0 15fb8 4f6ceb28 Lm.jpg

Цель. Способствовать личностному самоопределению подростков; облегчить процесс самопознания и работы над собой.

Задачи. Важно, чтобы подросток:

  • в игровой, непринужденной форме поработал над осознанием самого себя: задумался о своих «плохих» и «хороших» сторонах, разобрался в себе более глубоко;
  • соотнес себя с другими людьми (сверстниками — партнерами по игре, взрослыми, литературными героями), осознав, каких качеств, имеющихся у других людей, ему не хватает;
  • выстроил собственную индивидуальную программу выработки тех качеств, которых ему не хватает для успешности в жизни, в той или иной сфере деятельности, и получил «экспертную оценку» этой программы.

Условия проведения. Желательно проводить занятие с подростками 13–15 лет, которые уже достаточно хорошо знают друг друга. Количество участников 15–40 человек. Необходимо просторное помещение (желательно актовый или спортивный зал, холл).

Оборудование. Таблички из плотной бумаги размером примерно 7 х 15см (по 10 штук на каждого игрока); английские булавки; бумага формата А4; ручки, маркеры — для каждого участника; копировальная бумага — один лист для каждого участника игры. Время. Может варьироваться от 1,5 до 2,5 часов.


ХОД ИГРЫ

I этап.

Подготовительный (10 минут)

Участники садятся в круг.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами собрались поиграть в психологическую игру, которая называется «Торг». Это интересная игра, и, конечно, вы можете просто развлечься с ее помощью... Но если вы отнесетесь серьезно к тому, что здесь будет происходить, то сможете узнать про самого себя много нового, увидеть себя со стороны и даже попытаться измениться или, по крайней мере, начать работать над собой... Расскажите сейчас, пожалуйста, кто с каким настроением пришел сюда сегодня.

Каждый из ребят по кругу высказывается.

Ведущий. А сейчас каждый возьмите по листу бумаги и ручке. У вас будет 10 минут на следующее задание: написать 10 качеств, характеризующих вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества, но обратите внимание — это должны быть качества внутренние, они не должны описывать внешность (например, «симпатичный»), не должны отражать социальное положение или какие-то успехи (например, «богатый», «отличник). Постарайтесь написать такие 10 качеств, среди которых были бы и положительные, и отрицательные с вашей точки зрения, чтобы, глядя на свой список, вы могли сказать: «Да, это я, я — такой». Всем понятно? Приступайте и постарайтесь работать самостоятельно, серьезно, не бойтесь честно взглянуть на себя.

Ребята приступают к работе. Ведущий в это время подходит и смотрит на то, что получается. Его роль на этом этапе — отследить, не написал ли подросток внешнее качество, все ли ему понятно, и помочь подростку дать более четкое название.

Ведущий. Теперь взгляните еще раз на те 10 качеств, которые написали, еще раз удостоверьтесь, что это ваши качества, что вы достаточно объективно подошли к описанию себя. И когда будете в этом уверены, перепишите, пожалуйста, каждое из 10 ваших качеств на отдельную табличку. После этого прикрепите все ваши таблички булавками себе на одежду. После этого мы приступим ко второму этапу игры.


II этап.

Основной (40–60 минут)

Ведущий. Итак, каждый из вас описал себя, 10 качеств каждого из вас могут видеть другие ребята. Наверняка что-то вам нравится в себе, а от чего-то вам хотелось бы избавиться. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность — поменяться качествами. Посмотрите на своих знакомых ребят, у каждого из них есть 10 качеств, написанные на табличках. Каких из этих качеств у вас нет, но вам бы очень хотелось их иметь? Возможно, этому человеку по каким-то причинам «надоело» это его качество. А вы хотите избавиться от чего-то из своего «набора».

Тогда попробуйте заключить сделку! Поменяйтесь! Итак, у вас есть сейчас 15 минут на совершение обмена. Качества можно менять только одно на одно — просто поменяйтесь табличками! Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои!

Ребята начинают хаотично ходить по комнате, рассматривая таблички друг друга и совершая обмены. На этом этапе задача ведущего — стимулировать сделки, чтоб их было совершено как можно больше.

Примечание для ведущего. Скорее всего, на этом этапе довольно много ребят отнесутся к заданию несерьезно и будут менять «все на все» просто из интереса и азарта. Не препятствуйте этому, главная цель этого этапа игры — чтоб ребята вошли во вкус, научились совершать сделки, изучили «рынок качеств».

Примерно через 10–15 минут, когда ребята осуществили уже достаточно много сделок, ведущий останавливает игру и просит всех сесть на свои места.

Ведущий. Ребята, вы сейчас совершили много разных сделок. Остановитесь и обратите внимание, что за человек получился из вас! Вам нравится эта картина? Точно ли вам хочется быть именно таким? Представьте сейчас этого человека в ваших повседневных делах — вот он такой общается с мамой, делает доклад на уроке, гуляет с друзьями... Нравится ли вам то, что получилось? Или вы бездумно разбазарили все, что у вас было? Отдали все, что просили другие?

Подумайте об этом. Может, что-то вам захочется вернуть из своих качеств? Может, получившаяся картина не совсем вас удовлетворяет?

У вас есть еще какое-то время на обмены — сделайте себя таким, каким хотите быть! А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться — задумайтесь об этом еще раз.

Ребята продолжают совершать обмены. Ведущий на этом этапе наблюдает за ребятами, отслеживая, кто из них серьезно подошел к делу, а кто продолжает просто веселиться.

Примечание для ведущего. Вы можете попытаться повлиять на кого-то из ребят, кто не смог начать серьезную игру, поговорив с ним в таком ключе: ты можешь продолжать так же играть, но это твой шанс понять себя, понять, чего ты хочешь добиться, каким хочешь стать. Неужели в твоей реальной жизни все так нравится тебе?

Видя, что игра потеряла активность, ведущий останавливает игру. Ведущий. Сейчас каждый из вас совершил определенное количество сделок. Что-то было легко, кого-то пришлось убеждать.

Обращаю ваше внимание, что далеко не все из вас эффективно использовали возможности рекламы как двигателя торговли! Сейчас посмотрите на качества, которые у вас есть, найдите среди них то, которое ну никак не удается никому «продать», и подумайте над его рекламной кампанией. Что такого хорошего есть в этом, казалось бы, отрицательном качестве? Кому оно может пригодиться?

Например, вы можете сказать, что лень помогает человеку не заниматься всякой ерундой, тратя свои силы попусту, и предложить ее человеку, про которого знаете, что он очень активный, постоянно во всем участвует и устает от этого.

Подумайте, как вы будете рекламировать свои «плохие» качества. Да и чтобы выменять у человека его «хорошее» качество, не помешает подумать, чем оно может мешать ему в его жизни... Устраивайте публичные аукционы, шумные рекламные кампании! Проявите творчество, выдумку, посмотрите на каждое качество с разных углов зрения. Будьте активны — только тогда вы сможете получить все, что захотите!

Примечание для ведущего. На этом этапе игры предполагается, что ребята смогут по-новому взглянуть на стереотипные качества, увидеть их в новом свете. По большому счету, задача здесь — помочь ребятам увидеть себя по-другому. Этот этап помогает сделать самооценку подростков более адекватной, увидеть хорошие стороны «плохих» качеств и плохие — «хороших». Осознать, что во многом их позитивность и негативность зависит от того, как мы умеем их использовать в своих интересах.

Хорошо, если эта мысль так или иначе прозвучит у ребят, если нет — можно специально обсудить это во время или после игры — в зависимости от ситуации.


III этап

Рефлексивный (30–40 минут)

Когда ведущий видит, что сделки закончены, он предупреждает, что времени осталось 5 минут и у каждого есть последний шанс «построить себя идеального». После этого все рассаживаются на свои места.

Ведущий. Основной этап нашей игры закончился. За 20 минут вам надо ответить на следующие вопросы:

1. Сложно ли было играть? Что самое приятное и самое неприятное было в игре?

2. Представляли ли вы четко перед началом обмена, какие качества хотите получить и от каких избавиться? Если нет, то когда это представление появилось?

3. Сильно ли изменился набор качеств по сравнению с первоначальным? Не жалеете ли вы о каких-то из своих качеств, которые обменяли?

4. Что изменилось в вашем представлении о себе? Что нового о себе вы узнали? Какие свои качества смогли увидеть по-другому?

5. Что нового вы узнали, поняли о других людях?

6. Как вы думаете — есть ли способ, не избавляясь от некоторого качества, сделать так, чтобы оно не так вам мешало? Нашли ли вы для себя в игре такой способ?

7. Смогли ли вы получить все качества, которые хотели? Что в окончательном портрете вас не устраивает?

8. Назовите как минимум одно качество, которое вы точно хотите иметь, но его по тем или иным причинам не удалось заполучить в ваш «портрет»? Почему вы не смогли его получить?

9. Как вы думаете, сможете ли вы реально стать таким человеком, каким вы стали в игре по своему желанию? Что для этого вам нужно сделать?

Примечание для ведущего. Проще будет, если вопросы будут напечатаны на листке и розданы каждому участнику игры.

После того как все ребята ответят на вопросы, проводится обсуждение по очереди с 1-го по

7-й вопрос. Обсуждение может быть организовано в зависимости от ситуации — каждый по кругу высказывает свое мнение или только желающие.

С ответов на 8-й и 9-й вопрос начинается заключительный этап игры.


IV этап.

Заключительный (20 минут)

Ведущий. Каждый из вас написал качество, которое он не смог получить в торгах. Что это за качество?

Ребята называют несколько качеств.

Почему не удалось получить их, как вы думаете?

Ребята высказывают версии.

Примечание для ведущего. Чаще всего среди таких качеств оказываются уверенность в себе, целеустремленность и другие качества, которых либо ни у кого нет, либо человек не захотел их отдавать.

Тогда ведущий говорит о том, что эти качества, пожалуй, одни из самых важных для достижения успеха в жизни и достать их таким легким путем невозможно.

Ведущий. Что мы делаем, когда сумма денег так велика, что мы не можем взять ее у кого-то или быстро заработать? Мы идем в банк за кредитом! Вот и вы сейчас должны пойти в банк и написать заявление на кредит. Что должно быть в этом заявлении?

Во-первых, вы должны доказать банку, что этот кредит вам действительно крайне необходим, иначе вы его не получите. То есть вы объясняете как можно убедительнее и конкретнее, зачем вам нужно это качество (например, уверенность), что и каким образом она позволит вам достичь. Желательно, чтобы вы очень конкретно описали нужное вам качество, возможно приведя в пример того или иного литературного или исторического персонажа, у которого оно было/есть.

Во-вторых, вы должны доказать банку свою платежеспособность. В нашем случае — вы объясняете, что будете делать, чтобы заработать это качество (в чем участвовать, какие делать дела и т.д.), и описываете шаги, которые уже сделали на этом пути. То есть рисуете идеал, который себе построили, и рассказываете, что планируете сделать для его достижения.

Итак, приступайте к написанию заявления в банк. От того, как убедительно и конкретно вы опишете эти два пункта, будет зависеть ваша последняя удача или неудача в игре — получение кредита или отказ.

Итак, ребята садятся и пишут заявление в банк в форме стандартного заявления с подписью в конце (причем пишут под копирку, чтобы было 2 экземпляра).

Примечание для ведущего. По сути, этот этап позволяет подростку простроить примерный план работы над собой. Он должен осознать, что для получения такого качества, как, например, ответственность, он должен браться за дело и доводить его до конца. А для получения такого качества, как уверенность, ему, возможно, придется бороться со своей застенчивостью и усилием воли заставлять себя играть лидерские роли.

А может, он осознает необходимость работы с психологом для решения своих личностных проблем, которые мешают ему стать уверенным. Кто-то, вероятно, решит пойти на тренинг общения и т.д. Суть этого этапа в том, чтобы каждый наметил себе определенный свой план и в этом смысле запустил процесс самоопределения и работы над собой. Форма заявления в банк позволяет сделать написание этого плана просто необходимым и для того, чтобы выиграть, — ведь кредит получит не каждый.

Заявления сдаются «в банк на рассмотрение» (отдаются ведущему). Игрокам говорится, что все заявления будут рассмотрены и вынесено решение по каждому — удовлетворить ли просьбу в кредите. Ведущий еще раз подчеркивает основания для принятия решения: насколько убедительно человек смог описать необходимость для него определенных качеств и насколько четко он осознает, что нужно ему сделать для их получения. По сути, выясняется, смог ли человек глубоко поработать над собой... Назначается встреча через неделю, где будут сообщены результаты.

Примечание для ведущего. Отсроченная встреча нужна специально, чтобы сработал еще один эффект. Когда человек ждет рассмотрения своего дела, он волей-неволей снова и снова думает, все ли он хорошо написал. В нашем случае подросток имеет шансы еще раз «прокрутить в мозгу» свою программу развития, осознав, чего он недописал-недопонял в тот момент.

По окончании 4-го этапа проводится краткая рефлексия всей игры. Каждый участник по кругу высказывается произвольно или на тему «Что мне дала эта игра?».


V этап.

Отсроченный (30-минутная встреча через неделю)

На этой встрече каждый участник получает свое заявление, на котором написано заключение и объяснена причина того или иного решения «банка». После этого ведущий просит каждого подростка высказаться: насколько неожиданным было для него это решение банка и почему? Что происходило с ним за эту неделю? Какие еще мысли появились после игры?

Возможны также одна или несколько встреч, которые можно организовать в форме «отчета за использование кредита». Получившие кредит могут рассказать, что сделано, а что нет и почему. Здесь можно дать возможность написать заявление на кредит тем, кто не получил его в первый раз.