Рефлексия: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 149: Строка 149:
  
 
6. Одна из важнейших педагогических заповедей  — защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка — нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток тем лучше будет развиваться, чем ему интереснее. Если мы хотим заботиться о воспитании подростка — мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни.  
 
6. Одна из важнейших педагогических заповедей  — защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка — нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток тем лучше будет развиваться, чем ему интереснее. Если мы хотим заботиться о воспитании подростка — мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни.  
 +
 +
 +
Опыт-сын ошибок трудных
 +
 +
Что такое наши ошибки? Как научиться видеть в ошибках опыт и двигаться дальше. Как вообще начать двигаться, когда страх сделать неверный шаг просто парализует движение?
 +
Однажды, на одной их программ, вожатого спросили ребята из команды: "почему ты их не останавливаешь?" - это по поводу того, что он наблюдает, как дети носятся, шумят или затевают борьбу. ОН НАБЛЮДАЕТ ЗА " ЯВНО НЕПРАВИЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ".
 +
 +
В обычном детском коллективе (школа, лагерь) взрослые давно бы прикрикнули, пресекли и усмирили детей, а интересно -ведь дети достаточно взрослые, разумные, воспитанные - они точно знают, что делают не совсем то, что можно. Но они это делают? Задаешь вопрос себе "почему"?
 +
Во-первых, это все-таки дети, разве можно себе представить, чтобы ребенок по ниточке ходил и тихонько сидел? Это уже не нормальный ребенок, а во-вторых, мне всегда интересно - к чему это приведет? К какому опыту?
 +
 +
В какой момент наступит "ограничение" в виде слез, ссоры, может быть небольшого ушиба -твоя задача, наблюдая, обезопасить их от серьезных физических травм, от жесткого эмоционального потрясения. И извлечь тему для разговора, тему из разряда – «осведомленность».
 +
Чаще дети действуют неправильно от неосведомленности, что их поведение приведет к каким-то последствиям. А как они УЗНАЮТ про эти последствия? Только через ОПЫТ.
 +
 +
Желательно, чтобы рядом был взрослый, который разъяснит и обратит его внимание на ЭТОТ опыт. Это касается всего -действия, слов, эмоций.
 +
Есть противоречия в размышлениях - с одной стороны говорят "на ошибках учатся», с другой стороны, есть заверения, что лучше "учиться на чужих ошибках".
 +
Но если задуматься, сравнить, взвесить -к каким выводам в жизни нас привели собственные ошибки и извлеченный из них опыт, а к каким выводам -чужие? А про чужие ошибки, на которых надо было учиться, мы почти не помним..
 +
 +
На детских программах хочется создать безопасное пространство для детей, в котором они будут получать собственный опыт. Опыт отношений, опыт поступков, опыт делать первые шаги в неизвестное. Детей никогда не ругаем за ошибки. Всегда говорим -это просто ситуация, давай подумаем, чему ты сейчас научился? Как поступишь в следующий раз в аналогичной ситуации?
 +
 +
Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, выращивание субъектной позиции ребенка.
  
  

Версия от 16:05, 22 мая 2018

11373449Jpjm.jpg

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. «Рефлексия — анализ подростком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?».

Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, вожатый содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.

Одним из уникальнейших способов организовать эффективное взаимодействие вожатого с подростками является умение грамотно использовать рефлексивную деятельность. Самый простой способ провести рефлексию — спросить у подростка «чего ты хочешь?» или «чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?». Рефлексия может быть проведена в письменной форме: детям предлагаются недописанные фразы, задающие направление их мыслей. Например: «Мои новые товарищи — это...», «Мой идеал — ...», «Мой любимый герой...» и т.д.

Рефлексия может быть построена и в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности. Например, игры на «знакомство», имитационные игры, психотехнические упражнения «Кто я?», «Без маски», «Я глазами группы» и т.д..

Рефлексия не должна доставлять ребенку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Вожатый и сверстники ребенка не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Ведущим фактором продуктивности общения вожатого и ребенка является организация специального пространства совместной деятельности.




Методологические основы

При рассмотрении вопросов развития человека мы основываемся на концепциях развивающего образования, в которых данное понятие (развитие) представлено как естественный, спонтанный, и одновременно искусственный, регулируемый, процесс. Саморазвитие понимается нами как потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности и как центральное звено в системе развивающего образования. Одним из важнейших условий саморазвития человека, наряду с целеполаганием и планированием результатов своего поведения, является рефлексия. Рефлексия — это способность мысленно приостановить течение жизни, выйти за ее пределы, занять некую позицию вне ее. Осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством деятельности, общения с другими людьми. Таким образом, рефлексия является неотъемлемой частью движущих сил саморазвития, среди которых:

  • осознание несовпадения «Я» ИДЕАЛЬНОГО и «Я» РЕАЛЬНОГО;
  • борьба мотивов;
  • преодоление недостатков через организацию поведения;
  • внутренние противоречия, возникающие в жизни человека, между целями (задачами) и существующими для их достижения средствами (их выбор); между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т.п.

В образовательном процессе можно выделить три сферы существования рефлексии: мышление, коммуникация и самосознание. Если в первых двух сферах понятен механизм развития рефлексии у детей — формирование в специально созданной среде, то в сфере «самосознание» это механизм «взращивания», так как взрослый лишь обеспечивает условия для порождения процессов рефлексии. Мы учитываем это и в деятельности в лагере, понимая, что в своем стремлении к самовоспитанию ребенок выступает как субъект собственного развития. Важно помнить, что основу саморазвития составляет активность ученика («кто я?, «какой я?», «что я могу сам?», «каковы мои цели?»), а помощь взрослого имеет второстепенное значение. Очень важно при сопровождении процессов саморазвития определить границы дозволенного и «зоны риска». Мы считаем, что ребенка нельзя заставить заниматься своим личностным развитием, можно лишь создать условия для разворачивания вовне, на пространстве жизнедеятельности, потенциала его внутреннего мира. В создании условий для саморазвития ребенка, в предоставлении возможностей для его активной самореализации в творческой деятельности мы видим задачу вожатого.

Таким образом, целью нашей работы в лагере является создание условий для формирования у детей способности:

  • осознавать себя носителем знаний, чувств, воли, отношений;
  • производить осознанный выбор, основанный на системе ценностей;
  • вырабатывать активную творческую позицию по отношению к самому себе и собственной жизни.

Средства, приемы и методы, способствующие развитию рефлексии у детей Рассмотрим психолого-педагогические особенности наиболее часто используемых нами средств, приемов и методов.

Методики имеют обязательные составные блоки:

  1. именной;
  2. задачный;
  3. информационный;
  4. диагностический;
  5. рабочий;
  6. рефлексивный;
  7. проектировочный.


Именной блок

Цель этого блока — знакомство с ребенком, возможное определение его ресурса и ценностей.


Задачный блок

Цель этого блока — постановка самим ребенком тех задач, которые он хочет решить вместе с вожатым. Задача вожатого на данном этапе — помочь ребенку осознать актуальную задачу и переформулировать ее так, чтобы сделать понятной ребенку. Желательно, чтобы ребенок озвучил и какую-либо свою, не идущую от взрослых задачу. Если задач несколько, можно предложить их ранжировать (варианты — ранжирование по важности и срочности решения). Задачи необходимо оформить интересно и красочно на первых листах дневника сразу после именного блока. Последующие информационный, диагностический и рабочий блоки не закреплены для ребенка в какой-либо последовательности. Эти подразделения важны, прежде всего, для самого вожатого как некие формы взаимодействия с ребенком. А то, как и когда будет идти эта работа, специалист решает сам.


Информационный блок

Его цель — образовательная, то есть знакомство ребенка с будущей деятельностью ребенка в лагере. Задача вожатого — подготовить в зависимости от возраста ребенка содержание, объем информации о предстоящей деятельности и степени ее сложности. Вожатый может или заранее приготовить заготовку с написанной информацией, или непосредственно на сборе оформить вместе с детьми «шпаргалку».


Диагностический блок

Цель — изучение и познание ребенком своих возможностей совместно с вожатым. Отличие этого блока от обычной диагностики в том, что ход и результаты диагностики достаточно открыты для ребенка. В данном случае задачей вожатого является подбор таких методик, которые были бы понятны самому ребенку, просты в исполнении, легки в анализе результатов. Методики, имеющие проективный характер и затрагивающие глубинные процессы, для такой работы не подходят. Необходимо помнить, что ребенок может неправильно понять результаты такой диагностики. Самостоятельная диагностика могут повредить ребенку.


Рабочий блок

Цель этого блока — способствовать появлению у ребенка желания самостоятельно работать над собой. Задача вожатого — продумать и предложить ребенку такое задание, которое стимулировало бы его к самопознанию и саморазвитию. Нужно учитывать, что упражнения не должны отнимать у ребенка много времени на выполнение. На первых этапах совместной работы с ребенком такие задания могут носить творческий, эмоциональный характер; в дальнейшем можно вводить задания, требующие волевых усилий и самоконтроля. Рефлексивный и проектировочный блоки могут завершать работу с ребенком в целом (например, в конце лагерной смены) и могут иметь место на этапе решения одной из поставленных задач.


Рефлексивный блок

Цель этого блока — осознание ребенком произошедших в нем изменений, оценка этих изменений, принятие (или нет) новых способов решения поставленных перед ним задач, осознание изменений в окружающем мире. Задача вожатого — предъявление ребенку фактов изменения (или нет) в нем самом и вокруг него, помощь в вербализации изменений, фиксации нового опыта. Вожатый должен избегать таких вопросов, на которые ребенок может ответить только «да» или «нет». Вожатый помогает в формулировании «Я-высказывания», не предлагая своего представления об изменениях ребенка. На этапе рефлексии необходимо оформить действие необычно, красочно.


Проектировочный блок

Цель — постановка ребенком новых задач развития. Задача вожатого состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь ребенку взглянуть в будущее и самоопределиться в направлении своего развития, с другой — показать, каким способом ребенок достиг поставленной задачи, продемонстрировать этапы в достижении цели. Эти этапы таковы:

  • цель — задача — решение задачи — рефлексия — новая цель.

При проектировании необходимо избегать формального подхода к постановке новых целей, не подгонять ребенка, если он не готов осознать новую задачу, дать время на формирование нового этапа развития.


Итоги

Итоговые результаты имеют различную форму и содержание, в зависимости от возраста детей и тех целей, которые ставит вожатый. В основу итогов могут быть положены следующие приемы:

  • метод неоконченного предложения,
  • опросы на рефлексии,
  • График настроения.
  • и т.д…

Итоговое обсуждение может быть использовано вожатым, во-первых – для акцентирования конкретных задач, вопросов, качеств, способностей или состояний; во-вторых – для фиксации актуального уровня развития ребенка. Обязательным условием итогов является указание временных параметров.


Проще говоря, ребенок должен быть способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?». Определив, чего именно он не знает, ребенок, как правило, уже с 9-10 лет способен обратиться к вожатому не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения ребенка является определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю. Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка.

Второе условие готовности — это открытость любого ребёнка любому содержанию, которое предлагает ему взрослый, лишь бы это содержание было значимым и высокоценимым в мире взрослых.

Путями формирования рефлексивных отношений внутри группы совместно работающих детей являются игры и задания, обнаруживающие разные точки зрения на одну и ту же проблему. Перед вожатым стоит задача научить детей координировать вопрос и ответ, видеть в разных ответах не ошибку, а разные точки зрения, договариваться, согласовывать свои точки зрения.




Говоря о проблемах становления подростка, хотелось бы попробовать выделить наиболее существенные характеристики именно 10-14-летних. Попробуем перечислить несколько присущих именно подростковому возрасту противоречий, известных каждому педагогу со страниц вузовских учебников педагогики.

Подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком. «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю», — таково одно из наиболее символичных утверждений, отражающих как в зеркале ключевое противоречие подросткового возраста.

Из этого противоречия естественным образом вытекает ряд других.

Подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам, но именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении.

Для подростка характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность, при этом, как ни странно, он хочет одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть — как все».

Подросток еще не ушел от детства, не ушел от игры, он испытывает потребность в игровых видах деятельности, но, стесняясь своей «детскости» — он стесняется и игры. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо — нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно. Вот еще несколько типичных утверждений, определяющих совокупный портрет подростка.

  • «Я очень быстро расту и я стесняюсь своего быстрого роста».
  • «Я очень быстро меняюсь во всех отношениях, я сам испытываю дискомфорт от вечных перемен во мне и вокруг меня, я так нуждаюсь в прочном фундаменте вашей любви и понимания».
  • «Я очень неуверен в себе и стараюсь скрыть эту неуверенность любым доступным для меня способом».
  • «Я нуждаюсь в действии и движении и не понимаю, почему вы пичкаете меня своими беседами и наставлениями».
  • «Я не готов принимать слова и советы на веру, я хочу вырабатывать свое мнение по любому вопросу».
  • «Я люблю все яркое, неожиданное, интересное, красочное. Я хочу подражать настоящим героям, мне не интересны серые будни и негероические личности».
  • «У меня очень маленький опыт жизни в обществе, но именно эта сторона человеческого бытия меня более всего интересует».

Это перечисление можно продолжать еще очень долго, пытаясь создать хотя бы приблизительно достоверный образ Страны Подростков. Все это аксиомы, но — парадокс, очевидное знание о подростках чаще всего остается только знанием и никак не затрагивает мир педагогической практики.

Каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка? Ответ на этот вопрос легко можно найти и на страницах учебников, и в строчках литературных произведений и, к счастью, в опыте лучших из нас — тех взрослых, которые не забыли, что они когда-то были детьми.

1. Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста — общение и действие смысл образования — становление отношения к миру, к себе, к познанию, при этом это отношение становится результатом действия и дискуссий вокруг сделанного. Это очень удобное время для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение.

2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Выше уже говорилось о неприемлемости упования на назидательные беседы и нравственные нотации в отношении ребенка, точно так же, как недопустим «сюсюкающий» тон в отношении подростка. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Отсюда — требование построения в педагогическом процессе особых отношений с подростком — отношений созидающего взаимодействия. У нас есть единственный способ помочь ему в обретении социального опыта и освоении нравственных истин — включить его в практику совместного переустройства мира к лучшему (в соответствии с отстаиваемыми педагогом идеалами и ценностями).

Одна из самых типичных ошибок в отношении с подростками — обращаться к ним «Дети», еще хуже постоянно твердить — «Дети, вы должны...»

3. Подросток нуждается в героях. Как бы это не смущало нас, как бы мы не пытались проповедовать «великую правду маленького человека» — подросток будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел, разворачиваемых на глазах подростка.

Кто-то будет утверждать, что проблема героев выходит за рамки педагогической компетенции, что этим должны заниматься деятели искусства и специалисты по общественным отношениям. Есть еще одно суждение — «у нас сейчас слишком негероическое время». С таким утверждением можно согласиться (хотя и не хочется), но нельзя согласиться с тем, что подросток остается один на один со своей неутоленной потребностью «следовать за Звездой и подражать Звезде». А о том, что может в этом направлении сделать педагог, задолго до этой статьи блистательно рассказали В.Н.Сорока-Росинский и С.Соловейчик.

4. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует только одно — давайте вспомним все то, что мы когда-то так хорошо умели. Давайте восстановим для каждого классного руководителя, работающего с подростками, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, линия трех перспектив, чередование традиционных поручений. И давайте, наконец, договоримся, что коллектив не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе других индивидуальностей.

5. Подростковый возраст — уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного в современном гуманизме — другой человек, отличный от тебя человек — не должен становится предметом оценки «хуже он или лучше», он просто — другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.

6. Одна из важнейших педагогических заповедей — защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка — нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток тем лучше будет развиваться, чем ему интереснее. Если мы хотим заботиться о воспитании подростка — мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни.


Опыт-сын ошибок трудных

Что такое наши ошибки? Как научиться видеть в ошибках опыт и двигаться дальше. Как вообще начать двигаться, когда страх сделать неверный шаг просто парализует движение? Однажды, на одной их программ, вожатого спросили ребята из команды: "почему ты их не останавливаешь?" - это по поводу того, что он наблюдает, как дети носятся, шумят или затевают борьбу. ОН НАБЛЮДАЕТ ЗА " ЯВНО НЕПРАВИЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ".

В обычном детском коллективе (школа, лагерь) взрослые давно бы прикрикнули, пресекли и усмирили детей, а интересно -ведь дети достаточно взрослые, разумные, воспитанные - они точно знают, что делают не совсем то, что можно. Но они это делают? Задаешь вопрос себе "почему"? Во-первых, это все-таки дети, разве можно себе представить, чтобы ребенок по ниточке ходил и тихонько сидел? Это уже не нормальный ребенок, а во-вторых, мне всегда интересно - к чему это приведет? К какому опыту?

В какой момент наступит "ограничение" в виде слез, ссоры, может быть небольшого ушиба -твоя задача, наблюдая, обезопасить их от серьезных физических травм, от жесткого эмоционального потрясения. И извлечь тему для разговора, тему из разряда – «осведомленность». Чаще дети действуют неправильно от неосведомленности, что их поведение приведет к каким-то последствиям. А как они УЗНАЮТ про эти последствия? Только через ОПЫТ.

Желательно, чтобы рядом был взрослый, который разъяснит и обратит его внимание на ЭТОТ опыт. Это касается всего -действия, слов, эмоций. Есть противоречия в размышлениях - с одной стороны говорят "на ошибках учатся», с другой стороны, есть заверения, что лучше "учиться на чужих ошибках". Но если задуматься, сравнить, взвесить -к каким выводам в жизни нас привели собственные ошибки и извлеченный из них опыт, а к каким выводам -чужие? А про чужие ошибки, на которых надо было учиться, мы почти не помним..

На детских программах хочется создать безопасное пространство для детей, в котором они будут получать собственный опыт. Опыт отношений, опыт поступков, опыт делать первые шаги в неизвестное. Детей никогда не ругаем за ошибки. Всегда говорим -это просто ситуация, давай подумаем, чему ты сейчас научился? Как поступишь в следующий раз в аналогичной ситуации?

Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, выращивание субъектной позиции ребенка.



...Со мной происходит что-то небывалое, страшное, я бешено расту, у меня все меняется и многое нежелательно, неприятно, стыдно... Я этого и не хочу, и хочу... Я не понимаю, почему часто так странно себя чувствую, мне хочется то спрятаться и не жить, то летать, обнимать весь мир... Я так нуждаюсь в одиночестве и так: от него страдаю! Я не знаю, что подумаю через минуту - не мешайте мне, помогите!..

...Я должен узнать мир и себя, я нуждаюсь в жизненных экспериментах. Я хочу примерить и ту роль, и эту, хочу испытать невероятное, хочу проверить известное. Все под вопросом, все под сомнением, переоценка всех ценностей. Мне нужны трудности и ошибки. Я хочу сам делать свою судьбу, я хочу жить, как хочу, но сначала я должен узнать - чего я хочу?!

...Я ищу себя - помогите, но не мешайте!

...Я хочу верить, слышите?! Я хочу во что-нибудь, в кого-нибудь верить! И поклоняться и служить, и любить! Бескорыстно, самозабвенно - но не бессмысленно! Хочу понимать, зачем, и на роль бездумного исполнителя не согласен. Я хочу, чтобы и мне верили, чтобы и мне поклонялись, чтобы меня любили.


px