Способы общения с детьми

Материал из Летний лагеря
Версия от 19:29, 26 апреля 2012; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right Необходимо помочь детям понять, что то, чему они учатся в Лагере, пригодится им...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
13279446121181 m1m.jpg

Необходимо помочь детям понять, что то, чему они учатся в Лагере, пригодится им в дальнейшей жизни дома. Следующие методики могут пригодиться вожатым в качестве хороших вариантов для группового обсуждения с участниками лагеря.

Помните, что каждая группа детей индивидуальна – то, что срабатывает с одной группой, не обязательно также хорошо получится с другой. Будьте гибкими и пытайтесь сами адаптироваться к различным ситуациям. Если Вы не уверены в ваших действиях, посоветуйтесь с другими вожатыми или руководством Лагеря. Еще одно добавочное мнение обычно укрепляет любой план действий.


Открытый форум:

Поставьте или посадите детей в круг и начните беседу с вводного предложения, которое, по Вашему мнению, включит у ребят ответную реакцию и желание поделиться своими мыслями.

Например: «Мне интересно узнать, что вы думаете о нашем походе на гору сегодня?»

  • Доводы за: Легкие и быстрые способы установления контакта знакомы многим, и они хорошо срабатывают, когда дети находятся в состоянии азарта и готовы поделиться своими впечатлениями.
  • Доводы против: Может оказаться довольно трудно заставить ребят добровольно «выступать» и делиться своими идеями (им кажется, что их заставляют, прямо как на уроках в школе).


Как задавать вопросы:

Эта методика требует предварительного планирования. Вы устанавливаете цели, которые вы хотели бы достичь во время вашего конкретного занятия с детьми, а затем придумываете специальные вопросы. Обычно Вы сначала задаете конкретные вопросы по занятию, а потом уже переходите к более глубинным вопросам.

Пример простой последовательности: «Что вы делали?», «Чему вы научились?» «Как вы можете использовать эту информацию и полученные навыки (в будущем/дома, в другой группе, и т. д.)».

  • Доводы за: Обеспечивает конкретную обратную связь с целями, которые были заранее сформулированы, позволяет сделать более глубокий анализ и проникнуть в суть дела.
  • Доводы против: требует предварительного планирования, также необходима определенная практика, чтобы получить удовлетворительные глубокие реакции детей и продолжить откровенный разговор.


Работа в круге:

Эта методика включает в обсуждение каждого члена вашей группы, потому что каждого из детей по очереди просят отвечать на те стимулирующие вопросы, которые вы, как вожатый, задаете. Вот три типичных примера работы в круге:

  • Каждый ребенок в круге выражает свое мнение цифрой/словом: дети по очереди отвечают отдельным определенным словом или цифрой по определенной шкале.
  • Слово или фраза по кругу: дети в группе отвечают на вопрос вожатого определенным словом или короткой фразой.
  • Круговой комментарий: члены группы стараются выразить свою реакцию на занятия более подробно, несколькими словами.


Пример, когда каждый ребенок в круге выражает свое мнение цифрой/словом: «Я хотел(а) бы, чтобы каждый из вас подумал, какую роль вы сегодня играли во время занятий и выразили бы это одним словом: «лидер» или «последователь». «Я хотел(а) бы, чтобы вы определили цифрой на шкале от 1 до 10, насколько безопасно вы чувствовали себя на занятии сегодня: 1 –совсем небезопасно и 10- -абсолютно безопасно».

Пример слова или фразы по кругу: «Я хотел(а) бы, чтобы каждый из вас выбрал слово/короткую фразу, которая отражает, как вы себя чувствуете прямо сейчас».

Круговой комментарий: «Я бы хотел(а), услышать короткий комментарий от каждого из вас о том, что вы чувствуете после вчерашнего лагерного вечернего костра».

  • Доводы за: Каждый участник группы включен в обсуждение, он реагирует легко и быстро.
  • Доводы против: Иногда можно получить «отрицательную» реакцию, если участники круга не настроены на положительный лад и не готовы к общению.


Метафоры предметов:

Иногда трудно добиться того, чтобы дети быстро и четко сформулировали свою реакцию. Использование различных предметов позволяет детям сосредоточиться и поделиться своими идеями в более безопасной форме, так чтобы они не чувствовали какой-то завуалированной угрозы. Предметы могут часто служить способом метафорического выражения детского жизненного опыта. Соберите различные предметы (например, вещи из магазина, где каждый предмет стоит 1 доллар, или различные предметы со всего лагеря и сложите их в специальный ящик или мешочек с подарками).

Во время занятия каждый участник группы выбирает наугад что-то из мешочка с игрушками (например, звезду, зеркальце, монетку, игрушку, камешек, ветку) или же все дети могут использовать один и тот же предмет.

Пример метафор предметов: кто-то из ребят выбирает звезду из «мешочка с подарками». Каждый из участников рассказывает, когда он в течение дня чувствовал себя настоящей звездой. Другой вариант: каждый участник выбирает предмет, а потом он должен сам придумать историю о связи этого предмета с темой обсуждения.

  • Доводы за: развлечение для ребят, творческий подход, глубинный подход.
  • Доводы против: необходимо заранее позаботиться о подготовке необходимых материалов для мешочка с подарками.


Нам всем интересно знать, что думают дети о занятиях и о том опыте, который они получают в Лагере.


После проведения занятий, спросите:

  • Что происходило? Факты.
  • Что вы чувствуете сейчас? Чувства.
  • Что дальше? Будущее (как можно сделать это по-другому и как использовать этот опыт в другой ситуации)


Что должны делать хорошие вожатые:

  • Помогайте устанавливать и соблюдать твердые правила
  • Поддерживайте «безопасную» атмосферу в группе и на занятиях: необходимо четко объяснить детям, что мы будем уважать друг друга, не будем смеяться друг над другом или заставлять кого-то нервничать из-за бестактных замечаний. Если вы слышите, что кто-то злорадствует, немедленно прекратите это, сказав: «Послушай, перестань, пожалуйста!»; напомните, что наша цель – работать вместе.
  • Помогайте людям, показывая пример и, тем самым, обучая их принципам обратной связи, помогающим поддерживать друг друга: контакт глаза в глаза, утвердительный кивок и т. д.
  • Предпочитайте активно слушать и спрашивать, чем говорить самим.
  • Помогайте людям осознавать и самим брать на себя ответственность за свою часть решения проблемы.
  • Поощряйте людей смотреть в будущее и искать пути, чтобы улучшить его, а также думать, что делать дальше, когда они окончили одно дело.
  • Четко обозначайте окончание одного занятия и сообщите детям, каким будет следующее занятие.
  • Когда Вы сами не можете справиться с какой-то проблемой, касающейся детей, обратитесь за помощью к более опытному и знающему профессионалу (инструктору или руководителю объединения вожатых или главному консультанту и т. д.).


Что я должен делать во время занятия, чтобы это помогло мне лучше выполнять инструкции и взаимодействовать с детьми.

  • Выработать навыки сосредоточенного поведения (Attending Behavior) - что означает постоянно быть внимательным, не только физически присутствовать, но быть также эмоционально включенным в занятия детей и сосредоточенным на том, что каждый из членов группы делает/не делает в данный момент; все время подчеркивать, что комментарии детей не должны носить характер осуждения – будьте сами собой и пусть другие также будут сами собой.
  • Обращайте особое внимание на внеречевые способы общения, которые Вы посылаете (контакт «глаза в глаза», выражение лица, поза и язык тела, соблюдение физической дистанции); полностью сосредоточьтесь на детях; не отвлекайтесь на постороннее общение и не разговаривайте с другими вожатыми и сотрудниками Лагеря.
  • Обращайте внимание на речевые сигналы, которые Вы посылаете (молчание, краткое одобрение и/или благодарность, пересказ своими словами, чтобы убедиться, что Вы правильно поняли ребенка).


Зачем анализировать полученный опыт?

Необходимо показать детям, что опыт, полученный в Лагере, они смогут использовать в своей дальнейшей жизни. Следует проводить обсуждения и искать сходства между ситуациями «здесь» в Лагере и тем, что происходит «там», дома. Это поможет детям увидеть возможности, которые раскрываются перед ними благодаря этой новой информации.