Средневековые игры

Подвижные игры

Охотники и зайцы

Весьма распространенная в средневековой Европе игра.

Необходимый инвентарь:

  • Тряпичный или кожаный шар.
  • 4 колышка или флажка для ограничения игровой площадки. Игровое поле - 20х30 м.

Правила игры:

Играющие делятся на две команды максимальным числом до 5 человек в каждой (зайцы и охотники) и встают на расстоянии восьми метров друг от друга.

Один из зайцев бросает мяч в любого охотника, начиная, таким образом, игру. Зайцы должны, не заходя за границы поля, уворачиваться от меча, в то время как охотники пытаются в них попасть. Для выбора более выгодной позиции и осуществления более точного броска охотники могут перемещаться по игровому полю и отдавать пас друг другу.

Получив мяч, охотник должен оставаться на месте, пока не отдаст его товарищу по команде. Если охотнику, получившему мяч, удается попасть в одного из зайцев, то последний должен выйти из игры. Если же охотник промахивается, то он сам покидает игру.


Ударь по горшку

Игра была весьма популярна в 13-14 веках в Англии, Франции и Германии.

Необходимый инвентарь:

  • Один горшок или кувшин.
  • Одна палка длинной 0.5 - 1 м с намотанной на рабочем (ударном) конце тканью
  • Один шаперон или платок, чтобы завязать играющему глаза.

Правила игры:

Для игры необходимо 4-6 человек. Игровой поле - 5х5 м. Играющий должен с завязанными глазами отыскать на поле горшок и попасть по нему палкой. Остальные играющие выкриками вроде "горячо", "холодно" или хлопками должны помочь ему в этом (или наоборот увести от цели). Под горшок можно положить какой-нибудь приз с тем, чтобы сделать игру более интересной.


Перетягивание палки

Популярная среди жителей Англии и Фландрии игра 13-14 веков.

Необходимый инвентарь:

  • Одна палка длиной около полуметра.
  • Желательно, плащ или любая другая подстилка.

Правила игры:

Игроки усаживаются на землю друг напротив друга и упираются ступнями, взявшись руками за палку. Далее существуют два возможных сценария развития игры: Вариант 1: палка служит в качестве импровизированного барьера между игроками. Выигрывает тот, кто сумеет заставить противника поджать ноги. Вариант 2: каждый игрок пытается подтащить к себе своего противника. Выигрывает тот, кому это удается сделать раньше второго.


Салки, жмурки и т.п.

В Средние века салки были весьма популярны среди простого народа, т.к. не требовали ни специальной подготовки, ни реквизита.

Салки были с различными правилами:

  • Hoodsman's Blind. Водящему одевали на голову задом наперед худ. Так он должен был кого-нибудь поймать.
  • Jingling. Обратная версия предыдущего. Все кроме одного надевают капюшоны, водящему привязывают колокольчик.
  • Feet of ground (выше ноги от земли). Игрока нельзя «осалить» пока он не на земле.
  • Prayer tag. Игрока нельзя «осалить» пока он в молитвенной позе.
  • Horns, horns. Водящий изображает дьявола. Он прикладывает руки к голове и пальцами изображает рога. Тот кого «дьявол» коснется, сам становится «дьяволом» и преследует остальных. Последний пойманный становится «дьяволом» на следующий раунд.


Камбок

Старинная французская игра. Название cambok вероятно, происходит от средневекового латинского слова «cambuca» (кривая палка) или от старофранцузского слова «akimbo» (chane или kane - кувшин, boue – лук, изгиб; в форме ручки от кувшина).

Правила игры:

Играется двумя командами 5 на 5 человек. Цель – забить мяч в некие ворота противника. Это может быть отмеченное поле на земле, несколько кольев в виде ворот и т.д. Игра идет на большом поле (приблизительно 50 на 50 метров). Миниатюра на рисунке 35 взята из Hours of the Duchess of Bourgogne, около 1450. Оригинал храниться в Musie Condi, в Chantilly.


Спокойные на открытом воздухе

Шары

Историки предполагают что эта игра появилась в Египте. Это предположение основывается на находках в гробницах датируемых 5.000 лет д.н.э. Эта игра встречалась во многих странах. В Италии она называлась Bocce, в Дании - Bolle , во Франции – Boules. Старейшее поле для игры в шары было найдено в Southampton (Англия), датируется примерно 1299 г.

Среди игроков в шары били и Сэр Френсис Дрейк, и король Генрих VIII. Последний запретил играть в нее «тем, кто не богат/состоятелен, ибо изготовители луков, тетив и наконечников для стрел, больше проводят время играем, чем совершенствуя свою работу. Король приказал каждому желающего играть в шары, заплатить налог в 100 фунтов.

Необходимый инвентарь:

  • Несколько деревянных шаров (по возможности разноцветные).
  • Один шар другого цвета, большего или меньшего размера, в качестве основного.
  • 4 колышка или флажка для разметки игрового поля. Игровое поле - 1.5х2м, по возможности, ровное; трава, песок или галька одинаково подойдут.

Правила игры:

Для игры нужно два человека, либо две маленькие команды по 3-4 человека. Основной шар устанавливается на поле. Игроки должны суметь подкатить свои шары на минимальное расстояние к основному.

Игра ведется до тех пор, пока не будут израсходованы все шары. Затем происходит подсчет, кто из игроков (или команд) подкатил наибольшее количество (и на наименьшее расстояние) своих шары к основному шару. Победитель выявляется по общему количеству очков.


Кубб

Весьма популярная среди жителей Готланда (Швеция) игра 13-14 веков.

Необходимый для игры инвентарь:

  • Король - 30-сантиметровый деревянный параллелепипед с фигурной вершиной, с основанием 10х10 см.
  • 10 пешек - квадратные чурбаны, 20 см в высоту, основанием 7х7 см.
  • 6 бит - 30 см в длину, круглой в сечении палки.
  • 4 колышка или флажка для разметки игрового поля. Игровое поле - 5х8м, по возможности ровное, без резких перепадов высоты естественного или искусственного происхождения.

Правила игры:

Играющие разбиваются на две команды максимальным числом до 6 человек в каждой. Король устанавливается в центр поля.

На каждой базовой линии на одинаковом расстоянии друг от друга расставляется по 5 пешек. Команды становятся за базовые линии друг напротив друга, так чтобы король оказался между ними.

Первая команда (А) пытается сбить битами все 5 пешек противоположной команды Б (в ее распоряжении 6 бит, т.е. 6 попыток). Если команде А удается сбить все пешки противника, то оставшейся (шестой) битой ее игроки могут попробовать сбить короля. В случае если команде не удается сбить короля, то игра продолжается, и сбитые пешки противника перекидываются (см. ниже) на ее сторону поля (между базовой и центральной линией, на которой стоит король). Команда А устанавливает их на своем поле на том месте, куда они упали.

Затем в игру вступает команда Б, пытаясь в первую очередь сбить свои собственные пешки, которые они переставили на поле соперника. Если им удается это сделать (или если на поле первой команды не было никаких дополнительных пешек, так как ее игрокам не удалось сбить ни одной) и еще не все 6 бит были брошены, то команда Б может сбивать пешки, находящиеся на основной линии их противников. Таким образом игра и продолжается.

Если одной команде не удается сбить все пешки, находящиеся на поле ее противника между центральной и базовой линиями (т.е. ее собственные пешки, переданные соперникам), то вторая команда может продолжить сбивать оставшиеся на базовой линии пешки первой команды. Если команде удается сбить короля оставшейся битой, то она считается победившей. Если же команде не удается это сделать (или в короля попадают до того, как все остальные пешки сбиты), то эта команда автоматически считается проигравшей.

Если игрокам удалось сбить уже 5 пешек, то они могут отказаться от шестого броска, позволяя тем самым бросать своим противникам.

Примите также во внимание:

Если после попадания пешка осталась стоять, то этот бросок не засчитывается как попадание.

Все сбитые пешки должны быть ПЕРЕКИНУТЫ на половину противника. При этом бросающий располагается за базовой линией. Если после двух бросков игроку так и не удается попасть пешкой в поле соперников, то она устанавливается рядом с королем на расстоянии одной высоты пешки.

Если игрок попадает в пешку, находящуюся на основной линии соперника, прежде чем будут сбиты все стоящие на поле пешки, то ее необходимо опять поставить на место, а этот бросок не засчитывается как удавшийся. Бросок в короля осуществляется исключительно из-за базовой линии.