Советы по работе с детьми разного возраста

Материал из Летний лагеря
Версия от 09:00, 16 апреля 2012; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
px


Детский лагерь - это своеобразный замкнутый мир, где средний возраст жителей гораздо меньше восемнадцати лет, и самая большая разница в возрасте едва ли достигает десяти лет, но при этом у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. Выбирая отряд, с которым вы хотите работать, нужно учитывать следующее деление детей по возрастам:

  • младшие отряды - 6-8 лет
  • средние младшие - 9-10 лет
  • средние - 11-12 лет
  • старшие - 12-14 лет

Верхний возрастной предел, когда ребенок еще может попасть в лагерь, составляет 14 лет, но в реальности эта норма часто нарушается, и вы можете встретить в лагере и 16-летних детей. Мы же все-таки ограничимся диапазоном от 6 до 14 лет.

Когда человек растет, его психика, поведение и характер меняются. Особенно заметны эти изменения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Какие же изменения происходят с детьми когда они растут?


Возрастные особенности детей 6 – 8 лет

X dcb4ff66m.jpg

Физические

  • Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
  • Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
  • Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Предлагаем:

  • Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.
  • Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
  • Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.


Интеллектуальные

  • Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
  • Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
  • Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
  • Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
  • Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Предлагаем:

  • Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.
  • Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
  • Заучивать каждый раз что-то одно новое (стих, песню и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.


Эмоциональные

  • Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
  • Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
  • Ребенок нуждается в любви и опеке.
  • Старается помочь вожатому.

Предлагаем:

  • Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
  • Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».
  • Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.
  • Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.


Социальные

  • Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.
  • Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

Предлагаем:

  • Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.
  • Планируйте совместные мероприятия всем вместе. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.


Психологические

  • Ребенок разбирается, что хорошо и что плохо. Он начинает совершенно ясно различать добро и зло. Глубоко чувствует свою вину. Зная свои собственные ошибки, ребенок стремится к психологической безопасности.


Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

X f0163d6cm.jpg

Физические

  • Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры.
  • Может пренебрегать своим внешним видом.

Предлагаем:

  • Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.


Интеллектуальные

  • Нравится исследовать все, что незнакомо.
  • Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
  • Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
  • Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
  • «Золотой возраст памяти»

Предлагаем:

  • Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
  • Идти дальше поверхностных фактов, излагать историю с событиями и именами.
  • Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно . * Предложить делать коллекции на заданную тему.
  • Научить ребенка знать и любить чтение книг. Поощрять к запоминанию как можно большего количества интересной информации.


Эмоциональные.

  • Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
  • Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
  • Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
  • Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Предлагаем:

  • Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
  • Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
  • Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
  • Учить свободе от страха.


Социальные

  • Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Предлагаем:

  • Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не изолировать себя от сверстников.


Психологические

  • Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
  • Нравятся захватывающие рассказы.

Предлагаем:

  • Рассказывать захватывающие истории.


Возрастные особенности детей 11 – 14 лет

X 8f9a249am.jpg

Физические.

  • Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.
  • Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.
  • Девочки обычно выглядят старше мальчиков.
  • Большинство обладает большим аппетитом.
  • Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

Предлагаем:

  • Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
  • Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.
  • Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость.
  • Четкий режим дня.


Интеллектуальные.

  • Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.
  • Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
  • Возрастает способность к логическому мышлению.
  • Способен к сложному восприятию времени и пространства.
  • Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
  • Способен прогнозировать последствия своих поступков.
  • Обладает развитым навыком чтения.

Предлагаем:

  • Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
  • Давай побольше «пищи» для размышления.
  • Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.
  • Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе


Эмоциональные

  • Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.
  • Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.
  • Постепенно начинает обретать уверенность в себе.
  • Обладает энтузиазмом.
  • Обладает чувством юмора.
  • Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

Предлагаем:

  • К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
  • Будь терпим к проявлению вспыльчивости.
  • Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
  • Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.


Социальные

  • Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи.
  • Желает поскорее стать взрослым.
  • Чувствителен к мнению взрослых, жаждет понимания с их стороны.
  • Начинает обретать навыки общения.
  • Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.
  • Увлекает соревновательская деятельность.
  • Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.
  • Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

Предлагаем:

  • Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия.
  • Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать.
  • Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям. Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет. Непрестанно напоминай, что важно не внешнее украшение, а его внутреннее содержание.


Психологические.

  • Подросток склонен подвергать критике систему ценностей взрослых. У него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей.
  • В ровесниках и взрослых прежде всего ценит честность.
  • Начинает оценивать взгляды и принимает те из них, которые кажутся ему разумными.
  • Знает, что хорошо и что плохо, но ему не хватает воли и способности делать то, что хорошо.

Предлагаем:

  • Поощряй честные и открытые отношения.