Туристическая полоса препятствий "Тропа Следопыта"

DSC02178m.jpg

Полоса препятствий представляет собой две паралельных соревновательных дорожки, на которых расположенны:

  • навесная переправа
  • тарзанка
  • паутина (верёвочная лестница)
  • "стена" (деревянный щит высотой 2,5 м)
  • "кочки" (древесные пеньки)
  • переправа по бревну
  • лазовый ход (натянутая вдоль земли сетка)
  • площадки для разведения костров
  • площадки для установки палаток

Полоса препятствий может активно использоваться в досуговой жизни лагеря, так например отряды каждую смену могут состязаться между собой на самое лучшее прохождение испытаний в туристической эстафете.

Все этапы на полосе препятствий располагаются друг за другом и 2 команды одновременно, каждая по своей дорожке преодолевают их на время. Отряды лагеря, участвуя в преодолении полосы препятствий, установки палатки на время, разведении костра, оказании первой медицинской помощи получают навыки юного туриста.



«Открой тайник». На участке пересеченной местности (примерно 10 км) спрячьте несколько (15—20) предметов или конвертов с письмами. Затем обозначьте точками на плане участка, сделанном в масштабе в 1 см—100 м или в 1 см—50 м, место нахождения«тайников». Этот план дайте ребятам—пусть они, пользуясь им, разыщут спрятанные вещи.

«Соберите флажки». Поручите одной группе ребят расставить на том же участке несколько (15—20) флажков. Прятать флажки нельзя. Другая группа должна собрать эти флажки и отметить на карте их местонахождение. Потом группы меняются ролями. Какая из них выполнит задание быстрее и точнее? Заметьте время по часам.

«Азбука Морзе». Не вздумайте просто так заставить ребят выучить азбуку. Успеха не будет.. Пусть они сначала с помощью«ключа»расшифруют одно-два слова. Тут же появится желание повторить еще.

На этот раз звено рассчитывается на первый-второй. Звеньевой (вожатый)»диктует сигналы. Первые номера в роли сигнальщиков имитируют их флажками, вторые записывают. Затем попарно расшифровывают текст при помощи«ключа». По окончании они меняются ролями, а вожатый определяет, какая пара быстрее и точнее расшифровала текст.

Теперь сигнальщик под диктовку своего товарища (они вдвоем составляют сигнальный пост № 1) передает на сигнальные посты № 2, 3, 4 шифровку, врученную вожатым. На этих постах, находящихся на одинаковом расстоянии (50—70 м) от поста № 1, сигнальщик следит за сигнальными флажками и диктует, а второй записывает. По окончании приема и записи оба расшифровывают флажкограмму. Выигрывает тот сигнальный пост, который раньше всех доставит ее вожатому.

После этой игры ребятам захочется получить задание потруднее. Что ж, пройдет немного времени, и они смогут наизусть выучить алфавит, а также передачу сигналов флажками, используя команды на расстоянии.Слова в скобках, которые поставлены в алфавите рядом с буквами, легко запомнить. Знание же этих слов облегчает запоминание и буквы. Так, в слоге, где есть буква«а», она означает точку. Остальные слоги означают тире.

Эстафета сигнальных постов. Каждое звено выставляет три поста по 2 человека. Это самые лучшие сигнальщики. На первом этапе звенья оставляют по одному посту, которые располагаются в 20—30 м друг от друга в таком порядке: слева—пост 1-го звена, далее направо—посты 2-го и 3-го звеньев. Такое расположение нужно сохранить и на следующих этапах.

Вожатый вручает им по одинаковой шифровке (25—30 знаков). Обязанность сигнальных постов заключается в том, чтобы быстро и, главное, точно передать текст на второй этап своим двум сигнальным постам. Те, в свою очередь, должны записать и передать текст на третий пост. На третьем этапе посты расшифровывают флажкограммы и отдают их вожатому. Выигрывает команда, передавшая текст раньше и точнее. Расположить этапы нужно на расстоянии 200—300 м так, чтобы сигнальные посты на третьем этапе (финише) не видели передающих на первом этапе.

Разжигание костра. Звено образует две команды. За дача каждой из них—подготовить костер к разжиганию. Команды получают по коробке с тремя спичками и по сигналу вожатого«Разжечь костры!»принимаются за дело.

Вожатый определяет, какая команда справилась с делом лучше. По сумме времени, затраченного каждой из команд на разжигание, можно определить место звена в этом соревновании. Из консервных банок совсем нетрудно сделать котелки. И теперь командам предстоит не только разжечь костер, но и вскипятить воду в котелке, подвешенном на перекладине.



Спортивный праздник

Чаю хотите?

В игре может принимать участие от 20 до 40 ребят одновременно. Можно рассмотреть вариант и с большим количеством команд, видоизменив задание и маршрут движения.

Сюжет игры состоит в том, что соревнующимся командам нужно развести костер и напоить вожатых и себя чаем. Та команда, которая сделает это первой, побеждает. По ходу игры детям предстоит выполнить ряд заданий, сталкиваясь с постоянно возникающими на их пути трудностями. Чтобы выполнить все задания, воспитанникам нужно применить все навыки, которые они отрабатывали на занятиях.


Начало игры

Все участники игры делятся на две команды – «синих» и «красных». Каждому члену команды прикрепляют на руку ленточку своего цвета. Каждая команда должна выбрать себе капитана, двух санитаров и партизан (обычно это самые юные участники команды).

По ходу всей игры партизаны занимаются тем, что ищут подсказки, которые спрятаны на всей площадке (на деревьях, поблизости от обозначенных на карте объектах и даже в траве).

Затем из рук вожатого капитаны команд получают пакеты, в которых находятся карта и первое задание.


Стрельба по мишеням

Каждая команда должна выбрать стрелков, которым предстоит поразить мишени из пневматических винтовок. В качестве мишеней используются воздушные шарики, привязанные на веревке: для команды «синих» – шарики синего цвета, для команды «красных» – красного. Расстояние до мишеней – 5–10 м. В одном из шариков на бумаге написано следующее задание для команды. При поражении мишени шарик лопается. Если бумажки в нем не оказалось, то нужно повторить попытку. Команде дается три патрона, а каждый участник команды может сделать только один выстрел. Если по итогам трех выстрелов команда не получила следующего задания, то она обращается за помощью к «одинокому охотнику» (вожатому), стоящему рядом. Для того чтобы получить дополнительный патрон, ребята должны показать свои знания по туристической подготовке.

Кому предоставить право следующего выстрела, решает капитан команды. Так продолжается до тех пор, пока команды не поразят нужную мишень и не получат следующее задание.


Переправа

К месту следующего этапа команды добираются по карте, используя навыки ориентирования на местности. Задача команды на этапе переправы – добыть дрова для команды с противоположной стороны рва или оврага.

Участники команды, назначенные капитаном, переправляются на противоположный склон оврага, берег реки и т.п. по натянутым веревкам, используя грудную обвязку и карабин. На противоположном склоне каждый участник берет с собой одно небольшое полено и с ним возвращается обратно. Затем это же задание выполняет следующий участник. Количество участников может варьироваться в зависимости от длины переправы, общего количества участников и наличия дров.

Когда все выбранные участники выполнят задание, ведущий сообщает, что один из партизан сломал руку и нуждается в медицинской помощи.


Оказание медицинской помощи

На этом этапе два санинструктора должны наложить «пострадавшему» шину на руку и всей командой проследовать в медпункт, расположенный в лесу (см. карту), где врач осматривает наложение повязки, объясняет детям, как разматывать бинт и фиксировать сломанную руку, и просит их повторить перевязку.

После повторного наложения повязки «больному» дают шоколад, а команда получает новое задание.


В поисках котелка

Следующим заданием для команд стал поиск котелка для приготовления чая. Для того чтобы найти его, нужно по заданному азимуту и указанному расстоянию найти необходимое оборудование. Для этого дети пользуются компасом и рулеткой. Задание можно усложнить, если не разрешать им пользоваться рулеткой или составлять маршрут таким образом, чтобы азимут и расстояние нужно будет отмерять не один, а несколько раз.

Но на этом приключения не заканчиваются: в котелке находится следующее задание.


Пилите, Шура…

В бревне, которое предлагается распилить ребятам, спрятаны спички – с их помощью нужно разжечь костер. На бревне заранее нанесена линия распила. В распиленном бревне нашли записку, в которой сообщалось, что спички похитил дикий геолог.


Три заветных спички

Чтобы получить спички, ребята должны ответить на вопросы дикого геолога (его роль играет вожатый). За каждый правильный ответ капитану команды выдается одна спичка. При этом каждая команда получает всего три спички, с помощью которых будет разжигать костер. Затем дикий геолог дает им новое задание.


Без воды – и ни туды, и ни сюды

В пакете, полученном командами в самом начале игры, есть ряд подсказок, с помощью которых им на новом этапе предстоит найти воду. Вот они:

  • Спросите у дикого носорога, и он скажет, что карты врут.
  • Сорока трещала, что лиса утащила котелок к себе в нору.
  • Патроны для винтовки – у одинокого охотника.
  • Бобер самый мудрый.
  • Будьте осторожны – геолог коварен!
  • В Амазонке живут хищные крокодилы.
  • Рыжая белка сказала, что она видела сухое бревно на юго-западе от оранжевого шара.
  • Говорить с туземцами бесполезно – они вас не понимают.
  • У одинокого камня растет крапива.
  • Орлы сказывали, что ниже по течению Амазонки еще осталась вода.
  • Кострище – на юго-западе от разрушенного моста.

Из предложенных подсказок нужно выбрать правильную (не всеми подсказками нужно пользоваться в жизни!) и найти воду. Ниже по течению пересохшей реки найти бутылку с водой, к которой прикреплено новое задание.


Станция «Азимут»

Азимут – это угол между направлением на север и нужным вам направлением. Для определения азимута нужен компас. Стрелку компаса совмещают с направлением на север (0°), затем определяют угол. Участникам предлагается из пяти букв определить ту, которая соответствует азимуту 70°. За правильно взятый азимут начисляется 10 баллов. За «соседний» азимут – штраф 3 балла, за «чужие» азимуты – штраф 5 баллов.


Станция «Медицинская»

Участникам предлагается решить кроссворд. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Можно добавить 2 балла за работу всей команды.

 

По горизонтали:

1. Чем обрабатывают царапину?

По вертикали:

2. Что удаляют пинцетом?
3. Что нужно нанести на раздраженную поверхность кожи?
4. Что необходимо удалить при укусе пчелы?
5. Что накладывают на поврежденное место при растяжении или ушибе?
6. Перевязочный материал.
7. Что помогает при насморке?
8. Чем можно обеспечить неподвижность суставов при переломе?

Ответы

По горизонтали: 1. Зеленка.

По вертикали: 2. Заноза. 3. Крем. 4. Жало. 5. Лед. 6. Бинт. 7. Капли. 8. Шина.


Привести примеры помощи пострадавшим

На суше...

 


И на воде...

 



Станция «Лесной дом»

Команда должна быстро и правильно поставить палатку.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

1. Палатка перекошена – 1 балл.
2. Стенки и крыша палатки провисают – 1 балл.
3. Дно палатки плохо растянуто – 1 балл.
4. Не все растяжки закреплены колышками – 1 балл.
5. Вход в палатку не закрыт – 1 балл.


Станция «Топографическая»

Участникам предлагается расшифровать топографические знаки и прочитать полученный текст. За каждый правильно расшифрованный топографический знак команда получает 1 балл.

 

Ответ. От железнодорожной станции путь к нашему лагерю проходил через смешанный лес, который постепенно превратился в заросли колючего кустарника. Чтобы сократить дорогу, мы пошли по тропинке, мимо оврага, по лугу, мимо непроходимого болота. Через 15 минут мы вышли к реке, которую перешли по плотине. От нее мы подошли к фруктовому саду, который окружал наш лагерь.


Станция «Укладка рюкзака»

Участникам предлагается быстро и правильно собрать рюкзак.

Оборудование: рюкзак, спальный мешок, пара обуви, кружка, миска, ложка, пакет с набором одежды, 4 банки консервов, 2 пластиковые бутылки с водой.

За правильно собранный рюкзак команда получает 10 баллов.

Штрафы присуждаются за следующие нарушения:

1. Рюкзак не стоит на земле, а валится на бок – 1 балл.
2. Если рюкзак потрясти, он начинает греметь – 1 балл.
3. Острые и жесткие вещи лежат там, где рюкзак будет соприкасаться со спиной, – 1 балл.
4. Рюкзак имеет неровную форму – 1 балл.
5. Не застегнуты стяжки, карманы – 1 балл.
6. Рюкзак не завязан или не застегнут – 1 балл.


Полоса препятствий

Полоса препятствий располагается на небольшом участке леса. Дистанция полностью огораживается или маркируется. Оборудуются специальные места для болельщиков. В целях обучения результаты прохождения этапов и ошибки участников нужно изобразить так, чтобы они были хорошо видны. Для большей наглядности и возбуждения азарта результаты оглашаются. Итоги прохождения дистанции подводятся путем подсчета суммы времени прохождения дистанции и штрафных минут и секунд.

При прохождении полосы препятствий детям можно предложить выполнить следующие задания: «Укладка рюкзака», «Спуск и подъем спортивным способом», «Горизонтальная лестница», «Параллельные перила», «Тибетский мостик», «Параллельная лестница», «Дружный мостик», «Узость».


Гори, гори ясно!

Привести примеры видов костров

 


С помощью добытых поленьев и трех спичек команда разжигает огонь: используя костровое оборудование (например, таганок), подвешивает котелок с водой. Остается вскипятить воду, заварить чай и напоить им членов жюри.

Победителем становится тот, у кого быстрее закипит вода в котелке. Наградить следует всех участников игры. Для этого подойдут конфеты и шоколад. Их можно сразу съесть за чашечкой только что вскипевшего добытого в напряженной борьбе чая. Приятного аппетита!