Социальное проектирование

PICT2063m.jpg

Личностная позиция – понимание человеком некоторой не идеальности, не завершенности, недоделанности чего-либо в своем мире, самостоятельное доделывание, завершение, творение того, что без него не состоялось бы, занятие места, фиксирующего отклонение от общепринятой нормы в проблемной ситуации с предъявлением нового смысла.

Только имея личностную позицию, вожатый и подопечный становятся способными войти в процесс реальной проектной деятельности.

Структуру и этапы проектирования можно представить как набор функциональных мест или функциональных позиций:

  • критика существующей нормы,
  • автора новой идеи,
  • организатора команды,
  • реализатора идеи,
  • оформителя.


Проектную деятельность можно представить как структуру, которая включает в себя 5 этапов:

1 этап. Критика или проблематизация;
2 этап. Промысливание и порождение новой идеи;
3 этап. Организация системы деятельности;
4 этап. Реализация;
5 этап. Оформление полученных результатов.


1 этап. Критика или проблематизация.

На этом этапе фиксируется отклонение от культурной традиции: «Что-то не так!», ощущается разрыв нормы с действительностью. Организуется рефлексия личной ситуации, проводится критический анализ проблемы в двух контекстах: культурном, социальной ситуации.

Другими словами, на этом этапе строится структурированное видение проблемы и собственного места в ней. Начинает формироваться личностный потенциал для строящейся проектной деятельности.

Смысл данного этапа заключается в появлении личностного отношения (позиции) к обсуждаемой проблеме. Оно может быть феноменально наблюдаемо как, переживание, волнение, заинтересованность в обсуждаемой проблеме.

Результатом, фиксирующим окончание этого этапа, будет являться сформулированная сообществом людей или отдельным человеком проблема.


2 этап. Промысливание и порождение новой идеи.

Этап связан с разработкой идеи, каким-либо образом предлагающей решение поставленной проблемы. На этом этапе активно используются методы и технологии развития проектного мышления.

В частности они включают в себя:

  • техники развития представлений о желаемом будущем или должном,
  • представления о реальных наличных ресурсах, включая анализ собственных возможностей в связи со сформулированной проблемой,
  • соотнесения 1 и 2 и
  • поиск и нахождение неочевидных ресурсов – формулирование ключевой идеи проекта.

Результатом второго этапа является появление новой идеи возможно решающей поставленную на первом этапе проблему.


3 этап. Организация системы деятельности.

Хорошим вариантом организации системы деятельности является одновременное коллективное промысливание проектной идеи и складывание реализационной команды.

Смысл данного этапа: адаптировать, трансформировать идеальный замысел к реальным возможностям включающихся в его реализацию людей, а также объективным условиям и обстоятельствам, в которых они находятся. Здесь идет поиск деятельностных позиций, которые тем или иным образом имеют отношение к поставленной проблеме и формируются деятельностные кооперации. Таким образом, происходит процесс интенсивного самоопределения и строительства полифункциональной команды, способной реализовать разработанный проект.

То есть, необходима организационная деятельность менеджерского типа, требующая коммуникативных и рефлексивных способностей.

Результатом этапа будет являться разработка модели организации деятельности, включающую в себя проект и программу, план работ, а также появление реализационной команды.


4 этап. Реализация.

На четвертом этапе происходит запуск инновационной деятельности, осуществляется коррекция замысла в связи с реальными выявленными позициями участников проекта, появлением неожиданных помех и эффектов, неочевидных и непрогнозируемых заранее.


5 этап. Оформление полученных результатов.

На этом этапе проводится содержательная рефлексия с фиксацией обнаруженных новых проблемных областей и перспективных направлений дальнейшего продвижения, происходит анализ и интерпретация неожиданных, неочевидных и непрогнозируемых заранее эффектов, а также завершаются все виды работ, связанных с документированием результатов.