Туристическая эстафета 3

Training25bm.jpg

Задача соревнований — проверка знаний туристской техники, наглядная агитация и пропаганда туризма. В связи с этим дистанция соревнований должна быть проложена на открытой для зрителей местности.

О полосе препятствий

Все этапы на полосе препятствий располагаются друг за другом и 2 команды одновременно, каждая по своей дорожке преодолевают их на время. Отряды лагеря, участвуя в преодолении полосы препятствий, установки палатки на время, разведении костра, оказании первой медицинской помощи получают навыки юного туриста.

Накануне туристической эстафеты дети проходят тренировки по всем испытаниям. Каждый ребёнок лагеря может выбрать для себя то, что у него лучше получается. Результаты всех испытаний суммируется, и записываются в зачёт отряда. Участвуют все дети лагеря, даже самые маленькие отряды. Таким образом, ни один ребёнок не остаётся в стороне в ходе этого спортивного и азартного соревнования.

В день, когда в детском лагере проводится туристическая эстафета, ужин можно готовить на полевой армейской кухне. После соревнований, дети с аппетитом ужинают едой, специально приготовленной на дровах. Создаётся атмосфера похода. А в завершении этого необычного дня в детском лагере проходит дискотека, на которой награждаются победители!


Полоса препятствий

Полоса препятствий может представлять собой две паралельных соревновательных дорожки, на которых расположенны:

  • навесная переправа
  • тарзанка
  • паутина (верёвочная лестница)
  • "стена" (деревянный щит высотой 2,5 м)
  • "кочки" (древесные пеньки)
  • переправа по бревну
  • лазовый ход (натянутая вдоль земли сетка)
  • площадки для разведения костров
  • площадки для установки палаток


I Преодоление полосы препятствий

Состав команды - 8 человек от отряда (независимо от пола)

Этапы полосы препятствий

  1. "Мышеловка"
  2. "Гать" (болото)
  3. Кочки
  4. Лаз на дерево
  5. Навесная переправа
  6. "Паутина"
  7. Спуск, подъём спортивным способом
  8. Переправа по бревну (со страховкой)
  9. Преодоление бурелома

II Бег по легенде

Состав команды - 6 человек(независимо от пола) Отряд может выставить две команды, зачет по лучшему времени одной из команд.

III Весёлые старты

Состав команды- 12 человек (6 мальчиков + 6 девочек)

IV Художественная самодеятельность

Номер от отряда

V Турбыт (оценивается чистота и порядок места стоянки)

VI Конкурс туристических газет

Отразить итоги соревнований на листе ватмана


КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ТУРИСТСКОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

Этап «Постановка палатки»—самый интересный этап полосы препятствий. Несмотря на простоту техники установки палатки (на первый взгляд), качество установки часто страдает (перекос, обвисание стенок и скатов).

Постановка палатки производится на двух больших и десяти маленьких кольях, не используя оттяжки средины боковых скатов и такие же оттяжки у пола палатки. Заранее оговаривается установка больших кольев (со средины или снаружи палатки). Оборудование: палатка, два больших и десять маленьких колышков.

Этап «Навесная переправа»—наиболее технически сложный этап, который демонстрирует силу и ловкость участников соревнований. Для школьников оптимальной длиной этапа считают 15 — 25 м. Точки старта и финиша должны находиться от 1 до 2 м от земли. При подготовке этапа к соревнованиям следует иметь в виду, что переправу лучше наводить через реку, ручей или овраг. Нельзя наводить переправу над острыми камнями и пнями. Веревку натягивают, как показано на рисунке. Один конец веревки закрепляется на опоре с помощью узла «удавка», затем пропускается через карабин, закрепленный на основной веревке с помощью узла «проводника».

После этого несколько человек, используя получившийся полиспаст, натягивают веревку до нужного состояния. Учитывая, что при натягивании узел «проводника» может сильно затянуться, перед натягиванием следует заложить в узел деревянную чурку. Свободный конец веревки крепят за дерево. В случае прохождения переправы по нисходящей линии следует предусмотреть на финише тормоз, так как участник, развивая большую скорость, может удариться о финишную опору. В качестве тормоза можно использовать оттяжки-репшнуры, прикрепленные к основной веревке «схватывающим» узлом. Точка крепления тормоза должна быть удалена от опоры на расстояние не менее 1,5 м.

Этот этап обслуживается судейской бригадой, состоящей из пяти человек: старший судья, два судьи на старте и два на финише. Переправа осуществляется на двух карабинах с использованием «грудной обвязки» и «беседки». Оборудование: основная веревка (три штуки по 30— 40 м), вспомогательная веревка для ограждения старта и финиша (две штуки по 50 м), вспомогательные веревки для участников, карабины для натягивания веревок (две-четыре штуки), репшнуры, альпинистские пояса, карабины (абалаковские с муфтой), рукавицы — по числу участников.

Этап «Спуск-подъем по склону» включается, если имеется подходящий участок. Подъем или спуск осуществляется спортивным способом по веревке, закрепленной на верхнем конце. Для обеспечения безопасности на этом этапе судейская коллегия организует страховку. При этом участник идет на грудной обвязке, соединенной с основной веревкой схватывающим узлом. При спуске участника держать за нижний конец веревки не разрешается. Не разрешается также придерживаться за кусты, касаться руками земли.

Этап «Переноска пострадавшего». В положении оговаривается способ переноски пострадавшего. Как правило, переноску пострадавшего на соревнованиях осуществляют на носилках из шестов и штормовок. Длина этапа не должна превышать 100 м и должна проходить по открытому участку местности. Оборудование: два шеста и две штормовки.

Этап «Преодоление водной преграды». Преодолевать водную преграду можно различными способами. Чаще всего это делается по бревну со страховкой или без страховки в зависимости от положений. В этом случае длина переправы не должна превышать 15 метров. Иногда организуют переправу по качающемуся бревну.

Другие этапы. В зависимости от возраста участников соревнований, их умений и туристского опыта в соревнования могут быть включены такие этапы, как разжигание костра и кипячение на нем воды, укладка рюкзака, соревнования по топографии.

В состав полосы препятствий могут входить и другие элементы. Результат команды определяется по чистому времени прохождения дистанции. При оценке качества прохождения полосы судьи пользуются штрафным временем.

Практика показывает, что введение штрафного времени для оценки качества прохождения этапов туристской полосы повышает ответственность участников соревнований и дает судьям возможность объективно оценить работу участников соревнований на всех этапах туристской полосы. В таблице 10 приведено ориентировочное штрафное время, которое вводят судьи на соревнованиях по туристской технике.


Таблица 10 Таблица штрафного времени

Tabpr.jpg


РАБОТА СЕКРЕТАРИАТА

Секретариат — одно из наиболее ответственных звеньев судейского аппарата. Деятельность его начинается задолго до старта, достигает своего апогея к моменту финиша последних участников и не всегда заканчивается с окончанием соревнований. До начала старта секретариат готовит всю необходимую документацию.


МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Задачей медицинского обслуживания является: проверка трассы с целью предупреждения несчастных случаев и травматизма; оказание первой помощи участникам во время пребывания на соревнованиях; контроль за состоянием здоровья участников и проверка правильности оформления допуска участников к соревнованиям; транспортирование потерпевшего участника (во время соревнований в районе трассы должна дежурить машина скорой помощи). Медицинские работники, обслуживающие соревнования, должны иметь опознавательные знаки.


ВИДЫ КОНКУРСОВ

Конкурс на лучшее туристское путешествие. Этот вид конкурса носит заочный характер. Судейская коллегия изучает документацию и дает ей оценку в баллах.

Конкурс на лучший фотомонтаж о походе или на другую туристскую фотографию. Оценивается конкурс по следующим показателям: естественность отражения проведения туристского похода, всестороннее отражение жизни юных туристов в путешествии, техничность фотоснимков, качество их изготовления.

Конкурс на лучшую самодеятельность. Проводится у костра накануне проведения соревнований. Жюри оценивает номера художественной самодеятельности по следующим показателям: туристская направленность, качество исполнения, внешнее оформление, отражение жизни своего туристского коллектива, массовость.

Конкурс на лучший туристский кинофильм. Этот вид конкурса не всегда возможен. Поэтому изготовленные отрядом кинофильмы можно демонстрировать без учета баллов.

Конкурс на лучшее оформление бивака. Проводится утром после завтрака перед началом соревнований. Учитывается оформление бивака, правильность установки палатки, охрана природы, порядок в палатках. Учитывается также и наличие туристских поделок. После соревнований проводится конкурс на лучший обед. В положении должно быть оговорено, какая часть конкурсов будет обязательной. В положении также оговаривается количество результатов, идущих команде в зачет, если команда принимала участие во всех конкурсах.

Конкурсная комиссия учитывает массовость. При определении количества баллов за отдельные виды работы оговаривается количество баллов за каждого участника.

При подведении итогов по отдельным конкурсам места определяются начиная с первого по наибольшей сумме баллов. Исключение составит конкурс самодеятельного туристского снаряжения, где результаты определяются по наименьшей сумме мест с учетом коэффициентов значимости. Суммарное место по конкурсной программе, начиная с первого, определяется по наименьшей сумме мест (баллов).