Тренинг для вожатых младших отрядов

Педагогический тренинг для вожатых младших отрядов направлен на развитие у них таких профессионально важных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством лагеря, подопечными и их родителями. Тренинг помогает выработать и такие качества, как позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие детей, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.


Цикл "Вожатый - лагерь"

Упражнение "Хочу - могу - надо"

Цель упражнения: активизация и укрепление доверия вожатого к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности. Группа вожатых рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.

По желанию двое вожатых выходят в центр и садятся перед группой. Один вожатый - слушатель, другой - выступающий. Последний заканчивает три предложения, в которых первая часть задается психологом. Например: "Я должен чувствовать себя уверенно", "Я могу чувствовать себя уверенно", "Я хочу чувствовать себя уверенно". Важно, чтобы концовка предложений была спонтанной и непосредственной. Человек говорит то, о чем он думает, что первое приходит в голову.

Обсуждается, какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из них чувствовалась индивидуальность говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику - слушателю, затем - всей группе. Разбираются интонация говорящего, выражение его лица, жесты и т.п.

Как правило, в женской аудитории, коей часто и выступает группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу - "Я должна". На реализацию собственных желаний и потребностей {"Я хочу") не остается ни времени, ни сил. Ведущий стремится убедить участников, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать "жизни для себя", чтобы сохранить оптимизм и душевное здоровье.

Затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности вожатого. Ведущему важно продемонстрировать, что форма поведения вожатого в лагере, его манера общения с другими вожатыми и детьми вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявления собственной индивидуальности. Один вожатый строг и суховат в общении, другой - эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказываться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.


Упражнение "Мой образ в профессии"

  • Цель упражнения: отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Группа вожатых встает в круг, и ведущий предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ним не вожатые, а дети. Например, "Здравствуйте, ребята!" Рекомендуется при этом подкрепить фразу жестом, позой, выражением лица. После того как все участники группы поприветствовали, проводится общее обсуждение, на котором вожатые высказывают свои впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.

В данном упражнении группа работает на каждого своего участника, реализуя для него обратную связь в поиске собственного индивидуального стиля деятельности. Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности актуальна не только для молодых вожатых, начинающих свою работу в лагере. Вожатые, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь надо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможности наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего "Я".


Упражнение "Оценка"

  • Цель: выработка эффективных коммуникативных средств взаимодействий с подопечными при их оценке.

Группа встает в круг, каждому участнику надо высказать негативную и позитивную оценку. Сначала негативная оценка. Вожатый имеет возможность сказать эту фразу своими словами, со своей интонацией, в своей манере. При обсуждении, организованном как и в предыдущем упражнении (группа выступает с позиции детей), ведущий показывает, что при реализации вожатым негативной оценки ребенка необходимо проявить свое личное к нему отношение, а также выразить уверенность в том, что воспитанник может вести себя лучше. Так, фраза для негативной оценки может быть следующей: "Очень жаль, Оля, что ... Ты девочка ..., и я уверена, что в ближайшие дни ты сможешь ...". При отработке профессиональных средств позитивной оценки ребенка поднимаются вопросы поиска новых форм проявления вожатым радости успехам ребенка и его психологической поддержки. Например, фраза для позитивной оценки может выглядеть так: "Сегодня ты молодец. Постарайся и дальше так же хорошо ...".


Упражнение "Мои коллеги"

  • Цель упражнения: развитие средств эффективного общения вожатых между собой.

Ведущий предлагает проиграть в группе следующую ситуацию: вожатый обращается к своему коллеге с просьбой помочь ему ... Далее проводится групповое обсуждение: какие коммуникативные средства были выбраны вожатым для выражения своей просьбы, почему один вожатый пошел ему навстречу, а другой - нет (если это произошло в игре). Каждый участник группы может вспомнить подобные случаи из своей практики и продумать, как вести себя дальше в таких ситуациях. Ведущий стремится, чтобы вожатые активно обменивались мнениями по поводу того, как необходимо действовать, если нужно попросить кого-то об услуге. Но группа самостоятельно вырабатывает оптимальные формы поведения в ситуациях просьб, психолог только создает условия для такой групповой самопомощи. В конце занятия проигрывается ситуация "Как надо себя вести, чтобы коллега по работе тебе с радостью помог".


Упражнение "Мой директор"

  • Цель упражнения: развитие средств эффективного общения с директором лагеря.

Рассматривается ситуация общения вожатого с директором лагеря, когда первый просит ... Для проигрывания могут быть выбраны любые другие ситуации общения вожатых с директором лагеря, взятые из практической жизни в детском лагере. Обсуждение в группе происходит по схеме предыдущего упражнения.

Цикл "Вожатый - группа детей"

Упражнение "Эмоция"

  • Цель упражнения: развитие у вожатых техники живого и образного общения с подопечными, пластичности, эмоциональности и артистизма.

Группа садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую загадку: при помощи выражения лица, позы, движений, жестов и некоторых нейтральных фраз изобразить задуманное им эмоциональное состояние, которое группе надо угадать. Затем ведущий призывает вожатых порассуждать, насколько точно удалось каждому участнику справиться с загадкой, какие средства внешней демонстрации своего состояния у него наиболее выразительны - лицо, руки, интонация и др. Какие внешне коммуникативные средства ему необходимо изменить, например, излишне директивный голос или жесткую "лидерскую" осанку.


Упражнение "Моя профессиональная роль"

  • Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с группой подопечных и внутренней позиции, с которой вожатый должен взаимодействовать с детьми.

Группа садится в круг, и каждому участнику ведущий дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется иметь следующий набор карточек; "Помощник", "Мама", "Воспитатель", "Лидер", "Авторитет", "Информатор", "Идеал", "Самый-самый...", "Добряк", "Наблюдатель", "Посредник между ребенком и родителем", "Интеллектуал", "Оценщик", "Сухарь", "Судья", "Друг", "Игрок", "Товарищ".

Каждый из участников группы получает свою карточку, где обозначена позиция-роль. Он читает карточку и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции вожатого, а в чем нет. При активном несогласии с обозначенной позицией-ролью вожатый может назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовывать при общении с младшими детьми.

Участники высказываются по кругу или в той очередности, которую сами предпочтут. При групповом обсуждении ведущий стремится акцентировать внимание вожатых на таких моментах: поиске каждым вожатым собственной внутренней позиции-роли, проявлении вожатыми положительного отношения к детям, стремления транслировать детям тепло и доброту.


Упражнение "Прозвища"

  • Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с детьми младших отрядов.

Упражнение проводится по аналогии с организационной схемой упражнения "Отгадай". По желанию выбирается водящий из группы. Он выходит из комнаты, а в это время группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы называет свое "прозвище" "задуманному" группой вожатому. Причем прозвища даются таким образом, как если бы группа вожатых представляла бы из себя группу детей этого вожатого. Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать "задуманного" участника.

При групповом обсуждении результатов данного упражнения необходимо проанализировать, какое прозвище было самый удачным и похожим, а какое - не похожим. В этом случае следует выслушать мнения всех участников, самого водящего и того вожатого, которому группа придумывала прозвища. Интересно будет также затронуть вопросы о том, какие прозвища вожатым в детских лагерях дают ребята и почему, какие черты характера и поведения дети точно подмечают в своих вожатых, как правильна следует реагировать на то или иное прозвище и т.п.


Упражнение "Найди образ"

Довольно часто вожатые младших отрядов испытывают трудности при объяснении ребятам новой игры. Кто-то из детей понимает быстро и правильно, а кто-то медленно и нуждается в многократном повторении одного и того же. Вожатый при этом сталкивается с задачей проговаривания одной и той же мысли разными словами, поиска разнообразных средств организации понимания детьми информации.

Цель упражнения: выработка образного языка вожатого как эффективного средства организации понимания его детьми.

Группа вожатых садится в круг. Ведущий предлагает каждому участнику найти определение какой-либо игры. Каждый участник группы дает свое объяснение выбранным играм. Отвечают вожатые по кругу. Не разрешается повторять сказанное ранее другим участником. В результате по каждой обсуждаемой игре группа создает "банк определений", который становится достоянием каждого. Эти игры вожатые могут записать и затем использовать в своей практической работе.


Упражнение "Контроль и управление"

Воспитатели часто говорят о том, как трудно наладить в группе маленьких детей хорошую дисциплину. Один ребенок беспокойно вертится, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится всего, хотя все понимает.

Цель упражнения: развитие у вожатых эффективных средств контроля и управления группой подопечных.

По желанию из группы выбирается участник, который играет роль вожатого, остальные члены группы - роли младших детей. Каждый "ребенок" получает от ведущего карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном пространстве, как отвечать, как выполнять задание и т.п. Содержание карточек участники прочитывают молча, про себя. Рекомендуется фиксировать на карточках следующие роли: "Дока. Хорошо себя ведет, организован"; "Способный и понятливый ребенок, но не усидчив, имеет неустойчивое внимание"; "Ребенок-задира. Постоянно задирает девочек"; "Гиперактивный ребенок. Не может и минуты посидеть спокойно."; "Пассивный, заторможенный ребенок. Все время как бы мечтает о чем-то своем"; "Ребенок, не уверенный в своих силах, боится всего, хотя обычно все умеет".

Комната занятия "превращается" в отряд. Разыгрывается сцена. Каждый участник играет свою роль. Член группы в роли вожатого обязан в течение 5-10 минут создать хорошую дисциплину в отряде.

После окончания желательно рассмотреть следующие вопросы: какие средства воздействия были применены в игре вожатым для установления отрядной дисциплины, какие приемы вожатого обычно применяют в своей работе в подобных случаях, как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы был хороший результат.

После группового обсуждения проигрывается ситуация "Как успокоить отряд за 5 минут", в которой вожатый стремится использовать те приемы и средства, которые были высказаны в группе и показались ему наиболее эффективными и полезными.

Таким образом, в этом упражнении вожатый получает оценку группы, а также советы и рекомендации как от ведущего, так и от вожатых о применении более эффективных средств контроля и управления отрядом,

Кроме того, участники, играющие роли детей, в модельной ситуации имеют возможность почувствовать на самих себе полезность и эффективность примененных вожатым приемов. Они могут сделать для себя выводы о том, какие из способов организации дисциплины в отряде действительно развивают внимание ребят и стимулируют у них мотивацию, а какие, наоборот, подавляют полезную активность детей. Участники, играющие роли детей, делятся своими впечатлениями, и вожатый "здесь и теперь" получает от них обратную связь по оценке собственных действий. Такая ситуация в определенной мере для вожатого уникальна: она безопасна - допущенные ошибки можно исправить, переиграть. В то же время он имеет полную картину переживаний своих "детей" - то, что никогда не может случиться в реальной деятельности.


Упражнение "Настройка"

  • Цель упражнения: повышение работоспособности и быстрая мобилизация сил и энергии перед началом мероприятия.

Вожатые в группе сидят кругом в удобных позах. Ведущий рекомендует им расслабиться, закрыть глаза и представить то, о чем он говорит. Спокойно, мягко произносится следующий текст: "Сегодня у вас нет желания идти ... Постарайтесь мобилизовать свои силы и действовать в модальности "если бы...": "Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свой отряд. Я иду по вожатской, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский корпус, встречаю коллег, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду к своему отряду. Вхожу и вот - горн на подьем! Здравствуйте, ребята!"

После того как упражнение будет выполнено, проводится общее обсуждение, на котором вожатые и ведущий обмениваются имеющимися в их практическом опыте и культуре психотехническими приемами настройки на работу.


Упражнение "Выбери жест"

  • Цель упражнения: формирование наиболее выразительной системы жестов для каждого члена группы.

Вожатые садятся в круг. Каждый участник получает задание: в течение 3-5 минут рассказать ситуацию из своей жизни. Вожатые сначала должны вспомнить самые смешные ситуации, а затем - самые трудные. При этом ставится условие, чтобы рассказ был выразительным и интересным. Рекомендуется использовать различные средства внешней пластики: позы, жесты, выражение лица и проч.

Группа наблюдает за каждым выступающим. После рассказов обсуждаются наиболее удачные индивидуальные жесты участников. У кого-то это будет движение руки, у кого-то открытая улыбка или устойчивое сочетание слов. Каждому вожатому необходимо отобрать тот жест, который будет эффективен в педагогической работе с младшими детьми.


Цикл "Вожатый - ребенок"

Упражнение "Ребенок"

  • Цель упражнения: формирование у вожатых эмоционально-положительного отношения к детям.

Группа участников рассаживается по кругу и поочередно каждый из них дает определение слова "ребенок" (ребенок младших отрядов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: "Ребенок - это ..." Далее каждый оканчивает предложение так, как сочтет нужным. При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.


Упражнение "Встреча"

  • Цель упражнения: активизация у вожатых детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование "комплекса детскости".

Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Вожатые удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а ведущий встает перед ними. После успокаивающих слов: "Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут" психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит: "Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе, А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок - вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ. После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру". Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: "Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем воображении"; "Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?"; "Опишите ваши переживания и впечатления".


Упражнение "Мое детство"

  • Цель упражнения: активизация у вожатых детских воспоминаний.

Группа рассаживается в круг. Ведущий просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства. Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем вожатым, которые имеют в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы влияет на отношение вожатого к своим подопечным. При "выплескивании" в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки вожатый освобождается от своих тягостных воспоминаний.


Упражнение "Моя любимая вожатая (вожатый)"

  • Цель упражнения: развитие у вожатых способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.

Ведущий предлагает членам группы вспомнить о своей первой вожатой: как она относилась к детям, как объясняла, как оценивала ребят, какая в отряде была обстановка. Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре ведущий привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой вожатой или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у вожатых умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.


Упражнение "Мой самый трудный ребенок"

  • Цель упражнения: развитие у вожатых эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными детьми.

Участники группы по кругу рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п. Вожатые описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.


Упражнение "Интонация"

  • Цель упражнения: расширение диапазона коммуникативных возможностей вожатых.

Каждый член группы должен сказать какую-либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: "Молодец! У тебя все хорошо получается". При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие нет. Ведущий помогает каждому вожатому найти наиболее выразительные интонации для общения с детьми.


Упражнение "Зеркало"

  • Цель упражнения: развитие коммуникативных возможностей вожатых.

Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй - его "зеркало". В задачи ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении. Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Ведущий говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте "здесь и теперь" почувствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми (в том числе вожатыми и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.


Цикл "Я - вожатый"

Упражнение "Плохо - хорошо"

  • Цель упражнения: обучение участников группы умению видеть в плохом - хорошее, не зацикливаться на грустных мыслях и тяжелых переживаниях.

Каждый член группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой они находятся в данный период. Листок бумаги необходимо разделить на две половины. Слева нужно написать примерно 10 позиций аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, справа - 10 позиций с положительной стороны существующей ситуации. Например: одна из участниц первую позицию слева формулирует так: "Мы расстались с парнем". Первая позиция справа: "Теперь я совершенно свободна".

Ведущему следует убедить группу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счёт этого сохранять самообладание и душевное здоровье.


Упражнение «Могло быть хуже»

  • Цель: упражнение помогает держать себя в «форме» в трудных жизненных ситуациях, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться.

Участники группы устраиваются на своих местах, успокаиваются и расслабляются. Ведущий говорит: "Подумайте о существующих у вас трудностях дома и на работе. Что это за трудности? Как вы к ним относитесь? Что вы чувствуете и переживаете?"

А теперь представьте собственную жизнь, если бы случилось самое страшное... (Пауза). Подумайте о том, как бы вы переживали все это, какие последствия для вашей жизни имело бы это событие. Вообразите себе его во всех подробностях, как если бы оно произошло на самом деле. И в конце - вспомните о своих проблемах, которые у вас есть сейчас".

Обсуждаются моменты положительного принятия участниками тех трудностей, которые у них реально существуют.


Цикл "Напарники"

Упражнение "Компромисс"

  • Цель упражнения: отработка коммуникативных приемов принятия решения в ситуации понимания своего напарника по отряду и уважения его интересов и потребностей.

В группе создается игровая ситуация. По желанию выбираются два "актера", играющие роли "напарников". Задается игровой сюжет: типичная ситуация, когда "напарникам" надо принять решение. "Один" предлагает свой вариант, "другой" - свой. Игра проводится в четыре этапа. На первом происходит обсуждение тех вариантов решений, которые предлагаются "напарники" друг другу.

На втором этапе ведущий просит "напарников" поменяться роля ми: "первый" пересаживается на стул "второго", а "второй" - на стул "первого". Они разговаривают, сменив свои позиции: "первый" выступает от имени "второго", а "второй" - от имени "первого".

На третьем этапе обсуждаются моменты принятия решения выступающие новыми для собеседников. "Первый" более точно начинает понимать потребности "второго", а она лучше чувствует его желания.

На четвертом этапе разрабатывается компромиссное решение, учитывающее интересы обоих напарников.