Рост и развитие личности, потребности ребенка
Личность человека совершает работу преображения в:
- эмоциональной
- физической
- моральной
- умственной сферах.
Значительная роль в формировании личности ребенка принадлежит родителям, учителям, воспитателям и конечно же вожатым. Они никогда не могут довести ее исполнение до совершенства,но создают среду, которая делает возможным чудесные перемены в личности человека.
Основные потребности ребенка.
1. Потребность в принятии.
Принятие - уважение ребенка как личности, такого как он есть.
- очень важна первая встреча, знакомство с группой
- уделяйте время, когда ребенок рассказывает о своей жизни, семье
- доверяйте
- не смейтесь над неудачами
- не требуйте от него поступков взрослого
- не игнорируйте вне летней программы
- помогите ребенку почувствовать, что он принадлежит коллективу. Тогда взаимное расположение и вовлечение в общие дела группы будут искренними и сильными.
Если эта потребность ребенка будет удовлетворена, то он научится ценить и уважать себя и других.
2. Потребность в уверенности.
- уважение его достоинства
- обеспечение его безопасности, удобства
- защита прав воспитанника
- постоянство вашего общения с ним и вашего отношения к нему - это источник уверенности для воспитанника.
- позаботиться, чтобы каждый ребенок имел задание по силам, успех в каком-то деле на занятиях в летнем лагере.
3. Потребность в новом опыте.
Ваши воспитанники готовы и ожидают приобрести новый:
- социальный
- физический
- эмоциональный
- умственный
- моральный
- духовный опыт.
Давайте инициативные задания.
- Поддерживайте творческую активность, раскройте личные способности ребенка, талант.
- Помогайте детям, чтобы они не опускали руки перед трудностями. Повышайте качество их усилий.
- Своим советом, помощью и моральной поддержкой их стремления сделать что-то самим вы даете почувствовать их способность служить не себе, а благу других людей.
- Не подавляйте детей своей властью, контролируя и настаивая всегда на своем.
- Смейтесь, радуйтесь, играйте вместе с ними.
4. Потребность любить и быть любимым.
- Вы сможете дать воспитанникам свою любовь, если возлюбите их как самого себя.
- Любите всех одинаково
- Слушайте их внимательно и пытайтесь понять, а не судить
- Не позволяйте ошибкам детей лишить вас уважения к ним (воспитанникам)
- Прощайте их и признавайте перед ними свои собственные ошибки
- Не браните детей, но поощряйте
- Цените маленькие проявления любви со стороны ребенка (письма, подарки)
- Любите детей без всяких условий, и их сердце откроется для близости и доверия. Без любви дети будут чувствовать себя отвергнутыми, замкнутыми и неприветливыми.
5. Потребность в благодарности.
У каждого ребенка есть что-то свое, достойное похвалы. Ободряя и поощряя, мы можем помочь ребенку расти и развиваться в правильном направлении. Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить.
Как проявить благодарность ребенку в детском лагере:
- Благодарите за хорошие дела
- Благодарите даже за попытку, хотя он и потерпел неудачу. Это поможет не отчаиваться.
- Дайте ребенку возможность проявить инициативу.
- Вознаграждайте за активное участие, оказание помощи.
- Замечайте все хорошее, что делают ваши воспитанники, и они будут делать еще больше.
- Покажите детям, как вы довольны ими.
- Не жалейте слов поощрения, ободрения и похвалы. И дети будут преуспевать в "возрасте", иначе они будут чувствовать себя беспомощными, неуверенными, насмехаться друг над другом.
6. Потребность в дисциплине.
Потребность в ясных, конкретных требованиях от него.
Расстановка границ поведения - это проявление любви, что создает чувство надежности. Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков дома или в В.Ш., чувствует себя неуверенно и думает, что он для всех безразличен и никому не нужен.
Как помочь ребенку увидеть границу хорошего и плохого:
- Составьте ясные и простые правила поведения и следуйте им, следите за их исполнением. (Желательно составлять вместе с детьми, и как можно меньше правил)
- Избегайте обличений перед всеми и групповых наказаний, так как это редко дает успех надолго.
- Если надо, накажите или простите, но не угрожайте.
- Спокойный разговор действует эффективней, чем крик, так как ребенок может начать отвечать тем же.
- Положительные воздействия (ободрение или благодарность) помогают лучше, чем отрицательные (насмешки, ворчания, ирония или угроза).