Рекомендации для вожатого: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
м
 
Строка 1: Строка 1:
 +
<p align="right">''"Мой лагерь - мои правила." (Вожатый)''</p>
 +
 +
На своём отряде вожатый - это главный человек отряда, он является центром притяжения всего веселого и интересного! Чаще всего он крут! Поэтому вожатый - это БОСС!
 +
 +
 
== Азбука организатора ==
 
== Азбука организатора ==
  

Текущая версия от 07:28, 2 октября 2018

"Мой лагерь - мои правила." (Вожатый)

На своём отряде вожатый - это главный человек отряда, он является центром притяжения всего веселого и интересного! Чаще всего он крут! Поэтому вожатый - это БОСС!


Азбука организатора

Zgm.jpg
  1. Точно определять цель своей деятельности. Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело из-за того, что отчетливо не представляют себе, что они собираются делать. Реально осознавать с самого начала конкретный результат дела, видеть все сложности и трудности на пути к цели — вот главное условие успеха.
  2. Сосредоточить усилия на главном. Запишите в дневнике или записной книжке в порядке важности самые важные и срочные дела. Примитесь за дело № 1, не отступая от него до тех пор, пока не закончите. Не отчаивайтесь, если к концу дня не все успели, что намечали; назавтра снова сосредоточьтесь на самом главном и упорно добивайтесь цели.
  3. Получив задание, разберитесь в нем. Уясните суть поставленной задачи. Наметьте последовательность этапов и средства выполнения, предполагаемый состав участников общей работы. Не пренебрегайте опытом других. Нужно знать опыт выполнения подобных задач. Обсудите с товарищами возможные варианты решения, проконсультируйтесь с опытными людьми, специалистами. На основе своих знаний и изученного опыта составьте предварительный план работы.
  4. Выполняя дело, исходите из реальных условий. Прежде всего учитывайте свои возможности, возможности участников выполнения задания, конкретную обстановку. Заранее предусмотрите, где и в чем возможны затруднения. Хорошо, когда план действий представлен в виде схемы: вид работы, срок выполнения, место, ответственный зато или иное задание. Задание должно быть понятно каждому исполнителю. Ознакомьте всех членов группы с заданием, его целью, содержанием и условиями выполнения. Обсудите план, попросите высказать свои замечания, предложения, советы, ответьте на все возникшие вопросы. Внесите, если необходимо, изменения в план.
  5. Персональная ответственность. Это принцип деятельности организатора. Распределите членов группы по видам работы. Если какую-либо ее часть выполняют два человека и более, назначьте старшего. На сложные участки направляйте более опытных. Давая поручение, четко формулируйте его цель, условия. Каждый должен точно знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется.
  6. Обеспечьте взаимодействие и контроль за исполнением дела. Следует наладить контакты между всеми участниками дела. Информируйте старших о ходе общей работы и успехах каждого в ней. Нужно быстро анализировать эффективность выполнения задачи, определять сильные и слабые стороны, привлекать к проверке и исполнению помощников, новых организаторов.
  7. Итоговый анализ — залог успеха в дальнейшем. Законченную работу нужно учесть, опыт обобщить. Оцените проделанное каждым. Обсудите итоги со всеми, отметьте лучших, укажите на те или иные недостатки, установите, полностью ли достигнута цель и какими средствами.
  8. Изучайте искусство общения с людьми. Уважайте аудиторию, перед которой стоите. Держите с ней тесный контакт. Идущее от сердца легче найдет дорогу к другому сердцу. Будьте убеждены в том, что говорите.
  9. Будьте самим собой. Стремление выдать себя не за того, кто ты есть на самом деле, делает человека смешным, порождает к нему и его словам недоверие.


Упражнения для продуктивного педагогического общения

«ЗАПОМИНАНИЕ ЛИЦА».

Выработай в себе привычку запоминать лица окружающих тебя людей. Посмотрел – закрой глаза, попробуй восстановить в памяти всё зримо, в деталях. Не получается что-то, «не видишь» - посмотри снова, чтобы запоминание было полным.

«А КАК ОН СМЕЁТСЯ?»

Глядя на лица, постарайся зрительно представить, как этот человек смеётся, плачет? Как он объясняется в любви? Каков он в растерянности? Как хитрит он, старается выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Как он выглядел три года назад? Каким он будет в старости?

«Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ».

В различных ситуациях и с различными людьми постарайтесь представить, как ты выглядишь в глазах собеседника. Какое впечатление ты производишь? Что он думает о тебе?

«ОЦЕНКА СЕБЯ».

Чаще становись оцениваемым, а не оценивающим. Что от тебя ждут окружающие? Им уютно рядом с тобой? Если кто-то совершил ошибку, обрати внимание не на сам факт, а на свою реакцию.

«СОПЕРЕЖИВАНИЕ».

Разговаривая на личные темы, постарайся внимательно слушать своего собеседника. Если он поверяет тебе душевные тайны, не перехватывай инициативу и не «отключайся», переживай, пытайся поставить себя на его место.

«ОДОБРЕНИЕ».

Присматривайся к детям, к их действиям и не упускай возможности выразить им своё одобрение.

«УЛЫБКА».

Ты должен приучить себя к тому, чтобы обычным выражением твоего лица стала тёплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, должна быть готовность в ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

«МИР ТЕБЕ».

Первая фраза (и внутренняя установка) при встрече с любым человеком должна быть «Мир тебе».

«ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ».

Попробуй почувствовать себя на месте другого человека. Представь, что ты – это он. «Обрети» его внешность, проникни – хоть чуть-чуть – в его внутренний мир. Воспроизведи его походку, мимику, движения. Перевоплотись, постарайся жить его чувствами и мыслями.

«ГРОЗА ОТМЕНЯЕТСЯ».

Учись сдерживать свои отрицательные эмоции. Тебе тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учись не ругаться и не брюзжать. Попробуй целую неделю всем всё прощать, всех понимать, никого не критиковать, не делать замечаний, не осуждать. А может дольше?


Типология вожатых по стилю работы с детским коллективом

  • Вожатый-манипулятор. Вожатый добивается от группы необходимого, правильного с его точки зрения, поведения. Результат зависит от системы ценностей такого вожатого и от способов, которыми он добивается результатов. У такого вожатого не возникает вопроса, что и как надо делать. Его деятельность направлена на достижение результата и подтверждение своей правоты. К участникам группы он эмоционально равнодушен, его не интересуют процессы, происходящие в группе. Этот тип выбирают, как правило, сильные личности, лидеры по натуре. Предельная жёсткость управления группой может нанести непоправимый вред её участникам. Развитие личности в группе полностью приостанавливается. Такая группа не сможет действовать самостоятельно, но благодаря жёсткому руководству, может достичь довольно высоких результатов деятельности.
  • Вожатый-инструктор. В работе вожатый занимается формированием и отработкой набора определённых навыков и умений. Дети у таких вожатых будут репетировать сценку до тех пор, пока она не будет отработана с блеском, будут рисовать плакаты, пока не научатся рисовать, как заправские художники. При всех высоких результатах деятельности, которых можно достичь, используя этот подход, есть опасность потерять непосредственность групповой активности и желание что-либо делать.
  • Вожатый-наставник. Работа вожатого опирается на использование активных методов социально-педагогического тренинга. Для ребят каждый вожатый всегда умнее, эрудированнее, опытнее. Вожатый правильно умеет организовать совместную деятельность и общение в отряде. Подсказывает и направляет группу. Поддерживает инициативу, направленную на достижение групповых целей. В данном подходе вожатые используют делегирование полномочий и разделение ответственности, но руководящая роль всё равно остаётся за вожатыми. Технологии личностного роста, как правило, не используются. Подход весьма продуктивен для участников группы.
  • Вожатый-друг. Вожатый свою деятельность направляет на создание условий для личностного роста каждого ребёнка, помогает ему творить свой мир, формировать мировоззрение, учиться в деятельности открывать себя. Такой вожатый в любой деятельности будет поощрять в ребятах позитивную активность, выходящую за рамки необходимого: творчество и инициативу, перенос полученных навыков на использование в собственной жизни и жизни коллектива. Раскрываясь как личность в деятельности и общении, вожатый помогает раскрывать каждому ребёнку самого себя, помогает осознать каждому ребёнку ответственность за свою жизнь.


А еще, вожатый умеет:

• легко находить общий язык с детьми и взрослыми
• моментально адаптироваться к любой ситуации в лагере и вне его
• принимать участие в коллективных публичных выступлениях и выступать самостоятельно
• организовывать вокруг себя людей для решения поставленной цели
• решать конфликты в коллективе
• оставаться оптимистом везде и всегда!

Вожатый – неиссякаемый источник энергии и позитива!


Общение детей с вожатым не похоже на общение детей с родителями или учителями в их традиционном понимании. Вожатые, чаще всего, люди молодые, в них самих ещё живо детство, горят глаза, им легче понять ребёнка. Не удивительно, что дети делают вожатых кумирами. Они перенимают у взрослых всё: интонации, манеру поведения, способы общения и, что самое важное, с развитием коллектива они всё больше разделяют со взрослым его мир ценностей, делая его своим. Дети в буквальном смысле становятся такими же, как и их руководители. Именно этот факт так важно учитывать при отборе людей, которые будут работать с детьми.