Технология разработки конкурсной программы

Материал из Летний лагеря
Версия от 09:25, 5 октября 2010; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right 1. ''Программа'' (греч. programma – объявление, предписание) – 1) план деятельности; 2) изложе...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Gdsgdsgdm.jpg

1. Программа (греч. programma – объявление, предписание) – 1) план деятельности; 2) изложение основных целей и задач; 3) последовательное описание операций для компьютера; 4) краткое систематическое изложение содержания обучения; 5) перечень радио- и телепередач; 6) порядок концертных, цирковых номеров, выступлений.

Конкурс (лат. concursus – стечение, столкновение) – соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа его участников.

Конкурсная программа – здесь: форма досугового мероприятия, основанная на последовательности конкурсов. (Этим термином называют и программу какого-либо конкурса: «Конкурсная программа Каннского кинофестиваля».)

В числе досуговых мероприятий наряду с конкурсной можно выделить, в частности, концертную, танцевальную, экскурсионную, шоу-программу и их комбинации. Объединяющий признак – многоэлементность.

Отличительная черта конкурсной программы как формы организации досуга (в отличие от просто конкурса) – смещение целей. Ее главной целью является не столько выявление победителей, как в конкурсе, сколько с помощью соревнования – развлечение, развитие, рекреация, удовлетворение других потребностей участников и зрителей. Таким образом, наибольшую ценность представляет не результат, а процесс.


2. Конкурсные программы различаются:

  • по типу подвергаемых испытаниям способностям человека – интеллектуальные, творческие (в том числе танцевальные, музыкальные и т.п.), спортивные, психологические (например, «Интуиция»), а также комбинированные;
  • по жанру – комические, драматические, мелодрамы, триллеры и т.п.;
  • по наличию темы – тематические и нетематические;

нетематическими являются, в частности, многие интеллектуальные КП («Своя игра»),

  • по наличию театрализации – театрализованные и нет;

театрализация подразумевает наличие сюжетных связок конкурсами, которые отыгрывают актеры, изображающие персонажей;

  • по месту проведения – сценические, на открытой площадке и т.п.;
  • по составу участников – командные, индивидуальные и индивидуально-командные;

индивидуально-командные – основанные на сочетании индивидуальных и командных конкурсов;

  • по ведущему виду деятельности – игровые, познавательные, развлекательные и т.п.;
  • по форме проведения – зальные, игры по станциям;
  • по форме организации – разовые и цикловые.

Упражнение 1. Определить, к каким категориям относится конкурсная программа «Интуиция» (ТНТ).

Отступление 1. О копировании готовых конкурсных программ, особенно телевизионных, - плюсы и минусы.


3. Алгоритм составления конкурсной программы

  1. Придумайте тему вашей игры или конкурсной программы: кому или чему она будет посвящена?
  2. Придумайте сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
    • зарабатывание максимального количества очков, например, условных денег в экономической игре;
    • путешествие с приключениями;
    • формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
    • ведение следствия или раскрытие тайны;
    • спасение попавших в беду;
    • другое.
  3. Решите, кто будет участником вашей игры:
    • команды;
    • отдельные игроки;
    • команды, но на каждом этапе действует не вся команда, а только один-два игрока.
  4. Определитесь, как будут выявляться победители:
    • по количеству заработанных очков;
    • по чистому времени (прохождения дистанции, например);
    • и по очкам, и по времени;
    • победителей не будет: главное – участие.
  5. Определитесь, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:
    • игра в зале;
    • игра с передвижением по «станциям»;
    • длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
  6. Определитесь, каким будет принцип набора участников:
    • команды формируются заранее;
    • команды формируются или участники отбираются непосредственно в процессе игры:
    • случайно (например, при входе все получают билетики разного цвета; обладатели билетов одного цвета становятся командой);
    • с помощью отборочных конкурсов или контрольных вопросов в начале игры;
    • все присутствующие участвуют в многоуровневых конкурсах (каждый конкурс состоит, например, из трех частей: в первой части отбираются до десяти претендентов (например, по внешним признакам), во второй в результате проведенного между ними мини-конкурса остаются трое, в третьей из троих отбирается один, который получает приз или выходит в финал всей конкурсной программы);
    • участвуют все поголовно (если игра ролевая)
  7. Определитесь, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
    • жюри (в этом случае надо продумать критерии оценки действий участников);
    • победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем и считать очки);
    • победителя определит случай (лотерея);
    • другое.
  8. Составьте последовательность конкурсов.
  9. Определитесь, надо ли готовить участникам какое-то домашнее задание.
  10. Составьте правила игры и продумайте, как вы ознакомите с ними жюри и участников:
    • заранее;
    • в начале игры.
  11. Разработайте сюжетную линию в соответствии с темой. Составьте сценарий или сценарный план. Учтите законы композиции.
  12. Составьте список необходимого реквизита.
  13. Определитесь, кто и как будет вести игру.
  14. Определите, как и чем следует поощрить победителей игры.
  15. Продумайте приемы активизации.
  16. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».
  17. Спроектируйте зрелищность мероприятия, использование выразительных средств.

Отступление 2. О материальном поощрении победителей конкурсной программы: за и против.