Теория развития временного детского коллектива

A 3e1df88.jpg

Теория развития временного детского коллектива (ВДК)

Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается вожатским спектаклем. Наблюдения показывают, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие


Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

- оргперпод (1 этап, адаптационный период); 4—5 дней
- основной период (2 этап), 16—18 дней
- итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня

На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели.



Организационный период

Организационный период — это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.


Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:

  • к условиям закрытого или органического социума;
  • к смене основных видов деятельности,
  • к новизне общения, установлению коммуникативных связей с боль¬шим числом сверстников и взрослых;
  • к режиму жизни;
  • к новым бытовым условиям,

Цель оргпериода – заложить основы ВДК.


Задачи оргпериода:

  • удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;
  • создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;
  • предъявить единые педагогические требования (ЕПТ),
  • наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);
  • организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;
  • получить необходимую информацию о каждом ребенке.


Методика проведения оргпериода

В эти дни вожатые решают три основные задачи — организованно провести прием и заезд детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, одновременно предоставить ребятам возможность узнать друг друга. Эти задачи решаются через организацию и проведение небольших по времени коллективных творческих дел, не требующих тщательной подготовки, как со стороны детей, так и со стороны вожатых, но позволяющих детям проявить себя в конкретной деятельности.

Ошибка, иногда встречающаяся у вожатых — проводить КТД, когда в отряд заедут все дети (в случае, когда все дети отряда не приезжают одновременно). КТД можно проводить по методике «пятерка». Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее КТД проводится, когда заедут еще 5 человек. И так каждый раз, когда заезжают следующие 5 человек. Таким образом, можно провести большое количество КТД малых форм в первые дни смены, выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников.

Обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т. е. предъявляются детям единые педагогические требования.

Игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.

Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, с детьми разучены 2—3 песни, несколько игр, показаны перспективы жизни в отряде, а у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах отряда.

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом этого не наверстать) тихий час и др.

2-й день. Продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы детям попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом этого не наверстать) тихий час и др.

2-й день. Продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы детям попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.

Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. Интервью, расскажи нам о себе и др.

Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.


Понятие о «нулевой» точке развития коллектива

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят.


Психологическое состояние детей

Дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Дети еще не знают какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, со взрослыми людьми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.).

Трудно включаются в деятельность.


Основные задачи педагога в оргпериоде

  1. Выявить первоначальный уровень навыков и культуры поведения детей.
  2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей.
  3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей.
  4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.
  5. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив.
  6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.
  7. Организовать индивидуальную работу с детьми.


Условия организации деятельности детей

Формы организации деятельности не должны требовать от детей большой затраты сил, Обязательно должна соблюдаться логическая последовательность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны присутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.

В организационный период доминирующим видом деятельности является игровая деятельность. Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребенка.


Методы работы педагога:

  • убеждение (словом, примером);
  • требование (прямое, косвенное);
  • поручение (временного характера);
  • соревнование (в конкурсах, играх, КТД);
  • игра;
  • поощрение.


Первая конфликтная зона в работе педагога

В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.

Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону. Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой.


Основной период ВДК

Цель основного периода — формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.


Задачи основного периода:

  • продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;
  • контролировать состояние здоровья детей;
  • требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов;
  • организовать разнообразную деятельность;
  • развивать лидерские качества детей;
  • продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком;

Неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному активу. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.


Вторая конфликтная зона в работе педагога

В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо знать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.

В период конфликтов педагогу необходимо:

  • вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства;
  • выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения;
  • актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;
  • раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.

Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (перед всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива—отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.


Условия организации деятельности в основном периоде

  1. Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции.
  2. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности.
  3. Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел.
  4. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода.
  5. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности.
  6. Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей.
  7. Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности.
  8. Вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их.
  9. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.


Методы работы педагога в основной период:

  • коллективная общественно-полезная деятельность;
  • поручение;
  • соревнование;
  • игра;
  • поощрение;
  • убеждение;
  • требование.


Примерные направления деятельности:

  • познавательная;
  • трудовая;
  • художественная;
  • спортивная;
  • общественная;
  • коммуникативная.

Деятельность личности ребенка останется нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение детей, формирование у них опыта общественного поведения


Итоговый период

Итоговый период называется периодом «консолидации» отношений, периодом ответственной зависимости членов коллектива. Консолидация – объединение.

Цель итогового периода — превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.


Задачи итогового периода

  • организовать деятельность в которой предоставляется возможность каждому осознавать себя через коллектив, свои возможности, свою жизненную позицию,
  • подготовить детей к отъезду,
  • проанализировать достигнутый уровень коллектива,
  • увлечь детей формами и методами самовоспитания

В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи требовательности, взаимной заботы, уважения.

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микро группы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива.

В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.

Основная форма организации деятельности — индивидуально коллективная, стимулирующая межгрупповое общение. Большое внимание педагогу необходимо обратить на организационную деятельность уборка, подготовка жилых помещений к следующей смене проводы детей и др.


Третья зона конфликта в работе педагога.

В этот период ВДК (на 19—20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.


Показатели сложившегося детского коллектива:

  • успех коллектива в любой деятельности;
  • наличие гуманистических отношений между детьми;
  • мировоззренческое единство,
  • активность всех членов коллектива;
  • стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;
  • потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению при¬нятых в лагере норм поведения;
  • общественное мнение действует постоянно.