Созидание характера

Материал из Летний лагеря
Версия от 10:08, 23 июня 2012; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Fb620f247e18c8b68cf88c3c3e38d805 largem.jpg

"Все дети вредные. Полезных детей не бывает. Рождаются негодниками, в школу идут шалопаями, в пионеры сущими шельмецами вступают. И чем дальше, тем больше, чем дальше, тем больше... Вот мы, например."


ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ

Каждый человек стремится к признанию, нуждается в любви, в новых переживаниях, в безопасности. Все мы стремимся к новым достижениям и успехам. Все эти устремления и те результаты, к которым они приводят, отражаются в наших эмоциях. Эмоции многочисленны и многообразны. Мы обсудим лишь основные, но все они чрезвычайно важны, так как они — та движущаяся сила, что управляет нашим выбором, нашими действиями и нашим служением. Довольно легко поверить чему-либо, но только в том случае, когда люди испытывают глубокие чувства по отношению к объекту переживания, они способны действовать.


Ненависть

Противоположность любви, антипатия, доходящая до аффекта, страсти. За ненавистью может скрываться зависть, ревность, жадность, предрассудки, страх, пережитая боль и чувство разочарования. Это жестокая эмоция, которая может привести к убийству, если нет объективного осознания неприятных и нежелательных последствий.

Страх

Страх, или боязнь, чувство тревоги, может быть основой собственной безопасности, он может быть порожден заботой о благосостоянии окружающих. Можно бояться потерять здоровье, деньги, репутацию и многое другое. Страх может быть положительной эмоцией при условии, что он не превращается в комплекс, парализующий тело и разум.

Страх неизвестного всегда сильно действовал на людей. Среди людей необразованных он переходит в суеверие и может привести к ужасным последствиям. Среди образованных он либо тормозит, либо окончательно останавливает всяческую деятельность.


Гнев

Чувство сильного возмущения, негодования, переходящего в ярость. Обычно причиною гнева являются:

а) Разочарование из-за того, что не удалось добиться своего, получить то, что хочется, или же из-за неподчинения приказам.
б) Раздражение, которое сильнее проявляется тогда, когда здоровье более слабое.
в) Попытка скрыть комплекс неполноценности, огорчение или неудачу.
г) Праведный гнев из-за того, что свершилось нечто несправедливое.

Когда гнев проявляется, он представляет собой очень неприятное зрелище, которое ни в коем случае не является признаком силы.


Радость

Счастье — нечто неуловимое, ощущение счастья то приходит, то уходит вместе с приливами и отливами в человеческой жизни, но может быть неотъемлемой частью жизни.


Печаль

Печаль, чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи, может прийти из-за чувства стыда после совершенного зла, из-за неудачи, которые постигли вас или близких вам, или же из-за потери любимого человека.


Ревность и зависть

Зависть — плод эгоизма, когда человек завидует талантам или же успехам других. В семье зависть трансформируется в ревность, которая проявляет себя из-за недоверия, недостатка веры или не совсем здравого рассуждения. Бок о бок с ней идет страх потерять того, кто так много значил для ревнующего человека. Ревность питается подозрениями и буквально уничтожает человека. Она легко переходит в ненависть и может привести к убийству.


ПРИПОДНЯТОЕ НАСТРОЕНИЕ

Оно возникает благодаря чувству юмора, когда есть дар видеть смешную сторону жизни. Повезло той группе, в которой есть такой человек, который готов снять напряжение своей меткой остротой и заразительным смехом. Счастлив тот человек, который, несмотря на все жизненные перипетии, способен от души повеселиться и не беспокоится по поводу того, что невозможно изменить.

Каждый ребенок развивается по-своему. Если руководитель хочет добиться какого-либо результата, он должен знать каждого ребенка, его интересы, его способности, его друзей и его ожидания. Только так он может добиться поразительных результатов. Может случиться так, что Маша, будучи внешне застенчивой и скромной, займет положение лидера в группе, открыв в себе до сих пор неизвестный ей дар. Володя из бунтаря превратиться в помощника. А Игорь, помня данные ему в детстве наставления, через много лет займет завидное положение в обществе и будет благодарен своим руководителям.

Один молодой человек написал: «Дети не хотят быть домашними любимцами, чьей-то собственностью, бременем или ответственностью; они хотят быть личностями». Он хотел сказать, что многие взрослые смотрят на детей, как только на детей. И для них неважно, о чем говорят их дети или что они думают. Взрослые смотрят на них, как на малышей, играющих в песочнице, которых можно прервать в любую минуту, чтобы послать за очками для взрослого.

Помня об этом, хороший руководитель организует такую деятельность, которая будет привлекательна для каждого члена его группы. Он проложит путь к сердцу каждого ребенка.


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

Психологи утверждают, что общественное признание является одной из самых мощных сил, влияющих на личность и ее поведение. Каждый человек желает, чтобы на него смотрели, как на своего и принимали в своей группе. Для него очень страшно потерпеть неудачу в социуме и не быть признанным. И лишь у немногих хватает смелости пройти это испытание.


ЖАЖДА НОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Это чувство основано на любопытстве, на исследовании нового, на интересе к странному, свежему и незнакомому. Ее можно утолить лишь различными сюрпризами! Дети часто устают от регламентации — лишь какое-то время они могут следовать порядку, но все равно они не в состоянии устоять перед жаждой новизны. Осознавая это, хороший руководитель подготовит захватывающую, постоянно меняющуюся программу.


ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК

Иногда вам наверняка приходилось быть в ситуации, когда кто-то в вашей группе сказал: «Ума не приложу, почему Вася так себя ведет?» В ответ ему прозвучало: «Это его привычка. Он всегда так поступает и даже не задумывается». В то время как инстинкты представляют собой врожденные тенденции к определенному поведению, привычки возникают постепенно. Они закрепляется многократным повторением до тех пор, пока действия не становятся автоматическими, непроизвольными.

Когда мы смотрим, слушаем или размышляем о чем-то (стимул), нервный импульс проходит через сенсорные отделы мозга, где строится связь с моторными зонами, результатом которой становится конкретное действие (реакция). Так выглядит самая простая бихевиористская модель: стимул — реакция.

Совершается действие, накатывается «колея», по которой проходят подобные нервные импульсы. Повторение облегчает этот процесс. Подобное утверждение применимо ко всем типам привычек.

Хорошие привычки создаются так же, как и плохие, и, будучи сформированными, не так легко поддаются коррекции.

Вероятность повторяющегося действия зависит от следующих факторов:

  1. Постоянство. Каждое действие становится легче для выполнения благодаря многочисленному повторению.
  2. Частота. Если действие повторяется ежедневно, то оно скорее превратиться в привычку, нежели то, что происходит раз в неделю.
  3. Интенсивность. Сопровождается ли действие эмоциями, насколько сильное впечатление оно производит? Если воздействие интенсивно, то его гораздо легче повторять.
  4. Удовлетворение. Если действие сопровождается положительными эмоциями, то его гораздо приятнее повторять, чем действия с отрицательными эмоциями.

Если у человека отведено конкретное время каждый день для конкретного действия, то вскоре сформируется привычка. День кажется неполным, если по какой-либо причине мы не совершали привычного действия. Если же человек получает удовлетворение от какого-либо действия, находит его увлекательным и полезным, то повторение становится все легче и легче.


Для того чтобы преодолеть плохую привычку, процесс необходимо обратить вспять. Если невозможно отказаться от подобной привычки сразу же силой воли, то необходимо увеличить периоды между повторяющимся действием таким образом, чтобы ослабить связь между стимулом и реакцией. Также необходимо искреннее желание избавиться от плохой привычки. Если и случается оступиться, то подобные моменты должны приносить сожаление и вести к раскаянию, к решению избавиться от постыдного действия, никогда не возвращаясь к тому мнимому удовольствию, которое когда-то приносила привычка. Некоторые люди любят бросать вызов самим себе, отмечая каждый день, в который они победили, в календаре.


ПРИНЦИПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА

Характер — это сумма всех внутренних качеств личности, проявляемых в поведении. Характер созидается благодаря личному опыту, состоящему из правильных и неправильных поступков. Человек сравнивает себя с персонажем рассказа или истории и ведет себя, следуя выбранному идеалу. Его опыт — личный и воображаемый — не будет содействовать созиданию характера до тех пор, пока он не примет решение, не займет позицию, в которой ему нужно решить, поступил ли другой человек правильно или нет. Идеал должен быть справедливо оценен, и такая оценка поможет человеку изменить и свое поведение.

Характер не созидается, если не делается выбор между добром и злом. Например, решение одеть коричневые или черные ботинки не связано с моральными ценностями, но, к примеру, жульничество в игре, сокрытие правды, — все это напрямую связано с моральными ценностями и влияет на характер.

Каждое переживание, связанное с моральными ценностями, влияет на характеры людей вне зависимости от того, большое оно или маленькое, важное или незначительное. Исключений здесь нет. Один пьяница уговаривал себя, когда хотел выпить: «Всего один стаканчик. На этот раз он считаться не будет». Но, на самом деле, в созидании характера мелочей не бывает.

Характер созидается, когда другие люди убеждены в ценности справедливого характера. До тех пор, пока человек не увидит ценности той или иной черты характера, он не приложит усилий, чтобы развить ее. Когда человек ощущает непреодолимое желание выработать высокие качества характера, тогда идеал для него достижим. Человек сам должен ценить то или иное качество. Если его ценят другие люди, то этого еще недостаточно. Хорошие черты характера подобны лекарству в упаковке, они не приносят никакой пользы до тех пор, пока человек не принимает их внутрь. Моральные основы составляют лишь те идеи, которые человек избирает лично, а не навязаны ему извне. Основная задача руководителя при созидании характера — представить какую-либо черту таким образом, чтобы человек увидел всю ее ценность, принял ее и воплотил в жизнь. Легче всего этого достичь, используя различные рассказы, иллюстрации и создавая возможности для формирования самодисциплины. Гораздо менее действенными будут лекции, критика, брань и наказания. Наглядно покажите, что гораздо лучше быть честным, чистым и т.д. Это приведет к счастливой, успешной, удовлетворенной жизни вашего воспитанника.

Для того чтобы созидался характер, необходимо выбирать и работать над отдельными чертами характера. Простые увещевания к изменению поведения часто остается безрезультатными. «Будь хорошим», «используй золотое правило», «будь вежлив и правдив» — это лишь формулы, а мы знаем, что понятие «честности», «вежливости» и др. слишком широки. Человек должен проявить честность в жизни в различных обстоятельствах, прежде чем можно будет сказать, что он действительно воспитал в себе честность (честный в отношении к деньгам, по отношению ко времени, к другим людям и т.п.).

Нужно работать над отдельными чертами характера, учитывая возраст воспитанника, уровень воспитания и индивидуальные особенности. Лучшим временем для развития той или иной черты характера личности является то, когда эта черта впервые реально осознается. Ни в коем случае нельзя упустить эти возможности, иначе позже развить черты характера будет очень нелегко. Людьми движут различные мотивы. Например, группа ребят угоняют машину. Вася, слабый мальчик, делает это для того, чтобы доказать свою силу и храбрость. Володя, хороший, но легко поддающийся влиянию парень, — ради общественного признания. Сергей, любящий прихвастнуть, — чтобы закрепить свою репутацию. Как поступить с теми, кто пойман на месте преступления? Готового рецепта нет. Нужно действовать в соответствии с конкретной ситуацией, ориентируясь на каждую личность.

Для того чтобы созидался характер, нужно продолжать осознанную работу над той или иной чертой характера. Цели созидания характера можно достичь, подбирая соответствующий материал и своевременно его используя. Некоторые рассказы, рассказывают о различных чертах характера. Сократите рассказ или беседу так, чтобы обратить внимание на какую-нибудь одну черту характера. А остальные черты, о которых идет речь в этой истории, на время опустите.

Черты характера проверяются в различных ситуациях в течение долгого периода времени. Черты характера невозможно развить за короткий промежуток времени. Они развиваются шаг за шагом, постепенно, в течение долгого времени, в различных условиях и обстоятельствах.

В результате воспитания ребенок развивает ту или иную черту характера. Если нам все удалось, то результат будет положительным. Черта станет частью его личных моральных основ, станет частью его идеалов, его характером. Если это удается, то цель программы достигнута ко всеобщей радости.