Разработка коммуникативных игр с детьми

Материал из Летний лагеря
Версия от 15:10, 22 июня 2008; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pedagogi 02.jpg

Зная основные принципы игры, дети всегда с удовольствием и легко сочиняют свои игры по правилам и условиям, которые необходимы им в данный момент. Вожатый, создавая структуры общения, может использовать потенциал детей для создания новых игр.

При этом необходимо соблюдать некоторые условия, которые определяют результативность процесса разработки игр. Необходимо представлять, с какой целью создается игра, в каких условиях она будет разворачиваться. Для участников игры необходимо найти игровой ход, который позволил бы соединить внутреннее содержание игры с внешней привлекательностью.

Для того чтобы игра могла повлиять на формирование навыков общения, коммуникативная игра должна обладать следующими свойствами:

  1. Должны быть представлены образцы, идеалы, определяющие «каким я должен стать?».
  2. Должен быть представлен путь достижений такого идеала.
  3. Должна быть представлена возможность осмысления «зачем мне это надо?».

В играх подобного рода активно задействуются все четыре механизма (по Б.Г. Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.

При этом необходимо соблюдать некоторые условия, которые определяют результативность процесса разработки игр. Необходимо представлять, с какой целью создается игра, в каких условиях она будет разворачиваться. Для участников игры необходимо найти игровой ход, который позволил бы соединить внутреннее содержание игры с внешней привлекательностью.

Уникальность игры как способа познания мира состоит в том, что в форму игры можно облечь любую тему, интересующую детей и подростков. Игра может быть направлена:

  • на привитие определенных навыков;
  • выявление лидеров-аутсайдеров;
  • сплочение коллектива;
  • решение конфликта;
  • выявление кандидатур, способных справиться с тем или иным функционалом;
  • сплочение мальчиков и девочек и т.д.

Поэтому стоящую задачу можно решить с помощью заданной для этих условий, этой ситуации, этих детей игры. Опыт показывает, что разработать игру можно практически для любого случая. Все зависит от того, насколько вожатый сможет организовать детей и помочь им в выборе форм, средств, приемов, содержания игры. Преимущество такого подхода состоит в том, что за счет проективной работы дети гораздо глубже изучают материал, между ними выстраиваются деловые отношения и в ходе реализации игры, занимая различные позиции в соответствии с принципом «learning by doing», дети не просто получают информацию, а осваивают знания как инструмент для дальнейшей деятельности.

Для того чтобы дети смогли разработать игру, необходим определенный уровень отношений между вожатыми и детьми. Вожатый должен задавать и демонстрировать игровой этикет, способы взаимодействия, требования к содержанию. В ходе разработки коммуникативной игры вожатый должен создать последовательно ряд ситуаций:

  • мотивации или включенности;
  • проблематизации;
  • прорыва;
  • успеха.

Чтобы успешно управлять группой разработчиков, необходимо знать состояние, в котором они пребывают. Успешное управление происходит в том случае, когда объектом управления является не индивидуум, а вся группа. Не существует наилучшего способа управления — есть способы, адекватные и неадекватные обстоятельствам.

При разработке игры необходимо учитывать следующее:

  1. Уровень предъявляемых в игре заданий должен соответствовать подготовке детей. Как правило, более интересны задания не прямого информационного характера, а те, которые требуют сопричастности различных сфер деятельности или привлечения знаний из различных областей. Всегда востребованы задания практического характера.
  2. Успех игры, интереса к ней участников зависит от того, насколько организаторам удастся закрутить интригу, увлекательны ли будут сюжет, завязка и развязка. Это самое трудное место в разработке игры — сформулировать, подать ту проблему, которая позволит создать игровое пространство. Материалом для сюжета могут служить личные истории детей, факты повседневной жизни, сказки, притчи, легенды.
  3. Очень важно найти точное название игре, которое будет отражать ее смысл. Возможно, это будет удачный слоган или идиома.
  4. Динамике игры способствуют фальшь-объекты, фальшь-субъекты и так называемые «ловушки» — места, существующие вне законов игры, но куда любой участник может попасть.

Алгоритм разработки игры

  • Группе определяется назначение игры, целевые установки, условия проведения, время суток, длительность, количество играющих, место проведения и т.д. Главное — четко представлять, на что игра должна быть направлена, какие качества личности, черты характера должны быть проявлены участниками игры.
  • Группа разбивается на микрогруппы (4—5 человек), каждая из которых готовит свою идею игры: название, сюжет, игровой ход. Все предложенные варианты обсуждаются, выбирается лучший или собирается из нескольких. Этот вариант становится рабочим.
  • Группа снова разбивается, но теперь уже по специализациям:
    • оформление игры (маршрутные листы, игровые деньги или жетоны, вывески и таблички, музыкальное сопровождение, атрибуты организаторов игры и т.д.);
    • разработка сценария, правил игры, игровая инструкция и инструкция по технике безопасности;
    • подбор и разработка заданий на этапах.
  • Проводится инструктаж участников, имитация игры.
  • Проведение игры.
  • Анализ игры, рефлексия организаторов.
  • Подготовка текста игры.

Для детей всегда значимы атрибуты игры, любая мелочь — карточки, жетоны, даже название команды, выполненное графически, привлекает участников игры. Поэтому чем оригинальнее, реальнее будут игровые атрибуты, тем крепче будет цементироваться игровое пространство, тем лучше игроки будут вживаться в игру. Сюда же необходимо отнести внешнее оформление — музыкальное сопровождение, световые и цветовые эффекты, включая пиротехнические. Во избежание возникновения конфликтных ситуаций необходимо обговорить и довести до каждого игрока правила игры. Основные правила лучше всего представить в виде инструкции, которая вывешивается на видном месте или оглашается для всех играющих. В этом случае ответственность за искажение или нарушение правил ложится на самих игроков.

Включенности в игру способствует создание таких условий, которые мотивируют игроков на участие в игре, причем идеальным является случай, когда игра раскрывает свое содержание по принципу «матрешки» — каждый раз вступая в новую сферу интересов, игрок все больше и больше поддается условностям игры. Для более корректного и успешного проведения игры необходимо также наличие руководства вожатого. Дети, в силу своих психофизических особенностей, не всегда могут адекватно контролировать свое состояние, поэтому вожатый должен предполагать, на каких этапах может возникнуть сбой в игре, как своевременно локализовать очаги эмоциональной напряженности, каким образом избежать конфликта между игроком и судьей.

Очень важно обозначить игровое пространство временными и территориальными рамками: по окончании игры игровые условности не действуют, т.е. должен выполняться принцип «Здесь и сейчас игра идет, а там и потом игры не будет». Ее можно будет лишь обсуждать, как просмотренный кинофильм. Игра зависит от настроения десятков, а иногда и сотен участников. Поэтому важно так ее начать, чтобы сразу задать тон, уровень культуры, настроить игроков на выполнение задания. При этом главное в коммуникативных играх не результат, а процесс, включенность в механизм игры. Манера ведения, говорения будет зеркально восприниматься игроками. Задача ведущего — не копировать известных ведущих, как правило, телеведущих, а быть всего лишь проводником, рупором игры. При этом ведущий должен уметь решать конфликтные ситуации и избегать массовых беспорядков.

Перед началом игры необходимо проделать большую подготовительную работу: разыграть все ее этапы, проиграть игровые ситуации в кабинетных условиях. Это поможет избежать различных негативных последствий, в том числе связанных с жизнью и здоровьем детей. Обязательно проводится хронометраж с учетом времени перехода от одного этапа игры к другому. В этой имитационной работе должны участвовать все кто проводит и организует игру. Если в качестве игротехников, судей, экспертов, инструкторов выступают дети, то такая предварительная работа увеличит их уверенность в собственной компетенции.

В ходе награждения по итогам игры необходимо не просто подчеркнуть, что те или иные участники победили в игре, но и то, что навыки, полученные ими в игре, еще пригодятся и нужно совершенствовать свои умения через участие в подобных играх. Вместе с тем, для детей всегда важно, чем их награждают, поэтому приз должен быть продолжением игры, возможно — относиться к игровым атрибутам.