для тренировки и выдержки.

6. «Одобрение». Присмотритесь к тому, как работает какой-либо незнакомый человек, и заставьте себя выразить ему свое одобрение. Например, напарнице, быстро и умело строящей отряд, скажите с улыбкой: «Ловко это у вас получается». Не можете решиться? Должно быть, вы склонны к контакту масок (стандартизированный уровень общения) вместо эмоционального взаимодействия с партнером. Тон вашего одобрения должен быть не покровительственным, а дружелюбным и чуть завистливым (мне бы, мол, так уметь). Упражнение имеет обратную связь: на покровительственно-снисходительные нотки вам ответят кривой усмешкой, неприязненным взглядом или грубостью. Отсюда вывод: необходимо упражняться дальше.

7. «Чтение чужой души». В кругу приятелей дайте себе задание никого не перебивать и внимательно слушать говорящего. Слушая, размышляйте: «Почему он это говорит? Весел или притворяется? Грустен или делает вид? Имеет ли скрытую цель высказывания? Какую?» Вообразите, что он — это вы. Представьте себе, каким вы видитесь сейчас его глазами. Настройтесь при этом не осуждать человека и не искать черт своего «превосходства» над ним. Просто вникайте в его душевное состояние... Не выходит? Не удается выполнить собственное задание? Видимо, вы слишком поглощены собой и в беседе слушаете скорее себя, чем собеседника, но как только у вас начало получаться, вы увидите поразительные результаты — чужая душа перестанет быть для вас потемками.

8. «Отказ». В общении с приятелями испытайте свое умение отказать им в их просьбе. Например, вам предлагают: «Пойдем туда то...», а вы, напустив на себя важный вид, отвечайте: «Это надо всесторонне обсудить. Зайдите завтра». Если собеседник выразит вам свое негодование, то перестаньте паясничать и ответьте всерьез. Это маленькое актерство приучает вас владеть ситуацией. Так вы выигрываете небольшую паузу перед своим ответом в трудном диалоге. За время паузы собеседник проверяет себя: так ли уж ему требуется то, о чем он просит; у вас же за эти секунды складывается в голове наилучшая формулировка отказа, он прозвучит не обидно-приветливо, а спокойно. (Людей обижает не столько отказ, сколько раздраженный, враждебный тон отказа). Если это упражнение у вас не получается, вы, скорее всего, не умеете ответить «нет», не обижая, а значит, вынуждены идти на поводу у других (в частности, у манипуляторов). Еще один вариант упражнения на владение ситуацией: беседуя с другим вожатым на тему, не слишком важную для вас обоих, взгляните на часы и непринужденно скажите: «Извини, тороплюсь, договорим в следующий раз». С этими словами немедленно удалитесь.

9. «Расположите к себе». Если ваш разговор о чем-то идет с трудом, попытайтесь постепенно перевести беседу о чем угодно на духовный уровень общения. Исходите из возможностей конкретного партнера. Допустим, он не склонен говорить о музыке или литературе, поскольку не разбирается в них, зато он неравнодушен к природе. Побудите его репликами, а главное — внимательным слушанием, чтобы он выразил свое отношение к обсуждаемой теме. Именно «поворот» к личному с оживлением воспоминаний и потаенных раздумий знаменует появление духовной «тональности» в вашей беседе; попробуйте двинуться дальше по этому пути, в свою очередь делясь с партнером чем-то личным... Не умеете? Вы крайне плохо ведете беседы. Есть опасение, что вы высокомерны и необоснованно теряете возможность быстрее и эффективнее решать насущные проблемы.

10. «Анализ своего круга общения». Согласно древней мудрости, подлинное постижение душевной жизни других доступно лишь тому, кто одновременно связан приятельскими узами (именно приятельскими, а не должностными) хотя бы с одним: а) ровесником, б) человеком помоложе; в) значительно моложе; г) ребенком; д) человеком постарше; е) значительно старше; ж) стариком (или пожилой женщиной). Эту простую, но психологически глубокую истину, как ни печально, многим приходится открывать для себя заново. Неспособность поддерживать приятельские отношения, например с подростком или со стариком, может говорить о косности и узости вашей настроенности на других, что, пожалуй, делает вас не слишком интересным собеседником в каких-то ситуациях.

Человек, которому без труда (или после периода упражнений) даются девять-десять из приведенных двенадцати упражнений, может считать свои нервы и чувства тренированными. Более того, он увидит, что такие кажущиеся на первый взгляд мелочи резко двинули его жизнь в детском лагере, да и вообще в жизни в гору.


Эмоциональное выгорание — это

Вожатый, как актер, всегда должен быть в форме, всегда должно быть хорошее настроение. Должен быть кураж. Как следствие — некоторая опустошенность, эмоциональная усталость. Научиться подзаряжать свои “батарейки” — настоящее искусство, не все люди способны им овладеть. Эмоциональное истощение неизменно приводит к падению качества, мотивации, заряженности, ухудшению здоровья. Неумение находить и сохранять ресурсные состояния для подзарядки своих “батареек” — вот в чем одна из типичных проблем вожатых. Эта проблема актуальна не только для начинающих вожатых, но и конечно же для опытных.

Чтобы провести смену на одном дыхании и получить удовольствие для себя, и подарить настоящую феерию детям. Есть некоторые секреты, которые я использую в личной практике.


Смена образов.

Конечно же вожатый может быть самим собой, и этим украшать отдых ребят. Но все же, тяжело 21 день быть простым Ваней, и Настей. Да и детям, очень быстро надоест такой исход дел. Поэтому каждый день - новый образ. В детском лагере - ты можешь позволить себе любой образ, будь то фея, или царевна-несмеяна (когда ты заскучала по дому и хочешь посидеть грустным). Образ может быть любым, НО стоит помнить, что ты являешься примером для детей, и выбирать образ алкоголика, ругаться бранью и делать вид, что ты шатаешься на ногах - это крайне не педагогично, и не приемлемо для работы с детьми. Ведь не зря говорят, что дети в лагере - это маленькие зеркала и отражатели вожатого. Плюсы такой концепции вашей деятельности в том, что вы раскроете себя со всех сторон, и тем самым завоюете большие симпатию и авторитет у своих подопечных.


Заинтересованность.

Очень часто я наблюдаю такую картину, что вожатые пытаясь занять детей, дают им какое-нибудь задание, а сами при этом занимаются своими делами. И спустя какое-то время, вожатым становится скучно, они теряют интерес ко всему происходящему и начинают первые звоночки эмоционального выгорания. Этого можно очень просто избежать. Дайте детям тот досуг, который в первую очередь интересен вам. Я, например, очень люблю петь, танцевать, рисовать, делать оригами, аппликацию, плести фенечки, заплетать косы и многое другое. Т.е. в своей работе с детьми я даю только то, что люблю делать сама. И таким образом дети заняты полезным делом, время для них летит быстро и увлекательно, да еще и я отдыхаю, занимаясь тем, что мне нравится. Здорово, не правда ли?!))


Отдых.

Всегда сложно по режиму лагеря организовать свой личный отдых, но это возможно. Есть режимные моменты, которые обязаны не только дети соблюдать, но и взрослые педагоги. От того, что вожатый не высыпается и не отдыхает, он ходит грустным и унылым, естественно детям будет передаваться его настроение. Именно поэтому я советую вожатым не забывать, про свой личный отдых. И конечно же есть маленький лайфхак, как организовать себе минутку отдыха... Предложите детям лечь на травку и смотреть на облака. И дайте полет фантазии не только детям, но и себе. Гарантирую, ваш стресс и тревоги покинут вас, и ко всему прочему вы проведете досуг совместно с детьми.


Арт-терапия.

Новая тенденция которая покорила очень многих. При раскрашивании или создании мандл, можно скоротать свободный тихий час, или планерку. В любом случае, следа не останется от вашей внутренней тревоги. Да еще и силы появятся на новые свершения и подвиги.


Создавай новое.

Часто в лагерях встречаются старые избитые программы смен, мероприятия. Порой дети, которые приезжают в один и тот же лагерь, уже скептически настроены на программу дальнейшего отдыха. Во избежании такого, что может привести в упадок ваш пыл и дух, я советую вам творить и придумывать. Новые формы проведения, мероприятия, любые другие инновации, которые смогут зажечь вас и ваших ребят.