Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:Pedagogi_02.jpg‎ |right]]
Зная основные принципы игры, дети всегда с удовольствием и легко сочиняют свои игры по правилам и условиям, которые необходимы им в данный момент. Вожатый, создавая структуры общения, может использовать потенциал детей для создания новых игр.

При этом необходимо соблюдать некоторые условия, которые определяют результативность процесса разработки игр. Необходимо представлять, с какой целью создается игра, в каких условиях она будет разворачиваться. Для участников игры необходимо найти игровой ход, который позволил бы соединить внутреннее содержание игры с внешней привлекательностью.

Для того чтобы игра могла повлиять на формирование навыков общения, коммуникативная игра должна обладать следующими свойствами:
# Должны быть представлены образцы, идеалы, определяющие «каким я должен стать?».
# Должен быть представлен путь достижений такого идеала.
# Должна быть представлена возможность осмысления «зачем мне это надо?».
В играх подобного рода активно задействуются все четыре механизма (по Б.Г. Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.

При этом необходимо соблюдать некоторые условия, которые определяют результативность процесса разработки игр. Необходимо представлять, с какой целью создается игра, в каких условиях она будет разворачиваться. Для участников игры необходимо найти игровой ход, который позволил бы соединить внутреннее содержание игры с внешней привлекательностью.

Уникальность игры как способа познания мира состоит в том, что в форму игры можно облечь любую тему, интересующую детей и подростков. Игра может быть направлена:
* на привитие определенных навыков;
* выявление лидеров-аутсайдеров;
* сплочение коллектива;
* решение конфликта;
* выявление кандидатур, способных справиться с тем или иным функционалом;
* сплочение мальчиков и девочек и т.д.
Поэтому стоящую задачу можно решить с помощью заданной для этих условий, этой ситуации, этих детей игры. Опыт показывает, что разработать игру можно практически для любого случая. Все зависит от того, насколько вожатый сможет организовать детей и помочь им в выборе форм, средств, приемов, содержания игры. Преимущество такого подхода состоит в том, что за счет проективной работы дети гораздо глубже изучают материал, между ними выстраиваются деловые отношения и в ходе реализации игры, занимая различные позиции в соответствии с принципом «learning by doing», дети не просто получают информацию, а осваивают знания как инструмент для дальнейшей деятельности.

Для того чтобы дети смогли разработать игру, необходим определенный уровень отношений между вожатыми и детьми. Вожатый должен задавать и демонстрировать игровой этикет, способы взаимодействия, требования к содержанию. В ходе разработки коммуникативной игры вожатый должен создать последовательно ряд ситуаций:
* мотивации или включенности;
* проблематизации;
* прорыва;
* успеха.
Чтобы успешно управлять группой разработчиков, необходимо знать состояние, в котором они пребывают. Успешное управление происходит в том случае, когда объектом управления является не индивидуум, а вся группа. Не существует наилучшего способа управления — есть способы, адекватные и неадекватные обстоятельствам.

При разработке игры необходимо учитывать следующее:
# Уровень предъявляемых в игре заданий должен соответствовать подготовке детей. Как правило, более интересны задания не прямого информационного характера, а те, которые требуют сопричастности различных сфер деятельности или привлечения знаний из различных областей. Всегда востребованы задания практического характера.
# Успех игры, интереса к ней участников зависит от того, насколько организаторам удастся закрутить интригу, увлекательны ли будут сюжет, завязка и развязка. Это самое трудное место в разработке игры — сформулировать, подать ту проблему, которая позволит создать игровое пространство. Материалом для сюжета могут служить личные истории детей, факты повседневной жизни, сказки, притчи, легенды.
# Очень важно найти точное название игре, которое будет отражать ее смысл. Возможно, это будет удачный слоган или идиома.
# Динамике игры способствуют фальшь-объекты, фальшь-субъекты и так называемые «ловушки» — места, существующие вне законов игры, но куда любой участник может попасть.

Алгоритм разработки игры
* Группе определяется назначение игры, целевые установки, условия проведения, время суток, длительность, количество играющих, место проведения и т.д. Главное — четко представлять, на что игра должна быть направлена, какие качества личности, черты характера должны быть проявлены участниками игры.
* Группа разбивается на микрогруппы (4—5 человек), каждая из которых готовит свою идею игры: название, сюжет, игровой ход. Все предложенные варианты обсуждаются, выбирается лучший или собирается из нескольких. Этот вариант становится рабочим.
* Группа снова разбивается, но теперь уже по специализациям:
** оформление игры (маршрутные листы, игровые деньги или жетоны, вывески и таблички, музыкальное сопровождение, атрибуты организаторов игры и т.д.);
** разработка сценария, правил игры, игровая инструкция и инструкция по технике безопасности;
** подбор и разработка заданий на этапах.
* Проводится инструктаж участников, имитация игры.
* Проведение игры.
* Анализ игры, рефлексия организаторов.
* Подготовка текста игры.

Для детей всегда значимы атрибуты игры, любая мелочь — карточки, жетоны, даже название команды, выполненное графически, привлекает участников игры. Поэтому чем оригинальнее, реальнее будут игровые атрибуты, тем крепче будет цементироваться игровое пространство, тем лучше игроки будут вживаться в игру. Сюда же необходимо отнести внешнее оформление — музыкальное сопровождение, световые и цветовые эффекты, включая пиротехнические.
Во избежание возникновения конфликтных ситуаций необходимо обговорить и довести до каждого игрока правила игры. Основные правила лучше всего представить в виде инструкции, которая вывешивается на видном месте или оглашается для всех играющих. В этом случае ответственность за искажение или нарушение правил ложится на самих игроков.

Включенности в игру способствует создание таких условий, которые мотивируют игроков на участие в игре, причем идеальным является случай, когда игра раскрывает свое содержание по принципу «матрешки» — каждый раз вступая в новую сферу интересов, игрок все больше и больше поддается условностям игры. Для более корректного и успешного проведения игры необходимо также наличие руководства вожатого. Дети, в силу своих психофизических особенностей, не всегда могут адекватно контролировать свое состояние, поэтому вожатый должен предполагать, на каких этапах может возникнуть сбой в игре, как своевременно локализовать очаги эмоциональной напряженности, каким образом избежать конфликта между игроком и судьей.

Очень важно обозначить игровое пространство временными и территориальными рамками: по окончании игры игровые условности не действуют, т.е. должен выполняться принцип «Здесь и сейчас игра идет, а там и потом игры не будет». Ее можно будет лишь обсуждать, как просмотренный кинофильм.
Игра зависит от настроения десятков, а иногда и сотен участников. Поэтому важно так ее начать, чтобы сразу задать тон, уровень культуры, настроить игроков на выполнение задания. При этом главное в коммуникативных играх не результат, а процесс, включенность в механизм игры. Манера ведения, говорения будет зеркально восприниматься игроками. Задача ведущего — не копировать известных ведущих, как правило, телеведущих, а быть всего лишь проводником, рупором игры. При этом ведущий должен уметь решать конфликтные ситуации и избегать массовых беспорядков.

Перед началом игры необходимо проделать большую подготовительную работу: разыграть все ее этапы, проиграть игровые ситуации в кабинетных условиях. Это поможет избежать различных негативных последствий, в том числе связанных с жизнью и здоровьем детей. Обязательно проводится хронометраж с учетом времени перехода от одного этапа игры к другому. В этой имитационной работе должны участвовать все кто проводит и организует игру. Если в качестве игротехников, судей, экспертов, инструкторов выступают дети, то такая предварительная работа увеличит их уверенность в собственной компетенции.

В ходе награждения по итогам игры необходимо не просто подчеркнуть, что те или иные участники победили в игре, но и то, что навыки, полученные ими в игре, еще пригодятся и нужно совершенствовать свои умения через участие в подобных играх. Вместе с тем, для детей всегда важно, чем их награждают, поэтому приз должен быть продолжением игры, возможно — относиться к игровым атрибутам.


[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]
[[Category:Лагерь от А до Я]]