Рост, развитие личности и потребности ребенка
Основные потребности ребенка.
Они смотрят на нас.
Они зависят от нас.
Помним ли мы об этом?
1. Потребность в принятии.
Принятие - уважение ребенка как личности, такого как он есть.
- очень важна первая встреча, знакомство с группой
- уделяйте время, когда ребенок рассказывает о своей жизни, семье
- доверяйте
- не смейтесь над неудачами
- не требуйте от него поступков взрослого
- помогите ребенку почувствовать, что он принадлежит коллективу. Тогда взаимное расположение и вовлечение в общие дела группы будут искренними и сильными.
Если эта потребность ребенка будет удовлетворена, то он научится ценить и уважать себя и других.
2. Потребность в уверенности.
- уважение его достоинства
- обеспечение его безопасности, удобства
- защита прав воспитанника
- постоянство вашего общения с ним и вашего отношения к нему - это источник уверенности для воспитанника.
- позаботиться, чтобы каждый ребенок имел задание по силам, успех в каком-то деле на мероприятиях в лагере.
3. Потребность в новом опыте.
Ваши воспитанники готовы и ожидают приобрести новый:
- социальный
- физический
- эмоциональный
- умственный
- моральный
Давайте инициативные задания. Интересно отмечайте дни рождения. Помогайте детям, чтобы они не опускали руки перед трудностями. Повышайте качество их усилий. Своим советом, помощью и моральной поддержкой их стремления сделать что-то самим вы даете почувствовать их способность служить, не только себе, а и благу других людей. Не подавляйте детей своей властью, контролируя и настаивая всегда на своем. Смейтесь, радуйтесь, играйте вместе с ними.
4. Потребность любить и быть любимым.
- Вы сможете дать воспитанникам свою любовь, если возлюбите их как самого себя.
- Любите всех одинаково
- Слушайте их внимательно и пытайтесь понять, а не судить
- Не позволяйте ошибкам детей лишить вас уважения к ним (воспитанникам)
- Прощайте их и признавайте перед ними свои собственные ошибки
- Не браните детей, но поощряйте
- Цените маленькие проявления любви со стороны ребенка (письма, подарки)
- Любите детей без всяких условий, и их сердце откроется для близости и доверия.
Без любви дети будут чувствовать себя отвергнутыми, замкнутыми и неприветливыми.
5. Потребность в благодарности.
У каждого ребенка есть что-то свое, достойное похвалы. Ободряя и поощряя, мы можем помочь ребенку расти и развиваться в правильном направлении. Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить.
Как проявить благодарность ребенку:
- Благодарите за хорошие дела
- Благодарите даже за попытку, хотя он и потерпел неудачу. Это поможет не отчаиваться.
- Дайте ребенку возможность проявить инициативу.
- Вознаграждайте за знание золотых стихов, активное участие, оказание помощи.
- Замечайте все хорошее, что делают ваши воспитанники, и они будут делать еще больше.
- Покажите детям, как вы довольны ими.
- Не жалейте слов поощрения, ободрения и похвалы. И дети будут преуспевать в "возрасте", иначе они будут чувствовать себя беспомощными, неуверенными, насмехаться друг над другом.
6. Потребность в дисциплине.
Потребность в ясных, конкретных требованиях от него. Расстановка границ поведения - это проявление любви, что создает чувство надежности. Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков в лагере, чувствует себя неуверенно и думает, что он для всех безразличен и никому не нужен.
Как помочь ребенку увидеть границу хорошего и плохого:
- Составьте ясные и простые правила поведения и следуйте им, следите за их исполнением. (Желательно составлять вместе с детьми, и как можно меньше правил)
- Избегайте обличений перед всеми и групповых наказаний, так как это редко дает успех надолго.
- Если надо, накажите или простите, но не угрожайте.
- Спокойный разговор действует эффективней, чем крик, так как ребенок может начать отвечать тем же.
- Положительные воздействия (ободрение или благодарность) помогают лучше, чем отрицательные (насмешки, ворчания, ирония или угроза).
Правила.
7 ПРАВИЛ, ПОМОГАЮЩИЕ СТАТЬ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ
- Правило Зеркала. Окружающие меня люди - мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, у меня склонность к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.
- Правило Выбора. Я осознаю, что все происходящее в моей жизни - есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит, и у меня скучность и занудливость. Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что не к кому предъявить претензии. Во мне причина всего, что происходит со мной. Автор и творец своей судьбы - я.
- Правило Погрешности. Конечно, я могу и ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.
- Правило Соответствия. Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я решаю измениться - меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону)
- Правило Зависимости. Мне никто ничего не должен. Я же имею способность и могу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать добрее, надо стать сильнее. Чтобы стать сильнее, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю! Но надо и уметь говорить «НЕТ!»
- Правило Присутствия - Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩИЙ(АЯ). Есть повод порадоваться.
- Правило оптимизма. Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. (Могло быть и хуже…). Остальное зависит от меня.
Правила позитивного общения с детьми
- Помогайте, когда они просят.
- Поддерживайте успехи.
- Делитесь своими чувствами.
- Конструктивно решайте конфликты.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
- Обнимайте не менее 4-х раз, а лучше по 8 раз в день.
- Безусловно принимайте и уважайте личную зону ребенка.
- Активно выслушивайте его переживания и потребности.
- Чаще будьте вместе, но не вмешивайтесь в занятия, с которыми дети справляются сами.
- Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство, но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.
Заповеди.
Заповеди вожатого
- Улыбнись! Грусть и злость оставь за порогом отряда. Шутка — выход из самого безвыходного положения.
- При неудаче не отчаивайся! Иначе тебе вожатской удачи не видать!
- Не обещай детям златых гор, если у тебя их нет. Сказал — сделал!
- Имей свой «конек», он тебя выручит. Рассчитывай на свои силы.
- Сделай свой приход в отряд праздником, имей в «кармане» что-либо заманчивое: интересную шутку, историю, сувенир.
- Помни о темпе! Не мешкай, успевай подавать идеи и замыслы.
- Отрядная жизнь — как хорошая повесть, она должна иметь свою фабулу. И тайну, и загадку, отгадка которой впереди!
- Ищи истину вместе с ребенком.
- Искренне восхищайся всем красивым, что есть вокруг.
- Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.
- Хвали ребенка за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.
- Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.
- Покажи ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть.
- Помогай ребенку строить свои собственные планы и принимать решения.
- Не унижай ребенка, не давай ему почувствовать, что он чем-то хуже других.
- Верь в здравый смысл ребенка и доверяй ему.
- Всегда делай то, что пообещал. Никогда не обещай того, что не можешь выполнить.
Наш долг не убить человека в маленьких людях, не превратить их в
муравьев, обрекая на жизнь муравейника. Не важно, насколько будет
доволен человек. Важно, сколько будет в нем человеческого. Не наша
забота — счастье людей. Кто из людей будет счастлив — вот что нас
заботит. А довольство сытых возле кормушки — скотское довольство — нам не
интересно.
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило.
Не учите их, что польза — главное. Главное — возрастание в человеке человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску
Научите их почтению, потому что насмехаться любят бездельники, для них не существует целостной картины.
Боритесь против жадности к вещному. Они станут людьми, если вы научите их тратить себя, не жалея; если человек не тратит себя, он закостеневает.
Научите их размышлению, благодаря им расширяется душа.
Научите не скудеть в любви. Чем заменишь любовь? Ничем. А любовь к самому себе — противоположность любви.
Карайте ложь и доносительство. Бывает, что и они помогают человеку и на первый взгляд в помощь. Но силу рождает только верность. Нельзя быть верным одним и неверным другим. Верный всегда верен. Нет верности в том, кто способен предать того, с кем вместе трудится. Нам нужно сильное общество, и не стоит основывать его мощь на человеческом отребье.
Привейте им вкус к совершенству, ибо любое дело — это путь к себе, и завершает его только смерть.
Не учите их, что главное — прощение и милосердие. Плохо понятые, обе эти добродетели обернутся потаканием нечести и гниению. Научите их благому сотрудничеству — общему делу, где каждый в помощь благодаря другому.