Строка 1: |
Строка 1: |
− | == Принятие и непринятие общей цели ==
| + | [[Image:F7db4595ce7a.jpg |right]] |
| + | Овладеть продуктивными видами деятельности помогает детям и взрослым технология «Система пяти пальцев». На этой основе формируется самостоятельность поступков, рефлексивные способности, осознание ребёнком себя как индивидуальности, личности и как следствие – развитие чувства собственного достоинства. |
| + | |
| + | «Система пяти пальцев» (другое название - "Ладошка") - технология, которая раскладывает детскую ьи вожатскую деятельность на этапы. |
| + | |
| + | «Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает деятельность на этапы. личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми - индивидуальная работа в режиме дня (создание ситуации успешности, обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости (комфортности). |
| + | |
| | | |
− | Овладеть продуктивными видами деятельности помогает детям технология «Система пяти пальцев». На этой основе формируется самостоятельность поступков, рефлексивные способности, осознание ребёнком себя как индивидуальности, личности и как следствие – развитие чувства собственного достоинства.
| |
| | | |
− | «Система пяти пальцев» (другое название - "ладошка") - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы.
| + | == Схема == |
| | | |
− | «Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми- индивидуальная работа в режиме дня(создание ситуации успешности, обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости (комфортности)
| + | :— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? |
| + | :— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. |
| + | :— Мне все равно... — сказала Алиса. |
| + | :— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот. |
| + | (Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стрене чудес”) |
| | | |
| + | «С чего начать и как писать проект?» - сложный вопрос даже для опытного ведущего. На семинарах и тренингах учителя и наставники говорят, что начинать писать любой проект нужно с целей. Это, безусловно, правильная мысль, - если изначально не знаешь, куда ты хочешь придти, то и идти в таком случае все равно, куда и как. Так и с нашими проектами - хотим мы этого или нет, но своими действиями мы влияем на участников, на их взгляды, на их отношение к поднимаемым вопросам. Хотелось бы, чтобы наше влияние было осознанным, и мы точно понимали, зачем мы совершаем то или иное действие во время образовательного процесса. Как же ставить цель? Что это такое? Существует множество теорий, но, зачастую, непонятно, с чего начать. Мы пришли к практичной схеме, которая даст ответы на многие подобные вопросы и в итоге поможет написать проект. |
| | | |
− |
| + | Следует отметить, что мы сами придумывали и проверяли эту схему на основе нашего опыта. Это наше видение работы - мы не брали готовых решений. И мы будем только рады, если кто-то изменит эту схему в соответствии со своими представлениями и будет работать с ней в том виде, в котором она будет ему понятна. |
− | Даже если среди нескольких людей могут быть разные понимания и осознания важности одной и той же цели, то что говорить о большой команде профессионалов, где у каждого за плечами большой опыт и свое видение работы? Что же происходит, когда написанная цель не принимается всеми членами команды?
| |
| | | |
− | Во-первых, помимо официальных мероприятий, которые могут быть прописаны и проведены “по сценарию”, есть еще личные беседы участников с ведущими в свободное время и после завершения проекта. Вряд ли в свободное от работы время ведущий будет выполнять цель, которую он не принимает.
| + | Для того, чтобы лучше запомнить эту схему, мы представим её в форме ладони. Стрелка на схеме указывает порядок написания проекта. В следующих главах подробнее остановимся на каждом из её “пальцев”. |
| | | |
− | Во-вторых, у ведущего всегда есть возможность скорректировать занятие, высказать участникам свое мнение и сделать выводы, даже если на общем собрании было принято другое решение. Если общую цель ведущий не принял, он будет выполнять свою цель.
| + | [[Image:5-7346e9fafe.jpg]] |
− | При этом другие занятия, общие мероприятия будут по-прежнему выполнять общую цель. Таким образом, участники, скорее всего, заметят или неосознанно почувствуют несогласованность, что будет вызывать вопросы ко всему процессу в целом.
| |
| | | |
− | В-третьих, во время непредвиденных ситуаций каждый ведущий на ходу корректирует процесс согласно своим представлениям о целях. Таким образом, если цель ведущего в корне отличается от общей цели, остается только надеяться на то, что ведущий плохо сымпровизирует, и участники не поймут его мысль.
| |
| | | |
− | Таким образом, непринятие цели как минимум снижает эффективность её достижения, а в некоторых случаях откровенно мешает её выполнению. Вот несколько советов, которые, на наш взгляд, помогут вам не создавать или, хотя бы, снизить вероятность подобных неприятностей.
| |
− | # Лучше, когда процесс написания цели проходит вся команда ведущих без исключения.
| |
− | # Не нужно завершать процесс написания цели до тех пор, пока вся команда не примет общую цель. В крайних случаях стоит задуматься о смене ведущих.
| |
− | # Не стоит торопиться во время целеполагания. Нормально, когда процесс принятия цели занимает больше времени, чем все остальные этапы. При этом, как показывает наш опыт, “хорошая” принятая цель в итоге сэкономит вам много времени и сил как на этапах планирования, так и во время реализации вашего проекта.
| |
− | # Если в команде есть ведущие, которые не смогли быть во время процесса написания цели, задача программного директора - отдельно сесть с этими ведущими и пройти с ними весть процесс создания и принятия общих целей.
| |
| | | |
| == Перед тем, как писать цель == | | == Перед тем, как писать цель == |
| | | |
| + | [[Image:6-115c745c30.jpg |right]] |
| Итак, один из вопросов, на который нам предстоит ответить: “Как поставить цель?”. Мы пришли к тому, что до написания целей ведущий должен ответить для себя на несколько важных вопросов. Для нас это стало большим открытием, поэтому хочется заострить на этом особое внимание. | | Итак, один из вопросов, на который нам предстоит ответить: “Как поставить цель?”. Мы пришли к тому, что до написания целей ведущий должен ответить для себя на несколько важных вопросов. Для нас это стало большим открытием, поэтому хочется заострить на этом особое внимание. |
| | | |
Строка 69: |
Строка 72: |
| | | |
| На наш взгляд, в любом проекте должны быть и желание, и проблема. Поэтому мы разместили желание и проблему на одном “пальце” в нашей схеме. | | На наш взгляд, в любом проекте должны быть и желание, и проблема. Поэтому мы разместили желание и проблему на одном “пальце” в нашей схеме. |
| + | |
| + | [[Image:7-399f2cca96.jpg]] |
| | | |
| Если возникло желание, нужно понять, какую проблему мы можем при этом решить. И наоборот, если есть проблема, нужно решить ее так, чтобы это решение было интересно исполнителям. Это нужно делать для реализации стратегии “выиграл-выиграл”, о которой мы уже упоминали, только теперь между ведущим и организацией. Иначе может возникнуть одна из следующих ситуаций: | | Если возникло желание, нужно понять, какую проблему мы можем при этом решить. И наоборот, если есть проблема, нужно решить ее так, чтобы это решение было интересно исполнителям. Это нужно делать для реализации стратегии “выиграл-выиграл”, о которой мы уже упоминали, только теперь между ведущим и организацией. Иначе может возникнуть одна из следующих ситуаций: |
| * организация использует ведущего и вынуждает его делать проекты, которые ему не интересны (организация выиграла, ведущий проиграл); | | * организация использует ведущего и вынуждает его делать проекты, которые ему не интересны (организация выиграла, ведущий проиграл); |
| * ведущий использует все ресурсы организации только ради себя, не давая ничего взамен и не принося пользы (организация проиграла, ведущий выиграл). | | * ведущий использует все ресурсы организации только ради себя, не давая ничего взамен и не принося пользы (организация проиграла, ведущий выиграл). |
− |
| |
| | | |
| | | |
− | == Схема ==
| |
− |
| |
− | :— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
| |
− | :— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
| |
− | :— Мне все равно... — сказала Алиса.
| |
− | :— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
| |
− | (Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стрене чудес”)
| |
− |
| |
− | «С чего начать и как писать проект?» - сложный вопрос даже для опытного ведущего. На семинарах и тренингах учителя и наставники говорят, что начинать писать любой проект нужно с целей. Это, безусловно, правильная мысль, - если изначально не знаешь, куда ты хочешь придти, то и идти в таком случае все равно, куда и как. Так и с нашими проектами - хотим мы этого или нет, но своими действиями мы влияем на участников, на их взгляды, на их отношение к поднимаемым вопросам. Хотелось бы, чтобы наше влияние было осознанным, и мы точно понимали, зачем мы совершаем то или иное действие во время образовательного процесса. Как же ставить цель? Что это такое? Существует множество теорий, но, зачастую, непонятно, с чего начать. Мы пришли к практичной схеме, которая даст ответы на многие подобные вопросы и в итоге поможет написать проект.
| |
− |
| |
− | Следует отметить, что мы сами придумывали и проверяли эту схему на основе нашего опыта. Это наше видение работы - мы не брали готовых решений. И мы будем только рады, если кто-то изменит эту схему в соответствии со своими представлениями и будет работать с ней в том виде, в котором она будет ему понятна.
| |
− |
| |
− | Для того, чтобы лучше запомнить эту схему, мы представим её в форме ладони. Стрелка на схеме указывает порядок написания проекта. В следующих главах подробнее остановимся на каждом из её “пальцев”.
| |
− |
| |
− | [[Image:5-7346e9fafe.jpg]]
| |
| | | |
| == Критерии «хорошей» цели == | | == Критерии «хорошей» цели == |
| | | |
| + | [[Image:8-d340209cc6.jpg |right]] |
| После того, как появилась неразрывная связка "желание + проблема", можно идти дальше. При этом мы продолжаем планировать проект только исходя из проблемы, которую сформулировали. О нашем желании и личном интересе мы знаем и помним, но не опираемся на них при дальнейшем планировании. Они нужны для того, чтобы ведущий понимал, почему он занимается именно этим проектом и именно в этом месте. | | После того, как появилась неразрывная связка "желание + проблема", можно идти дальше. При этом мы продолжаем планировать проект только исходя из проблемы, которую сформулировали. О нашем желании и личном интересе мы знаем и помним, но не опираемся на них при дальнейшем планировании. Они нужны для того, чтобы ведущий понимал, почему он занимается именно этим проектом и именно в этом месте. |
| | | |
Строка 129: |
Строка 119: |
| == Идеальный участник == | | == Идеальный участник == |
| | | |
| + | [[Image:11-ee2833e9dd.jpg ]] |
| + | |
| Итак, у нас уже есть цель нашего проекта - сверхзадача, которую команда всеми силами стремится воплотить в жизнь. И тут возникает главный вопрос - какие же действия предпринять, чтобы в конце проекта наши участники поняли, что мы хотели до них донести? На наш взгляд, следующим этапом мы должны понять для себя, каким должен быть “идеальный участник”. | | Итак, у нас уже есть цель нашего проекта - сверхзадача, которую команда всеми силами стремится воплотить в жизнь. И тут возникает главный вопрос - какие же действия предпринять, чтобы в конце проекта наши участники поняли, что мы хотели до них донести? На наш взгляд, следующим этапом мы должны понять для себя, каким должен быть “идеальный участник”. |
| “Идеальный участник” - это участник, полностью выполнивший все цели нашего проекта. При этом, чем подробнее мы опишем, что должен знать, уметь и чувствовать наш “идеальный участник”, тем лучше поймем, по какому пути нам нужно его провести. | | “Идеальный участник” - это участник, полностью выполнивший все цели нашего проекта. При этом, чем подробнее мы опишем, что должен знать, уметь и чувствовать наш “идеальный участник”, тем лучше поймем, по какому пути нам нужно его провести. |
Строка 142: |
Строка 134: |
| | | |
| Представить идеального участника “после проекта” иногда может помочь детальное описание участника “до проекта”, то есть, еще не прошедшего с нами процесс. Также могут помочь вопросы: “А каким НЕ должен быть идеальный участник?” или “А что участник будет делать с полученным опытом после окончания проекта?” | | Представить идеального участника “после проекта” иногда может помочь детальное описание участника “до проекта”, то есть, еще не прошедшего с нами процесс. Также могут помочь вопросы: “А каким НЕ должен быть идеальный участник?” или “А что участник будет делать с полученным опытом после окончания проекта?” |
| + | |
| | | |
| | | |
Строка 147: |
Строка 140: |
| == Процесс == | | == Процесс == |
| | | |
| + | [[Image:12-59bd6a270a.jpg ]] |
| + | |
| + | После этого гораздо проще становится определение тем, которые мы хотим поднять. Мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, уже практически определены - мы их берем из пунктов описания идеального участника. |
| + | |
| + | Такой набор тем, который мы хотим поднять во время нашего проекта, мы назвали процессом. |
| + | |
| + | На формальном языке грантов и отчетов это часто называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один - мы планируем этапы, выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым мы решим проблему, выполним цели нашего проекта и это приведет нас к идеальному участнику. |
| + | |
| + | Вот какие темы могут быть подняты, исходя из описанного выше идеального участника. В скобках в данном примере указаны интересные идеи, которые возникли у нас при написании этих тем. Хотя мы сейчас и не фокусируемся на этом, такие идеи часто появляются именно на этом этапе и они могут оказаться хорошими находками вашего проекта. Их можно будет использовать при выборе инструментов, то есть на следующем этапе нашей схемы. |
| + | |
| Итак, мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, и действия, которые мы хотим осуществить, уже практически определены - мы формируем их, исходя из пунктов описания идеального участника. Такой набор тем и действий внутри нашего проекта мы назвали процессом. На формальном языке грантов и отчетов именно это называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один - мы планируем этапы нашего проекта. Выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым решим проблему, то есть выполним цели нашего проекта, и наш участник станет «идеальным». | | Итак, мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, и действия, которые мы хотим осуществить, уже практически определены - мы формируем их, исходя из пунктов описания идеального участника. Такой набор тем и действий внутри нашего проекта мы назвали процессом. На формальном языке грантов и отчетов именно это называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один - мы планируем этапы нашего проекта. Выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым решим проблему, то есть выполним цели нашего проекта, и наш участник станет «идеальным». |
| | | |
Строка 152: |
Строка 155: |
| | | |
| Следует также отметить, что целей у проекта может быть несколько. В этом случае для того, чтобы написать общий процесс для проекта с несколькими целями, нужно либо описать столько идеальных участников и списков тем, сколько существует целей, либо стараться учесть все цели при описании одного идеального участника. | | Следует также отметить, что целей у проекта может быть несколько. В этом случае для того, чтобы написать общий процесс для проекта с несколькими целями, нужно либо описать столько идеальных участников и списков тем, сколько существует целей, либо стараться учесть все цели при описании одного идеального участника. |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | == Принятие и непринятие общей цели == |
| + | |
| + | Даже если среди нескольких людей могут быть разные понимания и осознания важности одной и той же цели, то что говорить о большой команде профессионалов, где у каждого за плечами большой опыт и свое видение работы? Что же происходит, когда написанная цель не принимается всеми членами команды? |
| + | |
| + | Во-первых, помимо официальных мероприятий, которые могут быть прописаны и проведены “по сценарию”, есть еще личные беседы участников с ведущими в свободное время и после завершения проекта. Вряд ли в свободное от работы время ведущий будет выполнять цель, которую он не принимает. |
| + | |
| + | Во-вторых, у ведущего всегда есть возможность скорректировать занятие, высказать участникам свое мнение и сделать выводы, даже если на общем собрании было принято другое решение. Если общую цель ведущий не принял, он будет выполнять свою цель. |
| + | При этом другие занятия, общие мероприятия будут по-прежнему выполнять общую цель. Таким образом, участники, скорее всего, заметят или неосознанно почувствуют несогласованность, что будет вызывать вопросы ко всему процессу в целом. |
| + | |
| + | В-третьих, во время непредвиденных ситуаций каждый ведущий на ходу корректирует процесс согласно своим представлениям о целях. Таким образом, если цель ведущего в корне отличается от общей цели, остается только надеяться на то, что ведущий плохо сымпровизирует, и участники не поймут его мысль. |
| + | |
| + | Таким образом, непринятие цели как минимум снижает эффективность её достижения, а в некоторых случаях откровенно мешает её выполнению. Вот несколько советов, которые, на наш взгляд, помогут вам не создавать или, хотя бы, снизить вероятность подобных неприятностей. |
| + | # Лучше, когда процесс написания цели проходит вся команда ведущих без исключения. |
| + | # Не нужно завершать процесс написания цели до тех пор, пока вся команда не примет общую цель. В крайних случаях стоит задуматься о смене ведущих. |
| + | # Не стоит торопиться во время целеполагания. Нормально, когда процесс принятия цели занимает больше времени, чем все остальные этапы. При этом, как показывает наш опыт, “хорошая” принятая цель в итоге сэкономит вам много времени и сил как на этапах планирования, так и во время реализации вашего проекта. |
| + | # Если в команде есть ведущие, которые не смогли быть во время процесса написания цели, задача программного директора - отдельно сесть с этими ведущими и пройти с ними весть процесс создания и принятия общих целей. |
| + | |
| | | |
| | | |
Строка 157: |
Строка 180: |
| == Инструменты ведущего == | | == Инструменты ведущего == |
| | | |
| + | [[Image:13-a89f35f8cd.jpg |right]] |
| Наш проект практически готов. Для завершения нам недостает только одного - подобрать подходящие методики, формы и “фишки”, которые помогут нам раскрыть выбранные темы и украсить наш проект. Мы называем это инструментами. | | Наш проект практически готов. Для завершения нам недостает только одного - подобрать подходящие методики, формы и “фишки”, которые помогут нам раскрыть выбранные темы и украсить наш проект. Мы называем это инструментами. |
| | | |
Строка 178: |
Строка 202: |
| Проиллюстрировать путь от написания цели до инструментов можно с помощью лестницы, ведущей от “проблемы” до “идеального участника”. При этом каждая ступень - это выбранная тема, к каждой из которых в свою очередь подобран подходящий инструмент. | | Проиллюстрировать путь от написания цели до инструментов можно с помощью лестницы, ведущей от “проблемы” до “идеального участника”. При этом каждая ступень - это выбранная тема, к каждой из которых в свою очередь подобран подходящий инструмент. |
| | | |
| + | [[Image:14-0453150ff2.jpg ]] |
| | | |
| Пример из жизни: | | Пример из жизни: |
| | | |
− | Ведущий хочет получить у участников обратную связь о проекте и поставил целью данного мероприятия “Сбор конструктивной обратной связи”. При этом он создает в комнате романтическую атмосферу - приглушенный свет, свечи, спокойная музыка, начинает разговор с группой полушепотом. Можно ли ожидать в этой обстановке конструктивной критики? Все эти инструменты, скорее, будут способствовать тому, что участнику будет неловко в заданной атмосфере говорить о моментах, которые ему не понравились и которые он хотел бы изменить. При этом нельзя сказать, что это мероприятие пройдет неудачно. Вовсе нет, оно будет успешным и, скорее всего, очень понравится участникам. Просто оно выполнит другую цель - “сплочение и объединение участников”. Для выполнения поставленной цели можно использовать инструмент, который задает участникам рамки, в которых они будут высказывать свое мнение по поводу проекта. Например, таким инструментом может стать анкета с тщательно продуманным списком вопросов. | + | Ведущий хочет получить от участников обратную связь о проекте и поставил целью данного мероприятия “Сбор конструктивной обратной связи”. При этом он создает в комнате романтическую атмосферу - приглушенный свет, свечи, спокойная музыка, начинает разговор с группой полушепотом. Можно ли ожидать в этой обстановке конструктивной критики? Все эти инструменты, скорее, будут способствовать тому, что участнику будет неловко в заданной атмосфере говорить о моментах, которые ему не понравились и которые он хотел бы изменить. При этом нельзя сказать, что это мероприятие пройдет неудачно. Вовсе нет, оно будет успешным и, скорее всего, очень понравится участникам. Просто оно выполнит другую цель - “сплочение и объединение участников”. Для выполнения поставленной цели можно использовать инструмент, который задает участникам рамки, в которых они будут высказывать свое мнение по поводу проекта. Например, таким инструментом может стать анкета с тщательно продуманным списком вопросов. |
| | | |
| Трудно сформулировать простые и понятные критерии и понять, подходит ли выбранный инструмент. Для этого есть личный опыт и коллективное обсуждение ведущих. В любом случае, каждому ведущему желательно иметь на вооружении много разнообразных инструментов, чтобы было из чего выбирать. Это мы отдаем на откуп каждого из вас. Интернет, литература и творческий подход - лучшие в этом помощники. Используйте известные и проверенные, придумывайте новые, экспериментируйте, создавайте инструменты - это невероятно интересно! | | Трудно сформулировать простые и понятные критерии и понять, подходит ли выбранный инструмент. Для этого есть личный опыт и коллективное обсуждение ведущих. В любом случае, каждому ведущему желательно иметь на вооружении много разнообразных инструментов, чтобы было из чего выбирать. Это мы отдаем на откуп каждого из вас. Интернет, литература и творческий подход - лучшие в этом помощники. Используйте известные и проверенные, придумывайте новые, экспериментируйте, создавайте инструменты - это невероятно интересно! |
Строка 187: |
Строка 212: |
| Но, самое главное, что мы хотим посоветовать всем ведущим, - наслаждайтесь процессом! Это, пожалуй, самое важное в нашей работе. Успехов! | | Но, самое главное, что мы хотим посоветовать всем ведущим, - наслаждайтесь процессом! Это, пожалуй, самое важное в нашей работе. Успехов! |
| | | |
− | [[Category:Игры]]
| + | |
| + | |
| [[Category:Игры]] | | [[Category:Игры]] |