Тревожный ребенок

Ps 03m.jpg

Портрет тревожного ребенка

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушения сна.


Тревожный ребенок

  • Как выглядит тревожный ребенок У таких детей состояние тревоги зачастую сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, спины и живота. Робко и несколько неуклюже двигается ребенок. У него потливые ладошки. Он говорит тихим голосом, иногда слегка заикаясь. Если случится какой-то конфликт, слезы не заставят себя долго ждать.
  • Поведение тревожных детей Отличительная черта таких детей — чрезмерное беспокойство. Чаще дети боятся не самого события, а его предчувствия. Это может сочетаться со страхами темноты, одиночества, потерей ближайших родственников. Такие дети с трудом сосредотачиваются, часто смущаются. Любое задание вызывает беспокойство. Часты жалобы взрослым. Снятся страшные сны. Излишняя раздражительность, особенно в случае вынужденного ожидания. Пропадает аппетит.
  • Особенности общения у таких детей С трудом заводят новые контакты. Как правило, играют в одиночестве, или с тем, кого уже хорошо знают. Даже если знают ответ на заданный вопрос, предпочтут промолчать. Ведь — вдруг ошибешься?
  • Вожатый и родители тревожных детей Некоторые родители неосознанно формируют у ребенка ощущение беспомощности, излишне опекая его. Бывает и так, что родители предъявляет к детям чересчур завышенные требования, которым ребенок просто не в силах соответствовать. Не всегда родители осознают, насколько они влияют на поведение своего ребенка. Вожатому следует подсказать таким родителям на возможность обращения к психологу. Предоставить взрослым специальную литературу, давать обратную связь о проблемах взаимодействия ребенка в лагере с другими детьми и взрослыми.
  • Как помочь такому ребенку Повышать его самооценку (часто с улыбкой обращаться к ребенку, хвалить его и не сравнивать с другими детьми)

Обучать снимать мышечное напряжение (игра «Насос и мяч», где ребенок вначале со свистом надувается, а затем потихоньку спускается как мяч. Игра «Ласковый мелок» — дети разбиваются на пары и по очереди рисуют пальчиком на спине друг у друга буквы или цифры, ребенок у которого рисуют на спине должен угадать что ему написали. Игра способствует возникновению чувства доверия у детей, а также учит детей основам релаксации) Отрабатывать навыки уверенного поведения в конкретных ситуациях. Лучше всего это делать через ролевые игры. В играх дети проигрывают свои страхи. Например, страх знакомиться с детьми в отряде, или страх потерять свои вещи в лагере. Вожатый может предложить ребенку роль храбреца из отряда, который ничего не боится, а сам играет роль робкого и плаксивого ребенка. Иногда достаточно один раз поиграть с ребенком в его проблему, и его поведение меняется на глазах.

Игры, в которые играют с тревожными детьми

  • «Стихи с изображением действий». Это помогает детям лучше ощущать свое тело в пространстве, делая их более ловкими и раскрепощенными в сочетании с веселым текстом стихов. Например: руку правую на плечо. Руку левую на бочок. Руки в стороны, руки вниз. И направо повернись. Руку левую – на плечо. Руку правую на бочок. Руки вверх, руки вниз. И налево повернись. Повторять несколько раз.
  • «Жмурки». Эта игра только кажется простой, для тревожного ребенка почти не возможно быть водящим в этой игре с завязанными глазами. Ребенка не стоит заставлять водить, пока он не будет к этому психологически готов.
  • «Автобус». Игра направлена на уменьшение страха общения с другими детьми и повышение уверенности в себе. Дети плотно прижимаются друг к другу, изображая автобус в час пик. Затем каждый ребенок по очереди должен пробраться в этом автобусе из одной его части в другую, несмотря на нежелание людей пропускать нового пассажира.
  • «Магазин игрушек». Игра направлена на помощь детям в самовыражении и развитие спонтанности и артистизма, которых так не хватает тревожным детям. Дети получают от взрослого маленькие карточки, на которых написано: кукла, зайчик, мячик. Они должны мимикой и жестами изобразить поведение игрушки, которую должны угадать другие ребята.
  • «Лесные звери». Игра проводится аналогично. Дети получают карточки с изображением лесных животных, которых затем изображают. Важно акцентировать внимание на то, какой характер у выбранного ребенком зверя. Это тихий трусливый зайчик, грозный лев, или хитрая гиена из «Маугли».
  • «Я знаю пять имен девочек: Оля раз, Катя два…». Игра с мячом направлена на повышение чувства компетентности у детей, развитие крупной моторики и учит командным играм.
  • «Остров». Для игры необходима газета, которая стелится на пол. Дети «терпят крушение в океане»: после хлопка вожатого они должны быстро запрыгнуть на газету и не упасть в «воду». Затем газета понемногу складывается и становится меньше.
  • «Веселая зарядка». Вожатый под веселую музыку показывает разные движения, которые дети должны повторить. Затем дети по очереди придумывают свои движения, которые все весело повторяют.
  • «За что меня любит мама». Дети по очереди перечисляют те черты и качества, которые являются ценными для их родителей. Игра повышает самооценку ребенка.
  • «Нарисуй свой страх». Ребенка просят нарисовать ситуацию в лагере, которая его очень пугает. А дальше, просят нарисовать рисунок, на котором он уже не боится, и стал гораздо сильнее и храбрее.
  • «Веселый паровозик или танцующая гусеница». Дети крепко держатся друг за друга, и изобразив паровозик под музыку начинают свое веселое путешествие, с опасными поворотами, подскоками, и танцевальными движениями. Фантазия здесь безгранична.
  • «Вышибалы». Для тревожных детей это просто необходимая игра, ее еще называют «Охотники и утки». Разбившись на 2 группы, и преодолевая свою нерешительность, одни дети пытаются подстрелить мячом уток крякающих в кругу. А другие, тренируясь в ловкости, свой страх превращают в действия и смех. Самую смелую утку и ловкого охотника нужно обязательно «покачать как победителя» на руках у детей и вожатого. Это тоже является своего рода упражнением, на страх тактильных контактов с другими детьми.
  • Задушевные беседы или «клуб тихонь». Вожатым просто необходимо периодически собирать робких и других проблемных детей, чтобы с ними посекретничать. Общаться нужно деликатно, и доброжелательно. Вызывать таких детей на откровенный разговор в присутствии их сверстников нежелательно. Любопытство других детей отряда может привести к нежеланию общаться у тревожных ребят. А вот создать свой маленький «тайный клуб тихонь» это уже будет прекрасное начало, чтобы периодически обсуждать с ними текущие дела и сложности в их лагерной жизни. А главное во время такой беседы ребенок увидит, что его проблемы не безразличны вожатому, и бывают не только у него одного. Это поможет ему научиться превращать свой страх в слова и чувства, и быстрее найти себе друга, среди таких же тихонь.
20069 m.jpg

Для чего нужен аквагрим - Тревожным детям очень полезно, играя, разрисовывать лица специальным гримом, тенями и карандашами. Это способствует их «перевоплощению» в диких хищников, смелых индейцев, веселых клоунов и других не похожих на самих тревожных детей персонажей. Разрисовавшись можно устраивать конкурс на самого веселого или на самого грозного разрисованного ребенка среди тихонь. (см. также Рисунки на лице)


В ситуации с тревожным ребеноком также эффективны приемы психогимнастики.


Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. В том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет. Состояние тревоги — это целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.

Младшие дети чаще всего боятся чего-то определенного — например, кабинета врача. С возрастом число конкретных страхов уменьшается, но им на смену приходят страхи символические — например, боязнь темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх собственной смерти, в 7-8 лет — страх смерти родителей. В 7-11 лет ребенок больше всего боится быть «не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым ожиданиям и нормам.

Однозначного ответа на вопрос: «Что является причиной тревожности?» нет. Но большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения адекватных отношений ребенка с окружающим миром, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:

  • неадекватными требованиями ребенка к своим возможностям
  • повышенной тревожностью окружающих взрослых
  • непоследовательностью вожатых в руководстве ребенком
  • предъявлением ребенку противоречивых требований
  • чрезмерной эмоциональностью одного или обоих вожатых
  • стремлением вожатых сравнивать достижения этого ребенка с достижениями других детей
  • авторитарным стилем поведения вожатых
  • гиперсоциальностью вожатых — стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны обвинять себя во всех неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Обычно попав в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя. Многие дети молчат, плохо идут на контакт с другими и чувствуют себя неуверенно. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят покритиковать других.


Сценарий поведения

Чтобы помочь повысить самооценку тревожным детям, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям.

Тревожного ребенка не стоит привлекать к соревновательным играм. Не нужно заставлять его заниматься незнакомыми видами деятельность, не дав вначале посмотреть, как это делают его сверстники.

Тревожных детей с флегматическим или меланхолическим типом темперамента не надо подгонять — пусть действуют в привычном для них темпе.

Для снижения уровня тревожности хорошо подходят ролевые игры, в которых ребенок играл бы слабых, трусливых персонажей. Используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок может увидеть свой страх со стороны, уменьшить его значимость. Также тревожному ребенку будут полезны героические роли: с их помощью он приобретает уверенность в том, что справится с трудностями. При этом важно не только развить игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт в реальной жизни.

Прежде всего, необходимо как можно чаще называть его по имени и хвалить в присутствии других детей и взрослых. В отряде с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!»), награждать грамотами, жетонами. Поощрять таких детей можно, поручая им выполнение престижных в данном коллективе дел.

Нельзя сравнивать результаты, которых добились дети, выполняя то или иное задание. Если же вожатый все-таки хочет провести сравнение, то можно отметить достижения ребенка.

Не надо торопить и подгонять их. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимое для подготовки ответа время, стараясь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.

Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.

Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других, желательно в отряде проводить беседы, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с его собственными. Такие обсуждения также способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.


ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Попробуем составить мини-классификацию типов тревожности.


Тревожность как качество личности

Тревожность как фон жизни присуща ребенку-астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Здесь сложно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передается по наследству. Возможно, что многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы.


Тревожность возрастная

С этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в самом младшем отряде. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений. О таких детях вожатые говорят, что они просто еще маленькие. И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться поездки в лагерь и быстрее адаптироваться в нем.


Тревожность ситуативная

Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений. Тревожность в лагере является разновидностью ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано с лагерем. Он боится ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают с более успешными сверсниками. Чаще всего вожатому приходится иметь дело как раз со тревожностью, связанную с лагерем.


УСЛОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Условно попробуем разделить тревожных детей на четыре вида.

«Невротики». Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). Наверно, это наиболее сложная категория для работы с ними в лагере, так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Кроме того, в работе с психосоматическими проявлениями тревожности требуется терпение и уверенность в себе, чего обычно не хватает вожатому. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, это не всегда возможно в условиях лагеря.

Работая с этим типом тревожных детей, прежде всего дайте им возможность выговориться, почувствовать ваше расположение к ним и интерес к их страхам. Задача вожатого состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например «лупить» подушки, обниматься с мягкими игрушками.


«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо себя зарекомендовать в лагере, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально изображать из себя посмешище для отряда, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.

У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной деятельностью (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны вожатого и ровесников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.


«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся любой своей активности, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в остальном. Боятся о чем-то спросить вожатого, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Не успокоятся, пока не сделают все, что задано им вожатым сделать. Охотно общаются с вожатым, рассказывают о себе, выполняют задания.

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.


«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха. В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами.


ФЕНОМЕНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Есть несколько интересных наблюдений, связанных со спецификой проявления тревожности у детей. Возможно, малое статистическое подтверждение не позволяет говорить о них как о закономерностях. Но, как говорят физики, «случайность — частный случай закономерности». Поэтому попробуем привести описание этих частных случаев, которое может пригодиться вам в работе.


Страх неизвестности

Пожалуй, этот страх лежит в основе всех видов тревожности. Часто его проявления встречаются у детей младших отрядов.


Идеальный порядок

Ребенок с маниакальным упорством раскладывает свою одежду на своей полке в шкафу в определенной последовательности. Не может продолжать деятельность, пока не закроет дверь шкафа, хотя через секунду его придется открывать снова, чтобы что-то переложить. В его тумбочке всегда должен быть четкий порядок. Вожатые могут об этом только мечтать. Но это тоже своеобразный способ успокоиться, попасть в привычную, а значит безопасную обстановку. Хотя подобные ритуалы часто являются симптомами невроза навязчивости.


Чужие страхи

О том, что ребенок заражается тревогой от близких к нему людей, говорилось не раз. Особенно часто это происходит, если ребенок легко возбудимый и внушаемый. При этом вожатым не всегда очевидно происхождение его страхов. Побороть эту мнительность поможет расширение сферы интересов ребенка.


Оптимум мотивации

Согласно законам психологии, при усилении мотивации деятельность улучшается до определенного предела, а с какого-то момента, наоборот, начинает разрушаться. Этот известный в психологии закон очень ярко проявляется именно на тревожных детях. Малыши практически все сильно замотивированы на успешную деятельность, при этом в ситуациях повышенной значимости (например выступление на сцене) очень нервничают и ничего не могут сделать, забывают слова, делают «глупые» ошибки. Такие дети постоянно спрашивают, правильно ли они делают, требуют подробного пояснения каждого последующего действия, не проявляют инициативы.


Социальная желательность

Тревожные дети не только стараются произвести на окружающих хорошее впечатление. Они твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний: не говорить неправду, не опаздывать, не испытывать ни к кому неприязни, уметь достойно проигрывать и т.д. Такое сильное желание быть хорошим проявляется и во всем. Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом — это защитная реакция.


Переутомление

Тревожные дети быстро устают, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения. Часто это связано с излишним контолем со стороны вожатого. Ребенок знает: что бы ни случилось, об этом обязательно станет известно вожатому. Ребенок, очевидно, очень устал от такого контроля, ему необходима передышка.


Повышенная ответственность

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе. Ребенок должен знать границы своей ответственности. С одной стороны, когда за кого-то отвечаешь, перестаешь бояться, а начинаешь действовать, но с другой стороны — это создает непереносимое напряжение. Следовательно, тревога возрастает. Создается ощущение, что даже играя ребенок стремится «быть на высоте», сделать что-то выдающееся, доказать свою компетентность себе и окружающим.


КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми

— Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;
— создать ситуацию успешности, компетентности;
— дать выход активности и агрессии ребенка;
— успокоить ребенка;


Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право. Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится чего-то, попробуйте пережить его ситуацию вместе с ним, подстройтесь. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

  • Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
  • Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
  • Надо готовить ребенка к мероприятиям в лагере заранее, рассказывать, что его ждет.
  • Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
  • Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
  • Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в деятельности ребенка — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  • Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
  • На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем в отряд, все будет позади.


СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога передается ребенку. В детских группах с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в детских группах, где часто возникают конфликты.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Совершенно очевидно, что ни один вожатый не стремится к тому, чтобы в его отряде ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко вожатые предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить взрослым, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому вожатые тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, вожатые должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам детской группы (например, во время общего собрания).

Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом взрослого, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Вожатым стоит попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и этому ребенку.

Ласковые прикосновения взрослого помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Вожатые тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует вожатая на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Вожатые тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно вожатому решить так: “Данный ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы мы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно”.

Вожатые, которые будут следовать таким рекомендациям, через некоторое время отметят приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.


Профилактика тревожности (Рекомендации вожатым)

  1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какая-либо деятельность, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно что-то делать, выберите для него деятельность по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если вожатые не удовлетворены поведением и успехами этого ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.


Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.


В младшем возрасте дети очень подвержены влиянию взрослых, вот почему веселый, внимательный и неравнодушный к детям вожатый может очень многому научить ребенка за время отдыха в лагере. И этот опыт ребенок пронесет с собой через всю его жизнь.




7553580kVTm.jpg

См. также...

  1. Игры для терапии тревожных детей
  2. Рекомендации по общению с тревожным ребенком
  3. Птица радости - тренинг для малышей
  4. Маленький волшебник - тренинг для малышей
  5. Подари доброе слово - тренинг для малышей
  6. Круг друзей - тренинг для малышей
  7. Повышение самооценки у тревожных детей
  8. Коррекционные игры при детских страхах
  9. Что нужно знать педагогу о детской тревожности
  10. Коррекция детской тревожности
  11. Как избавиться от комплекса неполноценности
  12. Упражнения для коррекции страхов и тревожности
  13. Методики избавления от страха
  14. Коррекция детских страхов


Дополнительно