Семь поводов для отказа от делегирования полномочий и методы их устранения

Делегирование полномочий предполагает наличие уверенности в себе и в своих подопечных. Однако как только возникает конкретный разговор о делегировании полномочий, некоторые вожатые утверждают, что делегирование полномочий на практике не работает. Вожатые иногда не готовы делегировать свои полномочия, потому что они опасаются, что подростки не готовы к выполнению возлагаемых на них обязанностей. Рассмотрим семь наиболее часто называемых причин, которые препятствуют этому процессу.


8vtrROssFKYm.jpg

Как только возникает конкретный разговор о делегировании полномочий, некоторые вожатые утверждают, что делегирование полномочий на практике не работает. Вот семь наиболее часто называемых причин, которые препятствуют этому процессу:

  1. У подопечных ребят и так очень много всякой деятельности.
  2. Детский коллектив не способен это сделать.
  3. Детский коллектив не хочет это делать.
  4. Мне некому делегировать эту сферу деятельности.
  5. У меня нет прав для делегирования полномочий.
  6. У меня нет времени, чтобы объяснять это.
  7. Лучше, если я сделаю это сам(а).


Рассмотрим каждую из этих отговорок подробнее.

1. «У подопечных ребят и так очень много всякой деятельности»

Озабоченность тем, что ребенок перегружен всякой деятельностью, является самым популярным аргументом против делегирования полномочий. Например:

  • «Детей не следует нагружать дополнительной деятельностью».
  • «У всех и так уже много обязанностей».
  • «Я боюсь требовать слишком многого от подопечных. Поэтому я лучше сам(а) сделаю эту работу».
  • «Временами ребята настолько загружены работой, что я предпочитаю сделать ее сам(а)».
  • «У моего детского коллектива нет лишнего времени, чтобы тратить его на обучение или выполнение дополнительной деятельности».

Нежелание делегировать полномочия часто возникает из благородных побуждений — заботы о благополучии подопечных ребят. Но редко кто из вожатых пытается выяснить, почему их ребята перегружены всякой деятельностью, и на самом ли деле подростки будут благодарны за такую заботу о них.

Детский отряд в лагере, который постоянно существует в условиях аврала, часто является жертвой плохого планирования и неотработанных процедур. В таких случаях давно пора навести порядок в детском отряде.

Что на самом деле думают и чувствуют подростки в данной ситуации вам помогут понять следующие вопросы:

  • Существует ли необходимый баланс между объемом вашей деятельности и вашей работоспособностью?
  • Соответствует ли ваша деятельность вашим анбициям?
  • Ваша нагрузка достаточна, чрезмерна или недостаточна?
  • Вы чувствуете потребность снизить свою нагрузку?
  • Насколько эффективны новые процедуры?
  • Думаете ли вы, что есть потребность в обучении персонала без отрыва от производства? Если да, то конкретизируйте ваши предложения.


2. «Детский коллектив не способен это сделать»

Многие вожатые не готовы делегировать свои полномочия, потому что они опасаются, что подростки не готовы к выполнению возлагаемых на них обязанностей. Возникает порочный круг: вожатый не делегирует полномочия, потому что ребенок не обладает необходимыми знаниями. Чтобы получить необходимые знания, ребята должны больше учиться. У вожатого нет времени учить их. Он так перегружен, потому что отказывается делегировать полномочия другим.

Большинство подростков обладают куда большим потенциалом по сравнению с тем, что они обычно показывают в течение дня в детском лагере. Делегирование полномочий представляет собой превосходную форму обучения без отрыва от иной деятельности в детском лагере. Постоянное повышение уровня является не только обязательным условием качественного саморазвития: это еще и важный мотивирующий фактор. Более высокий уровень подготовки повышает уверенность подростков в себе и степень их личной вовлеченности в общий процесс.

Следующие вопросы могут помочь вам определить потребности в обучении подопечных:

  • В каких областях вы хотели бы усовершенствовать свои знания?
  • Вы чувствуете, что ваш вожатый возлагает на вас слишком много (слишком мало) надежд?
  • В чем заключаются ваши образовательные потребности?
  • Должны ли вы передать какие-либо из своих полномочий своим сверстникам? Если да, то какие?


3. «Детский коллектив не хочет это делать»

Если подросток не проявляет интереса к дополнительной деятельности, он, скорее всего, боится брать на себя ответственность. Самостоятельные действия и проявление инициативы всегда влекут за собой риск допустить ошибку. Помогите своему подопечному обрести уверенность в себе. Дайте им возможность учиться на своих ошибках. Один просчет не должен ставить на отказ в себе.

Если ваш детский коллектив не хочет обременять себя дополнительными полномочиями, выясните, почему:

  • Может быть, это происходит потому, что ваш собственный стиль руководства убивает их инициативу?
  • Неужели все вас так боятся, что никто не осмеливается открыть рот?
  • Все ли ребята правильно поняли цели летней программы лагеря? Снова разъясните ребятам ваши намерения.
  • Ваши подопечные испытывают неуверенность в себе: могу ли я рисковать подобным образом? Что скажут об этом мои сверстники?
  • Обеспокоены ли ваши подопечные недостатком своих умений для выполнения новой для них деятельности?


4. «Мне некому делегировать эту работу»

Делегирование полномочий означает распределение ответственности среди подопечных таким образом, что все ребята знают, чем занимаются их сверстники по их отряду, а процесс принятия решений происходит на самом низком уровне управления. Детский коллектив всегда выигрывает от делегирования полномочий, независимо от количества ребят в нем.

Возраст ребят не может быть причиной для отказа от делегирования полномочий. Критическая оценка всей организационной структуры подросткового отряда поможет вам привести распределение функциональных обязанностей в соответствие с реальными возможностями ребят.

Анализ поможет вам повысить эффективность работы вашей детской группы. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какие задачи и процедуры являются излишними?
  • Масштабы выполнения каких задач можно сократить?
  • Какие задачи в будущем можно будет решать независимо друг от друга?
  • Что необходимо сделать для повышения интенсивности деятельности ребят?


5. «У меня нет прав для делегирования полномочий»

Если количество жалоб об отсутствии прав на принятие решений заметно увеличивается, это говорит о том, что поставленные задачи и делегированные полномочия не соответствуют друг другу. Поставленные задачи часто не ясны для отдельных ребят.

Типичные жалобы могут выражаться в следующем виде:

  • «Наша организационная структура не соответствует реальности».
  • «Мне совершенно не ясно, кто за что отвечает и кому какие полномочия я могу делегировать».

Для достижения лучшего понимания обязанностей отдельных ребят и их прав, задайте себе следующие вопросы:

  • Соответствуют ли ваши обязанности вашим правам?
  • Хотели бы вы получить более широкие права? При решении каких вопросов?


6. «У меня нет времени, чтобы объяснить это»

Некоторые вожатые жалуются на то, что у них нет времени на объяснение подопечным тех или иных вопросов:

  • «Я сам(а) сделаю это быстрее».
  • «Если мне приходится объяснять, как нужно что-нибудь сделать, на это часто уходит больше времени, чем если бы я сам(а) сделал это».

Если вы постоянно не успеваете что-нибудь сделать, возможно, вы испытываете трудности с планированием своего времени. Как часто вы предпочитаете заниматься рутинной бытовой деятельностью, чтобы не участвовать в решении какой-либо конкретной творческой проблемы? Какие задачи вы решаете? Сколько времени вам требуется на выполнение различных задач?

Некоторые вожатые твердо убеждены, что они тратят большую часть своего времени на разработку стратегии или решение кризисных ситуаций в их подопечной детском коллективе. Анализ времени помогает выяснить, что большую часть своего времени они на самом деле тратят на решение рутинных бытовых и организационных вопросов, которые было бы полезнее делегировать своим подопечным.


7. «Лучше, если я сделаю это сам(а)»

Делегирование полномочий основано на доверии к своим подопечным ребятам. Однако некоторые вожатые чувствуют себя спокойно только в том случае, если они сами делают всю работу. Существует несколько причин, по которым люди неохотно расстаются с браздами управления: откровенное стремление к власти, страх перед потерей рычагов воздействия на подростков или скрытое высокомерие. Вот типичная реакция таких вожатых:

  • «Одна мысль, что я единственный человек, который может сделать это, придает мне силы».
  • «Если мне придется делегировать свои полномочия своим ребятам, то я стану ненужным».
  • «Мне не хотелось бы поручать своим подросткам менее интересную работу».
  • «Мы все здесь равны. Я не могу оставить себе интересную работу, а на других переложить всю скучную работу».
  • «Я не хочу, чтобы мои ребята считали меня высокомерным».
  • «Если у меня есть время, я предпочитаю выполнять работу лично».

Вожатые, которые постоянно все делают сами, подвергают опасности свое здоровье, в то время как их подопечные подростки сидят и скучают.


Ответственность за выполнение работы лежит на вожатом

Ответственность за выполнение работы всегда лежит на вожатом, даже в том случае, когда работу выполняют его подопечные . Делегирование полномочий должно осуществляться по тщательно разработанному плану. Вожатый, кроме того, должен регулярно интересоваться состоянием выполнения порученного им.

Делегирование полномочий предполагает наличие уверенности в себе и в своих подопечных. По существу, вожатый рискует тем, что его доверием могут злоупотребить или не справиться с порученной им деятельностью. Не стоит обвинять ребят, когда выполнение задуманного плана дает осечку.

Задачи, ответственность за выполнение которых лежит на вожатом:

  • Формулирование целей и стратегии деятельности детского коллектива и мотивирование подопечных.
  • Выявление проблем. Согласование с ребятами их полномочий в выборе средств достижения поставленных целей. Принятие решений на единых основах. Быть уверенным в том, что свобода действий повышает креативность подростков. Никогда ни терять контроль над подопечными. Обеспечить поступление информации старшему вожатому детской летней программы лагеря.
  • Четкое определение целей и результатов. Быть готовым к возможным возражениям. Добиваться единства цели.
  • Согласование (определение) времени, необходимого для выполнения задач или достижения промежуточных результатов. Это также подразумевает четкое оценивание приоритетов.
  • Предоставление подопечному ребенку, отвечающему за выполнение определенной части задачи, необходимых полномочий и ресурсов.
  • Информирование, помощь советом и поддержка, умение выслушать мнение подростков.


Дети учатся на своем опыте. Дайте им возможность развить свой потенциал.





Дополнительно