Структура и содержание досуга

2q3.jpg

1. В структуре досуга выделяются несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

а) Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. Тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

б) Следующий уровень – развлечения. Традиционно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

г) В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.


А. Маслоу разделяет потребности человека на базовые (дефицитарные) к которым относятся физиологические, такие как еда, сон; потребности в безопасности и уверенности; потребности в любви и принадлежности; потребность в самоуважении и уважении других; и метапотребности (потребности роста), к которым он относит бытийные ценности, такие как цельность, совершенство, завершенность, справедливость, жизненность и т.п., ведущие к самоактуализации человека, которая выражается в творчестве. Становление личности неразрывно связано с поисками собственного Я - поиск ответов на самые основные, вечные вопросы: "Что я такое?", "Для чего я живу?", "Что я ищу в отношениях с другими людьми?", "Что есть природа?". Окончательных, однозначных всеобщих ответов на эти вопросы не существует, но постоянный поиск таких ответов и представляет собой то, что называется духовностью.

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Hierarchy000.jpg


К творчеству относятся:

  • декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),
  • художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество));
  • техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство).

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

д) Особый вид досуга - организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.


2. Содержание досуга

Формы общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • по содержанию (познавательные, развлекательные);
  • по времени (кратковременные, периодические, систематические);
  • по характеру (пассивные, активные);
  • по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).


В качестве конкретных видов организованного досуга можно назвать:

  • культурно-зрелищные программы с активным включением зрителей в театрализованное действие;
  • подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей;
  • оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
  • логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем участникам;
  • аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
  • досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца.

Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Задача организаторов молодежного досуга - предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей, при этом создать условия для приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

То есть, стоит двуединая задача:

  • с одной стороны, привлечь молодежь, учитывая ее интересы и психологические особенности;
  • с другой – настойчиво формировать потребность в содержательном и развивающем личность досуге.


В сфере досуга должен осуществляться переход

  • от простых форм деятельности к более сложным,
  • от пассивного отдыха – к активному,
  • к удовлетворению все более глубоких социальных и культурных стремлений,
  • от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.