Суть игры

Материал из Летний лагеря
Версия от 20:49, 6 декабря 2009; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right right right 1. Смысл игры Человечество играет на протяжении всей ...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
03fgfm.jpg
News517m.jpg
News569m.jpg

1. Смысл игры

Человечество играет на протяжении всей своей истории. Игра, как инструмент, игра, как смысл, игра, как средство для достижения тех или иных целей органично входит в самые разные виды человеческой деятельности. Не обязательные с рациональной точки зрения, но необходимые, для успешного понимания и принятия игры мы видим на войне, в суде, на свадьбе и похоронах, в политике и искусстве.

Игра, по сути, иррациональная действующая модель рациональной ситуации. Игровой элемент в жизни человека, необходимая доза иррационального, удовлетворяющая потребность человека в реализации нереализуемого.

Пример? Футбол. Сложно спорить с тем, что нет никакого объяснимого смысла в том, что 22 человека стремятся внести игровой снаряд в определённые ворота. Притом, что тем, кому удаётся это сделать наилучшим образом, получают огромные деньги, популярность и могут реально влиять на «серьёзные» процессы.

Стоит помнить, что реклама, в том числе и политическая, не что иное, как игровая конструкция, которая отличается от честной игры, только тем, что не все участники этой игры знают её правила. Мы говорим об игре, которая имеет открытую цель и известные правила.

Мы хотим с помощью игры:

1. Воспитать в ребятах определённые качества (уверенность, но не гордость; смелость, но не безрассудность; сочувствие, но не злорадство; ответственность, но не эгоизм).

2. продемонстрировать ребятам ситуативные развивающиеся модели определённых отношений, как межличностных, так и общественных.


2. Условия игры

А. Согласные играть;
Б. Наличие правил, которое играющие понимают адекватно судьям (мастерам) и друг другу;
В. Ограниченная территория;
Г. Ограниченное время;
Д. Понятные цели.

До игры следует:

А. Ознакомить играющих с правилами и убедиться, что правила верно поняты;
Б. Обозначить ЦЕЛЬ И СМЫСЛ игры (иногда это можно и нужно сделать по окончании игры);
В. Создать необходимую продуктивную игровую атмосферу.

Во время игры следует:

А. Осуществлять при необходимости судейство спорных моментов, исходя из игровых правил и духа честной игры;
Б. Следить за игровыми и «пожизненными» отношениями;
В. Давать разъяснения и рекомендации играющим, в случае тупиковых или иных сложных ситуаций.


По окончании игры следует:

А. Разобрать игру «по горячим следам» и выявить при необходимости победителей;
Б. Разобрать игру по прошествии некоторого времени для спокойного и доброжелательного анализа.

Что анализировать: качество правил; игровые и «пожизненные» отношения; созданную атмосферу; достижение или не достижение игровых и «пожизненных» задач. Что при необходимости менять на будущее: отношение играющих к игре и в игре; правила в соответствии с пожеланиями; методику создания игровой атмосферы, если что не вышло.


3. Как подбирать и придумывать игры

Игры бывают: сложные и нет, комплексные (преследующие разнообразные цели) и ориентированные на развитие отдельной способности (например, ловкости), требующие долгой подготовки и подробных правил и импровизационные. В любом случае необходимо отслеживать качественную игровую атмосферу и соблюдение общепринятых правил.

Игры вожаку стоит подбирать по принципу: начиная от простых к серьезным (после совета с руком.); доступных по возрасту и интеллекту; разнообразных по форме. Нельзя играть в недостойные, жестокие, опасные игры. Не подсказывает опыт и совесть? Странно, но тогда обратись к руководителю.

Каждому ребёнку надо уметь подобрать в игре место, на котором он может проявить себя с лучшей стороны. Помните, что игры ПРЕЖДЕ ВСЕГО воспитывают.

Даже самого неумеху и неудачника следует ободрить, если он старается изо всех сил. Ребёнка, которые не вошёл в игру, или не хочет «выкладываться» за других следует правильно мотивировать. Упирайте на ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, а не ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ аргументы. Правильно: «я в тебя верю, без тебя тяжело, вместе у нас лучше получится», не правильно: « из-за тебя всем плохо, после игры получишь, зря я с тобой связался и т.д.»

Придумать игру можно в ситуации, когда старые игры надоели, а новых нет. При этом: проще переделать или доделать уже существующую игру, чем придумывать совершенно новую (это вообще ОЧЕНЬ трудно сделать).

Посмотри, в чём нуждается твоё звено, посмотри на свои возможности. Посмотри, наконец, на погоду за окном. Помни о безопасности игр!


4. Проблемы

Самая распространённая беда – непонятые до конца цель и правила. Далее: не умение судьи или ведущего адаптировать ситуацию по игрокам; игра не той «весовой категории» либо слишком сложная, либо слишком простая; игра «потерянная» в пространстве и времени.

Расспроси тех, кто уже проводил игру, подобную подготовленной тобой. Продумай и «примерь на себя» возможные игровые ситуации. Сумей увидеть сложные моменты. Главное, после игры сам проанализируй её ход и обсуди с людьми, к чьему мнению ты прислушиваешься.


5. Выбор игры

Каждый руководитель должен научиться организовывать игры. Необходимо также расширять запас знакомых, испытанных игр и всегда иметь в голове дюжину разных игр, чтобы в самый неожиданный момент заполнить ими свободное время (запаздывает обед, изменилась погода). Желательно составить картотеку игр, состоящую из разных отделов и т.п.

Дети не всегда охотно начинают новую игру. У них есть обычно свои "любимые", в которые они могут играть бесконечно (как и слушать любимую сказку). Это приходится преодолевать. Чтобы удачно провести игру и заинтересовать детей, нужно хорошо выбрать и приготовить игру.

ВЫБОР ИГРЫ должен быть ОСМЫСЛЕННЫМ. Он зависит от общей программы работы. Мы всегда хотим научить детей чему-то и развить в них какие-то качества. Большую роль в выборе игры играет ВОЗРАСТ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И ИНТЕРЕСОВ ИГРАЮЩИХ. Игра обычно является преодолением какого-то препятствия, достижения какой-то цели. Не все игры подходят всем возрастным группам. Чтобы быть интересной и увлекательной, игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком простой. Важно также учитывать ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ. Для большинства игр есть минимум и максимум играющих. Необходимо хорошо знать МЕСТО И УСЛОВИЯ проведения игры во избежание неприятностей или срывов.

1.ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ИГРЕ

Только самые простые игры не требуют подготовки.

А.Приготовление материала и инвентаря.
Б.Предельно ясное объяснение правил игры (количество очков, границы игры, сигналы, начало и конец игры и т.п.).
В.Во избежание недоразумений стараться предвидеть и предотвратить их.

Чтобы игра принесла намеченные руководителем результаты, следует помнить следующее:

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ. Руководитель всегда стремится научить детей чему нибудь, развить волю, ум и чувства, учить дисциплине, товариществу и честности в игре. Важно учитывать нравственный момент в игре. В основном, это соблюдение правил игры. По содержательности высшая форма игры это драматизированные цикловые игры для младших отрядов.
  2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ в оценке. Дети охотнее простят руководителю неудачную игру, чем малейшую несправедливость.
  3. НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ ПРОДОЛЖАТЬ ИГРУ, если она не "идет". Лучше начать новую.
  4. ИГРАТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ. Не должно быть пассивных зрителей. Поэтому нежелательны игры, в которых

многие участники выходят из игры.

  1. РУКОВОДИТЕЛЬ ТОЖЕ ИГРАЕТ, если он не является судьей и если не отнимает места у других.
  2. ПАРТИИ. Если они нужны, распределить их так, чтобы у каждой была более или менее одинаковая возможность выиграть. Не разбивать в игре звенья.
  3. ЧЕРЕДОВАТЬ ТИПЫ ИГР И ИЗБЕГАТЬ ПАУЗ, "размагничивающих" участников игры.
  4. ПОМНИТЬ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ. Не переутомлять. Помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время игр.
  5. Дать возможность УЧАСТНИКАМ ИГРЫ БЫТЬ СУДЬЯМИ.
  6. НЕ ИГРАТЬ ”ДО УПАДУ”. Прекращать игру, пока к ней есть интерес, но не обрывать бессмысленно в разгаре.
  7. НЕ ВСЕГДА НУЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАКОНЧЕННУЮ ИГРУ. Это разрушает созданное игрой настроение.
  8. ПОХВАЛИТЬ ХОРОШО И ЧЕСТНО ИГРАВШИХ ПРИ ВСЕХ. Провинившимся сделать выговор без свидетелей.
  9. Научить победителей быть ВЕЛИКОДУШНЫМИ, а проигравших -СМИРЕННЫМИ.
  10. Помнить, что НАСТОЯЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПОЗНАЮТСЯ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ. Наблюдать за играющими.
  11. СЛОЖНЫМ, НАПРИМЕР, ЛЕСНЫМ ИГРАМ НУЖНО УЧИТЬ ПОСТЕПЕННО.

Принято делить игры на:

А.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - знание природы, истории, географии.
Б.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - развивающие определенные качества: наблюдательность, ловкость, быстроту, сообразительность.
Далее, игры можно разделить на УМСТВЕННЫЕ, СПОРТИВНЫЕ, ПОДВИЖНЫЕ, СИДЯЧИЕ. По месту - на КОМНАТНЫЕ, ПОЛЕВЫЕ, ИГРЫ НА ПЛОЩАДКЕ, ВОДЯНЫЕ, ЛЕСНЫЕ

( дневные и ночные).

Игра может быть более или менее содержательной, но каждая игра учит чему - нибудь.


2.ЭСТАФЕТА - соревнование в беге, по крайней мере, двух команд с одинаковым количеством соревнующихся и преодолевающих одинаковые препятствия. Побеждает команда, быстрее всех закончившая бег. Эстафеты чаще всего устраиваются во время разведческих праздников, когда присутствует много гостей-зрителей. Они занимательны и увлекательны.

3.ОЛИМПИАДА - спортивное состязание, соревнование. Организацию олимпиады можно поручить старшим подросткам.

4.МЕЖЗВЕНОВЫЕ СОСТЯЗАНИЯ - могут происходить в рамках одного отряда, одной дружины и между детскими лагерями. Они организуются опытными руководителями.

5.ПОДГОТОВКА К ЗВЕНОВЫМ СОСТЯЗАНИЯМ. Все звенья должны заранее получить информацию с указанием тем, срока, правил и системы оценок.

Состязания следует доводить до конца, даже если они проходят не очень успешно. Хорошо подготовить судей, систему оценок и таблицы для записывания результатов. Приз, выдаваемый лучшему звену, может быть переходящим (прикрепляется на звеновой флажок) или постоянным.

ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ межзвеновые состязания происходят на сборах дружины, на биваках, в походах.

Для похода это может быть:

  1. Постановка палатки;
  2. Складывание костров;
  3. Кипячение воды на костре;
  4. Вязание узлов;
  5. Изготовление патентов;
  6. Первая помощь;
  7. Плетение веревочной лестницы;
  8. Передача и прием по азбуке Морзе;
  9. Шифры;
  10. Пользование топором;
  11. Следопытство;
  12. Игры или задания на смекалку, наблюдательность и т.п.

Такого типа состязания требуют обширного помещение или удобного места в природе. Нужны также опытные судьи, четкая и быстрая система оценок. Результаты должны быть объявлены вскоре после окончания состязаний.

ПОХОД - СОСТЯЗАНИЕ ИЛИ ПОХОД С ПРЕПЯТСТВИЯМИ И ЗАДАНИЯМИ. ЭТО САМЫЙ ТРУДНЫЙ вид состязания, требующий продуманной, тщательной подготовки. Нужно большое количество руководителей-судей, руководителей для связи, наблюдения, разрешения недоразумений (заблудившиеся). Каждое звено должно получить точные (желательно письменные) инструкции.


ЗАДАНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ, ВОЗМОЖНЫЕ В ПОХОДЕ - СОСТЯЗАНИИ:

  1. Оказание скорой помощи;
  2. Расшифровывание письма;
  3. Измерение широты реки и высоты дерева;
  4. Передача по азбуке Морзе, включая прием;
  5. Нахождение определенного пункта по азимуту;
  6. Наблюдательность (следы, забытый насос от велосипеда, букет увядших цветов, и т.д.);
  7. Нападение посторонних в масках. Какова реакция?
  8. Сложить и зажечь костер;
  9. Пересечь канаву или дорогу, не оставив следов;
  10. Незаметно и неслышно прокрасться через указанную руководителем зону;
  11. Восстановить текст потерянной половины письма;
  12. Определить вес камня;
  13. Найти клад по иносказательному, витиеватому описанию.
  14. ...

Кроме того, следует выставить оценку за поведение, товарищество, внешний вид и за время, то есть скорость движения в походе.

Необходимо заранее выработать четкую систему оценок, составить таблицы для вписывания оценок на отдельных препятствиях и таблицы для занесения всех результатов похода. Такие таблицы наглядно и убедительно покажут звеньям их сильные и слабые места и предотвратят нарекания на несправедливость.


И еще...

Заведи свой, личный сборник игр в помещении и на улице, в поезде. Создавай игры вместе с друзьями. Удачной тебе игры!