Рост, развитие личности и потребности ребенка: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
  
 
[[Image:Go.jpg‎ |right]]
 
[[Image:Go.jpg‎ |right]]
 +
<p align="right">''Задача вожатых и педагогов помочь детям стать мудрыми до того, как они повзрослеют.''</p>
 
<p align="right">''Они смотрят на нас.''</p>  
 
<p align="right">''Они смотрят на нас.''</p>  
 
<p align="right">''Они зависят от нас.''</p>  
 
<p align="right">''Они зависят от нас.''</p>  
Строка 80: Строка 81:
  
  
 +
== Правила. ==
  
 
7 ПРАВИЛ, ПОМОГАЮЩИЕ СТАТЬ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ
 
7 ПРАВИЛ, ПОМОГАЮЩИЕ СТАТЬ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ
Строка 107: Строка 109:
  
  
 +
 +
 +
== Заповеди. ==
  
 
Заповеди вожатого
 
Заповеди вожатого
Строка 128: Строка 133:
  
  
 +
Наш долг не убить человека в маленьких людях, не превратить их в
 +
муравьев, обрекая на жизнь муравейника. Не важно, насколько будет
 +
доволен человек. Важно, сколько будет в нем человеческого. Не наша
 +
забота — счастье людей. Кто из людей будет счастлив — вот что нас
 +
заботит. А довольство сытых возле кормушки — скотское довольство — нам не
 +
интересно.
 +
 +
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их
 +
образами и картинами, на которых видны связующие нити.
 +
 +
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и
 +
способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию —
 +
вот главное мерило.
 +
 +
Не учите их, что польза — главное. Главное — возрастание в человеке
 +
человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску
 +
 +
Научите их почтению, потому что насмехаться любят бездельники, для них
 +
не существует целостной картины.
 +
 +
Боритесь против жадности к вещному. Они станут людьми, если вы научите
 +
их тратить себя, не жалея; если человек не тратит себя, он закостеневает.
 +
 +
Научите их размышлению, благодаря им расширяется душа.
 +
 +
Научите не скудеть в любви. Чем заменишь любовь? Ничем. А любовь к самому
 +
себе — противоположность любви.
 +
 +
Карайте ложь и доносительство. Бывает, что и они помогают человеку и на
 +
первый взгляд в помощь. Но силу рождает только верность. Нельзя быть
 +
верным одним и неверным другим. Верный всегда верен. Нет верности в том, кто
 +
способен предать того, с кем вместе трудится. Нам нужно сильное общество, и не стоит основывать его мощь на человеческом отребье.
 +
 +
Привейте им вкус к совершенству, ибо любое дело — это путь к себе, и завершает его только смерть.
 +
 +
Не учите их, что главное — прощение и милосердие. Плохо понятые, обе
 +
эти добродетели обернутся потаканием нечести и гниению. Научите их благому
 +
сотрудничеству — общему делу, где каждый в помощь благодаря другому.
 +
 +
 +
 +
 +
== Рекомендации. ==
 +
 +
№ 1. Дети ведут себя как дети, примите это.
 +
 +
Путь познания мира ребятами вначале извилист и тернист. Через ошибки. Через незрелые поступки. «Магия» начинается, когда в дело вступает хороший воспитатель и помогает ребенку идти верным путем. Мы расстраиваемся, становимся нетерпеливыми, раздражительными и грубыми, а ведь это просто этапы становления ребят.
 +
 +
Часть мозга, отвечающая за рассудочное мышление, логику и самоконтроль, полноценно формируется к 20-ти годам. Незрелое поведение нормально для незрелого человека с незрелым мозгом. Это просто данность — просто осознаем это, запасемся терпением и будем помогать ребятам пройти непростой путь взросления.
 +
 +
№ 2. Устанавливайте границы, опираясь на уважение, а не критику.
 +
 +
Поскольку ребята буквально все о мире узнают от нас, без установки границ не обойтись. Без них ребята будут чувствовать тревогу и беспокойство.
 +
 +
Можно устанавливать границы, используя критику и стыд, а можно в твердой, но уважительной форме. Подумайте, как бы вы сами предпочли, чтобы с вами разговаривали сослуживцы, и действуйте исходя из этого.
 +
 +
№ 3. Изучите возрастные особенности ребят.
 +
 +
Вполне нормальных, вполне здоровых примеров детского поведения в период взросления — буквально сотни. Зная об этом, вы не будете считать поведение ребят странным и сможете правильно и участливо на него реагировать.
 +
 +
№ 4. Учитывайте темперамент и личностные особенности ребят.
 +
 +
Это кажется банальностью, но если мы осознаем, какие именно уникальные черты присущи каждому ребенку и принимаем это, мы сможем вовремя понять, когда ему нужна помощь и поддержка, и в каких условиях он сможет расцвести.
 +
 +
Если вы знаете «пунктики» ребят, вам будет гораздо легче ориентироваться в разных сферах их жизни и помогать им управляться с разными делами и ситуациями. Например, вы сможете понять, почему ребенок, уехав в летний лагерь, уже назавтра хочет вернуться домой.
 +
 +
№ 5. Предоставьте ребятам время для свободной игры.
 +
 +
Играя, ребята учатся всему на свете и развивают все необходимые им навыки. А значит, вам нужно каждый день предоставлять ребятам время для свободных, без вмешательства взрослых, игр.
 +
 +
№ 6. Чувствуйте, когда следует говорить, а когда — слушать.
 +
 +
Ребята прекрасно умеют справляться с проблемами, если только мы им это позволим. Мы же безумно обожаем их и хотим, чтобы у них все получалось, и поэтому нам довольно трудно не вмешиваться и не решать проблемы за них, параллельно читая им лекции, как это надо правильно делать.
 +
 +
Если вожатые почаще будут брать паузу и не вмешиваться, они будут просто в шоке от того, как успешно их ребята сами находят выход из трудных ситуаций. Умение слушать имеет мощный терапевтический эффект, позволяя нам добраться до сути и найти верное решение.
 +
 +
Ребята хотят и нуждаются в том, чтобы их услышали и поняли. Как и все мы.
 +
 +
№ 7. Знайте, что дела говорят громче, чем слова.
 +
 +
Быстрее всего ребята учатся, наблюдая, как вы живете и взаимодействуете с ним и окружающим миром. Дети невероятно внимательны и обладают намного более тонкой интуицией, чем мы предполагаем. Они постоянно наблюдают.
 +
 +
При всем кажущемся неудобстве этого факта, если мы будем постоянно помнить о том, что наши ребята наблюдают за нашими действиями, мы не только научим их правильно вести себя, но и сами станем намного лучше.
 +
 +
№ 8. Воспитание посредством страха и контроля в долгосрочной перспективе совершенно не эффективно. Эти методы могут оказать положительный краткосрочный эффект, но они не помогут сформировать у ребят сильный внутренний нравственный стержень и не обучат их навыкам эффективного решения проблем.
 +
 +
Если при общении с вами ребенок чувствует, что его ценят как человека, он естественным образом сам научится ценить других и принимать правильные решения.
 +
 +
№ 9. Пусть вашей целью будет сформировать душу ребенка, а не только его влиять на его поведение.
 +
 +
Мир хочет убедить нас, что цель воспитания — в создании послушного и хорошо выдрессированного ребенка. Но эти, безусловно, весьма желательные качества отнюдь не являются теми качествами, которые сделают из ребенка счастливого и здорового человека.
 +
 +
Помогите ребятам понять, что их мысли и эмоции необычайно важны, и вы обучите их навыкам общения с людьми, умению управления собой и справляться со сложными ситуациями. Навыкам, которые будут поддерживать и направлять их на протяжении всей жизни.
  
 
[[Category:Статьи]]
 
[[Category:Статьи]]

Версия от 06:54, 24 сентября 2018

Основные потребности ребенка.

Go.jpg

Задача вожатых и педагогов помочь детям стать мудрыми до того, как они повзрослеют.

Они смотрят на нас.

Они зависят от нас.

Помним ли мы об этом?


1. Потребность в принятии.

Принятие - уважение ребенка как личности, такого как он есть.

  • очень важна первая встреча, знакомство с группой
  • уделяйте время, когда ребенок рассказывает о своей жизни, семье
  • доверяйте
  • не смейтесь над неудачами
  • не требуйте от него поступков взрослого
  • помогите ребенку почувствовать, что он принадлежит коллективу. Тогда взаимное расположение и вовлечение в общие дела группы будут искренними и сильными.

Если эта потребность ребенка будет удовлетворена, то он научится ценить и уважать себя и других.


2. Потребность в уверенности.

  • уважение его достоинства
  • обеспечение его безопасности, удобства
  • защита прав воспитанника
  • постоянство вашего общения с ним и вашего отношения к нему - это источник уверенности для воспитанника.
  • позаботиться, чтобы каждый ребенок имел задание по силам, успех в каком-то деле на мероприятиях в лагере.


3. Потребность в новом опыте.

Ваши воспитанники готовы и ожидают приобрести новый:

  • социальный
  • физический
  • эмоциональный
  • умственный
  • моральный

Давайте инициативные задания. Интересно отмечайте дни рождения. Помогайте детям, чтобы они не опускали руки перед трудностями. Повышайте качество их усилий. Своим советом, помощью и моральной поддержкой их стремления сделать что-то самим вы даете почувствовать их способность служить, не только себе, а и благу других людей. Не подавляйте детей своей властью, контролируя и настаивая всегда на своем. Смейтесь, радуйтесь, играйте вместе с ними.


4. Потребность любить и быть любимым.

  • Вы сможете дать воспитанникам свою любовь, если возлюбите их как самого себя.
  • Любите всех одинаково
  • Слушайте их внимательно и пытайтесь понять, а не судить
  • Не позволяйте ошибкам детей лишить вас уважения к ним (воспитанникам)
  • Прощайте их и признавайте перед ними свои собственные ошибки
  • Не браните детей, но поощряйте
  • Цените маленькие проявления любви со стороны ребенка (письма, подарки)
  • Любите детей без всяких условий, и их сердце откроется для близости и доверия.

Без любви дети будут чувствовать себя отвергнутыми, замкнутыми и неприветливыми.


5. Потребность в благодарности.

У каждого ребенка есть что-то свое, достойное похвалы. Ободряя и поощряя, мы можем помочь ребенку расти и развиваться в правильном направлении. Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить.

Как проявить благодарность ребенку:

  • Благодарите за хорошие дела
  • Благодарите даже за попытку, хотя он и потерпел неудачу. Это поможет не отчаиваться.
  • Дайте ребенку возможность проявить инициативу.
  • Вознаграждайте за знание золотых стихов, активное участие, оказание помощи.
  • Замечайте все хорошее, что делают ваши воспитанники, и они будут делать еще больше.
  • Покажите детям, как вы довольны ими.
  • Не жалейте слов поощрения, ободрения и похвалы. И дети будут преуспевать в "возрасте", иначе они будут чувствовать себя беспомощными, неуверенными, насмехаться друг над другом.


6. Потребность в дисциплине.

Потребность в ясных, конкретных требованиях от него. Расстановка границ поведения - это проявление любви, что создает чувство надежности. Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков в лагере, чувствует себя неуверенно и думает, что он для всех безразличен и никому не нужен.

Как помочь ребенку увидеть границу хорошего и плохого:

  • Составьте ясные и простые правила поведения и следуйте им, следите за их исполнением. (Желательно составлять вместе с детьми, и как можно меньше правил)
  • Избегайте обличений перед всеми и групповых наказаний, так как это редко дает успех надолго.
  • Если надо, накажите или простите, но не угрожайте.
  • Спокойный разговор действует эффективней, чем крик, так как ребенок может начать отвечать тем же.
  • Положительные воздействия (ободрение или благодарность) помогают лучше, чем отрицательные (насмешки, ворчания, ирония или угроза).



Правила.

7 ПРАВИЛ, ПОМОГАЮЩИЕ СТАТЬ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

  1. Правило Зеркала. Окружающие меня люди - мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, у меня склонность к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.
  2. Правило Выбора. Я осознаю, что все происходящее в моей жизни - есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит, и у меня скучность и занудливость. Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что не к кому предъявить претензии. Во мне причина всего, что происходит со мной. Автор и творец своей судьбы - я.
  3. Правило Погрешности. Конечно, я могу и ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.
  4. Правило Соответствия. Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я решаю измениться - меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону)
  5. Правило Зависимости. Мне никто ничего не должен. Я же имею способность и могу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать добрее, надо стать сильнее. Чтобы стать сильнее, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю! Но надо и уметь говорить «НЕТ!»
  6. Правило Присутствия - Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩИЙ(АЯ). Есть повод порадоваться.
  7. Правило оптимизма. Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. (Могло быть и хуже…). Остальное зависит от меня.


Правила позитивного общения с детьми

  • Помогайте, когда они просят.
  • Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно решайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4-х раз, а лучше по 8 раз в день.
  • Безусловно принимайте и уважайте личную зону ребенка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Чаще будьте вместе, но не вмешивайтесь в занятия, с которыми дети справляются сами.
  • Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство, но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.



Заповеди.

Заповеди вожатого

  1. Улыбнись! Грусть и злость оставь за порогом отряда. Шутка — выход из самого безвыходного положения.
  2. При неудаче не отчаивайся! Иначе тебе вожатской удачи не видать!
  3. Не обещай детям златых гор, если у тебя их нет. Сказал — сделал!
  4. Имей свой «конек», он тебя выручит. Рассчитывай на свои силы.
  5. Сделай свой приход в отряд праздником, имей в «кармане» что-либо заманчивое: интересную шутку, историю, сувенир.
  6. Помни о темпе! Не мешкай, успевай подавать идеи и замыслы.
  7. Отрядная жизнь — как хорошая повесть, она должна иметь свою фабулу. И тайну, и загадку, отгадка которой впереди!
  8. Ищи истину вместе с ребенком.
  9. Искренне восхищайся всем красивым, что есть вокруг.
  10. Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.
  11. Хвали ребенка за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.
  12. Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  13. Покажи ребенку, что его любят и принимают таким, какой он есть.
  14. Помогай ребенку строить свои собственные планы и принимать решения.
  15. Не унижай ребенка, не давай ему почувствовать, что он чем-то хуже других.
  16. Верь в здравый смысл ребенка и доверяй ему.
  17. Всегда делай то, что пообещал. Никогда не обещай того, что не можешь выполнить.


Наш долг не убить человека в маленьких людях, не превратить их в муравьев, обрекая на жизнь муравейника. Не важно, насколько будет доволен человек. Важно, сколько будет в нем человеческого. Не наша забота — счастье людей. Кто из людей будет счастлив — вот что нас заботит. А довольство сытых возле кормушки — скотское довольство — нам не интересно.

Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило.

Не учите их, что польза — главное. Главное — возрастание в человеке человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску

Научите их почтению, потому что насмехаться любят бездельники, для них не существует целостной картины.

Боритесь против жадности к вещному. Они станут людьми, если вы научите их тратить себя, не жалея; если человек не тратит себя, он закостеневает.

Научите их размышлению, благодаря им расширяется душа.

Научите не скудеть в любви. Чем заменишь любовь? Ничем. А любовь к самому себе — противоположность любви.

Карайте ложь и доносительство. Бывает, что и они помогают человеку и на первый взгляд в помощь. Но силу рождает только верность. Нельзя быть верным одним и неверным другим. Верный всегда верен. Нет верности в том, кто способен предать того, с кем вместе трудится. Нам нужно сильное общество, и не стоит основывать его мощь на человеческом отребье.

Привейте им вкус к совершенству, ибо любое дело — это путь к себе, и завершает его только смерть.

Не учите их, что главное — прощение и милосердие. Плохо понятые, обе эти добродетели обернутся потаканием нечести и гниению. Научите их благому сотрудничеству — общему делу, где каждый в помощь благодаря другому.



Рекомендации.

№ 1. Дети ведут себя как дети, примите это.

Путь познания мира ребятами вначале извилист и тернист. Через ошибки. Через незрелые поступки. «Магия» начинается, когда в дело вступает хороший воспитатель и помогает ребенку идти верным путем. Мы расстраиваемся, становимся нетерпеливыми, раздражительными и грубыми, а ведь это просто этапы становления ребят.

Часть мозга, отвечающая за рассудочное мышление, логику и самоконтроль, полноценно формируется к 20-ти годам. Незрелое поведение нормально для незрелого человека с незрелым мозгом. Это просто данность — просто осознаем это, запасемся терпением и будем помогать ребятам пройти непростой путь взросления.

№ 2. Устанавливайте границы, опираясь на уважение, а не критику.

Поскольку ребята буквально все о мире узнают от нас, без установки границ не обойтись. Без них ребята будут чувствовать тревогу и беспокойство.

Можно устанавливать границы, используя критику и стыд, а можно в твердой, но уважительной форме. Подумайте, как бы вы сами предпочли, чтобы с вами разговаривали сослуживцы, и действуйте исходя из этого.

№ 3. Изучите возрастные особенности ребят.

Вполне нормальных, вполне здоровых примеров детского поведения в период взросления — буквально сотни. Зная об этом, вы не будете считать поведение ребят странным и сможете правильно и участливо на него реагировать.

№ 4. Учитывайте темперамент и личностные особенности ребят.

Это кажется банальностью, но если мы осознаем, какие именно уникальные черты присущи каждому ребенку и принимаем это, мы сможем вовремя понять, когда ему нужна помощь и поддержка, и в каких условиях он сможет расцвести.

Если вы знаете «пунктики» ребят, вам будет гораздо легче ориентироваться в разных сферах их жизни и помогать им управляться с разными делами и ситуациями. Например, вы сможете понять, почему ребенок, уехав в летний лагерь, уже назавтра хочет вернуться домой.

№ 5. Предоставьте ребятам время для свободной игры.

Играя, ребята учатся всему на свете и развивают все необходимые им навыки. А значит, вам нужно каждый день предоставлять ребятам время для свободных, без вмешательства взрослых, игр.

№ 6. Чувствуйте, когда следует говорить, а когда — слушать.

Ребята прекрасно умеют справляться с проблемами, если только мы им это позволим. Мы же безумно обожаем их и хотим, чтобы у них все получалось, и поэтому нам довольно трудно не вмешиваться и не решать проблемы за них, параллельно читая им лекции, как это надо правильно делать.

Если вожатые почаще будут брать паузу и не вмешиваться, они будут просто в шоке от того, как успешно их ребята сами находят выход из трудных ситуаций. Умение слушать имеет мощный терапевтический эффект, позволяя нам добраться до сути и найти верное решение.

Ребята хотят и нуждаются в том, чтобы их услышали и поняли. Как и все мы.

№ 7. Знайте, что дела говорят громче, чем слова.

Быстрее всего ребята учатся, наблюдая, как вы живете и взаимодействуете с ним и окружающим миром. Дети невероятно внимательны и обладают намного более тонкой интуицией, чем мы предполагаем. Они постоянно наблюдают.

При всем кажущемся неудобстве этого факта, если мы будем постоянно помнить о том, что наши ребята наблюдают за нашими действиями, мы не только научим их правильно вести себя, но и сами станем намного лучше.

№ 8. Воспитание посредством страха и контроля в долгосрочной перспективе совершенно не эффективно. Эти методы могут оказать положительный краткосрочный эффект, но они не помогут сформировать у ребят сильный внутренний нравственный стержень и не обучат их навыкам эффективного решения проблем.

Если при общении с вами ребенок чувствует, что его ценят как человека, он естественным образом сам научится ценить других и принимать правильные решения.

№ 9. Пусть вашей целью будет сформировать душу ребенка, а не только его влиять на его поведение.

Мир хочет убедить нас, что цель воспитания — в создании послушного и хорошо выдрессированного ребенка. Но эти, безусловно, весьма желательные качества отнюдь не являются теми качествами, которые сделают из ребенка счастливого и здорового человека.

Помогите ребятам понять, что их мысли и эмоции необычайно важны, и вы обучите их навыкам общения с людьми, умению управления собой и справляться со сложными ситуациями. Навыкам, которые будут поддерживать и направлять их на протяжении всей жизни.