Система дел оргпериода

Материал из Летний лагеря
Версия от 08:43, 5 июля 2017; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
DSC 0063m.jpg
DSC 0102m.jpg
Vgntm.jpg

Некогда объяснять - оргпериод!


Вы не раз слышали от коллег о том, что как пройдет оргпериод, так и пройдет вся смена. Чтобы первые дни вместе с отрядом прошли успешно, сформулируем несколько советов:

  • Познакомь детей друг с другом и сам запомни их имена. Делать это лучше всего в виде игры.
  • Проведите экскурсию по лагерю и расскажите о программе смены. Если дети будут знать, чем им предстоит заниматься, они будут делать этого охотнее.
  • Выяви интересы детей. Узнай, кто из детей умеет петь или танцевать, кто хорошо рисует, а кто хорош в спорте и активных играх. Для этого нужно дать детям проявить себя в общественно-полезной деятельности: оформление отрядного уголка, участие в спортивных играх.
  • Пообщайся с каждым ребенком по отдельности и найди с ним общий язык. Выяви детей с лидерскими качествами, которые станут твоими первыми помощниками на время смены.
  • Приучи детей к соблюдению распорядка дня и к уборке в своих комнатах. Это обязательно сделать в первые дни смены.
  • Создай в отряде атмосферу уюта и комфорта. Для этого важно красиво и оригинально оформить отрядный уголок, нарисовать красивый плакат или таблички с именами проживающих в комнате детей.
  • Выстрой работу с напарником. Установите единые педагогические требования к детям. Случаев, когда один вожатый что-то запрещает, а второй разрешает, быть не должно. Также нельзя спорить или ругаться между собой при детях.


Итак, «Организационный период в лагере»

Цель:

  • Раскрыть перспективы деятельности детей в лагере, заложить основы для формирования временного детского коллектива.

Одним из важных навыков, необходимых к подаче детям в оргпериод – навык межличностного взаимодействия в группе. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с другими ребятами детском отряде. Все, что мы делаем в организационный период смены – мы делаем вместе, чтобы заложить основы коллектива. Поэтому в оргпериод мы акцентируем на этом больше внимания. Мы вместе танцуем, готовимся к очередному событию, вместе поздравляем именинников, а вечером как итог объединяемся с другими коллективами для взаимодействия.


Задачи:

  • познакомить с историей, законами и традициями лагеря;
  • подготовить ребят к восприятию детского лагеря;
  • выявить лидеров в коллективе;
  • сформировать официальные структуры коллектива, выбрать актив;
  • предъявить единые педагогические требования (выполнение режимных моментов);
  • изучить прошлый опыт ребят уровень их умения и навыков в различных видах деятельности, интересы, увлечения, ожидания от лагеря;
  • создать творческую атмосферу деятельности отряда и доброжелательные межличностные отношения;
  • обеспечить максимальное проявление индивидуальных способностей каждого;
  • познакомить с вожатским отрядом, настроить на необходимый тон общения (вожатый - друг);
  • дать полное представление об условиях проживания и работы;


Система дел оргпериода

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ проводятся такие мероприятия как:

1. Индивидуальные беседы с ребятами.

Цель - индивидуально познакомиться с каждым ребенком, с его средой общения (семья, школа, внешкольное учреждение), его увлечениями, индивидуальными способностями.

2. Коллективные творческие дела (КТД) и развивающие игры.

В этот период смены проходят не менее (6-7) КТД не считая игр знакомств. Дела выстраиваются от простого к сложному. Особое внимание обратить на разнообразие разбивок, чтобы разнообразить состав детей в творческих группах. Разбивки могут быть:

  • по временам года;
  • по дням рождения;
  • по цветам;
  • по фигурам;
  • по счету 1, 2, 3, 4

3. Экскурсия по лагерю.

Цель - познакомить с территорией лагеря, с обслуживающим персоналом.

4. Хозяйственный сбор.

Цель: предъявить единые организационные и педагогические требования.

Рассказать ребятам, как нужно заправить постель, где брать тряпки, веник, тазики, определить систему уборки комнат и территории лагеря.

5. Огонек знакомства в отряде. Последний завершающий этап первого дня.

Цель: познакомить детей друг с другом. Создать атмосферу доброжелательности и творчества. Дать настрой на восприятие детского лагеря. Познакомить с законами и традициями лагеря.


Во второй день

1. Марш старт или игра «калейдоскоп».

Проходит на утро второго дня в виде игры-путешествия. Отряд двигается от станции к станции и узнает историю Лагеря…

Цель:

  • выявить уровень заехавших детей (культурный, спортивный);
  • составить примерное представление о лагере, как о школе, о том чему и как здесь учат;
  • познакомить с историей лагеря с его законами, традициями, предъявить единые педагогические требования.

2. Конкурс флага.

Цель: Утвердить лагерную символику, подготовить к открытию смены флаг лагеря и представить отрядную символику.

3. Общелагерный вечер знакомства.

Первое знакомство отрядов друг с другом, с вожатским отрядом, с сотрудниками лагеря.


ТРЕТИЙ ДЕНЬ

1. Игра «Выборы».

Первый тур – отборочный. По отрядам проходит деловая игра «Лидер», в ходе которой избираются члены Совета лагеря.

Цель:

  • сформировать отряд, как коллектив со своей структурой, органами самоуправления;
  • определить цели и задачи на смену;

Второй тур - предвыборная агитация: работа пресс-центра, выпуск листовок, подготовка радиопередач.

Третий тур – шоу «Президент «детской республики» - Выбрать президента лагеря, сформировать актив лагеря, наметить перспективу деятельности, утвердить законы, разработать предложения в план работы отряда и лагеря на смену.

2.Линейка открытия смены.

Цель: окончательно сформировать лагерь как коллектив, показать красоту ритуалов.

3. Общелагерная рефлексия по итогам оргпериода.

4. Сюрприз вожатского отряда.

Цель: показать детям творческий потенциал вожатского отряда. Представить каждого вожатого. Дать ребятам настрой на смену.

В систему дел оргпериода могут быть внесены дела специфические для каждого отряда и для данной конкретной смены. Основная нагрузка в решении организационных и воспитательных задач оргпериода ложится на отрядных вожатых т.к. нет еще органов самоуправления, не сложилось единое мнение отряда, и единые нормы поведения ни приняты законы и традиции лагеря. Для этого существуют универсальные методы педагогического воздействия на детей:

  • метод общественно полезной деятельности - обязательно объяснить ребятам для кого и зачем проводится дело;
  • метод игры – самому играть с детьми;
  • метод соревнования – уместнее всего предъявлять при предъявление единых педагогических требований (чистота в палатах, режимные моменты);
  • метод поручения – делегирование полномочий лидерам.



Советы вожатому на организационный период

В зависимости от продолжительности сезона и графика заезда детей в лагерь организационный период проходит 2-4 дня.

Для ребенка организационный период это период адаптации к изменившимся условиям своей жизни: новое место, новый коллектив, новые взрослые и сверстники, новая деятельность и т.д.

Для вновь созданной детской группы, организационный период – основной этап формирования и развития временного детского коллектива. Его важнейшая воспитательная задача заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки организовать детский коллектив, в котором возможна интересная деятельность, реализующая задачи летнего оздоровительного периода, опирающаяся на опыт, возможности и традиции лагеря.

Основные задачи:

  • прием детей в лагерь, распределение их по отрядам;
  • знакомство детей друг с другом, лагерем и его сотрудниками;
  • введение детей в тематику сезона;
  • выявление и выборы актива детского коллектива;
  • начало работы по созданию благоприятного психологического климата детского коллектива.

Для некоторых детей период адаптации проходит очень тяжело – звонки домой, плачь, уход, истерика, бойкот. Необходимо не дать уехать ребенку домой, найти для него как можно больше дел, защитить от нападок других детей!

Создание благоприятного психологического климата детского коллектива – первоочередная задача вожатого. Как правило, внутри временного детского коллектива её решение лежит в нескольких плоскостях общения:

  • общение между вожатыми и детьми;
  • общение вожатых друг с другом;
  • общение между мальчиками и девочками;
  • общение между мальчиками;
  • общение между девочками.

Для начала необходимо определиться в том, как к вам будут обращаться дети, ведь в разных лагерях существуют различные традиции такого обращения. Какую бы форму вы не выбрали, необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя в отношениях между детьми и педагогами допускать фамильярности. Доброжелательность и открытость в общении – это совершенно нормальные явления в общении с детьми (и не только с детьми, и не только в лагере). Договоритесь с ребятами о взаимной доброжелательности. Это залог добрых отношений. Но не забудьте рассказать вашим воспитанникам о системе требований к ним с вашей стороны. Естественно, что эти требования должны быть едиными со стороны всех напарников.

Достаточно деликатный вопрос, который может принести много неприятных моментов (особенно в младших и средних отрядах) – отношения между мальчиками и девочками. Это общение может вылиться в ряд проблем, если не проводить систематическую, целенаправленную работу по созданию добрых отношений между мальчишками и девчонками. Таковы психологические особенности возраста взросления. Именно поэтому, разговаривать с детьми об уважительном отношении друг к другу просто необходимо. Ещё более необходимо учить их тонкостям и правилам общения между собой. На наш взгляд, инициатива в добрых отношениях должна исходить от мальчиков (понятно, что инициировать такие разговоры и само отношение должен вожатый).

Не нужно надеяться, что возникшие разногласия между детьми, конфликты улягутся сами собой. Они, скорее всего, могут, в лучшем случае, затихнуть. В худшем же случае, в круг разногласий и конфликта будут втягиваться все новые и новые дети. А такая ситуация уже сама по себе – катастрофа (если только этот конфликт не входит в ваши планы и не организован вами специально для решения каких-либо воспитательных задач). Именно поэтому не пропускайте между ушей ни одно грубое высказывание по отношению к любому члену вашего коллектива. Не оставляйте без внимания любой случай хамства, равнодушия, скабрезности и других негативных явлений, мешающих вам выполнять одну из основных ваших воспитательных задач.

Советы на организационный период:

  1. Постарайтесь чаще называть детей по именам и просите детей, чтобы они обращались друг к другу также по именам. Чаще создавайте ситуации знакомства. Играйте в игры на знакомство и сплочение.
  2. Исключите из своих отрядных дел все, что связано с соревнованием, завоеванием каких-либо призовых мест, конкуренцией.
  3. Договоритесь с детьми о правилах взаимной вежливости и этикета, особенно в отношениях между мальчиками и девочками.
  4. Постарайтесь чаще хвалить не отдельных детей (хотя это тоже необходимо), а минигруппы или весь отряд – это поможет вам быстрее сформировать чувство коллективного «Мы».
  5. Не ленитесь искусственно создавать ситуации успеха для ваших детей.
  6. Постарайтесь за первые три дня приучить детей к режимным моментам, дисциплине и порядку. В противном случае у вас будет трудный сезон.
  7. Постарайтесь задать коллективу изначально высокий темп деятельности, частую ее сменяемость, позитивный эмоциональный настрой.
  8. Если вы не знаете, как необходимо организовать или провести какое-либо дело, не стесняйтесь – обращайтесь за помощью к опытным вожатым, методистам, старшему вожатому. Это наша общая работа, от каждого из нас зависит её успешность.

Помните, что от того, как вы проведете организационный период, зависит то, какой климат будет в отряде в течение всей смены в детском лагере!




Дополнительно