Развивающие игры для мелких

X 92397a07m.jpg

Продолжительность игры 5-7 минут.

«Бабочки и стрекозы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков. Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях

«Барабан» (развивает мышцы и связки голеностопного суставов, развивает чувство ритма и двигательную память). Учащиеся сидят на скамейке, стопы параллельно, пятки прижаты к полу. Учитель, сидящий напротив, отбивает определенный ритм носком одной ноги, другой ноги, двумя носками одновременно. Дети повторяют движения.

«Бегающая табуретка» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Водящий держит на голове перевернутую вверх ножками табуретку или легкий стул. При этом голова и лицо должны быть надежно защищены (например, картонной карнавальной маской и шапкой). Водящий передвигается в произвольном порядке по залу, а играющие, разбившиеся на две команды, стараются набросить на ножки табуретки кольца различного цвета. Побеждает команда, набросившая больше колец.

«Бег с флажками» (развивает быстроту реакции и сочетание зрительной и моторной памяти). Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с соседом из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, имеет флажки всех цветов. Подняв флажок определенного цвета, он дает сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих - добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него свой флажок, вернуться на свое место.

«Белые медведи» (развивает быстроту реакции образное восприятие ситуации). Двое детей, взявшись за руки, изображают белых медведей. По команде «Белые медведи вышли на охоту», они должны окружить и поймать других участников игры. Пойманный выходит из игры.

«Близкие знакомые» (развивает способность к анализу разли¬чий зрительных образов, зрительную память). Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу по росту. Двое, на¬блюдательность которых будет проверяться, выходят из строя и стоят спиной к остальным детям. Ведущий задает им различные вопросы: Кто из присутствующих самый высокий? Самый маленький? Назвать всех присутствующих по порядку (по росту); в обратном порядке. Поскольку необходимо вызвать по очереди всех присутствующих, следует разнообразить вопросы: Какого цвета глаза у самого высокого ученика; какого цвета волосы? У кого и с кем одинаковая одежда? У кого верхняя часть одежды красного (белого, синего) цвета? Могут задаваться и другие вопросы.

«Борьба за мяч» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, развивает чувство коллективизма, волевые качества активности и инициативности). Учащиеся делятся на две команды. Игра начинается подбрасыванием мяча или ударом его об пол. Поймавший мяч первым передает его своим партнерам. Соперники стараются перехватить мяч и передавать его участникам своей команды. Если команде удалось передать мяч непрерывно 3-5 раз, ей начисляется очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Буквы алфавита» (развивает способность к концентрации и переключению внимания). Для детей, знающих буквы. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву; ребенок, которому она присвоена, делает хлопок.

«Веретено» (развивает координационные способности). Играющие делятся на две группы, построенные в колонну. По команде дети, стоящие первыми, оборачиваются вокруг себя как веретено. Затем вторые берут первых за талию и они оборачиваются вдвоем, затем втроем и т.д. Побеждает группа, участники которой обернуться быстрее.

«Вернись на место» (развивает координационные способности и двигательную память). Участники игры сидят на скамье или матах. На полу рисуется круг. Водящий становится в круг, закрывает глаза (можно их завязать), делает 4 шага вперед, поворачивается на 90 градусов и делает 4 шага обратно. Затем все повторяется. Выполнив упражнение, водящий должен оказаться в кругу. Проигрывает тот, кто, сделав последний шаг, оказался вне круга.

«Верхом на мяче» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма). Каждая команда состоит из трех человек. По сигналу один из участников, поддерживаемый под локти двумя другими, встает на футбольный или баскетбольный мяч и, переступая, катит его к финишу. Для усложнения в процессе преодоления дистанции участники могут по очереди сменять стоящего на мяче. Команда, первая добравшаяся до финиша, побеждает.

«Волшебное слово» (развивает произвольный контроль, интенсивность и устойчивость внимания). Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произноситься, дети остаются неподвижными.

«Вот так позы» (развивает произвольный самоконтроль, интенсивность и устойчивость внимания, моторную и зрительную память). Участники игры принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение. Следует проводить, постепенно усложняя, т.е. водящий повторяет позы постепенно увеличивающегося количества детей.

«Вращай одновременно» (развивает координационные способности). В положении «сидя» попробовать вращать руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами. Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой рукой - по животу справа налево. Левой рукой забивать гвоздь молотком, а правой - гладить что-то утюгом.

«В уши попала вода» (развивает способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц шеи). В положении «лежа на спине» ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха (на вдохе) и из другого (на выдохе)

«Вызови по имени» (развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную память). Учащиеся бегают, прыгают в произвольном порядке, предварительно разбившиеся на две команды. Внезапно ведущий (учитель) подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

«Вышибалы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности и инициативности).

«Гонка мяча» (развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную и оперативную память. Волевые качества активности и инициативности). Две команды встают в две шеренги друг против друга на расстоянии 3-5 метров. В каждой команде играющие рассчитываются на первый и второй номера. Первые номера в обеих шеренгах составляют одну команду, вторые - другую. По сигналу прогоняют (перебрасывают) мяч сначала первые номера, потом вторые. Каждая команда прогоняет мяч до 5 раз. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Играющий, уронивший мяч, передает его команде противника. Ведущий считает штрафные очки за каждый упавший мяч. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

«Движение по памяти» (развивает зрительную и двигательную память). Водящий изучает или проходит для запоминания по начерченной зигзагообразной линии. Затем ему нужно пройти по ней с закрытыми (завязанными) глазами. Выигрывает тот, кто лучше справится с заданием.

«Делай одновременно» (развивает точность мышечно-двигательных дифференцировок и чувство ритма). Учащимся предлагается отбивать носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание). Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

«Замри» (развивает зрительную и двигательную память, воображение). Дети произвольно расходятся по спортивному залу. По команде «Замри» (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающее конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой ребенок считается проигравшим и отводится в сторону (садится на скамейку). Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.

«Запомни движения» (развивает зрительную и моторную память). Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют самостоятельно их в обратном порядке. Примеры движений:

1. Присесть, встать, поднять руки, опустить руки.
2. Отставить правую ногу вправо, приставить; отставить левую ногу влево, приставить
3. Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево, повернуть голову прямо.

«Запомни свое место» (развивает зрительную и моторную память). Участники игры стоят в кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Когда зазвучит музыка или подается сигнал, они разбегаются, но с окончанием музыки или по новому сигналу каждый должен вернуться на свое место.

«Запомни свою позу» (развивает зрительную, моторную память и воображение). Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, по окончании звучания они должны вернуться на свои места и принять ту же позу. «Запретная цифра» (развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними). Играющие стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например - 3, вместо произнесения которой участник хлопает в ладоши. Игра начинается, когда первый ребенок говорит «Один», следующий продолжает счет и так до трех. Вместо цифры «3», следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается. Сказавший число с цифрой «3» выбывает из игры.

«Запрещенное движение» (развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними). Учащиеся стоят и выполняют гимнастические упражнения, показываемые им учителем. Выполняются все упражнения, кроме одного («запрещенного»), заранее оговоренного. Игра может усложняться, если вместо «запрещенного» упражнения учащиеся будут выполнять другое, также заранее оговоренное. Например, вместо «запрещенного» движения - поднять руки вверх, учащиеся должны присесть. «Защитник» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности). Обозначается круг диаметром 2-3 метра. Играют 8-10 человек. Двое из них по жребию располагаются в центре круга: один садится на корточки, а второй (защитник) кладет ему одну руку на голову и, не отнимая ее, обходит сидящего то справа, то слева. Задача остальных игроков - коснуться сидящего. Задача защитника -осалить нападающих, не отнимая руки от головы сидящего. Если защитник выполнит свою задачу, осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитников, а защитник присоединяется к остальным игрокам. Осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего.

«Зеваки» (развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции). Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

«Змея» (развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции). Играющие выстраиваются в колонну и берутся руками за пояс впереди стоящего. Первый в колонне - «голова змеи», последний – «хвост». По сигналу ведущего «голова» старается поймать «хвост». Если «голова» поймает его, то сама становится «хвостом» и игра продолжается. Проигравшими считаются дети, разорвавшие «змею», они выходят из игры.

«Иголка и нитка» (развивает произвольное внимание). Водящий играет роль «иголки», бегая по произвольно выбираемому маршруту. «Нитка» (остальные учащиеся друг за другом) следуют за ним.

«Иголка, нитка, узелок» (развивает произвольное внимание и скоростно-силовые качества). Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), команда считается проигравшей. Выигрывает команда, которая двигалась наиболее быстро и ловко. При передвижении все трое держатся за руки.

«Игра с муравьем» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц ног) На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. На вдохе с силой потянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые. Задержав дыхание, оставить ноги в этом положении, прислушавшись, на каком пальце сидит муравей. На выдохе быстрым снятием напряжения в стопах сбросить муравья. Носки идут вниз и в стороны, ноги расслаблены, отдыхают. Повторить 2-3 раза.

«Игра с песком» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц рук). Исходное положение «лежа». На вдохе набрать в руки воображаемый песок. Задержав дыхание, сильно сжать пальцы в кулак, удерживая песок в руках. На выдохе постепенно раскрывать пальцы, посыпая песком колени. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить расслаблено руки вдоль тела: отдыхаем. Игру следует повторить 2-3 раза.

«Канон» (развивает произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память). Под музыку с четко выделенным ритмом дети двигаются друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт - второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

«Кот и мышь» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Играющие (до 5 пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образуемом сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара и т.д. Коту нельзя забегать в нору, играющие не должны убегать далеко от норы.

«Крепость» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности). В центре обозначается круг, который является крепостью. Игроки делятся на две команды, защитники и нападающие. Нападающие должны прорваться сквозь кольцо защитников и наступить на круг (крепость) и не быть при этом пойманными. Пойманный нападающий выбывает из игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, участники игры меняются ролями, но очков не получает никто. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Круговые пятнашки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание). Играющие стоят в кругу на расстоянии метра друг от друга. Пятнашка догоняет одного из играющих (по выбору). Если убегающий видит, что его догоняют, он может назвать по имени одного из участников игры. Пятнашка должен догонять названного, первый убегающий встает в круг.

«Кто быстрее?» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Двое-трое водящий располагаются в кругу, остальные за линией круга. По сигналу игроки входят в круг и выходят из него. Водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют право выходить из круга.

«Кто громче» (развивает дыхательные возможности). Проводится для небольшой группы (до 6 человек) учащихся. Участники рассаживаются вокруг учителя, принимают правильную позу, губы сомкнуты. Указательным пальцем правой руки зажать правую ноздрю. После глубокого вдоха левой ноздрей медленно выдыхать воздух, одновременно произнося «мммм», периодически похлопывая (зажимая) при этом указательным пальцем левой руки левую ноздрю. Затем вдох и выдох делается через правую ноздрю. Поощряется участник, наиболее четко выполнивший условия игры.

«Кто скорее намотает шнур» (развивает координационные возможности). Один конец шнура (шнуров может быть несколько) фиксируется, привязанный к дереву, шведской лестнице. К другому концу шнура привязана деревянная (пластмассовая) палочка. По сигналу дети начинают наматывать шнур на палочку движениями кисти. Кто быстрее выполнит задание, тот выигрывает.

«Кто скорее дойдет до середины» (развивает координационные и скоростные возможности). Шнур длиной 4-5 м. На обоих концах деревянные или пластмассовые палочки. На середине шнура привязана ленточка. По сигналу двое детей начинают сматывать шнур, кто быстрее дойдет до середины, тот выигрывает.

«Кто что сделал?» (развивает ритмические возможности, моторно-ритмическую память). Четверо играющих стоят в одной шеренге и выполняют (желательно под музыку) по очереди различные движения, повторяя цикл 4 раза. Водящий должен запомнить, что они делали и повторить их движения.

«Кулак-ладонь» (развивает быстроту реакции, зрительно-моторную координацию). Руки перед собой (выполняется в положении «сидя» или «стоя»). Левая кисть сжата в кулак пальцами вверх. Вытянутые пальцы правой руки упираются в ладонь левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой вытягиваются и упираются в кулак правой.

«Лицо загорает» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц лица). Загорает подставленный солнышку подбородок - на вдохе слегка разжимаются губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь на язык. Крепко закрывается рот, дыхание задерживается. Жучок улетел. Рот слегка приоткрывается на облегченном выдохе. Прогоняя жучка, следует энергично подвигать губами. Нос загорает, подставляем его солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели. Снова прилетела бабочка, пусть покачается на качелях (брови вверх-вниз). Бабочка улетела. Хочется спать. Не открывая глаз, принять удобную позу, расслабиться.

«Лови-бросай, упасть не давай» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание). Мяч перебрасывается в одном направлении по кругу между стоящими на расстоянии 2 метра учащимися. По сигналу учителю дети меняют направление передачи мяча.

«Ловишки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимание). Водящий (ловишка) передвигается вдоль разделительной линии в середине зала. По команде дети стараются перебежать на другую сторону мимо ловишки, который не пускает их. Кого ловишка удержал (не пропустил), тот становится в свою очередь ловишкой.

«Ловишки с мячом» Стоя в кругу, играющие передают мяч друг другу со словами: «Раз-два-три - мяч скорей бери. Четыре-пять-шесть - вот он, вот он здесь. Семь-восемь-девять - бросай, кто умеет». Тот, у кого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей.

«Машины и пешеходы» (развивает способности к образному мышлению, интенсивному распределенному вниманию, чувству времени). Учащиеся разделяются на две команды: «машины» и «пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам» «змейкой» на полусогнутых ногах, руки перед собой «сжимают руль». Пешеходы пересекают «улицу» в отведенных местах. Водящий – «милиционер» поднимает руку - движутся «машины», опускает - идут «пешеходы». Если кто-либо вовремя не останавливается, его штрафуют (выводят из игры).

«Мельница» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 метров друг от друга и начинают передавать от одного к другому мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Упустивший мяч или передавший его неправильно выбывает из игры.

«Море волнуется» (развивает произвольное внимание, чувство времени, быстроту реакции, образное мышление). Играющие сидят на стульях, поставленных по кругу. Капитан присваивает каждому игроку название какого-либо предмета из корабельной обстановки. Затем он двигается по внешнему кругу, рассказывает о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Все, названные капитаном, встают, выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки, капитан командует: «Море волнуется!». Игро¬ки имитируют волны. По команде «Море, утихни!» все, включая капитана, стремятся вернуться в круг и сесть на стулья. Оставшийся без стула становится капитаном.

«Мяч водящему» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Две равные по количеству игроков команды выстраиваются в два круга, в центре которых стоит водящий. Он поочередно бросает мяч участникам своей команды и принимает его обратно. Когда мяч обойдет всех участников (1-3 раза), водящий поднимает мяч. Побеждает команда, сделавшая это быстрее и с минимальным числом падений мяча.

«Мяч капитану» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности). Мяч подбрасывается между участниками противоположных команд. Игрок, захвативший мяч, передает его своим партнерам для дальнейшей передачи капитану, стоящему в кругу (на стуле, мате). Соперник стараются помешать и передать мяч своему капитану. За удачную передачу начисляется 1 очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

«Мяч ловцу» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности). На полу рисуются три круга. В первом из них - ловец, второй -свободный, в третьем - защитники. Остальные учащиеся находятся за пределами кругов. Их задача - передать мяч ловцу, защитники стараются этому помешать. Если ловец поймал мяч, игроки меняются ролями. Победителем становится лучший ловец или лучшая команда.

«Мяч на ракетке» (развивает координационные способности). Задача: пронести на теннисной (бадминтонной) ракете мяч, не уронив его. Выигрывают те, кто успешнее справится с задачей.

«Мяч, не падай» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание). Участники игры делятся на две команды, которые выстраиваются кругом и передают мяч друг другу ударом об пол. Побеждает команда, сделавшая за определенное количество времени большее количество передач или быстрее передавшая мяч всем участникам своей команды.

«Мяч по кругу» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности). В центре площадки обозначаются два концентрических круга: большой диаметром 3-4 метра и малый диаметром 1,5-2 метра. На расстоянии 5-6 метров от центра круга обозначаются домики. В игре участвуют 10-12 детей. Часть из них по жребию становится в малый круг, остальные равномерно распределяются по линии большого. Один из игроков, находящихся в малом кругу, по сигналу передает мяч одному из игроков большого круга, который сразу же возвращает ему мяч. Поймавший вновь передает мяч обратно, а сам бежит в один из домиков, обегает его и возвращается в свой круг. Напарник из большого круга старается мячом осалить убегающего. Если ему это удается, убегающий остается в домике, а салка занимает место в малом кругу. Игрок считается осаленным, если мяч коснется его до входа в домик. Игроки не должны заступать за линию круга.

«Мяч с переходом» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание). Учащиеся стоят в две колонны, расстояние между которыми 3-4 метра. В руках у впередистоящего в первой колонне мяч, который он перебрасывает впередистоящему второй колонны, а сам перебегает в конец своей колонны. Следующие повторяют действие. Игра может проводиться в виде эстафеты.

«Найди мяч» (развивает вероятностное прогнозирование, наблюдательность). Играющие стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, держат руки за спиной. В центре стоит водящий. По сигналу дети передают маленький мяч за спиной. Водящий старается определить у кого находится мяч, предлагая показать руки. Тот, к кому он обратился сразу должен показать обе руки. У кого мяч оказался в руках или упал, становится водящим.

«Найди свою пару» (развивает вероятностное прогнозирование, наблюдательность и эмоциональную сферу). Девочки сидят на стульях (скамейках), за ними стоят мальчики. Перед одним из мальчиков (ведущим) свободное место. Он должен подать сигнал (подмигнуть) девочке, которую хочет пригласить к себе. Она бежит и занимает свободное место, если ее предыдущий партнер не заметил сигнала и не удержал ее. Оставшийся без партнерши мальчик становится ведущим. Затем мальчики и девочки меняются ролями.

«Необычный волейбол» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности). 1 вариант: вместо сетки натягивается непрозрачное полотнище; 2 вариант: вместо обычного мяча - детский воздушный шарик.

«Обойди спиной» (развивает координационные способности и скоростно-силовые качества), Играющий должен обойти змейкой, двигаясь спиной вперед три предмета, стоящие на одной прямой. Стараясь не задеть предметы (за это даются штрафные очки) игрок проходит маршрут три раза, постепенно ускоряя темп. Количество предметов может быть постепенно увеличено.

«Отгадай» (развивает пантомимические способности, эмоциональную сферу). Водящий ребенок выходит из зала (отдаляется от спортивной площадки). Остальные договариваются, то они будут показывать, когда водящий вернется. Вернувшись (по сигналу), водящий здоровается и спрашивает «Что вы делали, пока меня не было?». Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, копали яму, читали и т.д. Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем занимались в его отсутствие.

«Паровозик» (развивает чувство времени и координационные способности). И.п. - команды стоят в колонне по одному на расстоянии 3-5 метров от скамеек, установленных в длину. По сигналу каждая команда обегает свою скамейку по часовой стрелке и возвращается в и.п. Усложнения игры как в "Поменяй скамейку".

«Передай мяч» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание, чувство коллективизма). Дети встают в две колонны и по сигналу передают мяч. Последний, стоящий в колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч. Игра заканчивается, когда впереди оказывается ведущий. Примечание. Мяч может передаваться над головой, справа (слева), внизу между ног, в положении сидя на полу или на скамейке.

«Перетягивание» (развивает силовые качества, чувство коллективизма). По обе стороны площадки (зала) на расстоянии 5 метров наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды. По сигналу каждая команда, повернувшись боком и сцепившись локтями, идет навстречу друг другу. Задача каждой команды - нарушить цепь противника, перетянуть ее за очерченную линию. Умышленно стараться разрывать руки нельзя.

«Петушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности, смелости, решительности). Два участника находятся в кругу диаметром 3 метра, стоя на одной ноге. Одна рука поддерживает поднятую ногу, другая прижата к туловищу. Необходимо вытолкнуть соперника за пределы круга.

«Пионербол» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности). Проводится по правилам игры в волейбол, но при передаче мяч ловится, а не передается в одно касание.

«Пишущая машинка» (развивает внимание). Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одного слово и фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, потом - вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

«Повтори за мной» (развивает моторно-слуховую память). Ведущий простукивает определенный короткий и четкий ритм хлопками (карандашом по столу). Ребенок должен повторить. Постепенно ритмический рисунок может усложняться.

2Подвижная цель» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Две команды построены в колонну по одному. У впередистоящих - по мячу. Ведущий катит третий мяч перед колоннами и каждый участник команды по очереди старается попасть мячом по катящемуся мячу. Попавший приносит команде очко.

«Подсечка и надсечка» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Участники игры становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутых рук. Двое ведущих, взяв за концы метровую палку, идут по обеим сторонам колонны навстречу играющим, как бы подсекая их палкой, приподнятой примерно на 30 см от пола. Играющие должны перепрыгнуть ее. Одновременно из-за спин играющих идут еще двое ведущих, взяв за концы метровую ленту и держа ее примерно на 10 см ниже роста играющих, которые должны пригибаться, чтобы лента их не коснулась. Задевшие палку или ленту выбывают из игры. Ведущих при каждом повторении игры заменяют другими участниками игры.

«Подхвати палку» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания). Играющие стоят в кругу, рассчитавшись по порядку номеров. Ведущий (первый номер) стоит в центре и придерживает сверху одним пальцем гимнастическую палку. Внезапно ведущий называет чей-то номер и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший палку становится ведущим. Уронивший или тот из играющих, кто сделает ложное движение, среагировав на команду (номер), становится спиной к кругу и так продолжает играть. Пошевелившийся три раза выбывает из игры.