Изменения

м
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1: −
== Принятие и непринятие общей цели ==
+
[[Image:F7db4595ce7a.jpg |right]]
 +
Овладеть продуктивными видами деятельности помогает детям и взрослым технология «Система пяти пальцев». На этой основе формируется самостоятельность поступков, рефлексивные  способности, осознание ребёнком себя как индивидуальности, личности и как следствие – развитие чувства собственного достоинства.
 +
 
 +
«Система пяти пальцев» (другое название - "Ладошка") - технология, которая раскладывает детскую ьи вожатскую  деятельность на этапы.
 +
 
 +
«Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает деятельность на этапы. личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми - индивидуальная работа в режиме дня (создание ситуации успешности, обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости (комфортности).
 +
 
   −
Овладеть продуктивными видами деятельности помогает детям технология «Система пяти пальцев». На этой основе формируется самостоятельность поступков,  рефлексивные  способности, осознание ребёнком себя как индивидуальности, личности и как следствие – развитие чувства собственного достоинства.
     −
«Система пяти пальцев» (другое название - "ладошка") - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы.
+
== Схема ==
   −
«Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми- индивидуальная работа в режиме дня(создание ситуации успешности, обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости (комфортности)
+
:— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
 +
:— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
 +
:— Мне все равно... —  сказала Алиса.
 +
:— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
 +
(Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стрене чудес”)
    +
«С чего начать и как писать проект?» - сложный вопрос даже для опытного ведущего. На семинарах и тренингах учителя и наставники говорят, что начинать писать любой проект нужно с целей. Это, безусловно, правильная мысль, - если изначально не знаешь, куда ты хочешь придти, то и идти в таком случае все равно, куда и как. Так и с нашими проектами - хотим мы этого или нет, но своими действиями мы влияем на участников, на их взгляды, на их отношение к поднимаемым вопросам. Хотелось бы, чтобы наше влияние было осознанным, и мы точно понимали, зачем мы совершаем то или иное действие во время образовательного процесса. Как же ставить цель? Что это такое? Существует множество теорий, но, зачастую, непонятно, с чего начать. Мы пришли к практичной схеме, которая даст ответы на многие подобные вопросы и в итоге поможет написать проект.
   −
+
Следует отметить, что мы сами придумывали и проверяли эту схему на основе нашего опыта. Это наше видение работы - мы не брали готовых решений. И мы будем только рады, если кто-то изменит эту схему в соответствии со своими представлениями и будет работать с ней в том виде, в котором она будет ему понятна.
Даже если среди нескольких людей могут быть разные понимания и осознания важности одной и той же цели, то что говорить о большой команде профессионалов, где у каждого за плечами большой опыт и свое видение работы? Что же происходит, когда написанная цель не принимается всеми членами команды?
     −
Во-первых, помимо официальных мероприятий, которые могут быть прописаны и проведены “по сценарию”, есть еще личные беседы участников с ведущими в свободное время и после завершения проекта. Вряд ли в свободное от работы время ведущий будет выполнять цель, которую он не принимает.
+
Для того, чтобы лучше запомнить эту схему, мы представим её в форме ладони. Стрелка на схеме указывает порядок написания проекта. В следующих главах подробнее остановимся на каждом из её “пальцев”.
   −
Во-вторых, у ведущего всегда есть возможность скорректировать занятие, высказать участникам свое мнение и сделать выводы, даже если на общем собрании было принято другое решение. Если общую цель ведущий не принял, он будет выполнять свою цель.
+
[[Image:5-7346e9fafe.jpg]]
При этом другие занятия, общие мероприятия будут по-прежнему выполнять общую цель. Таким образом, участники, скорее всего, заметят или неосознанно почувствуют несогласованность, что будет вызывать вопросы ко всему процессу в целом.
     −
В-третьих, во время непредвиденных ситуаций каждый ведущий на ходу корректирует процесс согласно своим представлениям о целях. Таким образом, если цель ведущего в корне отличается от общей цели, остается только надеяться на то, что ведущий плохо сымпровизирует, и участники не поймут его мысль.
     −
Таким образом, непринятие цели как минимум снижает эффективность её достижения, а в некоторых случаях откровенно мешает её выполнению. Вот несколько советов, которые, на наш взгляд, помогут вам не создавать или, хотя бы, снизить вероятность подобных неприятностей.
  −
# Лучше, когда процесс написания цели проходит вся команда ведущих без исключения.
  −
# Не нужно завершать процесс написания цели до тех пор, пока вся команда не примет общую цель. В крайних случаях стоит задуматься о смене ведущих.
  −
# Не стоит торопиться во время целеполагания. Нормально, когда процесс принятия цели занимает больше времени, чем все остальные этапы. При этом, как показывает наш опыт, “хорошая” принятая цель в итоге сэкономит вам много времени и сил как на этапах планирования, так и во время реализации вашего проекта.
  −
# Если в команде есть ведущие, которые не смогли быть во время процесса написания цели, задача программного директора - отдельно сесть с этими ведущими и пройти с ними весть процесс создания и принятия общих целей.
      
== Перед тем, как писать цель ==
 
== Перед тем, как писать цель ==
    +
[[Image:6-115c745c30.jpg‎ |right]]
 
Итак, один из вопросов, на который нам предстоит ответить: “Как поставить цель?”. Мы пришли к тому, что до написания целей ведущий должен ответить для себя на несколько важных вопросов. Для нас это стало большим открытием, поэтому хочется заострить на этом особое внимание.
 
Итак, один из вопросов, на который нам предстоит ответить: “Как поставить цель?”. Мы пришли к тому, что до написания целей ведущий должен ответить для себя на несколько важных вопросов. Для нас это стало большим открытием, поэтому хочется заострить на этом особое внимание.
 
   
 
   
Строка 69: Строка 72:     
На наш взгляд, в любом проекте должны быть и желание, и проблема. Поэтому мы разместили желание и проблему на одном “пальце” в нашей схеме.
 
На наш взгляд, в любом проекте должны быть и желание, и проблема. Поэтому мы разместили желание и проблему на одном “пальце” в нашей схеме.
 +
 +
[[Image:7-399f2cca96.jpg]]
    
Если возникло желание, нужно понять, какую проблему мы можем при этом решить. И наоборот, если есть проблема, нужно решить ее так, чтобы это решение было интересно исполнителям. Это нужно делать для реализации стратегии “выиграл-выиграл”, о которой мы уже упоминали, только теперь между ведущим и организацией. Иначе может возникнуть одна из следующих ситуаций:
 
Если возникло желание, нужно понять, какую проблему мы можем при этом решить. И наоборот, если есть проблема, нужно решить ее так, чтобы это решение было интересно исполнителям. Это нужно делать для реализации стратегии “выиграл-выиграл”, о которой мы уже упоминали, только теперь между ведущим и организацией. Иначе может возникнуть одна из следующих ситуаций:
 
* организация использует ведущего и вынуждает его делать проекты, которые ему не интересны (организация выиграла, ведущий проиграл);
 
* организация использует ведущего и вынуждает его делать проекты, которые ему не интересны (организация выиграла, ведущий проиграл);
 
* ведущий использует все ресурсы организации только ради себя, не давая ничего взамен и не принося пользы (организация проиграла, ведущий выиграл).
 
* ведущий использует все ресурсы организации только ради себя, не давая ничего взамен и не принося пользы (организация проиграла, ведущий выиграл).
        −
== Схема ==
  −
  −
:— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
  −
:— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
  −
:— Мне все равно... —  сказала Алиса.
  −
:— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
  −
(Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стрене чудес”)
  −
  −
«С чего начать и как писать проект?» - сложный вопрос даже для опытного ведущего. На семинарах и тренингах учителя и наставники говорят, что начинать писать любой проект нужно с целей. Это, безусловно, правильная мысль, - если изначально не знаешь, куда ты хочешь придти, то и идти в таком случае все равно, куда и как. Так и с нашими проектами - хотим мы этого или нет, но своими действиями мы влияем на участников, на их взгляды, на их отношение к поднимаемым вопросам. Хотелось бы, чтобы наше влияние было осознанным, и мы точно понимали, зачем мы совершаем то или иное действие во время образовательного процесса. Как же ставить цель? Что это такое? Существует множество теорий, но, зачастую, непонятно, с чего начать. Мы пришли к практичной схеме, которая даст ответы на многие подобные вопросы и в итоге поможет написать проект.
  −
  −
Следует отметить, что мы сами придумывали и проверяли эту схему на основе нашего опыта. Это наше видение работы - мы не брали готовых решений. И мы будем только рады, если кто-то изменит эту схему в соответствии со своими представлениями и будет работать с ней в том виде, в котором она будет ему понятна.
  −
  −
Для того, чтобы лучше запомнить эту схему, мы представим её в форме ладони. Стрелка на схеме указывает порядок написания проекта. В следующих главах подробнее остановимся на каждом из её “пальцев”.
  −
  −
[[Image:5-7346e9fafe.jpg]]
      
== Критерии «хорошей» цели ==
 
== Критерии «хорошей» цели ==
 
   
 
   
 +
[[Image:8-d340209cc6.jpg |right]]
 
После того, как появилась неразрывная связка "желание + проблема", можно идти дальше. При этом мы продолжаем планировать проект только исходя из проблемы, которую сформулировали. О нашем желании и личном интересе мы знаем и помним, но не опираемся на них при дальнейшем планировании. Они нужны для того, чтобы ведущий понимал, почему он занимается именно этим проектом и именно в этом месте.
 
После того, как появилась неразрывная связка "желание + проблема", можно идти дальше. При этом мы продолжаем планировать проект только исходя из проблемы, которую сформулировали. О нашем желании и личном интересе мы знаем и помним, но не опираемся на них при дальнейшем планировании. Они нужны для того, чтобы ведущий понимал, почему он занимается именно этим проектом и именно в этом месте.
   Строка 129: Строка 119:  
== Идеальный участник ==
 
== Идеальный участник ==
 
   
 
   
 +
[[Image:11-ee2833e9dd.jpg ]]
 +
 
Итак, у нас уже есть цель нашего проекта - сверхзадача, которую команда всеми силами стремится воплотить в жизнь. И тут возникает главный вопрос - какие же действия предпринять, чтобы в конце проекта наши участники поняли, что мы хотели до них донести? На наш взгляд, следующим этапом мы должны понять для себя, каким должен быть “идеальный участник”.
 
Итак, у нас уже есть цель нашего проекта - сверхзадача, которую команда всеми силами стремится воплотить в жизнь. И тут возникает главный вопрос - какие же действия предпринять, чтобы в конце проекта наши участники поняли, что мы хотели до них донести? На наш взгляд, следующим этапом мы должны понять для себя, каким должен быть “идеальный участник”.
 
“Идеальный участник” - это участник, полностью выполнивший все цели нашего проекта. При этом, чем подробнее мы опишем, что должен знать, уметь и чувствовать наш “идеальный участник”, тем лучше поймем, по какому пути нам нужно его провести.  
 
“Идеальный участник” - это участник, полностью выполнивший все цели нашего проекта. При этом, чем подробнее мы опишем, что должен знать, уметь и чувствовать наш “идеальный участник”, тем лучше поймем, по какому пути нам нужно его провести.  
Строка 142: Строка 134:     
Представить идеального участника “после проекта” иногда может помочь детальное описание участника “до проекта”, то есть, еще не прошедшего с нами процесс. Также могут помочь вопросы: “А каким НЕ должен быть идеальный участник?” или “А что участник будет делать с полученным опытом после окончания проекта?”
 
Представить идеального участника “после проекта” иногда может помочь детальное описание участника “до проекта”, то есть, еще не прошедшего с нами процесс. Также могут помочь вопросы: “А каким НЕ должен быть идеальный участник?” или “А что участник будет делать с полученным опытом после окончания проекта?”
 +
      Строка 147: Строка 140:  
== Процесс ==
 
== Процесс ==
 
   
 
   
 +
[[Image:12-59bd6a270a.jpg ]]
 +
 +
После этого гораздо проще становится определение тем, которые мы хотим поднять. Мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, уже практически определены - мы их берем из пунктов описания идеального участника.
 +
 +
Такой набор тем, который мы хотим поднять во время нашего проекта, мы назвали процессом.
 +
 +
На формальном языке грантов и отчетов это часто называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один - мы планируем этапы, выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым мы решим проблему, выполним цели нашего проекта и это приведет нас к идеальному участнику.
 +
 +
Вот какие темы могут быть подняты, исходя из описанного выше идеального участника. В скобках в данном примере указаны интересные идеи, которые возникли у нас при написании этих тем. Хотя мы сейчас и не фокусируемся на этом, такие идеи часто появляются именно на этом этапе и они могут оказаться хорошими находками вашего проекта. Их можно будет использовать при выборе инструментов, то есть на следующем этапе нашей схемы.
 +
 
Итак, мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, и действия, которые мы хотим осуществить, уже практически определены - мы формируем их, исходя из пунктов описания идеального участника. Такой набор тем и действий внутри нашего проекта мы назвали процессом. На формальном языке грантов и отчетов именно это называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один - мы планируем этапы нашего проекта. Выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым решим проблему, то есть выполним цели нашего проекта, и наш участник станет «идеальным».
 
Итак, мы уже имеем точку старта нашего проекта (проблему, которую мы решаем) и точку, к которой мы стремимся (идеального участника). При этом темы, которые мы будем поднимать, и действия, которые мы хотим осуществить, уже практически определены - мы формируем их, исходя из пунктов описания идеального участника. Такой набор тем и действий внутри нашего проекта мы назвали процессом. На формальном языке грантов и отчетов именно это называется “задачи”. В обоих случаях смысл остается один - мы планируем этапы нашего проекта. Выражаясь аллегорически, мы создаем ступеньки, пройдя по которым решим проблему, то есть выполним цели нашего проекта, и наш участник станет «идеальным».
   Строка 152: Строка 155:     
Следует также отметить, что целей у проекта может быть несколько. В этом случае для того, чтобы написать общий процесс для проекта с несколькими целями, нужно либо описать столько идеальных участников и списков тем, сколько существует целей, либо стараться учесть все цели при описании одного идеального участника.
 
Следует также отметить, что целей у проекта может быть несколько. В этом случае для того, чтобы написать общий процесс для проекта с несколькими целями, нужно либо описать столько идеальных участников и списков тем, сколько существует целей, либо стараться учесть все цели при описании одного идеального участника.
 +
 +
 +
 +
== Принятие и непринятие общей цели  ==
 +
 +
Даже если среди нескольких людей могут быть разные понимания и осознания важности одной и той же цели, то что говорить о большой команде профессионалов, где у каждого за плечами большой опыт и свое видение работы? Что же происходит, когда написанная цель не принимается всеми членами команды?
 +
 +
Во-первых, помимо официальных мероприятий, которые могут быть прописаны и проведены “по сценарию”, есть еще личные беседы участников с ведущими в свободное время и после завершения проекта. Вряд ли в свободное от работы время ведущий будет выполнять цель, которую он не принимает.
 +
 +
Во-вторых, у ведущего всегда есть возможность скорректировать занятие, высказать участникам свое мнение и сделать выводы, даже если на общем собрании было принято другое решение. Если общую цель ведущий не принял, он будет выполнять свою цель.
 +
При этом другие занятия, общие мероприятия будут по-прежнему выполнять общую цель. Таким образом, участники, скорее всего, заметят или неосознанно почувствуют несогласованность, что будет вызывать вопросы ко всему процессу в целом.
 +
 +
В-третьих, во время непредвиденных ситуаций каждый ведущий на ходу корректирует процесс согласно своим представлениям о целях. Таким образом, если цель ведущего в корне отличается от общей цели, остается только надеяться на то, что ведущий плохо сымпровизирует, и участники не поймут его мысль.
 +
 +
Таким образом, непринятие цели как минимум снижает эффективность её достижения, а в некоторых случаях откровенно мешает её выполнению. Вот несколько советов, которые, на наш взгляд, помогут вам не создавать или, хотя бы, снизить вероятность подобных неприятностей.
 +
# Лучше, когда процесс написания цели проходит вся команда ведущих без исключения.
 +
# Не нужно завершать процесс написания цели до тех пор, пока вся команда не примет общую цель. В крайних случаях стоит задуматься о смене ведущих.
 +
# Не стоит торопиться во время целеполагания. Нормально, когда процесс принятия цели занимает больше времени, чем все остальные этапы. При этом, как показывает наш опыт, “хорошая” принятая цель в итоге сэкономит вам много времени и сил как на этапах планирования, так и во время реализации вашего проекта.
 +
# Если в команде есть ведущие, которые не смогли быть во время процесса написания цели, задача программного директора - отдельно сесть с этими ведущими и пройти с ними весть процесс создания и принятия общих целей.
 +
      Строка 157: Строка 180:  
== Инструменты ведущего ==
 
== Инструменты ведущего ==
 
   
 
   
 +
[[Image:13-a89f35f8cd.jpg |right]]
 
Наш проект практически готов. Для завершения нам недостает только одного - подобрать подходящие методики, формы и “фишки”, которые помогут нам раскрыть выбранные темы и украсить наш проект. Мы называем это инструментами.
 
Наш проект практически готов. Для завершения нам недостает только одного - подобрать подходящие методики, формы и “фишки”, которые помогут нам раскрыть выбранные темы и украсить наш проект. Мы называем это инструментами.
   Строка 178: Строка 202:  
Проиллюстрировать путь от написания цели до инструментов можно с помощью лестницы, ведущей от “проблемы” до “идеального участника”. При этом каждая ступень - это выбранная тема, к каждой из которых в свою очередь подобран подходящий инструмент.
 
Проиллюстрировать путь от написания цели до инструментов можно с помощью лестницы, ведущей от “проблемы” до “идеального участника”. При этом каждая ступень - это выбранная тема, к каждой из которых в свою очередь подобран подходящий инструмент.
    +
[[Image:14-0453150ff2.jpg ]]
    
Пример из жизни:
 
Пример из жизни:
   −
Ведущий хочет получить у участников обратную связь о проекте и поставил целью данного мероприятия “Сбор конструктивной обратной связи”. При этом он создает в комнате романтическую атмосферу - приглушенный свет, свечи, спокойная музыка, начинает разговор с группой полушепотом. Можно ли ожидать в этой обстановке конструктивной критики? Все эти инструменты, скорее, будут способствовать тому, что участнику будет неловко в заданной атмосфере говорить о моментах, которые ему не понравились и которые он хотел бы изменить. При этом нельзя сказать, что это мероприятие пройдет неудачно. Вовсе нет, оно будет успешным и, скорее всего, очень понравится участникам. Просто оно выполнит другую цель - “сплочение и объединение участников”. Для выполнения поставленной цели можно использовать инструмент, который задает участникам рамки, в которых они будут высказывать свое мнение по поводу проекта. Например, таким инструментом может стать анкета с тщательно продуманным списком вопросов.
+
Ведущий хочет получить от участников обратную связь о проекте и поставил целью данного мероприятия “Сбор конструктивной обратной связи”. При этом он создает в комнате романтическую атмосферу - приглушенный свет, свечи, спокойная музыка, начинает разговор с группой полушепотом. Можно ли ожидать в этой обстановке конструктивной критики? Все эти инструменты, скорее, будут способствовать тому, что участнику будет неловко в заданной атмосфере говорить о моментах, которые ему не понравились и которые он хотел бы изменить. При этом нельзя сказать, что это мероприятие пройдет неудачно. Вовсе нет, оно будет успешным и, скорее всего, очень понравится участникам. Просто оно выполнит другую цель - “сплочение и объединение участников”. Для выполнения поставленной цели можно использовать инструмент, который задает участникам рамки, в которых они будут высказывать свое мнение по поводу проекта. Например, таким инструментом может стать анкета с тщательно продуманным списком вопросов.
    
Трудно сформулировать простые и понятные критерии и понять, подходит ли выбранный инструмент. Для этого есть личный опыт и коллективное обсуждение ведущих. В любом случае, каждому ведущему желательно иметь на вооружении много разнообразных инструментов, чтобы было из чего выбирать. Это мы отдаем на откуп каждого из вас. Интернет, литература и творческий подход - лучшие в этом помощники. Используйте известные и проверенные, придумывайте новые, экспериментируйте, создавайте инструменты - это невероятно интересно!
 
Трудно сформулировать простые и понятные критерии и понять, подходит ли выбранный инструмент. Для этого есть личный опыт и коллективное обсуждение ведущих. В любом случае, каждому ведущему желательно иметь на вооружении много разнообразных инструментов, чтобы было из чего выбирать. Это мы отдаем на откуп каждого из вас. Интернет, литература и творческий подход - лучшие в этом помощники. Используйте известные и проверенные, придумывайте новые, экспериментируйте, создавайте инструменты - это невероятно интересно!
Строка 187: Строка 212:  
Но, самое главное, что мы хотим посоветовать всем ведущим, - наслаждайтесь процессом! Это, пожалуй, самое важное в нашей работе. Успехов!
 
Но, самое главное, что мы хотим посоветовать всем ведущим, - наслаждайтесь процессом! Это, пожалуй, самое важное в нашей работе. Успехов!
   −
[[Category:Игры]]
+
 
 +
 
 
[[Category:Игры]]
 
[[Category:Игры]]