Социализация детей и подростков

Vstart-b.jpg

Социализация - это умение ориентироваться в пространстве, достигать своих целей в этом пространстве, учитывать что ты не один, сохранять свою индивидуальность , реализовывать себя, делиться и обогащать собой окружающий мир.

Что считаем необходимым, для приобретение статуса "социализирован"?

  1. Освоение пространства.
  2. Умение контактировать с людьми. То есть с совершенно незнакомыми, чужими людьми.
  3. Умение заводить знакомства и углублять их, если человек интересен. Умение вежливо и невежливо отшивать, если человек кажется опасным и неприятным. Умение распознавать тех, кто может быть близок душевно и наоборот.
  4. Доверие к себе - вообще должно было быть на первом месте, но тут каждый пункт вытекает из предыдущего и они все взаимосвязаны в итоге.
  5. Умение ставить цели и достигать их, пользуясь всем чем возможно, обретая навыки по пути, если что-то не освоено.
  6. Эрудированность, информированность хотя бы поверхностная в совершенно различных областях - для общения с людьми и большей свободы выбора в путях своих.

Возможно что-то еще...


Основное отличие мировоззрения детей и подростков от мировоззрения взрослых заключается в том, что взрослый, осознавая необходимость перемен, не может быстро изменить свои взгляды и отношение к жизни. Взрослому мешает груз прошлого, опыт свой собственный и чужой, о котором он знает.


А дети и подростки? Скорее нет. Ребенок просто еще не накопил свое собственное «время разочарований». Оговоримся, что речь не идет о детях , жизнь которых началась с различных трагедий: потеря семьи, сиротство при живых родителях, инвалидность, социальные катастрофы. Там все иначе, время разочарований» зашкаливает за возрастную планку, восприятие мира нередко искажено и действительность окрашена в мрачные тона. Работая в лагере с подобным контингентом детей или отдельной личностью нужно проявить высокий уровень педагогической пластичности в процессе социализации ребят.

А что можно сказать об основной массе детей? Какие здесь закономерности? Положим в основу классификации возрастные и половые различия.


Мальчики и девочки 7 лет, самые младшие

Ожидания детей. Позитивные. Желание увидеть новые места, познакомиться со сверстниками, поиграть в новые игры, побыть самостоятельным, без близких.

Тревожно окрашенные. Будут ли меня обижать? Как я буду жить без близких? Кто меня защитит? Что делать, если….?

Оптимальный принцип социализации. Через малую группу (пять – шесть человек). Каждый должен «пережить успех». С этой целью необходимо в первые же дни выявить индивидуальные способности. В малой группе у детей семи лет быстрее снимается тревожность. Дети должны помогать друг другу одеваться, причесываться. Это необходимо для восполнения «тактильного дефицита». Прикасаясь друг к другу они обретают уверенность. Навык взаимопомощи поможет впоследствии реализации естественной установки на помощь, проявляющейся в возрасте 8-10 лет.


Девочки 8 — 10 лет

Ожидания. Позитивные. Быть замеченной и получить высокую оценку умению, внешним данным, одежде, украшениям.Самоутверждение.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть непринятой в сообщество. Тоска по дому.

Оптимальный принцип социализации. В отряде, через возможность пережить успех. Система индивидуальных поручений для малой группы (три — четыре человека).


Мальчики 8 — 10 лет

Ожидания. Позитивные. Найти единомышленников, одного – двух; найти интересное занятие, расширить сферу приложения физических сил.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть непринятым в сообщество, тоска по дому. Страх перед старшими детьми, которые могут обидеть, побить.

Оптимальный принцип социализации. Поднять значимость личности через систему полезных дел, успех. Хорошо работает командный принцип: "Наша команда самая…"


Девочки 11 — 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от опыта жизни в коллективе. Если девочки с ранних лет ездят в лагерь, то они заранее знают, что им будет интересно. Многие едут с сознанием "Я уже не маленькая" и отчаянно пытаются подражать подросткам 14-15 лет.

Тревожно окрашенные. Связаны с недовольством собой, своей внешностью, физиологическими возрастными трудностями.

Мальчики 11 — 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от уверенности в себе, которая (как правило) вытекает из уровня физического развития.

Тревожно окрашенные. Связаны с физиологическими изменениями, характеризуются неуверенностью в себе, неадекватностью, могут быть выражены в замкнутости, попытках отгородиться от коллектива, так как есть изначальный страх быть непринятым.

Оптимальный принцип социализации мальчиков и девочек. Через общеотрядные дела: конкурсы, походы, участие в соревнованиях с другими отрядами. Поднять уровень ответственности за личный вклад в общее дело. Если ребенок нестандартный, то ему необходимо найти его личную роль. Например, мальчик не может быстро бегать, но хорошо ловит мяч. Его можно сделать вратарем. Девочка не умеет петь и танцевать, но обладает врожденным вкусом. В конкурсе художественной самодеятельности ей отводится очень важная роль художника по костюмам и костюмера. Она, стоя за кулисами, провожает артистов на сцену, а не просто сидит среди зрителей.


Подростки 14 — 15 лет, как правило, социализируются сами. Вожатый должен хорошо помнить о том, что в любой группе, в том числе и во временном детском коллективе, обязательно выявляются носители определенных ролей. В частности, в отряде довольно скоро обозначится лидер, обладающий просоциальной, асоциальной или антисоциальной направленностью — «шестерка». Это приближенный к лидеру член группы. «Козел отпущения» — это человек, которого в своей группе не уважают, но соблюдая принцип «наш», защищают от представителей других групп. Нередко втсречается в группах «паршивая овца», изгой, которому просто разрешают жить возле отряда. Попавших в такую социальную группу детей зачастую даже не обижают (в отличии от тех, кто получил роль «козла отпущения»). Но с этим ребенком могут не разговаривать от начала до конца смены. Иногда бывает полезно перевести подобных детей в другую возрастную группу. Оптимально найти такое дело, чтобы дети смогли пережить успех, и отряд взглянул на них другими глазами. В случае успеха выше означенных членов группы в каком-то деле необходимо потребовать от лидера их прилюдного признания.


Мальчики vs. девочки

Мальчики и девочки не похожи с пелёнок. У них различаются игры и интересы. Они по-разному познают мир и реагируют на события. И позиционируют они себя тоже по-разному! Проще говоря, девочки — принцессы, а мальчики — лидеры.

👧 Девочки более спокойные и усидчивые. Они охотно копируют то, что делает и говорит вожатый, действуют по аналогии, легко запоминают информацию. И девочки не очень любят соревноваться).

✔ Ключевое действие: забота. Создайте девочке комфортное пространство для деятельности. Любовь и внимание вернутся сторицей.
✔ Ключевая фраза: «Ты делаешь правильно».

👦 Мальчикам нужно решать проблемы. У них очень сильный соревновательный момент — мы видим, как лидерские качества каждого проявляются уже в младших отрядах! Сделать лучше, быстрее других, придумать что-то новое — вот, что им интересно.

✔ Ключевое действие: поддержка. Всегда включайте в деятельность элемент игры. Давайте шанс проявить себя.
✔ Ключевая фраза: «Я в тебя верю».
❗ И последнее. При мальчике лучше никого другого не хвалить! Это ущемляет мужское самолюбие!

Не хвалите самих детей, а хвалите результаты их деятельности — так вы уйдете от личностной оценки. Зато у всех появляется стимул делать порученные вами задания как можно лучше.


Таковы самые общие рекомендации по социализации детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря. В процессе этой социализации происходит сложный личностный процесс психологического взросления. Если он имеет позитивную окраску, то оздоровление ребенка и подростка проходит успешно. В случае негативной окраски эмоциональной составляющей процесса социализации у личности могут наблюдаться соматические нарушения: плохой сон, снижение аппетита, плаксивость. Задача вожатого не допустить этого.