Тренинг личностного роста для подростков

0 2a20f 36aec389 Lm.jpg

Типология упражнений, используемых в тренинге

Упражнения на разминку

Содержание тренинга, наполнение его конкретными психологическими упражнениями, также как и сам тренинг, является подвижным, живым организмом, который растет, развивается вместе с руководителем. Любой психолог, решивший заняться групповой работой с подростками неизбежно будет поступать также, если не хочет остановиться в своем развитии.

Начнем с тех упражнений, которые нужны в самом начале, с первого дня тренинга. В этот тип входят упражнения, которые подравнивают уровень психического функционирования участников, сближают группу, показывают то, в каком состоянии находятся подростки, настраивают на работу, подтягивают участников к внутригрупповому пространству. Эти упражнения необходимы для того, чтобы организовать группу и войти в рабочий режим.

В этот тип входят упражнения, которые заведомо приемлемы всеми участниками, не выходят далеко за рамки обычного поведения. Эти упражнения всегда групповые. Для того чтобы настроиться на работу вся группа должна быть включена в совместное групповое действие.

Упражнение «Разминка с мячиком». После вступительной речи и объяснения правил общения в группе, руководитель достает мячик средних размеров (маленький постоянно роняют и бегают за ним, а большой неудобен из-за своих размеров), не тяжелый и не легкий. Затем говорит инструкцию: «Сейчас вам надо будет бросить этот мячик кому-нибудь из сидящих напротив вас и при этом что-нибудь сказать. Говорить можно все, что угодно, все, что придет в голову. Например, «Привет», «Я тебя впервые вижу», «Сейчас зима» и т.д. и т.п.». В этом упражнении существует много дооснащений. Дооснащение – это расширение, углубление, усложнение, попытка разнообразить упражнение. Одна из функций дооснащения – поддерживать мотивацию. Можно бросить мяч и назвать свое имя, имя того, кому бросаешь. Можно при этом внешне описать человека («Синие джинсы», «Длинные волосы» и т.д.) и более личностно значимую часть внешности – лицо («Тонкие губы», «Большие глаза» и т.д.). Это упражнение заставляет подростков повнимательнее посмотреть друг на друга, приглядеться друг к другу, увидеть другого. Переключиться от созерцания себя на восприятие другого человека. Также направлено на развитие личностной зоркости, способности разглядеть что-то в другом человеке.

В качестве разминок можно использовать изобразительную психогимнастику. Например, изобразить закуривание сигареты. После того, как какое-то время покидались мячиком, я встаю, прошу встать остальных и говорю: «Следующее упражнение очень простое. Вам не надо будет ничего говорить. Просто повторяйте за мной то, что я буду делать». А я изображаю пантомиму: достаю воображаемую сигарету, коробку спичек, достаю спичку, зажигаю ее, прикуриваю, бросаю спичку, делаю две-три затяжки, затем начинаю сильно кашлять, бросаю сигарету и затаптываю ее. Это простое, для всех выполнимое упражнение. Вариантов может быть множество: можно умыться, почисть зубы, позавтракать и т.д. Критерий выбора варианта следующий: действие должно быть простым, естественным, обычным, так как подростки еще не готовы к тому, чтобы сделать что-то необычное. При этом я никогда не контролирую выполнение этого упражнения, каждый делает, как может.

Упражнение «Разыгрывание сценок». Это еще одно упражнение на разминку. Я делю группу на две команды и говорю: «Придумайте какой-нибудь сюжет или вспомните сказку, сценку, анекдот. Все, что угодно. И разыграйте по ролям. Условия: участвовать должны все и в процессе разыгрывания должны звучать имена каждого участника, лучше не по одному разу».


Упражнения на знакомство

Первое, что необходимо сделать после того, как руководитель объяснил правила – поздороваться. Поскольку тренинг – это специальным образом организованное общение, то и процедура приветствия здесь необычна. Организуя приветствие в тренинге я говорю: «Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами поздороваемся. Каждый из вас сейчас будет подходить поочередно к любому участнику и протягивать ему руки открытыми ладонями вверх. Тот, к кому он подошел, должен положить свои ладони сверху. После этого они какое-то время молча смотрят друг другу в глаза. Когда они оба или кто-то один из них решили, что поздоровались – они обнимаются и идут здороваться с другими. Разговаривать при этом нельзя». Не обязательно поздороваться со всеми. Важен сам процесс. Эта процедура заставляет подростков действительно увидеть другого человека, приблизиться к нему, сблизиться с ним.

Затем начинается процедура знакомства. Здесь тоже нужно уходить от привычных штампов, форм. Я категорически против того, чтобы вешать на себя листок, бирочку, бейдж с именем. Это отчуждает человека от его имени. Другие люди, вместо того, чтобы посмотреть на человека, всмотреться в человека и вспомнить его имя, начинают разглядывать его бирку с именем. Необходимо провести процедуру знакомства таким образом, чтобы организовать внутреннее подспорье для запоминания имен. Работа с именем подразумевает введение имени в группу, организацию запоминания и проверку запоминания, воспроизведение. В этом случае также должно быть много техник, так как группа открыта и может меняться на 50%. Процедура представления должна быть максимально театрализована. Чем более артистично, необычно человек представиться, тем лучше его запомнят. Для этого можно рассказать историю, связанную со своим именем, загадать загадку, станцевать свое имя, изобразить в статике. Инструкция может быть такой: «Расскажи, покажи что-нибудь такое, чтобы мы запомнили тебя и твое имя». Не обязательно познакомиться сразу со всеми на первом же занятии. Если подростков много – эта процедура может растянуться на все занятие, а это непродуктивно. Процедуру знакомства можно растянуть на 2-3 занятия. Процедура знакомства дает хорошие возможности для выхода из нее в предметные, тренинговые процедуры, т.к. если кто-то хорошо изобразил свое имя, то я могу перейти к техникам изображения животных, чувств, ситуации и т.д. Это будет логично. Еще одной из форм знакомства может быть следующая: человек называет свое имя и расшифровывает его. Например, «Света – Серьезная, Веселая, Единственная, Таинственная, Аккуратная».

Упражнение «Снежный ком». Каждый участник называет свое имя, перед этим назвав имена всех тех, кто уже представился. Таким образом, первый называет только свое имя, второй – имя предыдущего и затем свое, третий – имя первого, затем второго и после этого свое и т.д.

Упражнение. Каждый называет свое имя и коротко рассказывает о себе. Рассказывает то, что он считает нужным рассказать. После этого другие участники задают ему вопросы, на которые он может ответить при желании.

Упражнение. Является вариантом предыдущего. Все участники разбиваются на пары. Оба партнера в паре представляются друг другу. После этого они представляют друг друга для всей группы.

Упражнение «Разыгрывание сценок». Оно описано выше.

Когда подростки представились, можно начинать проверку памяти и воспроизведение. Здесь уместно напомнить о том, что тренинг проводится под эгидой испытания. Поэтому я говорю: «Ну, что, многие уже представились. Кто хочет проверить свою память?». Вызываются добровольцы и мы проделываем несколько процедур на проверку памяти. Упражнение. Один участник просто называет всех по имени. Упражнение. Другой делает это с закрытыми глазами. Упражнение. Третий вспоминает имена участников с открытыми глазами, но после того как все пересели. Упражнение. Следующий доброволец выходит в центр круга. Я прошу всю группу встать в круг спиной к нему. Он называет каждого по имени со спины. Если он правильно называет чье-то имя, то тот поворачивается и садится, если нет – продолжает стоять к нему спиной. Если кто-то не запомнил несколько имен, то надо поработать с ним на дозапоминание. Тех, кого он не запомнил надо включить с ним в совместное взаимодействие. Например, на полу лежит узкая доска, изображающая мостик над пропастью. Подростки, которых я включил в совместное взаимодействие начинают двигаться по этой доске с разных концов и должны суметь разойтись на этом мостике. Еще: перенести зажатый между лбами лист бумаги из одного конца комнаты в другой. Зажать между зубами с разных концов спичку и пронести по кругу. И так далее. Подобных упражнений можно придумать множество. Упражнение. Я говорю добровольцу: «Внимательно осмотри всех присутствующих. Тебе надо будет узнать их с закрытыми глазами». Затем они меняются местами и он с закрытыми глазами опознает их на ощупь. Можно оставить его стоять в центре, а остальные по очереди подходят к нему. Поскольку группа уменьшает и увеличивает свой количественный состав, то эти упражнения можно проводить не нескольких первых занятиях.


Упражнения на интенсивное физическое взаимодействие

Упражнения этого типа помогают решить следующие задачи. Первая. Пристроиться к клиенту в его собственной активности. Подростки в большинстве своем – быстрые, активные, подвижные. Необходимо пристроиться к ним и овладеть ими в их собственной активности. Одновременно и они присматриваются к руководителю – может ли он быть наравне с ними. Принимает ли он их, сознает ли он их равными себе в психологическом смысле. Все это способствует установлению доверительного контакта. Кроме того, нужно укатать группу, чтобы она устала. Чтобы они после этого упражнения сели, глубоко вздохнули и посмотрели друг на друга. Но, в основном это вспомогательные упражнения. Иногда надо, наоборот, дать возможность подвигаться детям после спокойных, рефлексивно-познавательных, сосредоточенных процедур и упражнений. Это всегда групповые упражнения, в которых задействована вся группа. Руководитель включен наравне со всеми. Эти упражнения можно повторять несколько раз, т.к. они обладают внутренней мотивацией.

В этом типе упражнений, также как и в любом другом, есть ядерные и маргинальные. Ядерные упражнения относятся только к одному типу, маргинальные могут относиться к нескольким сразу, т.к. они многофункциональны и решают психологические задачи тренинга из разных типов упражнений. Упражнение «Меняются местами те, кто…». Группа, как всегда сидит на стульях в кружок. Я встаю, убираю подальше свой стул и говорю: «Как вы все видите – я стою. Но я, также как и вы, хочу сидеть. Поэтому я сейчас организую ситуацию таким образом, чтобы у меня появился шанс сесть на чей-нибудь стул. По моей команде и как можно быстрее (чтобы не остаться без стула) меняются местами все те, кто обладает каким-либо свойством, которое я сейчас назову. Например, меняются все те, у кого в одежде есть черны цвет». Свойство каждый раз должно быть новое. Если группа плохо раскачивается (чего практически не бывает), то водящий водит, а свойство называет руководитель. Когда группа разогревается, то речь идет уже о скорости произнесения слов. При этом на ведущем лежит ответственность по технике безопасности (могут ломаться стулья). Поэтому перед занятием необходимо проверить прочность стульев. Это упражнение противопоказано тем, кто плохо себя чувствует. Руководитель обязан предупредить об этом участников. Упражнение нужно включать не встык с представлением, а после упражнений на разминку. Но в первый день одна игра из этого типа упражнений должна быть проиграна. Игра имеет внутреннюю самоподдерживающую мотивацию. Поэтому возникает проблема того, как закончить это упражнение. Для этого можно ввести правила: «Заканчиваем игру, если следующие трое водящих меняются с первого раза. Или если назвали свойство, которое уже было названо».

Упражнение «Леди и джентльмены». Это упражнение, в отличие от предыдущего представляет собой полную единицу тренинга: после микропоступка организуется рефлексия. Группа сидит на стульях в круг. В этом упражнении желательно иметь внешние глаза и уши, нужны зрители. Если подростков много, можно взять двоих из круга. Они сидят с открытыми глазами и потом рассказывают, что же произошло. Инструкция: «Посмотрите на того, кто сидит напротив вас. Сейчас вы закроете глаза и все вместе одновременно пойдете и поменяетесь местами с тем, кого вы выбрали. Пока вы не сели – глаза не открывайте».

Это острое упражнение. Поэтому, если я не предупрежу – могут быть ушибы. Далее я говорю: «Давайте работать внимательно, осторожно, спокойно, галантно. Как леди и джентельмены». Когда я даю эту вторую часть инструкции, то не понятно, в каком темпе нужно выполнять упражнение. «Как леди и джентльмены» – это как? С какой скоростью? Это медленно и неуверенно или уверенно и быстро? А как выйдет, как получится. На самом деле я сделал домашнюю заготовку. Я заведомо раньше, т.е. когда 2-4 человек еще не успели сесть, командую: «Стоп! Замри!». Они стоят с закрытыми глазами, а все уже сидят. Нужно немного их так подержать и начать разговор о них с теми, кто сидит: «Что проявилось при выполнении этого упражнения в каждом из них как в личности?». «Медлительные». «Тормоза». «Неуверенные». «Осторожные». «Не наглые». И так далее. У подростков есть возможность высказать и положительные и отрицательные характеристики. Причем отрицательных не должно быть больше положительных. Если надо – руководитель должен сам уравновесить: «Да, медлительные, но зато честные, не открыли глаза». Можно спросить наблюдателей: «Что произошло?» «С кем ты мысленно шел?» «Кто конкретно как шел?» Нужно дать возможность высказаться тем, у кого были острые ощущения.

В первом прогоне можно не обсуждать, т.к. далее идет серия повторов с дооснащением. В каждом следующем повторе надо дать возможность подросткам испытать себя немного больше предыдущего. Для этого можно включить временной контроль: «Я считаю до 10. Кто не успел поменяться – с того фант». Фант можно не использовать, просто ввести, чтобы включить спортивную мотивацию. А можно и использовать, если группа уже достаточно разогрелась. Например, попросить прокукарекать, похрюкать и т.д. Делаем полное упражнение (с рефлексией). Затем я говорю: «А за 9?». Тут же, следом: «А за 8?». Я специально убыстряю темп, заставляю быть активным, хитрить, а хитрец всегда виден. Следовательно, он будет осуждаться группой. Появляется больше поводов для рефлексии. Подростки начинают использовать различные техники: меняются не с тем, кто напротив, а с тем, кто рядом, на корточках, между ног, не через центр, а по кругу и т.д. Один парень закрыл глаза, взял с собой стул и поменялся. В условиях игры ведь не было сказано, что нельзя брать с собой стул. «Глаза» можно каждый раз менять.

После этого снимаю ограничение времени и говорю: «Теперь давайте сделаем это упражнение медленно, медленно, спокойно, получим удовольствие. Можно даже поговорить». Сделав упражнение, можно обсудить, что чувствовали подростки, выполняя его с ограничением времени и без ограничения. Через несколько занятий это упражнение можно повторить. После этого, усложняя данное упражнение, можно ввести следующее дооснащение. Из тех, кто остался, когда я сказал «Стоп!», я беру самого податливого и говорю ему: «Встань в центр круга и всех, кто тебя коснется – лови». Инструкция для всех: «Поменяться местами, не коснувшись человека в центре». Затем я ставлю в центр двух человек (из тех, кто был пойман) и т.д. Выполняется это упражнение несколько раз в исходной форме, а потом, после 2-4 повторений я говорю: «А теперь новое. Будьте внимательны. Сейчас мы закроем глаза и поменяемся с кем-то, кто напротив нас. Но, сев на стул глаза не открываем, а проверяем, есть ли рядом пустое место. И если есть, то стучим по стулу, помогая тем самым сесть остальным». Если я участвую в упражнении, то за меня командует мой помощник, выбранный из числа участников. Я говорю: «Когда я увижу, что все сели на свои места, поменялись (глаза у всех закрыты), я хлопаю в ладоши. По этому сигналу вам необходимо изучить в течение 1-1,5 минут руками своего правого соседа (надо особо подчеркнуть, что правого, а то они забывают – правого или левого). Не стесняйтесь, изучайте так, чтобы опознать его или чтобы запечатлеть в памяти с целью опознать его потом. Когда вы станете зрячими. Через 1-1,5 минуты я хлопну в ладоши два раза. Вы должны уйти от своего соседа и занять свое прежнее место. Помогаете сесть соседу (стучите по правому стулу, если он пустой) и не открываете пока еще глаза. Когда я увижу, что все сели, я дам команду открыть глаза». В этом упражнении я делаю центром внимания опознание с помощью тактильного контакта. При этом отгадывает не большой процент детей. Особенно в первый раз. Но вернемся к упражнению. После того, как все открыли глаза, проводим опознание. Я начинаю выстраивать последовательность того, как они сидели, когда поменялись с закрытыми глазами и опознавали друг друга.

  • Альберт, кто сидел справа? – он отвечает, что Марина. Тогда я говорю:
  • Сядьте рядом. Как ты узнал?
  • У нее джинсы.
  • Но ведь еще у двух девочек джинсы.

Они тоже по очереди садятся, он с закрытыми глазами опять их опознает и выбирает из них одну. То есть, мы, таким образом, производим ретроспекцию запоминания (следственный эксперимент). Задача: вспомнить как можно больше. Но в первой попытке не выстроишь всю группу, т.к. первое опознание соседа с помощью ощупывания было неряшливым, табуированным. Я показываю им это. Я говорю: «Плохо вы поработали. Давайте сделаем еще раз». Я повторяю инструкцию и призываю их не стесняться. Выполнять упражнение без смешков, спокойно, без ажиотажа. Затем я провожу полную процедуру опознания, пытаюсь выстроить весь круг. Параллельно, в процессе воспроизведения первоначального порядка я задаю подросткам вопросы на развитие способности к рефлексии: «Ну, как тебе, вообще, ничего? Какие ощущения? Что ты чувствовал, испытывал, когда с закрытыми глазами опознавал соседа? С чем это можно сравнить?» и т.д. Если многие опять не запомнили, можно провести упражнение в третий раз, но не больше.

Еще одно дооснащение этого упражнения. Его можно провести в этот же день (если у подростков хорошо получается) или через 1-2 занятия. Инструкция: «А теперь делаем все то же самое, но, опознавая своего правого соседа, думаем о том, кто же опознает нас самих слева». И после опознания начинаем выстраивать круг не направо, а налево:

  • Альберт, кто тебя опознавал?
  • Не знаю.
  • Хорошо, опиши, как тебя опознавали.

Он описывает.

  • Кто из здесь сидящих людей мог бы тебя так опознавать?
  • Может бы, Марина?
  • Марина, это ты его опознавала? Он был справа от тебя?
  • Да.
  • Альберт, опиши, пожалуйста, охарактеризуй человека, который тебя так опознавал. Какие черты, какие психологические качества проявились в процессе такого опознания? Что в человеке проявилось при этом?

Такие и подобные вопросы можно задавать при выполнении этого упражнения с таким дооснащением. Упражнение «Стражник и беглец». Руководитель делит группу пополам. Если количество участников четное – переходит в одну из команд с тем, чтобы в ней было на одного человека больше. Та команда, в которой на одного человека меньше, рассаживается на стульях в круг, а члены другой команды встают за их спинами. Они стражники. И один стражник стоит за пустым стулом. Те, кто сидят («беглецы») должны быстро пересесть на этот стул, так, чтобы их не поймал «стражник». «Беглец» считается пойманным, если стражник хотя бы одной рукой задел его за плечо. Тогда «беглец» возвращается на свое место. Через 5-10 минут «беглецы» и «стражники» меняются местами.

Упражнение «Прорвись в круг», «Вырвись из круга». Группа встает в круг и берется за руки. Один из подростков (тот, у которого завышенная самооценка) пытается прорваться в центр круга. Можно усложнить задачу: подростки сцепляются локтями и стоят плотной стеной. В этом упражнении группа дает невербальную обратную связь. Я дозирую легкость-сложность прорыва в круг. Можно стоять спиной. Круг можно поставить в мягкую позицию с закрытыми глазами, если мне надо повысить самооценку того, кто прорывается в круг (вырывается из круга). Для повышения самооценки, степени принятия группой лучше использовать упражнение «Вырвись из круга». Группа символическим образом дает понять подростку, что не хочет его отпускать от себя.

Упражнение «Паровозик». Инструкция: «Сейчас мы встанем, поставим стулья вдоль стены, закроем глаза и сделаем несколько шагов в разных направления. После этого вы должны как можно быстрее найти человека с косой (или в шляпе, которую я кому-нибудь надеваю, или в очках, в пиджаке и т.д.)». А этому человеку я говорю: «Ты не стой на месте, активно двигайся по всей комнате». Остальным говорю: «Если вы нашли этого человека – пристройтесь к нему, возьмите его за талию или за плечи и двигайтесь за ним. Если за ним кто-то уже есть – ищите последнего и пристраивайтесь в конец». В результате получается живой, быстрый паровозик, который бегает по комнате, а может выбежать и в коридор.


Психологический практикум

Этот тип объединяет много упражнений из популярной литературы по психологии, демонстрационные пробы, которые можно провести в условиях группы. Они носят вспомогательный характер, предназначены для заполнения пауз. Если занятие происходит на уроке психологии, то могут занять весь урок. Дети могут выполнять эти упражнения, а психолог объясняет психологические закономерности, эффекты, явления, которые проявились в этих упражнениях. Их также можно давать для отдыха, для смены ритма, после чая.

Упражнение «Испорченный телефон». Я объявляю, что нужны добровольцы 4-6 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Я достаю лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д. Общие требования к картине: 1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы); 2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация. Далее я спрашиваю: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали и им самим было интересно). Я говорю: «Записывать нельзя. Смотри и запоминай». Затем я вызываю первого из очереди за дверью и говорю ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай». Группе я говорю: «Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте». Чем больше пересказов, тем больше искажений, веселья и смеха. При желании можно объяснить, почему происходят искажения.

Упражнение на ловкость, реакцию. Вызывается доброволец. Он кладет кисть руки на спинку стула (подстраховывая руку, чтобы она не могла двигаться вниз). Я бросаю новую купюру между его большим и указательным пальцами. Его задача – поймать купюру. Это очень трудно, почти невозможно, т.к. человек не успевает среагировать, и купюра проскальзывает между пальцами и падает на пол.

Упражнение на внимательность. Первое: один человек совершает паттерн поведения из 10-12 фрагментов, а другой должен как можно точнее их повторить. Например, я делаю 10-12 движений от двери и сажусь. Кто-то повторяет. Второе: бросить на стол или на пол монеты, часы, брелки, расчески и т.д. Все смотрят 10-15 секунд. Затем закрывают глаза, а я меняю местами некоторые предметы. Они открывают глаза и кто-то отгадывает, что изменилось. Можно добавить что-нибудь или убрать. Третье: 10-20 (по числу участников) грецких орехов, яблок, апельсинов и т.д. раздать подросткам и сказать: «Внимательно посмотрите на свой орех, запомните его». После этого я собираю все орехи, перемешиваю их и подростки ищут свой орех. Четвертое: на чувство ритма. Я отбиваю ритм и прошу кого-нибудь повторить.


Интеллектуальные задачи

Подростковый возраст сензитивен к задачам такого рода. Подростки любят поразмышлять, пофилософствовать, поспорить. Поэтому в тренинге можно использовать упражнения на проверку логического мышления, способность к дедукции.

Упражнение «МПС». МПС – это Мой Правый Сосед. Из вызвавшихся добровольцев я выбираю тех, кто не знает, что такое МПС. Один, два или три человека выходят за дверь. Оставшимся я объясняю, что такое МПС и говорю, что на все вопросы, которые будет задавать первый вошедший (можно запускать и по два человека, по три) надо отвечать, имея в виду своего правого соседа. Отвечать так, как будто спрашивают про правого соседа. Вошедшему добровольцу я говорю: «Сейчас ты должен выяснить, что такое «МПС». Можешь задавать всем нам любые вопросы, кроме, естественно, прямого вопроса «Что такое МПС?». Его задача: по ответам сидящих, описывающих своих правых соседей, понять, что такое МПС.

Упражнение на пространственно-логическое мышление. Руководитель: «Кто хочет проверить свою способность рассуждать логично?». Доброволец выходит за дверь. Затем я прошу группу взять свои стулья и рассесться в комнате совершенно случайно, в хаотическом порядке. После этого предлагаю загадать кого-то из участников, кого должен будет отгадать вышедший за дверь. Загадали. Тогда я говорю: «Немного подвиньте свой стул или сядьте так, чтобы каждый мог сказать однозначно – справа или слева от него сидит загаданный нами человек. Причем, неважно, впереди или позади». Вошедшему участнику даю инструкцию: «Мы загадали одного из нас. Твоя задача – отгадать, кого именно. Для этого у тебя есть одна возможность. Ты можешь каждому из нас задать только один из двух вопросов. Первый: «Он от тебя справа?». Второй: «Он от тебя слева?». Тебе ответят «Да» или «Нет». И на пересечении ответов на эти вопросы ты должен отгадать того, кто нами загадан. Причем, имей в виду, что если ты случайно спросишь того человека, которого мы загадали, то он на оба вопроса, естественно, ответит «Нет». Так как он от себя не справа и не слева. В этом упражнении необходимо продемонстрировать и пространственное мышление и логику. Если у него не получается – можно разрешить задавать вопросы по второму разу. Если есть очередь – ее нужно исчерпать, параллельно усложняя задание с помощью дооснащений. Например, без ведома отгадывающего человека мы в группе договариваемся о том, что все девочки говорят правду, а мальчики обманывают. Когда выходит следующий доброволец – можно поменять: девочки обманывают, мальчики говорят правду.

Упражнение «Заговор в сумасшедшем доме». Доброволец – за дверь. Остальным я говорю: «Представьте, что все мы – сумасшедшие в больнице. У каждого свой диагноз, но мы договорились, что будем симулировать один диагноз раздвоение личности. Для этого мы будем отвечать не на тот вопрос, который нам зададут, а на предыдущий. Первый человек отвечает на любой воображаемый вопрос». Вошедшему я говорю: «Мы все психи в сумасшедшем доме, а ты наш главврач. Мы все кое о чем сговорились. Ты должен выяснить суть нашего заговора. Можешь задавать всем нам любые вопросы». «Главврач» должен сообразить, что «больные» отвечают не на свой вопрос, а на предыдущий, как бы за другого человека. То есть каждый из сидящих считает себя другим человеком (тем, кому был только что задан вопрос) и после этого понять симулируемый диагноз – раздвоение личности.


Упражнения на получение нового сенсорного опыта

Упражнения этого типа характеризуются следующими свойствами: 1) носят явный характер испытания; 2) это индивидуальные упражнения, но с хорошим мотивационным потенциалом. Испытание одного участника повышает мотивацию другого, в итоге вся группа может пройти задание; 3) эти упражнения экологически валидны, т.е., в большинстве, они взяты у самих подростков, находятся в сфере их интересов, не чужды им; 4) это полные упражнения, т.е. в них всегда выдерживается структурная единица тренинга: микро поступок и чувственная рефлексия по его поводу. Они охотно обсуждаются; 5) эти упражнения легко дооснащать.

Общий принцип построения упражнений этого типа – выключается одна сенсорная модальность и нагружается другая. В основном выключается зрение, и нагрузка падает на тактильные ощущения, вестибулярный аппарат, обоняние. Общий принцип организации – подросток ставится в ситуацию, в которой он заведомо должен испытать этот новый сенсорный опыт. Остальные участники наблюдают и обсуждают с ним то, что произошло, что он почувствовал. Есть две сферы этого нового сенсорного опыта: 1) по отношению к предметному миру; 2) по отношению к живому миру. Поясним это на ниже приводимых упражнениях.

Упражнения на новые вестибулярные ощущения. Они присутствуют в каждом тренинге. Эти упражнения интересны и богаты содержательно.

Упражнение «Девушка на стуле». Инструкция: «Кто хочет себя испытать? Я хочу, чтобы вызвались девушки». Если вызвалось несколько человек – то лишних за дверь, пусть подождут, оставить нужно одну девушку. Инструкция: «Садись на стул глубоко и удобно. Закрой глаза и не открывай ни при каких обстоятельствах. Откроешь только тогда, когда я скажу. Ни о чем не думай. Ничего плохого с тобой не случится». После этого два или четыре парня бесшумно (или группа может создавать шум) подходят к стулу и поднимают его. Можно повертеть стул, покачать его. Но главное – техника безопасности! Для этого заранее перед испытанием необходимо потренироваться с парнями: по команде одновременно поднимать стул. Когда команда сработается – можно приглашать девушку. Со следующей девушкой можно устроить американские горки – восьмерка в двух плоскостях лучше с закрытыми глазами. Опрос добровольца ведется в простой форме: «Ну, как?», «На что это похоже?», «Что ты ощущала?», «Что произошло?», «Что ты почувствовала?». Но сначала слушаем самоотчет. После него помогаем вопросами. Замет спрашиваем тех, кто наблюдал: «А как тебе было видно, что ты видел?», «Ты переживал за нее?». Когда наговорились с первой, можно позвать следующую и ее испытать. Парней в этом упражнении я не испытываю. Для них есть более сложные варианты.

Упражнение «Парень на стуле». Это более жесткая форма предыдущего упражнения. В нем очень важна техника безопасности. Молодой человек становится ногами на стул. Он должен немного постоять – подрожать. В это время я завожу с ним разговор: «Ну, как, с закрытыми или с открытыми глазами? Давай с закрытыми! Со страховкой или без? Давай без страховки! А кто тебя будет поднимать – парни или девушки? Кому больше доверяешь?» и т.д. Глаза завязывать не надо. Если хочет – сам закрывает. Ребят, которые его будут поднимать, нужно потренировать, они должны быть достаточно сильными. Стул должен быть ровным и крепким. Руководитель подстраховывает. Рядом не должно быть ничего острого, опасного. Должен быть высокий потолок. Это испытание. Подростка поднимают за ножки стула на разные уровни высоты. Это эмоционально насыщенное упражнение. При обсуждении сначала идут непроизвольные высказывания зрителей: «Что ты можешь сказать, Антон? Он выдержал испытание или нет, как ты думаешь? Кому ты сопереживал – ему, тому, кто поднимал или мне – у меня сердце колотилось? А ты хочешь попробовать? Ты готов? Нет, я не буду тебя испытывать. Но ты готов?». Далее следует самоотчет. «Что ты чувствовал, на что это похоже, как сам считаешь – выдержал или не выдержал?» и т.д. После обсуждения следующий подросток испытывает себя. Дооснащение «Девушка с парнем на стуле». Вместе с парнем на стул встает девушка, которая боится. Парень ее подстраховывает и ободряет. Потом сравниваем: когда вдвоем и когда один (одна).

Упражнение «Слепой и поводырь». Группа разбивается на пары «парень-девушка»; в крайнем случае, однополые. В парах участники разбиваются на «слепого» и «поводыря». Инструкция: «Поводыри – вы активны. Познакомьте слепого со всем важным, что есть в комнате всеми частями тела, пусть хоть языком лижет. На это вам дается 5 минут». Можно подсказать, с чем знакомиться: ступени, острые ручки, дверь, окно, стулья, люди, столы, проходы, шторы, выключатели и т.д. Потом все открывают глаза и мы спрашиваем «слепых» об их ощущения. После этого «слепые» опять закрывают глаза и дается вторая инструкция: «Теперь активными должны быть «слепые». Их задача – опознать предъявляемые им различные предметы». Вслепую они опознают предметы. Предметы: все выше перечисленные, а также предметы, которые вынимаются из карманов и сумок. Предметов 10-12. Лучше не подсказывать. Третья инструкция: «Поводыри», отпустите «слепых», идите рядом, не дотрагиваясь до них. Пусть идут сами. Подстраховывайте их только в опасных случаях». Испытываешь удивительные ощущения, когда ходишь «слепым» по большому пространству, зная, что в случае необходимости тебя подстрахуют. Эти все ощущения потом обговариваются, организуется процедура рефлексии. Удачной была бы обязательная форма проговаривания своих ощущений каждой парой. Помочь им можно вопросами: «Что ты почувствовал?», «На что это похоже?», «Что было нового, самого непонятного, таинственного?», «Было ли больно?», «Как тебе твой партнер?2, «Ты уверен в нем?», «Он помогал тебе или мешал?», «Что ты хочешь ему сказать?», «Что необычного?», «Что можешь сказать о партнере?». У «поводырей» создается мотивация поменяться местами. Можно проделать это же упражнение, а можно перейти к следующему.

Упражнение «Врежься в меня». Основная функция: человек переживает ситуацию встречи с «живым» пространством. Не с телом, т.к. он не сталкивается с телом – человек отходит назад (в сторону). В этом упражнении нужно добраться до переживания «живого» пространства. Этот опыт переживания виден и для остальных участников тренинга, т.к. динами поведения участника меняется при входе в «живое» пространство: он закрывается, притормаживает, выставляет вперед руки, выдвигает плечо, наклоняется и т.д. При обсуждении: «Какой он был в этот момент? Внешне и внутренне. Что он при этом испытывал?».

Упражнение «Нож в масло». Это упражнение является продолжением предыдущего. Только в нем доброволец врезается не в одного человека, а во всю группу. Мы ставим 5-6 стульев в два ряда спинками друг к другу и раздвигаем их, делая коридор. В середине коридора, между стульями плотной группой встают все участники тренинга, образуя «пробку». Страхующий задает направление и ловит в случае необходимости. Желающих добровольцев просим выйти за дверь, чтобы они не видели, как мы тренируемся. Тренировка заключается в следующем: за то время, пока доброволец приближается к группе (намереваясь в нее врезаться) она должна рассредоточиться в вдоль стульев, так, чтобы доброволец мог свободно пробежать по коридору в руки страхующего.


После этого входит первый доброволец, и я говорю ему инструкцию: «Я хочу тебя испытать – сможешь ты или нет с закрытыми глазами врезаться с разбега в группу». Он закрывает глаза и медленно или быстро идет (бежит) по направлению к группе. Группа в это время расходится и наблюдает за изменением его поведения. В случае необходимости страхующий ловит добровольца, чтобы тот не ударился обо что-нибудь. Затем идет обсуждение. Нужно дать высказаться и добровольцу и группе. Это упражнение можно повторять, тренируя того, кто сплоховал: замедлил, не врезался, испугался и т.д. При повторе с одним человеком иногда можно не расходиться, чтобы он не знал, что его ждет. Далее парное упражнение: один смелый и один несмелый. Несмелый идет за смелым в затылок. Затем делаем коридор шире и они идут рядом, взявшись за руки. Парой можно врезаться и в одного человека в упражнении «Врежься в меня». Но всегда с закрытыми глазами.

Упражнение «Запах девушки». Доброволец сначала с открытыми глазами нюхает каждую девушку (волосы, шею). Затем нюхает с закрытыми глазами и опознает (называет имя или описывает внешность). Девушки при этом пересаживаются или просто подходят к добровольцу. Добровольцем является парень. В упражнении «Запах и юноша», если найдется смелая девушка, то ей дается задание опознать по запаху парней. После этого руководитель организует процедуру рефлексии.

Упражнение «Доверительное падение». Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников поворачивается спиной к другому, закрывает глаза и падает на него. Тот его ловит. После этого можно усложнить упражнение. Доброволец встает на возвышение (стул, стол, подоконник), поворачивается спиной к группе, закрывает глаза и падает. Группа его ловит. После упражнения организуется саморефлексия участников.

Упражнение «Все поднимают одного». Выбирается самый неуверенный в себе подросток. Он ложится на стол, стулья или на пол (если есть ковер) и вся группа поднимает его высоко на руках. Можно немного покачать.

Упражнение «Восковая свечка». Группа встает в круг, в центр круга – доброволец. Он закрывает глаза и полностью расслабляется. Группа мягко и плавно толкает его из стороны в сторону. Затем, как обычно, организуется процесс рефлексии.

Упражнение «Вагончик и локомотив». Группа разбивается на пары. Пара, соответственно, на «вагон» и «локомотив». «Вагон» встает перед «локомотивом», закрывает глаза и полностью расслабляется. «Локомотив» должен толкать «вагон» по всей комнате в разных направлениях. В итоге получается хаотичное движение всей группы по комнате. Задача «локомотивов» - не столкнуться с другими «вагончиками» и «локомотивами». Вопросы на рефлексию: «Как тебе твой «локомотив»?», «Ты ему доверял?», «Ты доволен тем, как он тебя толкал?», «Опиши свои ощущения» и т.д. После этого «вагон» и «локомотив» меняются местами.


Упражнения на речевые действия

Описывая этот тип упражнений, я использую терминологию, которую ввел Петр Яковлевич Гальперин. В теории о формировании действий он четко различил четыре типа действий. Основанием для такой классификации является характер предметности исполнительной части действия. П.Я.Гальперин писал: «Всякое действие состоит из исполнительной и ориентировочной части. Ориентировочная часть автоматизируется, интериоризируется, обобщается и уходит внутрь. Удел предметной части – предметная форма, в которой только и может быть выполнено действие. Представьте себе стакан воды и мысленно выпейте его. Вы утолили жажду? Нет. Сколько бы вы не представляли, вы не напьетесь, пока не возьмете реальный стакан с водой. А все предыдущее было ориентировкой». Предлагаем следующую классификацию действий: 1) физические действия с физическими телами; 2) перцептивные действия с образами; 3) умственные действия, предметами которых являются понятия и представления; 4) речевые действия – предметность в словах, направлены на себя или других («Открой дверь», «Сядь», «Я верю тебе», «Я надеюсь», «Я люблю» и т.д.). К речевым действиям относятся комплимент, умение красиво поздороваться, поздравить с днем рождения, произнести тост, признаться в любви и т.д. Упражнения на речевые действия в большинстве случаев представляют собой обучение, т.к. подростки еще только овладевают приведенными выше формами речевых действий. Эта часть тренинга также решает дополнительные задачи, связанные с организацией взаимоотношений между мальчиками и девочками. При необходимости может выполнять диагностическую функцию.

Упражнение. Я прошу группу глубоко сесть на стулья, расслабиться, закрыть глаза и представить себя там, где им хорошо. Это привычное место или место, где они хотят оказаться. Через некоторое время я спрашиваю каждого, где он находится. Когда кто-нибудь говорит, что он за столом, я говорю: «Стоп! Открыли все глаза. У нас праздник, день рождения. То, что он (она) сейчас сказал, все это сейчас есть. Он именинник. Скажем ему добрые слова. Поиграем в тосты». Исходя из ситуации, можно выбрать обязательную для всех или добровольную форму, тренинг или отдых, обучение образцам или импровизацию. Эта сфера является зоной ближайшего развития подростков. Можно дать задание придумать тост, поздравление человеку, который находится среди них. Можно дооснастить второй половиной: «Что запомнилось из того, что было сказано?», «Что было необычного?», «А какой тост тебе сказал Валера? Поменялось у тебя отношение к нему?». Когда все сказали тосты и обсудили, я говорю: «Давайте сделаем шаг назад. Представим, что мы только входим к имениннику (имениннице) в дверь. Вручите подарок, цветы. Произнесите эти слова – слова поздравления». Можно взять сухой букетик цветов для именинницы или любой веник. Можно обыграть несколько примеров того, как дарятся цветы.

Упражнение «Комплименты-Комплименты». Участие в этом упражнении хорошо стимулируется использованием соревновательной мотивации. Два подростка любого пола (но для начала лучше разнополые) встают в центре круга и по очереди говорят друг другу комплименты. Побеждает тот, кто последним говорит комплимент. Если кто-то побеждает, тогда вызывается другая пара. Это довольно сложное упражнение, особенно на первых парах. После того, как подростки несколько раз участвуют в этом упражнении, им становится легче, они постепенно раскрепощаются, овладевают способностью говорить комплименты. После этого можно преложить им другой вариант этого упражнения – «Комплименты-Ругательства». Один человек говорит комплименты, другой в ответ ругает его. Оба варианта эмоционально насыщены, обладают хорошим развивающим потенциалом личностного роста.


Упражнения на невербальное общение и понимание эмоциональных состояний

Этот тип упражнений направлен на развитие у подростков способности к экспрессии, самовыражению, выражению эмоций, чувств, внутреннего психического состояния. Хорошо способствует процессу раскрепощения, самораскрытию. Развивает способность к пониманию невербальных проявлений партнеров по общению. Помогает подросткам сразу видеть настроение человека, его самочувствие.

Этому типу упражнений можно посвятить целый день, а можно рассредоточить по нескольким дням. Он взят из репертуара тренинга общения и носит характер обучения. Обычный прием развертывания этого дня, как он сложился в тренинге следующий. После разминки я вхожу в круг и предлагаю подросткам отгадать, т.е. перевести с невербального на вербальный несколько вопросов и фраз, которые я задаю невербально. Вопросы и фразы от самых легких до сложных: "Сколько времени?", "Есть ли у тебя сигарета?", "Пойдем", "Давай, выйдем", "Ты не устал?", «Я голодный», «Пойдем завтра в кино?».

Я говорю: "Я буду задавать вопрос кому-то конкретно. А если он не поймет - то помогите ему. И постарайтесь перевести, а если хотите, то и ответить тем же невербальным способом". Так я разминаю группу, а потом предлагаю любому высказать что-то невербально. Далее я рассаживаю детей парами в две шеренги лицом друг к другу. Пары делать лучше разнополые. Инструкция: «Побеседуйте друг с другом невербально. Должен быть четко понятый вопрос и четко понятый ответ. Не останавливайтесь, если у вас получается". В это время я прохожу и смотрю, у кого разговор наиболее удачный и через некоторое время прошу повторить этот разговор для группы. Группа переводит, отгадывает смысл разговора. Затем я перехожу к следующему упражнению "Эмоциональная гимнастика". Для этого уравниваю парней и девушек. Это упражнение на повторение мимики лица руководителя, а потом - не только лица, но и мимико-невербальных высказываний. Я говорю: "Те, кто ко мне спиной (а я стою за спиной одной из шеренги) ни в коем случае не оборачиваются, они смотрят только в лицо своему партнеру. В это время я корчу гримасу для другой шеренги и каждый из этой шеренги повторяет гримасу своему партнеру. Можно, например, подморгнуть, показать язык, показать, что кисло, сладко, ты мне нравишься, не нравишься, не нравится сосед, сосед дурак, что я устал и т.д. Вторая шеренга может спросить: "А как нам реагировать?" Я говорю: "Естественным образом, как хотите". В какой-то момент я меняю позицию и перехожу за первую шеренгу и все повторяется. Далее я перехожу к упражнению "Хвалить-ругать глазами". Оно тоже подготавливается. В этот момент я должен сделать последние перестановки в парах. Неудачные пары я разбиваю и далее они сами производят некоторые действия в отношении друг друга по моей инструкции. Начинаем с самого легкого. Я говорю: "Те, кто ко мне спиной - попробуйте без слов, с помощью движений губ, мимики, движениями головы, рук, плеч поругать партнера, но без звука. Ругайте серьезно, долго, без слов. Можно встать". Когда они закончили, я говорю: "Стоп! Отдохните. Теперь другая шеренга - то же самое, но похвалите партнеров". Далее: "Закройте глаза одна из шеренг. Эта шеренга должна с закрытыми глазами похвалить или поругать партнера". Затем я даю задание другой шеренге: "Попробуйте поругать, но с плотно сжатым ртом. Сожмите зубы. С открытыми глазами". Шеренги можно менять не каждый раз. Я говорю: "Рот можно открывать, но без звуков и без движений рук, ног, головы. Только мимикой поругайте или похвалите". Потом доходим до ситуации, когда они принимают задачу поругать или похвалить только глазами. Бровями нельзя. В этот момент мы переходим к четвертой стадии. Включается соревновательно-индивидуальный момент. До этого была тренировка-обучение. Теперь - проверка. Оформление: серия упражнений с одинаковой структурой. Я хлопаю в ладоши и в течение 1/2 минуты одна из шеренг хвалит или ругает партнера (с помощью тех возможностей, которые я оставляю, т.е. сначала с помощью всего: рук, ног, головы, рта (губ), мимики; постепенно убавляю средства выражения и оставляю только глаза). Затем через 1/2 минуты я хлопаю 2 раза в ладоши и они начинают ругать (если хвалили первые 1/2 минуты) или хвалить (если до этого ругали). Партнер должен отгадывать: его сначала ругали, а потом хвалили или наоборот. Чтобы подзадорить их, говорю: "Девушки лучше отгадывают, чем парни" или "Прошлая группа хорошо отгадывала" и т.д. Потом можно перейти к общению телами. Я прошу встать две шеренги, отодвинуть стулья и прислониться друг к другу спинами. "Сначала поизучайте друг друга спинами. Потом попытайтесь сказать спиной партнеру что-нибудь". Если они не могут придумать, что бы такое сказать, я им помогаю: "Ну, как тебе? Ну, как ты?", "Ты здесь?", "Все нормально?", "Ты мне нравишься", "Я тебя боюсь", "Поругайте партнера спиной", "Иди-ка ты отсюда", "Отвали". Затем "Примирение спиной", "Извини", "Подластиться спиной". "Далее поговорите спинами - минимум из двух фраз: четко понятый вопрос и четко понятый ответ".

Общение спинами - это эмоционально насыщенный процесс. После этого надо опять сесть в кружочек, отдохнуть или активно подвигаться.

Упражнение на тактильное общение. Дети продолжают сидеть в парах в две шеренги. Я предлагаю закрыть глаза. Затем говорю: "Левая шеренга, потрогайте плечи, колени, спину, лоб, нос, уши партнера и скажите ему словами, какие они у него. Но делайте все это в отдельности и изучайте долго что-то одно, затем опишите это. После этого можно включить зрение и перейти к упражнению "Описание лица". Они не умеют это делать (как тосты, комплименты). Но, как могут, описывают лицо своего партнера для него. Затем в ответ он описывает его лицо. Это все делается сразу всей группой. Затем каждый для группы говорит о том, что его удивило в описании его лица партнером. Что понравилось, что пропущено в описании. Как бы он хотел, чтобы его лицо выглядело в глазах партнера. Нельзя оценивать! В этой процедуре есть богатые возможности для развития рефлексии, так же как и с коленями, плечами и т.д. Вся эта серия (с самого начала) может длиться 1,5-2 часа. Можно продолжить упражнением "На эмоциональное подстраивание". В изобразительных играх тоже есть такой вид упражнения как "Изображение эмоциональных состояний". Выполнять можно одним человеком, взаимодействующей парой или тройкой. Я предлагаю одному из членов группы занять некоторую позу, которую я описываю ему, и он в ней замирает. Например, "Попрошайка", "Неприятное письмо", "Человек, смотрящий телевизор, по которому показывают остросюжетный детектив, футбол, хоккей", "На пляже". Все это можно изображать на столе, на стуле, на полу, лежа, сидя. В этой позе надо находиться будет долго. Когда подросток принимает указанную позу, я выбираю по возможности раскованного, артистичного человека и прошу его: "Попробуй подстроиться к нему так, чтобы вы были вместе и у вас было единое чувство, единое настроение. Лучше, если ты будешь хоть чем-то его касаться. Но это не важно. Мы почувствуем - вместе вы или нет. Ты должен слиться с ним, а не менять то чувство, которое исходит от него. Не спеши. Обойди вокруг него. Главное - не помешай ему оставаться в том же настроении, том же чувстве". Такое задание я даю последовательно двум-трем участникам. Получается группка из 3-4 человек. Пятого я прошу: "Пристройся, но внеси свою эмоцию, свое настроение, свой смысл в эту скульптуру. Сделай так, чтобы мы центрировались на тебе. Чтобы возникла новая мощная краска". Если кто-то из тех, кого я прошу подстроиться, плохо это делает, у него не получается "встроиться", то можно начать обсуждать, что именно, т.е. вербализовать созданное настроение, которое он хотел разрушить. Эту технику можно повторять с другим настроением (позой, группкой).

Упражнения "На вербальное подстраивание" скорее входят в тип "Речевые действия". Группа сидит в кругу и я прошу всех быть внимательными и отвечать на мой вопрос первое, что придет на ум. Я провожу разминку: иду по кругу и каждому задаю краткий вопрос: "Где?", "Со мной?", "Ты отдал?", "Да ты что?", "Есть?", "Я не хочу, а ты?". Эти вопросы никак не связаны. Я задаю первый пришедший на ум вопрос, взглянув подростку в глаза. Предыдущий ответ не должен быть связан со следующим моим вопросом. Эта разминка может быть сделана в один день, а само упражнение на следующий. Затем я говорю: "Теперь вам понятно, что я спрашиваю? Теперь вы спрашивайте, а я буду также быстро отвечать". Само упражнение предполагает медленный совместный поиск некоторого смысла наугад сказанной первой фразы. Идет подстраивание друг к другу и осмысление тех фраз, которые мы говорим. Я и партнер произносим фразу, еще не зная про, что будет разговор.

Сначала разминка: - Ну, как? Ничего? - Черный? - Белый. - Да, нет, черный. - Что с тобой? - Все хорошо. - Ты купил? - Нет еще. - Купи. - Ты что-нибудь понимаешь? - Приблизительно. - Давай завтра. - Нет. - А завтра не хочешь? - Я не готова. - А я готов. - Мне кажется, надо отчетливее все знать. - Ну, зачем откладывать?

Я говорю теперь: - Задай мне вопрос. - Ну, как? - Не жмут. - Хорошо. - А тебе жмут? - Нет. Весело было? - Ты знаешь, сначала не очень, а потом я ушел. - Зря ушел. - Я так и понял - все веселье началось после того, как я ушел. В следующий раз не уйду. - Отчего? - Как отчего? Ты про что? - А вчера? - Я не понял, вчера-то здесь при чем? - Вчера все хорошо. А ты где вчера была?

Это упражнение адекватно их познавательной сфере. Оно подростковое. С психологической точки зрения обладает хорошим потенциалом в плане развития способности заводить и поддерживать разговор, находить общие интересы и темы для разговора. На это же направлено и следующее упражнение «Разговор на скамейке». Выбирается пара парень-девушка. Она сидит на стуле, изображающем скамейку в парке. Ему дается следующее задание: «Представь, что ты идешь по парку, видишь одиноко сидящую девушку на скамейке, она тебе понравилась и ты захотел с ней познакомиться. Твоя задача: подойти к ней, сесть рядом, завести разговор и поговорить в течение хотя бы 5 минут о чем угодно. Главное – не молчи. В процессе разговора узнай ее имя, телефон, договорись о новой встрече». Выполнение этого упражнения для скованных подростков позволяет им свободнее и увереннее чувствовать себя в повседневном общении.


Изобразительные и сюжетно-ролевые игры

Предыдущий тип упражнений был подготовительным по отношению к данному. В этом типе продолжается работа по развитию личностной зоркости у подростков. Это уже последняя треть тренинга. На этом этапе мы можем наблюдать разогретую, богатую собственной историей группу. Иногда удается разогреть группу для выполнения упражнений этого типа к пятому занятию. Этим упражнениям тоже можно уделить целый день, можно несколько раз по полдня. В любом случае, надо уделить много внимания. Выполнение этих упражнений начинается с собственных для этого типа разминок. Они подготавливают группу, эмоционально настраивают.

Общий принцип изобразительных игр: участникам группы (по одному или всем вместе) надо изобразить (в минимальной динамике, сжато или в статике) животное, вещь, растение, настроение, эмоцию. Я даю задание, а доброволец изображает. Или он изображает, а мы все отгадываем. Можно изображать пословицы, фразы. Сначала простые вещи, затем сложные. Для начала я раздаю каждому карточку с написанным на ней животным. Они по очереди изображают, а вся группа угадывает. Следующий шаг – раздаю карточки с заданием изобразить какое-то эмоционально насыщенное действие, например, «Изобрази, что ты сел на кнопку», «Изобрази, что ты сел на мокрое», «Изобрази, что ты съел лимон», «Изобрази засыпающего перед телевизором», «Изобрази радующегося за гол любимой команды» и т.д. Главное - изображение эмоциональных состояний. Поэтому далее я раздаю карточки со следующими заданиями: изобразить ярость, нежность, покорность, снисхождение и т.д.

По их результатам может быть организована хорошая рефлексия. Эти упражнения взяты из тренинга сензитивности. Я "леплю" из кого-то эмоцию и говорю: "Что он испытывает?". Группа отгадывает. Потом другие лепят. Две пары могут вылепить - потом обсуждаем. Следующий шаг – работа в парах. Выбираются добровольцы и я даю им задание изобразить сюжет в статике: нежность вдвоем, расставание, встречу, безысходность, ссору. Можно втроем. Например, у парня две девушки и он не знает за какой ему пойти. Я говорю девушкам: "Дайте ему шанс изобразить невозможность решить с кем пойти и замрите".

Естественным продолжением этих упражнений является множество актерских этюдов. Группа разбивается на тройки (минимально), с представителями обеих полов. Задание: сыграть маленькую, стремительную сюжетную картинку. Но сыграть тремя различными сюжетными способами. Разыгрываемый сюжет - это всегда решение конфликтной ситуации. Надо сыграть решение этой проблемы, ситуации, конфликта тремя способами. Я подсказываю им: "Три варианта - это значит жесткий, мягкий и нейтральный. Если хотите - четыре варианта. Задействуйте всех членов группы". Сложность конфликтной ситуации я определяю для каждой подгруппы сам, исходя из прогноза о ее возможностях. Например, простое задание - человек прошел мимо и толкнул; задание посложнее - парень с девушкой пьют кофе и он случайно проливает кофе ей на юбку. Можно предложить картинки из теста Розенцвейга. За те 5-10 минут, пока они репетируют, я наблюдаю за тем, насколько удачно у них получается, и затем выстраиваю их в очередь: от слабых к сильным. Реквизиты - какие смогут достать. Один из членов группы выступает за автора. Он вкратце объясняет, что будет, в чем суть проблемы. Группки формировать лучше по желанию. Можно комплектовать. В этот же день или на следующем занятии можно перейти к сюжетно-ролевым играм, где сюжет значительней и события в нем более непредвиденные, это уже маленькая сценка. Общий принцип: содержание сюжетов должно быть в зоне ближайшего развития подростков. Примеры сюжетно-ролевых игр из тех, что я предлагаю детям. Парень пьет чай у девушки до 12 часов. Он хочет остаться у нее. Ей я шепчу: "Выгоняй, сегодня он тебе не нужен". Ему: "Сделай все, чтобы остаться". Так играет первая пара. Немного можно обсудить, но только для того, чтобы нашлись новые желающие сыграть по-другому. Играет вторая пара: "Он звонит в дверь, а она его не впускает". Ему я говорю: "Как это - ты пришел в гости, найди средство войти. Добейся того, чтобы она тебя впустила".

"Парень или девушка знакомят своих родителей с другом (подругой)". "Пьяный муж возвращается домой". "Жена возвращается домой под утро". Каждая сценка играется больше, чем одним составом, т.к. каждый находит свои краски. "Муж возвращается из командировки, а жена пьет чай с кем-то". "Развод молодых супругов: "Вы 4 года замужем, у вас маленький ребенок. Муж пьяница. Тебе все надоело, и ты решила подать заявление". Дальше они работают с чистого листа, импровизируют. Подавляющее большинство проигрышей ситуаций успешны, а иногда блистательны. "Несовершеннолетняя девочка ждет ребенка". Здесь я должен угадать ту, которая примет эту роль. До этого момента я много раз говорил: "Ребята, тренинг, это такая вещь, что в любом из упражнений мы видны, но одновременно мы играем, т.е. это не мы. Нельзя отождествлять человека с тем, что он в тренинге, как нельзя отождествлять актера с его ролью". Я ей говорю (шепчу на ухо): "Ты беременна (15-16 лет) 6 месяцев. Родители тебя убьют, если узнают. И парень тебя бросил. Ты решила посоветоваться с кем-то. Выбери его. Он не знает по поводу чего ты будешь советоваться". В некоторых группах можно давать подросткам самим придумывать сюжеты. "Парень с девушкой хотят, чтобы их знакомая оставила на время им квартиру". Человек, к которому они приходят в гости не знает, чего они хотят. Надо его уговорить". Иногда можно проигрывать сценки в вербальном плане, т.е. обсудить, как и что получилось. Но обсуждение необходимо опять для того, чтобы понять, кто заинтересован сыграть по-другому. Тогда я говорю: "Набери себе состав и играйте". В тренинге есть завершающая сюжетно-ролевая игра, в которой может быть задействована вся группа. Не обязательно проигрывать ее в тот же день, можно в другой. Но на нее надо настроиться. Лучше всего идет сценка "Операция в больнице", где мы начинаем с того, что есть палата, больной, врачи, медсестры, мама, парень (девушка) у героини (героя). Приходят практиканты, хирурги, сторож, который не пускает маму в палату, иногда волшебник с живой водой, священник. Я их только подталкиваю на серию сценок. Я - моторчик среди самих актеров. Я принимаю активное участие и в буквальном смысле руковожу: подталкиваю, комплектую, ввожу новые роли, корректирую поведение других участников (например, "мама" слишком часто и рьяно рвется в палату - я ей говорю: "Не концентрируй все внимание на себе, включайся только в паузах в основном действии, которое происходит у стола"). Наслаиваются друг на друга новые повороты сюжета и в конце получается всеобщее представление.


Подтип "Быстрый отдых".

Упражнения этого типа похожи на аутотренинг, расслабление, которое заполняет паузы между упражнениями, т.н. перебивки.

Упражнение. Инструкция: "Сядьте удобно на стульях, закройте глаза, попробуйте представить себя там, где вам хорошо, где вам нравится. Вы были там или вы мечтаете там побывать. Переместитесь туда и побудьте там. Я подойду к некоторым из вас и положу руку на плечо. Отвечайте с закрытыми глазами, пожалуйста, внятно. Это важно будет всем слышать". Я иду по кругу и каждого третьего-четвертого спрашиваю, своими вопросами помогаю ему лучше, полнее ощутить себя в этой ситуации, детализирую ситуацию, которую он описывает. Я расспрашиваю о ситуации, уточняя внешние и внутренние детали. Но не слишком подробно. Просто для того, чтобы помочь другим. Уточняю, один он или нет. Нужен ли ему кто-то, что он делает, что еще чувствует, привычное ли это место.


Упражнения на внимание к личности, на личностную зоркость

Этот тип упражнений объединяет много различных упражнений, где дети характеризуют свою или чужую личность или отгадывают человека по личностному описанию, по описанию качеств, черт характера.

Подготовку к упражнениям этого типа начинаю издалека - с первых занятий. Вот примерные элементы разминок, готовящих к основным упражнениям этого типа. Я прихожу на второе занятие в группу и спрашиваю: "Здравствуйте, ребята. Что сейчас во мне нового?". Они замечают, что изменилась, например, одежда. Я говорю: "Да, а во мне-то". И кто-то скажет, наконец, "Что-то ты сегодня очень веселый". "Ага, здорово". "Сознайтесь, вы уже давно здесь сидите, у вас было время посмотреть друг на друга, может кого-то в партнере удивило что-то, какое-то необычное настроение, что-то у него в лице другое". Надо, чтобы они посмотрели друг на друга и вспомнили, было ли это удивление. Это было первое вывешенное ружье. Далее я указываю, что надо иметь не только зоркость, чтобы что-то увидеть, но и смелость сказать об этом. Я им в этом помогаю. Подталкиваю их. Я ввожу неожиданную форму высказывания об этом. Группа сидит в круг, я прошу всех поднять руку и говорю: "Будьте добры, не стесняйтесь, пальцем показывать не принято, но здесь можно. Начнем. Пожалуйста, покажите на самого юного в группе. Так, как чувствуете. Самого опытного в группе. Самого хитрого. Одного из самых красивых. Хотя бы на одного члена группы, который вам нравится. На человека, у которого есть хоть маленький, но недостаток, о котором вы знаете". Таким образом, я готовлю к более важным вещам. Следующее упражнение (уже вряд ли разминка) переходное. Упражнение на активизацию восприятия друг друга как личности: парень с девушкой или две девушки садятся на стул. Я стою перед ними. Позади них стоит парень и я ему задаю вопросы, а он показывает пальцем на кого-то из девушек. Девушки ни в коем случае не оборачиваются. Я взглядами сбиваю их с толку, чтобы они не могли определить, на кого он показывает. Я его спрашиваю: "Как тебе кажется, кто из них самый молодой?", "Кто из них лучше учится?", "У кого больше братьев и сестер?", "Кто из них пользуется большим успехом у мальчиков?" Логика вопросов: от простых, которые он мог наблюдать, до его прогнозов. "А у кого будет больше мужей? А детей?". Далее я спрашиваю одну из девушек: "Что-то из того, о чем я спрашивал, ты точно брала себе, а что-то ты точно отдавала партнерше. Было такое?". «Да, было». "Что ты брала себе?". Делимся впечатлениями. Потом я заканчиваю: "Смотри, как много в вас одинакового и разного. Но ведь есть еще что-то очень важное разное, про что мы не говорили, а ты знаешь про это, тебе это очевидно, что в этом вы разные, в чем?". Таким образом, я побуждаю участников самим внести какие-то черты, характеристики. Если кто-то из них не хочет, то не надо - и так уже было много сказано. Это средний уровень сложности на личностную внимательность.

Когда есть настроение, я говорю так: "Давайте сядем и спокойно посмотрим друг на друга. Сейчас я опишу вам, как я чувствую, как я переживаю одного из вас. Я не буду описывать его внешность. Скорее всего, вы видели ситуации, когда я за этого человека переживал, может вы чувствуете его также, и вы угадаете его". Начинать надо с самого рельефного. Я говорю: "Как только у вас будет версия - поднимите руку". Если кто-то поднимает руку и называет кого-то, я не соглашаюсь, а начинаю его расспрашивать: "На каких моих словах ты решил, что это он. Что подходит к этому человеку из того, что я сказал. А сам ты (тот, на кого указали) примерял на себя описание? Не все подходит, да? Нет, это не он". И я еще добираю информацию или повторяю что-то важное, что он не учел. Если угадывает с первого раза, я его хвалю, но все равно раскручиваю. Даю два-три примера из тех, кто хорошо известен. Здесь важно, чтобы кто-то подхватил. Я угадываю такого человека. После третьего раза я говорю: "Ну, а теперь, кто-то из вас сможет это сделать, так же, как и я. Только не смотрите на человека, которого вы описываете, смотрите вверх. Сначала посмотрите на всех, выберите этого человека, а потом, описывая его, смотрите в потолок". Не обязательно загадывать всех подростков. Есть невзрачные, матовые. Человек, которого я описываю, должен молчать. Упражнение. Я разбиваю группу на подгруппы: по 3-4 мальчика и по 3-4 девочки и даю задание каждой подгруппе описать одного мальчика (для девочек) и одну девочку (для мальчиков). Можно всю группу разбить на мальчиков и девочек и дать то же самое задание.

Можно дать тест "Кто Я". Требовать 10 ответов. Далее я собираю у каждого листочки с его ответами и я оформляю угадывание. Важно сделать процесс угадывания интересным: я (или обученный мною член группы) использую прием редактирования - опускаются из характеристик черты, которые дают о человеке слишком много информации. Для первого прочтения я их пропускаю. Я меняю местами характеристики так, что человек сам не узнает с первого раза эту запись. Читая, я могу добавить что-то наобум, т.к. отгадывание идет по двум линиям - по содержательной и по формальной. Содержательная - личностные качества. Формальная - изменение в поведении, мимике этого человека. Я говорю: "Когда я читаю - смотрите внимательно друг на друга. Этот человек выдаст себя обязательно, он изменится". Для этого я добавляю новые характеристики. Чтобы он выдал себя. Я говорю группе: "Вы не сознавайтесь сразу, только когда мы уже совсем не можем отгадать - только тогда".

Дооснащение. "Техника брачных объявлений". Каждый пишет брачное объявление, а потом я читаю по очереди и все отгадывают, чье это объявление. В этой "Технике..." я подсказываю им, как нужно писать объявления: нужно описать себя и того, кого ищешь. Чтобы интересно было отгадывать, до самого конца (это касается и самоописания), чтобы не отгадывали методом исключения, я разрешаю писать по два самоописания и объявления. На самом деле не все пишут два. И до конца мы смотрим на всех.