Рекомендации по организации и проведению игр

IMG 7490m.jpg
IMG 8723m.jpg
IMG 8736m.jpg
IMG 8728m.jpg

В детском лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Приведем краткую информацию по данному вопросу.


Форма, структура и содержание плана

Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро — день — вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом — планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

Состав и структуру плана может определять вожатый. Рекомендуется внести в него следующие компоненты:

  • характеристика состава детей отряда;
  • диагностические данные;
  • задачи вожатого на период планирования;
  • план-сетка по календарным срокам.


Дети младшего возраста.

Играя и слушая вожатого, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Каковы условия выполнения детьми поручений в этом возрасте? Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.


Рекомендации по организации и проведению игр.

  • Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.
  • Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом,
  • Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
  • Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть»на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
  • Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
  • Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
  • Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.


Как ввести детей в игру?

  1. Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
  2. Разделить детей на команды можно так: построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» — одна команда, «вторые» — другая команда. Либо поступают таким образом:
  • Выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета:
  • Затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар.

Есть еще следующий способ разделения на команды: выбираются(назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды.

Вожатый участвует в игре вместе с детьми.


Дети среднего возраста:

Рекомендации по организации и проведениюигр:

  • подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
  • некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;

Как ввести ребят в игру?

  1. Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.
  2. Делить ребят на группы так же как и в случае с детьми младшего возраста.
  3. Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый недолжен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).


Подростки

Рекомендации по организации и проведению игр:

  • игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;
  • она может быть рассчитана на длительную подготовку;
  • важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность её.

Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности. Как ввести подростка в игру? Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества вожатых, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание се, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры — залог их активного участия в ее проведении.

Разделить подростков на команды можно ранее описанными способами или в зависимости от личных привязанностей, интересов. Коли в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, вожатый может поступит!. следующим образом:

  • Назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;
  • Предложить каждому из них пригласить по одному человеку из отряда к себе в команду;
  • Затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности.

Вожатый играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.


Характерной особенностью детей всех возрастов является эмоциональность и любознательность, стремление проверить, испытать свою силу и ловкость, желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то необычному, далекого и прекрасного.

В зависимости от содержания и структуры игры делятся на познавательные и интеллектуальные; творческие и ролевые; подвижные и спортивные.


Что надо помнить, организуя игру с детьми?

Перед началом игры надо заинтересовать детей ее содержанием, определить условия проведения игры, ознакомить с правилами, распределить задачи,

  1. Каждая игра должна быть обеспечена необходимым для ее проведения оборудованием и инвентарем.
  2. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия и силы в игре. Поэтому целесообразным является анализ, рассмотрение игры, успехов и ошибок ее участников.
  3. Необходимо широко привлечь самих детей при проведении различных игр в роли судьи, членов жюри; следует помнить, что детей среднего и старшего возраста в основном привлекают игры с разделением на команды.
  4. Надо стремиться вносить в игру элементы романтики, загадочности, используя для этого разведку дел, пакеты с заданием подобное.
  5. Несколько минут свободного времени, появившихся между делом, должны быть использованы для подвижных игр, игр - забав, игр, тренировок.
  6. Самоконтроль, сдержанность, уверенность в своих действиях, спокойный и заинтересован состояние - эти черты помогут воспитателю вовремя решить конфликтную ситуацию, возникшую, установить психологическое равновесие.


Поэтому, готовясь к работе с детьми всегда вспоминай заповеди затейника:

  1. Улыбка и хорошее настроение - основа успеха.
  2. Говори четко, коротко, громко.
  3. Затейника должны видеть все.
  4. Заранее найди себе помощников.
  5. Подбирая игры, думай о возрасте участников, место проведения, реквизиты.
  6. Игра не должна унижать человеческого достоинства.
  7. Будь готов предложить другую игру, если первая не удалась.
  8. Затейник болеет за всех.
  9. Ободряет и подхваливает игроков и болельщиков.
  10. Умей поблагодарить всех за участие в игре.


Важные моменты механики проведения игротеки:

  • старайтесь заменять слово «игра», используйте любые синонимы: забава, активити и т.д.
  • используем оригинальные названия “движух” (такие, как на этом сайте)
  • любая игротека начинается с тактилки
  • объясняя миксеры, необходимо подкреплять слова, показывая на примере
  • есть смежные типы игр, упражнения из которых можно отнести к обоим типам (тактилка и снятие эмоционального напряжения, командообразование и выявление лидера, миксеры и сцена).


Порядок проведения игр

Существует вполне определенный порядок проведения для всех игр. Пока у вас нет опыта и навыков импровизации – досконально следуйте ему.

  1. Описание игры (загон). В первую очередь, вы рассказываете, для чего проводится игра. Объяснить детям, что, например, с помощью "игры на знакомство" люди знакомятся, необходимо: если вы в состоянии, к тому же, придумать неплохую легенду – здорово! Не во всех играх можно обозначить её цель: например, в одноразовых хватит и простой легенды - заинтересуйте детей!
  2. Название игры. Здесь все просто. «Это игра» или «это упражнение» или «та штука, которой мы сейчас будем заниматься» называется так-то. Вы, в принципе, вольны изменять название, исходя из своей фантазии. Но во время обучения на школе вожатых существует фиксированный набор игр и названий, которые вы должны знать.
  3. Правила. Самый важный пункт. Вы должны четко, обстоятельно и ярко объяснить детям, как нужно в это играть. Если не можете с ходу «родить» слова – проговаривайте их себе или своему напарнику заранее, записывайте на бумажку. Идеальное объяснение правил игры – когда по итогам у детей не возникло ни одного вопроса, как играть и не возникло ни одной накладки в недопонимание правил в процессе.
  4. Техника безопасности. Крайне важно. Если во время игры дети должны танцевать с ножами, то нужно, чтобы они делали это на расстоянии не менее 3х метров от ближайшего человека. Если во время игры подразумевается тактильный контакт (касания, удары, салки и т.д.) – он должен быть максимально аккуратным, не бить по голове и не бить ниже пояса, и так далее. Ваша задача – чтобы в процессе игры дети не нанесли себе и окружающим травм. Поэтому в соответствии с правилами вы должны проговорить все моменты, которые могут к этому привести.
  5. Все ли понятно?. В конце объяснения обязательно необходимо уточнить – все ли вам понятно, есть ли вопросы? Если есть вопросы, нужно еще раз проговорить непонятные игрокам моменты.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: Все игры должны проводиться с максимальной эмоционалкой от вас! Важнейшая задача на первом этапе – зарядить детей своей энергетикой, раскачать их. От этого во многом будет зависеть успех вас и вашего отряда.


КАК ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ТУПИЛ

По ряду причин люди не понимают нас с первого раза. Мы непонятно сказали, упустили детали, слушатель отвлекся, задумался о чём-то,... И вжух, никто ничего не понял. Такое происходит, когда мы даём какое-то задание, просим о чём-то, а ещё когда мы объясняем правила игры или упражнения детям.

Есть 4 простых пункта, которые нужно запомнить и соблюдать, когда мы даём инструкцию к игре.

1. "Что сейчас будет происходить?" Здесь сообщаем в двух словах, зачем всем делать, то, что ты предлагаешь и в каком формате это будет. Задача - замотивировать людей и в целом привлечь внимание к себе. Например: "Мы сыграем в короткую подвижную игру, которая позволит нам узнать друг друга лучше и размяться"

2. "Как мы это БУДЕМ делать?" Здесь рассказываем правила. Если игра большая и сложная, то этот пункт требует отдельной проработки заранее. Возможно, стоит продемонстрировать какие-то особые движения/действия. Не забывай указать, что будет являться стартом и финалом игры.

3. "Есть ли вопросы?" А они точно будут, потому что кто-то прослушал, что-то ты сам забыл. А часто просто невозможно продумать все нюансы, которые хотят уточнить игроки. Терпеливо отвечай на всё.

4. "Что мы сейчас ДЕЛАЕМ?" От второго пункта этот отличается настоящим временем. Снова повторяем правила, но уже в формате конкретных действий, которые мы делаем прямо сейчас, после старта игры и по завершению.

Скорее всего, всё равно кто-то затупит. И вполне возможно, что это будешь ты :) Но если тренировать эту инструкцию, она очень упрощает жизнь. И не только при объяснении игры детям, но и если ты хочешь добиться чего-то от своих близких :)


ПРО ТО, КАК БЫСТРО ПРИВЕСТИ ДЕТЕЙ В ЧУВСТВА И НАСТРОИТЬ НА ОДНУ ВОЛНУ

Эта игра, её любят маленькие дети, хотя её практикуют и со старшими. Часто бывает такое, что нужно сказать что-то важное, но отряд не в фокусе, каждый на какой-то своей волне, кто-то болтает, кто-то погружен в свои мысли. Тогда я провожу свою любимую игру: хлопки. О ней рассказываю еще на орг. сборе. Без предупреждения начинаешь хлопать в ладоши какой-то ритм из пары хлопков (например, просто два подряд). Дети начинают повторять за тобой. Затем придумываешь какой-то более хитрый ритм, и они снова должны повторить. Так продолжается до тех пор, пока все дети синхронно не начнут отхлопывать тот же ритм, что ты задал.

Это упражнение и на внимание, и на синхронизацию. Так что после игры у вожатого есть где-то 5 минут на то, чтобы донести свою мысль.