Творческое мышление

0 b876 692e1964 Lm.jpg

"У меня есть мысль и я её думаю" (удав из "38-ми попугаев")


Как создать творческую атмосферу

Творческий процесс состоит из пяти основных шагов:

-постановка проблемы;
-сбор данных, относящихся к проблеме;
-детальное изучение данных;
-выработка возможных решений;
-проверка выбранного решения.

На творческие способности в значительной мере влияет та атмосфера, в которой живет человек. Творческая атмосфера процветает, если существует понимание того, что каждый член группы обладает знаниями и опытом, способными обогатить умы других.

Изучение данных перед принятием решения является очень важной стадией в творческом процессе. На этой стадии более эффективно использование подсознания, а не сознательного мышления.

Лучшее, что можно здесь сделать, это погрузиться в проблему, а затем прийти к решению. Мыслительный процесс обычно приносит максимальный результат, когда после периода концентрации ослабляется контроль над сознанием.

Каждый человек должен чувствовать уверенность в том, что он может, не боясь последствий, добывать любую информацию, играющую какую-либо роль в его размышлениях. Создавая атмосферу творческого мышления, позволяя вырабатывать новые идеи, гарантируя людям право совершать ошибки, и относясь к случайным промахам как к части платы за прогресс, организация мероприятия способствует развитию творческого потенциала участников.

Что такое мозговой штурм?

Мозговой штурм - это метод, с помощью которого группа людей, собравшись вместе, пытается найти решение какой-либо проблемы. Первый и основной принцип мозгового штурма заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе собрания. Мозговой штурм начинается с того, что всем собравшимся предлагается поделиться идеями, которые пришли им в голову по поводу обсуждаемой проблемы. Необычные идеи особенно приветствуются. Участникам мозгового штурма предлагается отойти от традиционного подхода к проблеме.

Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, но определенные внутренние и социальные факторы не позволяют ему в полной мере использовать свой творческий потенциал. В ходе мозгового штурма все ограничения убираются, и потенциал может быть использован в полной мере.

Как подойти к проблеме

Одной из наиболее часто используемых аналитических техник является составление перечня. Ниже приведено несколько вопросов, которые можно задать в ходе обсуждения проблемы:

-Какие альтернативные применения это может найти?
-Как это может быть адаптировано?
-Как это может быть модифицировано?
-Есть ли этому замена?
-Каким образом это может быть переделано, скомбинировано или изменено?

Важным моментом в рассмотрении идей любого рода является то, что одна идея способна привести к другим, которые в итоге могут послужить основой для создания совершенно нового типа продукции или даже новой области производства.

В обычной ситуации быстрое и точное суждение является отличительной чертой способного лидера. Но метод мозгового штурма подразумевает тщательное обдумывание проблемы, рассмотрение ее под всеми возможными углами и выработку подхода, который может быть абсолютно нетрадиционным.

Людей поощряют за высказывание идей, на первый взгляд способных показаться совершенно нереальными. Но часто бывает, что эти идеи стимулируют появление у кого-то еще по-настоящему хорошей мысли.

Правильно организованный мозговой штурм имеет также следующие дополнительные преимущества:

-он создает климат, благоприятный для появления новых идей и их свободного выражения;
-он вызывает у участников прилив энтузиазма, а энтузиазм является заразительным и очень мощным стимулятором для новых идей;
-когда собирается группа людей для того, чтобы обменяться идеями, то появляется элемент соперничества;
-члены группы соревнуются друг с другом: кто предложит лучшую идею.

Техника мозгового штурма часто используется консультантами, а ведь очень редко бывает так, чтобы они смогли найти требуемого от них решения.

Однако, иногда методом мозгового штурма производят на свет поверхностные идеи, поскольку решение принимается слишком поспешно. Порою участники штурма настолько захвачены своими собственными идеями, что отказываются верить в существование альтернативных решений.

Чтобы обойти это препятствие, участники мозгового штурма иногда договариваются не обсуждать непосредственно стоящую перед ними проблему. За предмет обсуждения берется тема, каким-либо образом связанная с ней.


И еще о мозговом штурме…

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.

Техника «мозгового штурма» была разработана Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения «мозгового штурма» является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника «мозгового штурма», предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Результаты многочисленных экспериментальных исследований, целью которых было сравнение количества и качества идей, созданных группами в процессе «мозгового штурма» и людьми, работающими индивидуально, свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной методики интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

Возможен анонимный вариант (когда варианты решений собираются анонимно). Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного «мозгового штурма». К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

«Мозговой штурм» дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации.

"Мозговой штурм" позволяет быстро генерировать множество идей безотносительно того, насколько ценной является та или иная мысль. Мозговой штурм нельзя симулировать. Причем это утверждение касается не только организационного, но и личностного измерения. Нельзя собрать коллектив для интеллектуального прорыва, если раньше в отряде лишь мнение вожатого имело право на существование. Нельзя прийти на мозговой штурм и демонстрировать свою власть или просто отбывать там номер.

Мы посоветуем Вам, как провести мозговой штурм так, чтобы он был максимально продуктивным.

____1. Сразу заявите, что приветствуете все идеи.

Один из главных принципов мозгового штурма - "свобода мысли". На ранней стадии не должно быть ни замечаний, ни критики.

____2. Разрешите "пропускать ход".

Очень важно, чтобы каждый участник не чувствовал себя выпавшим из процесса, если в данную минуту ему нечего предложить.

____3. Записывать идеи.

Попросите участников записывать свои идеи на клейких листах бумаги. Потом эти листы можно будет прикрепить на доску (или стену) в любом порядке и менять порядок по мере того, как начинает вырисовываться общее направление мыслей.

____4. Объедините в группы.

Иногда во время мозгового штурма можно объединить участников в группы. Это особенно полезно в тех случаях, когда вы знаете, что некоторые участники разбираются в рассматриваемой области хуже, чем другие, и им нечего предложить. Затем работающие в группах должны расположить идеи по степени важности.

____5. Пока не перестанут появлятся новые идеи.

Продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идеи не перестанут появляться. Иногда вы можете почувствовать, что все полезные мысли уже прозвучали, но тем не менее лучше дать высказаться каждому. Благодаря этому все участники ощутят, что вносят вклад в проведение собрания, и будут рассматривать результат как личное достижение.

____6. Какие идеи важны.

Выясните, какие из высказанных идей более или менее важны с точки зрения участников. Напр, пронумеруйте наиболее существенные идеи от 1 до 12 и попросите каждого из участников назвать шесть самых важных для него идей. Затем подсчитайте результаты "голосования".

____7. Приветствуйте новые идеи.

После окончания мозгового штурма участникам могут прийти на ум еще какие-нибудь интересные мысли.

____8. Результаты на виду.

Пусть результаты мозгового штурма будут всегда на виду. Например, прикрепите их к доске или на стену. Продемонстрируйте, что все идеи имеют важное значение - например, периодически возвращайтесь к ним во время собраний. Помните, что добавить новые идеи никогда не поздно.