Социометрические техники

Материал из Летний лагеря
Версия от 18:40, 22 ноября 2009; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: == Социометрический лабиринт == right Техника проведения: # Находим одного участника (в мно...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Социометрический лабиринт

6641623KLmm.jpg

Техника проведения:

  1. Находим одного участника (в многочисленной группе – нескольких участников), желающего быть водящим (протагонистом) и просим его удалиться из помещения.
  2. Даем или вырабатываем в группе критерий социометрического выбора. В психотерапевтической группе второе – предпочтительнее. Примеры критериев: «кто в группе мог бы стать ресурсом для решения твоей проблемы?», «кого готов был бы пустить в свою квартиру пожить на месяц?» и проч.
  3. Ведущий предлагает сделать выбор (если в группе более 12 человека – 2 выбора, второй – по принципу «если не этот человек, то кто?»). В небольшой группе проще всего спрашивать каждого участника отдельно.
  4. Ведущий рисует результат на бумаге в виде социограммы, но – ВНИМАНИЕ -, в отличие от обычной социограммы, стрелки идут в направлении от выбираемого к выбирающему. Направление стрелок указывает, какими путями может двигаться водящий. Задача каждого участника группы – запомнить (или записать) тех, кто его выбрал.
  5. Ведущий совместно с группой выбирает самый интересный маршрут. Желательно, чтобы он охватывал максимальное количество участников и включал в себя наибольше число выборов. В приведенном примере самый длинный маршрут – от Лили – к Эле.
  6. Ведущий инструктирует участников группы. Инструкция касается двух моментов: а) перед тем, как показать, куда может двигаться водящий из этого узла, участник, стоящий в этой точке может и должен задать водящему любой вопрос (подобно тому, как это происходит в технике «горячий стул»); б) водящий так же будет задавать вопросы, касающиеся того, почему был сделан данный выбор (например, почему Леня выбрал Олю). Отвечать надо честно, но таким образом, чтобы прямо не раскрыть водящему, по какому критерию был сделан выбор. Критерий в приведенном примере – «кого бы пустил к себе в квартиру пожить на месяц». Ответ Лени «потому что Оля – женщина тихая, аккуратная, не будет мешать, и вместе с тем, с ней интересно поговорить» критерия не раскрывает, но дает водящему пищу для размышлений.
  7. Ведущий приглашает водящего в комнату и инструктирует. Инструкция должна включать в себя два момента: а) отвечать на вопросы участников необходимо честно, не врать. Если на вопрос категорически не хочется отвечать, можно отказаться, но нужно объяснить причины отказа; б) спрашивать на каждом следующем шаге, почему был выбран именно этот человек. Задача в конце – отгадать критерий, по которому участники делали свои выборы.
  8. Водящий проходит лабиринт. В случае попадания в «тупик» (им является участник, которого никто не выбрал, в приведенном примере - Леня) водящий подвергается испытанию (например, выполняет желание), чтобы вернуться на предыдущий шаг и сделать новый выбор.
  9. Процедура повторяется с новым водящим и новым критерием.
  10. Шеринг.


Сферы применения, которые я вижу сейчас:

  1. Салонная игра
  2. Знакомство новых или проблемных участников со структурой группы и группы – с участником. Для повышения эффекта можно место самого участника в группе обозначить стулом, на который он должен прийти. Остальные участники делают свои выборы, включая отсутствующего.
  3. Рефлексия участниками собственного выбора
  4. Получение обратной связи о том, почему выбрали именно тебя
  5. Тренировка интуиции
  6. Проверка объективности представления участника о взаимоотношениях в группе и своем месте в группе. Для решения этой задачи можно участнику сообщить критерий, и предложить пройти лабиринт, руководствуясь собственными предположениями
  7. В мифодраме, сказкотерапии и ролевом тренинге: прохождение испытаний, спуск в подземное царство, поиск сокровищ и проч. Участники могут взять роли мифологических или сказочных персонажей, критерии должны быть подобраны в соответствии с сюжетом.


Создание скульптуры

Может быть выполонена как в психодраматическом (с протагонистом), так и в социодраматическом (без протагониста) ключе.

Протагонист выстраивает из участников группы скульптуру. Тема может варьироваться в зависимости от целей группы - семья, корабль, автомобиль, человеческое тело и прочее. Затем протагонист (если он есть) занимает место каждого персонажа (члены семьи, органа тела, детали автомобиля) и оценивает, насколько ему здесь комфортно. При необходимости - ищет более комфортное место до тех пор, пока все персонажи не будут удовлетворены. В социодраматическом исполнении директор спрашивает участников о группы об их чувствах из роли. Здесь же участники группы могут оценить жизнеспособность фигуры и что-то изменить. Применяется в психотерапевтических целях (я иногда таким образом работаю с психосоматикой), и при работе с внутригрупповыми конфликтами (например, в организационном консультировании).


Групповая скульптура

В этом упражнении каждый участник одновременно является и скульптором, и глиной. Он находит своё место в общей скульптуре в соответствии с общей атмосферой и содержанием групповой композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр выходит первый участник, и принимает какую-то позу, затем нему пристраивается второй, третий пристраивается к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение: действовать в довольно быстром темпе, следить чтобы получившиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур.