Технология разработки конкурсной программы
1. Программа (греч. programma – объявление, предписание) – 1) план деятельности; 2) изложение основных целей и задач; 3) последовательное описание операций для компьютера; 4) краткое систематическое изложение содержания обучения; 5) перечень радио- и телепередач; 6) порядок концертных, цирковых номеров, выступлений.
Конкурс (лат. concursus – стечение, столкновение) – соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа его участников.
Конкурсная программа – здесь: форма досугового мероприятия, основанная на последовательности конкурсов. (Этим термином называют и программу какого-либо конкурса: «Конкурсная программа Каннского кинофестиваля».)
В числе досуговых мероприятий наряду с конкурсной можно выделить, в частности, концертную, танцевальную, экскурсионную, шоу-программу и их комбинации. Объединяющий признак – многоэлементность.
Отличительная черта конкурсной программы как формы организации досуга (в отличие от просто конкурса) – смещение целей. Ее главной целью является не столько выявление победителей, как в конкурсе, сколько с помощью соревнования – развлечение, развитие, рекреация, удовлетворение других потребностей участников и зрителей. Таким образом, наибольшую ценность представляет не результат, а процесс.
2. Конкурсные программы различаются:
- по типу подвергаемых испытаниям способностям человека – интеллектуальные, творческие (в том числе танцевальные, музыкальные и т.п.), спортивные, психологические (например, «Интуиция»), а также комбинированные;
- по жанру – комические, драматические, мелодрамы, триллеры и т.п.;
- по наличию темы – тематические и нетематические;
нетематическими являются, в частности, многие интеллектуальные КП («Своя игра»),
- по наличию театрализации – театрализованные и нет;
театрализация подразумевает наличие сюжетных связок конкурсами, которые отыгрывают актеры, изображающие персонажей;
- по месту проведения – сценические, на открытой площадке и т.п.;
- по составу участников – командные, индивидуальные и индивидуально-командные;
индивидуально-командные – основанные на сочетании индивидуальных и командных конкурсов;
- по ведущему виду деятельности – игровые, познавательные, развлекательные и т.п.;
- по форме проведения – зальные, игры по станциям;
- по форме организации – разовые и цикловые.
Упражнение 1. Определить, к каким категориям относится конкурсная программа «Интуиция» (ТНТ).
Отступление 1. О копировании готовых конкурсных программ, особенно телевизионных, - плюсы и минусы.
3. Алгоритм составления конкурсной программы
- Придумайте тему вашей игры или конкурсной программы: кому или чему она будет посвящена?
- Придумайте сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
- зарабатывание максимального количества очков, например, условных денег в экономической игре;
- путешествие с приключениями;
- формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
- ведение следствия или раскрытие тайны;
- спасение попавших в беду;
- другое.
- Решите, кто будет участником вашей игры:
- команды;
- отдельные игроки;
- команды, но на каждом этапе действует не вся команда, а только один-два игрока.
- Определитесь, как будут выявляться победители:
- по количеству заработанных очков;
- по чистому времени (прохождения дистанции, например);
- и по очкам, и по времени;
- победителей не будет: главное – участие.
- Определитесь, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:
- игра в зале;
- игра с передвижением по «станциям»;
- длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
- Определитесь, каким будет принцип набора участников:
- команды формируются заранее;
- команды формируются или участники отбираются непосредственно в процессе игры:
- случайно (например, при входе все получают билетики разного цвета; обладатели билетов одного цвета становятся командой);
- с помощью отборочных конкурсов или контрольных вопросов в начале игры;
- все присутствующие участвуют в многоуровневых конкурсах (каждый конкурс состоит, например, из трех частей: в первой части отбираются до десяти претендентов (например, по внешним признакам), во второй в результате проведенного между ними мини-конкурса остаются трое, в третьей из троих отбирается один, который получает приз или выходит в финал всей конкурсной программы);
- участвуют все поголовно (если игра ролевая)
- Определитесь, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
- жюри (в этом случае надо продумать критерии оценки действий участников);
- победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем и считать очки);
- победителя определит случай (лотерея);
- другое.
- Составьте последовательность конкурсов.
- Определитесь, надо ли готовить участникам какое-то домашнее задание.
- Составьте правила игры и продумайте, как вы ознакомите с ними жюри и участников:
- заранее;
- в начале игры.
- Разработайте сюжетную линию в соответствии с темой. Составьте сценарий или сценарный план. Учтите законы композиции.
- Составьте список необходимого реквизита.
- Определитесь, кто и как будет вести игру.
- Определите, как и чем следует поощрить победителей игры.
- Продумайте приемы активизации.
- Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».
- Спроектируйте зрелищность мероприятия, использование выразительных средств.
Отступление 2. О материальном поощрении победителей конкурсной программы: за и против.