Тропой Берендея

Версия от 15:24, 29 мая 2010; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Dfhgfhfg5m.jpg

Для начала - несколько важных для понимания данной тематики мыслей:

  • Меньше учите, больше делитесь. Не только сообщайте детям голые факты о природе («это дерево называется сосна»), но и рассказывайте им о том, что вы чувствуете, стоя рядом с этой сосной. Признайтесь им, что испытываете благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаете их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Скажите детям о том, что вы поражаетесь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества. Взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.
  • Сначала наблюдайте, говорите потом. Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности собой представляют природные объекты. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем. Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «ученик-учитель», а станут отношениями товарищей по приключению.
  • Сосредоточьте внимание детей! С самого начала задайте верный тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.
  • Познание природы должно быть пронизано радостью! Познание природы должно быть пронизано радостью как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете.


Задание, которое предлагается, относится к числу тех, которые создают ярко выраженный эффект "погружения" в природу, способствуют формированию положительного восприятия леса, устранения страхов и развитию наблюдательности. Как и все подобные задания, оно требует от педагога наблюдательности и умения управлять группой. Важно понять, настроены ли дети в данный момент окунуться в таинства природы или они предпочитают более активные виды деятельности. Если так, то сначала сыграйте с ними в подвижную игру. Еще один момент, который вам придется учитывать: пока дети по одному отправляются на тропу, надо занять остальных каким-нибудь интересным делом. Возможно, сбором ягод? Те, кто смотрел фильм "Детство Бемби", могут примерно представить, какие ощущения могут возникнуть у ребенка, который идет по оленьей тропе. Спросите у детей, смотрел ли кто-нибудь из них этот фильм? Попросите детей выходить на тропу по одному, соблюдая тишину. Как только первый участник исчезает за поворотом дороги, вслед за ним идет следующий. И так - пока все дети не будут задействованы. Сворачивать с дороги нельзя. Если впереди есть развилка, то кто-нибудь из взрослых должен находиться поблизости и пронаблюдать за проходящими мимо детьми. Разговаривать на пути нельзя. Задача ребенка - пройти по лесу, представив себя олененком или каким-нибудь другим лесным жителем.

Что может увидеть олененок, оставшись один в лесу? Кого можно увидеть в траве неподалеку, кто может сидеть среди ветвей деревьев над головой? Какие звуки можно услышать, если идти по лесу тихо друг за другом по одному? Задание по этой методике нужно проводить днем в сухую солнечную погоду. Нельзя выполнять его в спешке. Лучше, если в вашей группе будет находиться не более 15 человек. Если кто-то из детей слишком мал или боится, то можно предложить взрослому пойти за ним в пределах видимости. Когда задание будет выполнено, расспросите ребят, что они видели. Если задание было выполнено правильно, то и впечатлений бывает много, ведь младшие дети так любят наблюдать за объектами природы! Однако и дети постарше и даже взрослые могут открыть для себя много нового на оленьей тропе.


Тайны старого дерева

Кто в лесу видит только деревья, тот не видит ничего (вместо эпиграфа) Это задание могут выполнять все, кто молод душой, неважно, сколько вам лет: 5 или за 90. Если вы - человек взрослый, то мне хочется искренне пожелать, чтобы вы ненадолго забыли, что вокруг нас в лесу растут деревья. Мы, взрослые, люди практичные, и когда говорим о лесе, то для одних он представляется запасом древесины, для других - местом, где можно совершить прогулку или приятно посидеть у костра. Ну а если вокруг горы мусора, то мы с возмущением ругаем нерадивых отдыхающих, забывая про то, что сами потребляем богатства леса (в том числе и как отдыхающие) и редко стремимся отдать что-либо взамен.

Отправившись на прогулку, вы можете встретить деревья-исполины, способные внушить уважение к себе уже благодаря своему почтенному возрасту и величественной наружности. Каждое из них - это целый мир, связанный невидимыми нитями с десятками других живых существ, в том числе, и с нами - людьми. Давайте попробуем приоткрыть для себя мир старого дерева. Вы сможете узнать очень много интересного.

Для этого вам потребуются лупа (желательно), блокнот, ручка (не обязательно), альбом и краски, фломастеры или карандаши (для возможно дальнейшего развития темы). Место проведения - лучше всего участок леса со старыми деревьями, который вы можете обнаружить заранее.


Методика проведения занятия

Если дети не устали и расположены поиграть, сыграйте с ними в любую подвижную игру. Когда они немного устанут и захотят отдохнуть, переключите их на исследовательское задание. Если есть возможность, то лучше проводить исследование при помощи лупы. При этом можно обследовать не только живое дерево, но и упавшее. Любознательность детей и их исследовательский интерес гораздо выше, чем у взрослых. Разбейте детей на пары и предложите провести исследование того, кого (или что) можно найти в трещинах коры старого дерева. Очень интересен вариант, когда в паре работают малыши и школьники постарше, в этом случае можно вести запись находок.

Вот примерный список вопросов, которые можно задать детям:

  1. Прислонитесь щекой к коре дерева. Какая она: теплая или холодная? Влажная или сухая?
  2. Кто прячется в трещинах коры дерева? Каких насекомых вы видите? Какого они цвета? Что они делают?
  3. Есть ли там паутинки? (если да, то дайте детям возможность обнаружить их раньше, чем вы зададите этот вопрос). Сколько разных паучков (их видов) можно найти в трещинах коры? Имейте в виду, что понятие "вид" для некоторых детей еще незнакомо, поэтому мы вводим понятие о "разных" пауках, насекомых, животных. Однако если вы проводите занятие со школьниками постарше, то, возможно, имеет смысл познакомить их с понятиями "вид" и "критерии вида". Какого цвета паучки? Что они делают? Кого они поймали в свои сети?
  4. Что еще можно обнаружить в трещинах коры дерева (старые листики, семена, крылышки насекомых, веточки и т.д.).
  5. Покажите лишайники и мхи, которые могут поселиться на стволе дерева. Пусть дети попробуют объяснить, зачем они здесь живут.
  6. Предложите детям обхватить дерево. Сколько человек для этого потребуется?
  7. Предложите помочь дереву: соберите вокруг мусор, попросите детей не трогать тех, кто живет рядом, - вылетевших из гнезда птенцов, насекомых, живущих в коре и иных обитателей природы, требующих нашей защиты.


Кто больше услышит звуков?

Дети стоят в тишине и, когда услышат какой-нибудь звук, поднимают руку. Малыши могут закрыть глаза – это помогает сосредоточиться. Победитель получает титул «Мастер слуха». После окончания игры вместе установите, откуда доносились звуки и что они означали (шелест листьев на деревьях, шум воды, пение птиц и т. д.). Игра развивает слух.


Ищем жилища животных.

Просим детей выбрать себе какое-нибудь животное, живущее в парке в естественных условиях, например насекомое. Можно подсказать детям («Ты можешь выбрать ежика, мышку, лягушку»). Задача малыша – найти домик для «своего» животного в ближайшем окружении. Если собралась группа детей, то можно поиграть в загадки: каждый показывает найденный домик, а все вместе угадывают, кто в нем живет. Игра формирует у детей понятие о природе как доме для многих видов животных.


Подведите итог занятия. Пусть все, кто желает, расскажут, каким они смогли увидеть дерево. Спросите детей, интересно ли им было бы исследовать дерево, если бы на нем нельзя было найти всех тех обитателей, которых они видели. Какой вывод можно из этого сделать? (Разные животные и растения живут не сами по себе, они нужны друг другу). Зарисуйте дерево таким, каким дети смогли его увидеть. Сочините историю или легенду и проведите конкурс сказок или баек.