12 08 4m.jpg

Цель. Поиски выхода из неприятной ситуации.

Задачи. Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Создать предпосылки для формирования конструктивных способов, развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.

Материалы. Маршрутные листы, карточки с заданиями, цветные листочки, призы, коврики, плакаты по теме «Наркомания».

Информация для ведущих. День был построен на идее — актуализировать конструктивные формы выхода из сложных, кризисных, конфликтных ситуаций и понять, какие формы являются неконструктивными, ложными и даже опасными. Ребята сделали общий список возможных способов разрешения ситуации и разделили их на конструктивные и неконструктивные. Затем обсуждали такие темы:

— «Психоактивные вещества: способ решения проблемы или болото, из которого не выбраться?». Рассматривали «правду и мифы» о действии наркотиков и последствия их употребления. Неточная информация может стать пусковым механизмом для первой пробы наркотиков. Рассматривали также причины употребления наркотиков, обсуждали возможности получения удовольствия от жизни без ПАВ. Один из акцентов обсуждения: показать, что прием психоактивных веществ — это пассивный способ решения проблемы, пассивная позиция и, следовательно, проблема не разрешается, а лишь на время забывается, а потом возвращается с новой силой и с новыми проблемами.

— «Тренинг разрешения проблемных ситуаций». Лейтмотив — как быть человеку, который хочет разрешить проблему, как ему действовать? Ставилась задача: актуализировать активную позицию участников в решении проблем и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации.

«Тренинг саморегуляции» и «Тренинг поддержки» — две мастерские, которые ставили перед собой задачу — показать способы самоподдержки и саморегуляции, а также взаимоподдержки, варианты просьбы о помощи в сложной ситуации.


Игры — настрой на работу «Ремонт автомобиля спасателя (танец на стуле)», «Ралли спасателей (ипподром)».

Кто такой спасатель? Спасатель — человек, который помогает другим людям и себе самому в сложных, кризисных ситуациях. Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Способов поведения в кризисных ситуациях существует много. Спасатели тоже не сразу могут понять, насколько эффективен тот или иной способ поведения. Чтобы сориентироваться и выбрать наиболее эффективный способ поведения, они проходят подготовку в «полевых условиях». Мы также пройдем подготовительный курс «Встреча с жизненными трудностями».

Эстафета «Встреча с жизненными трудностями»

Эстафета проводится на улице или в большом помещении. Командам выдается маршрутный лист или назначается сопровождающий.

Задания эстафеты:

1. «Лес со злобными кузнечиками-мутантами». Командам необходимо образовать оцепление участка леса и продержаться 1 минуту. Сложность в том, что людей меньше, чем необходимо для оцепления пространства.

2. «Конфликтные ситуации». Работа с ситуативными карточками — выбрать 1 вариант и обосновать.


Ситуация 1. Ваш знакомый достал два билета на концерт, на который вы три месяца мечтали пойти с лучшим другом (подругой), однако не могли достать денег на билеты. Ваш знакомый хочет пойти именно с вами, третьего билета нет. Ваш друг может обидеться на вас, если вы пойдете, а он — нет. Вы: а) не пойдете и предложите знакомому взять с собой кого-то другого; б) пойдете, не сказав другу, а если он и узнает — постараетесь что-то придумать для «отмазки»; в) честно расскажете все другу, объясните ему, чтобы он понял, как вам важно пойти.

Ситуация 2. Вы уходите со дня рождения, на который вас очень не хотели отпускать родители, и понимаете, что точно не успеете вернуться в то время, когда обещали. Вы: а) позвоните домой и предупредите, что задерживаетесь, несмотря на то что родители могут за это отругать; б) поймаете машину, несмотря на то что вечер, темно и вы в незнакомом районе, и постараетесь доехать вовремя; в) спокойно поедете домой, вернувшись, станете убеждать родителей, что пришли вовремя, и это они сами перепутали время, когда велели вам вернуться; г) придете домой и спокойно поговорите с родителями.

Ситуация 3. Вы не сделали работу, последний срок сдачи которой сегодня. Вы: а) не пойдете на занятия; б) честно расскажете преподавателю о сложившейся ситуации, пообещаете принести задание в ближайшее время; в) постараетесь быстренько придумать историю для «отмазки».


3. Упражнение «Спасение коралловых полей» Команде необходимо передать бутылки с водой в парах плечами.

4. «Вызов — Наркотики» Командам дается по 3 предложения. Участники после обсуждения должны сказать, согласны или нет с данным утверждением.


Курение марихуаны абсолютно безопасно для здоровья, так как она — природное вещество; наркотики не вызывают зависимости, человек всегда может остановиться; если при задержании милиция обнаружит у человека наркотики, ему за это ничего не грозит.


5. «Команда спасателей» Командам надо придумать песню спасателей и построить автомобиль. Анализ выполнения заданий эстафеты Конфликтные ситуации — обсуждение возможных последствий каждого варианта. Какой выход влечет за собой меньше негативных последствий. Наркотики — обсуждение вопроса об уголовной ответственности при обнаружении наркотика у человека.

Мозговой штурм

Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей нашего возраста? Типичные способы поведения людей в данных ситуациях. Как я обычно веду себя в критической ситуации (личный выбор и запись в дневнике). Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные. Последствия неконструктивных способов: при использовании неконструктивных способов сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия. Один из неконструктивных способов — употребление психоактивных веществ.


Психоактивные вещества: способ решения проблемы или болото, из которого не выбраться? Моделирование ситуации «Проблема» Ведущий приглашает одного участника (А), просит придумать себе имя и представить проблемную ситуацию — эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед А. Далее разыгрывается эта ситуация: некий знакомый Б (второй участник) предлагает А наркотик как способ забыть проблему. Тот соглашается — проблема немного отдаляется. Далее ведущий говорит о том, что у А могут возникнуть другие проблемы — с милицией, с родителями, в школе. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают А. В конце ведущий говорит, что ситуация первая также усугубилась (стул придвигается).

Обсуждение. Какие чувства возникали по ходу ситуации, ее усугубления (вопрос А)? Вопросы группе о ситуации, которая возникла. Итог: ситуация с помощью наркотика не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом к ней могут присоединиться и другие проблемы. Игра-дискуссия «Любопытство, воля, разум»

Человек знает, что наркотики — это плохо, что наркотики не решают проблемы. В то же время в человеке всегда живут две противоположности: «любопытство» и «разум», а «воля» человека должна сделать выбор между их аргументами.

Ведущий делит группу на три команды: «любопытство», «воля» и «разум». Задачи: «любопытство» дает аргументы в пользу употребления наркотиков, «разум» — против употребления наркотиков, а «воля», выслушав аргументы, должна сделать выбор.

Обсуждение. Почему «воля» присоединилось к той или иной команде? Какой аргумент был самым весомым? Хотел бы кто-то из одной команды перейти в другую? Аргументы «любопытства» дают пищу для мифов о наркотиках.


Миф первый — «Наркотики не приносят вреда». Иногда люди, пытаясь убедить человека попробовать наркотик, говорят о том, что наркотики не принесут ему вреда, либо говорят так: «Я же не заставляю тебя пробовать героин, просто покури». Но так ли это? Какие вещества относятся к наркотикам? А алкоголь, табак можно отнести к наркотическим веществам? Определение наркотиков как психоактивных веществ.


Упражнение «Человек». Плакат со схематично изображенным человеком и обозначением всех внутренних органов и тканей. Участникам предлагается проанализировать влияние героина, экстази, ЛСД и марихуаны на организм человека и с помощью цветных листочков отметить органы, на которые эти наркотики влияют.

Упражнение «Шум». Участнику предлагается запомнить 10 слов. Ведущий зачитывает их и просит повторить (итог — 5–7 слов). Затем предлагается запомнить другие 10 слов, но при этом группа моделирует с помощью шума состояние после употребления марихуаны. Тренер читает слова, участник повторяет (итог — 3–4 слова, неправильно услышанные). Сколько слов запомнил в первый раз? Сколько во второй раз? Информация о влиянии марихуаны. Обобщение и вывод.


Миф второй — «Наркотики не всегда вызывают зависимость. Ты всегда сможешь остановиться». Как вы думаете, что такое зависимость? Определение понятий «зависимость» и «наркомания».


Работа с плакатом «Развитие наркомании».

I этап. Первый прием, снятие психологического барьера перед употреблением наркотиков и упрощение отношения к дальнейшему употреблению. Человек либо останавливается (очень редко), либо идет дальше, говоря «я остановлюсь вовремя». Когда наступит это «вовремя»? Демонстрация «Стул». На расстоянии от участника ставится стул. Он символизирует наступление зависимости. До стула 4–6 шагов. Предложение проверить. Ведущий придвигает стул. Вопрос о чувствах. На что похожа эта ситуация? Вывод: человек, начавший употреблять наркотик, предполагает, что до развития зависимости от наркотика должно пройти столько-то времени, и он остановится. Но наркотик «думает» по-другому: зависимость может наступить в любой момент.

II этап. Социальная зависимость — человек попадает в среду потребителей наркотиков, провоцирование на пробу и следование нормам. Психологическая зависимость — может сформироваться от одной пробы, не контролируется, проявляется в постоянной тяге к наркотику, сохраняется на всех этапах.

III этап. «Глухой период» — психологическая зависимость сформировалась, но физической еще нет. Человек не ощущает, не «слышит» своего организма, но окружающие замечают изменения и говорят об этом. Начинают рваться социальные связи.

IV этап. Осознание проблемы наркомании, физическая зависимость — неодолимое стремление к употреблению наркотика; абстиненция («ломка»); изменение способности организма переносить воздействие определенных доз наркотика. Зачем все это нужно человеку, если приводит к таким последствиям? Информация о психофизиологическом механизме зависимости.

Миф третий — «Наркотик помогает решить проблемы».


Иллюстрация «Гора жизни». Рис 1: человек стоит на горе, его удерживают множество жизненных связей («канатики», идущие от человека к горе). Что может удерживать человека в жизни, какие связи есть у каждого из нас? (Записываются на «канатиках».) Рис 2–3: человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов-связей рвется, — возникает проблема. Предложение наркотика как решение проблемы — человек берет его (одна рука перемещается вверх). Человек сохраняет достаточно устойчивое положение, но первый шаг сделан. Человек может сказать «нет» или сделать следующий шаг. Рис. 4: с другой стороны появляется еще один канат-наркотик — человек протягивает к нему руку и теряет устойчивость.

Ролевая иллюстрация «Марионетка». Участник сидит на стуле, тренер встает у него за спиной. Тренер берет руку участника и поднимает ее вверх, символизируя предложение наркотика. Тренер берет вторую руку — полное подчинение человека наркотику, который управляет им. Тренер манипулирует руками участника. На кого похож человек, которым управляет наркотик? На марионетку. Вывод: человек достаточно быстро может стать марионеткой, а вот перестать быть такой куклой намного сложнее. При этом возникает вопрос: а решил ли человек свои проблемы? Нет, лишь забыл на время, но нерешенные проблемы начинают напоминать запутанный клубок, и наркотики его не распутают.

Индивидуальное упражнение «Аргументы, которые помогут мне отказаться пробовать наркотики». В течение 5 минут каждый на листе попытается написать 6 собственных аргументов, которые могут помочь отказаться от пробы наркотиков.

Обсуждение. Легко ли вам было написать аргументы? Кто хотел бы поделиться с другими своими аргументами? У кого возникли сложности? Какого рода?

Безусловно, окружающий мир может подкидывать нам новые провокационные аргументы о наркотиках, но наша личная позиция, четкое личное отношение к этой проблеме должны стать для нас точкой опоры при принятии собственного решения.


Миф четвертый — «С помощью наркотиков можно получить необычные ощущения».


Да, с этим сложно спорить, действительно эти ощущения есть, но они сиюминутны, к ним привыкаешь. Впервые возникшие приятные ощущения не возвращаются, но человек ищет их, становясь зависимым от них. При этом вновь он никогда их не получит; кроме того — они никогда не доставят радости. Радость можно найти в жизни, в себе, в других людях, в окружающем мире, вещах — надо только ее увидеть.

Упражнение «Ватман радости»

На полу кладется «ватман радости», он разделен на три части: тело, разум, чувства (эмоции, ощущения). Участникам предлагается написать все радости жизни для тела, разума и души. Затем ведущий, попросив участников закрыть глаза и сконцентрироваться на себе, под музыку зачитывает список «радостей».

Тренинг разрешения проблемных ситуаций

Работа идет параллельно в группах по 15 человек.

Упражнение «Проблема»

Разбивка на две группы. Каждая команда выбирает актуальную для нее проблему (можно использовать список, сделанный в начале дня). За 3 минуты надо придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команды показывают сценки.

Рассмотрение путей решения проблем

Пассивная позиция: «меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и я сделал; меня все достали». Активная позиция, принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?»


Алгоритм разрешения проблемы (на примере)

Ориентация в проблеме Точное знание того, что проблема возникла Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение Определение и формулирование проблемы Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы) Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение


Упражнение «Поиск решения»

Возвращение к упражнению «Проблема» — группы обмениваются выбранными ими проблемами и разрабатывают путь их решения в соответствии с алгоритмом, тренер помогает. Подготовка пятиминутной сценки, показывающей путь решения проблемы. Показ сценок. Обратная связь.


Тренинг саморегуляции

Введение

В любой проблемной ситуации возникают негативные чувства, эмоции, напряжение. Важно их не отодвигать, а определенным образом прорабатывать, выражать, давать им выход, используя конструктивные способы, позволяющие не нанести вред себе и другому человеку. Какие могут быть способы? (Мозговой штурм.) Варианты записываются.

Упражнение «Рисуем злость»

Вспоминаем напряженную конфликтную ситуацию, человека, на которого злимся; рисуем злобу; отходим друг от друга на безопасное расстояние; мнем, рвем рисунок, пытаемся направить в этот процесс все негативные эмоции; бросаем остатки листа в мусорный мешок со словами: «Я выбрасываю сюда всю свою злобу на человека (ситуацию)». Анализ: мои ощущения сейчас. Вывод: вы можете использовать этот способ безопасного выхода негативных эмоций, либо другие, названные группой, самостоятельно, когда того потребуют обстоятельства.

Находясь в проблемной ситуации, человек испытывает стресс. Даже если негативные эмоции выплеснулись, все равно он может чувствовать себя не вполне комфортно. Не до конца удовлетворена потребность в безопасности, сложно достичь успокоения и гармонии. В таком случае можно использовать определенные техники, открывающие каждому человеку его внутренний ресурс устойчивости к стрессу и напряженной ситуации, позволяющий найти силы для решения проблемы. Ведущий проводит несколько медитативных упражнений, например «Покой», «Убежище». Обратная связь: мимикой, жестами показываем свое эмоциональное состояние сейчас, группа отражает.

Тренинг поддержки

Разогрев. Что такое «поддержка»? Невербальная демонстрация участниками по кругу содержания слова «поддержка» — 5 минут.

Определение понятия «поддержка» и форм поддержки. Групповая дискуссия, формулирование определения «поддержки». Обсуждение форм поддержки — 10 минут

Актуализация личного опыта принятия эффективной и неэффективной поддержки. Работа в парах. Вспомнить: ситуацию, когда оказывали поддержку, но это было неэффективно; ситуацию, когда оказывали поддержку, и это оказалось эффективно, — 10 минут.

Групповая дискуссия «Эффективная и неэффективная поддержка». Определение особенностей эффективной поддержки. Обсуждение причин эффективности и неэффективности поддержки. Выявление особенностей эффективной поддержки — 20 минут.

Упражнение «Поддержка». Применение на практике навыков оказания эффективной поддержки. Участникам группы задается вопрос о том, кому из них нужна поддержка, какую поддержку они хотят получить в данный момент. Группа оказывает участнику поддержку — 15 минут.