Радуга планеты Гнаремуб

News460m.jpg

Одной из наиболее простых форм ролевых игр являются миниатюры. Они отличаются от других ролевых игр несложным сюжетом, как правило, общей интригой и конкретностью ставящихся перед игроками задач. И тем, что такие игры обычно длятся не более одного часа. В игре должны участвовать опытные игроки и так называемые мастера – создатели игры. Благодаря этому миниатюра приобретает должную динамику и событийную полноту.


1. Участники игры

Средний возраст игроков – старшие подростки, причем подростки могут быть малознакомы друг с другом или не знакомы вовсе. Оптимальное число играющих – 10–20 человек.


2. Цели и задачи игры

  • умение отстаивать свою позицию, слушая при этом других;
  • выбор между различными точками зрения наиболее верной;
  • возможность пожертвовать собой ради других;
  • анализ происходящего и правильная ответная реакция на развивающиеся вокруг события.


3. Типаж игры

Данная миниатюра является гибридом игры-выбора и игры-изучения. При этом философия игры подразумевает необходимость правильного выбора, который должны сделать ее участники, а вот процесс выбора заполнен во многом изучением окружающего мира. Именно правильные выводы, сделанные на основе анализа увиденного, должны помочь игрокам совершить самостоятельный выбор.


4. Помещения, реквизит и костюмы

Для проведения игры необходимы два помещения. Одно – небольшое – место регистрации прибывших на планету и выдачи им карточек тепла. Сюда же отводятся те, кто лишается всех карточек тепла, и вышедшие тем или иным образом за пределы Радуги. Второе помещение – поверхность планеты, по возможности, оформленное соответствующим образом. Также необходимо довольно большое количество стульев (их может заменить длинный толстый канат около 20 м), слайдпроектор с соответствующим набором слайдов (см. описание третьего этапа игры) не обязателен. Желательно иметь костюм робота. Понадобятся карточки трех цветов – оранжевого, синего и зеленого. На каждого участника игры нужно иметь по две карточки синего и зеленого цвета и пять оранжевых карточек.


5. Общая установка (вводная)

Перед проведением игры ее участникам следует сказать примерно следующее: «Вы – представители различных гуманоидных цивилизаций, прилетевших на вновь открытую планету Гнаремуб. По предварительной оценке, планета очень перспективна с точки зрения нахождения в ее недрах различных полезных ископаемых. Это и привлекает правительства ваших планет, делегатами и разведчиками которых вы являетесь. Друг с другом вы не знакомы, однако всем известно о некотором феномене Гнаремуба, называемым Радуга. Это явление (существо, дух, результат чьего-то эксперимента) способно захватывать кольцом группу существ и, постепенно сжимая кольцо, губить в нем все живое. Понимая, что можете стать пленниками Радуги, вы, тем не менее, идете на риск. У каждого есть свое мнение по поводу того, как можно спастись».


6. Законы игрового мира

  • Температура поверхности Гнаремуба очень низкая – в среднем около –50 °С, поэтому все прилетевшие на планету очень тепло одеты. Во всем остальном, исключая, естественно Радугу, условия на планете схожи с земными.
  • Радуга реагирует на поведение оказавшихся в ней существ либо увеличением, либо уменьшением площади охвачиваемой ей поверхности.
  • Кроме того, Радуга раз в 10–15 минут каждому оказавшемуся в ее плену либо дарит единицу тепла, либо, наоборот, единицу холода, либо «вручает» единицу нейтральной энергии.
  • Непосредственно после того, как Радуга произведет «раздачу» карточек, пленники в течение 1–2 минут могут (добровольно!) обменяться друг с другом имеющимися у них карточками или отдать их нуждающимся. Это может быть сделано для того, например, чтобы спасти тех,

у кого почти не осталось своей энергии.

  • Вырваться за пределы Радуги, используя физическую силу, невозможно.


7. Моделирование игрового мира

Игровое действие состоит из трех фрагментов-циклов.

В игре есть карточки трех цветов:

  • оранжевого – символизируют единицу тепла;
  • синего – единицу холода;
  • зеленого – единицу нейтральной энергии.

Первоначально каждый прибывший на планету имеет три единицы тепла – карточки оранжевого цвета. Оговаривается, что если у кого-либо не остается ни одной такой карточки, то он погибает от холода. Погибший выходит за пределы Радуги и выбывает из игры.

Радуга моделируется стульями, устанавливаемыми по кругу (сиденьями в сторону центра). Соответственно, площадь охватываемой Радугой территории регулируется тем, что стулья или убираются из круга или, наоборот, добавляются. Стулья можно заменить канатом.


8. Роли (прим. 1)

1. Вы считаете, что в живых останется сильнейший, поэтому делаете все, чтобы им оказаться. Для вас вполне приемлем принцип телевизионной игры «Последний герой», и поэтому вы не стесняетесь в выборе методов борьбы за жизнь. Можно находить сторонников такой точки зрения, предавать их, когда посчитаете нужным. Отдавать оранжевые карточки для вас – дело неразумное.

2. Есть мнение, что Радуга питается яркими картинками. Поэтому следует демонстрировать ей различные проявления искусства: декламировать стихи, петь, танцевать, показывать пантомимы и т.д. Будете вы делать это самостоятельно или вместе с кем-то – на ваше усмотрение, но если Радуга поймет, что вы способны «кормить» ее различными «культурными блюдами», она сохранит вам жизнь. Вы окажетесь связанными с ней своеобразной симбиотической связью.

3. Радуга не тронет тех, кто докажет свою разумность. Остается только понять, что для Радуги будет являться проявлениями разумной жизни. Если вы это выясните, то, наверное, можно будет продемонстрировать ей наличие у себя интеллекта, после чего Радуга оставит вас в покое.

4. Лучше всего постараться стать незаметным членом группы. «Главное – не высовываться!» Если вы сможете быть как можно более неприметными, внешне неинициативными, то вы сохраните себе жизнь.

5. Вы сможете спастись только в том случае, если станете единым коллективом. Соответственно, будет правильно, если вы будете помогать тем, у кого практически не останется оранжевых карточек. С ними надо будет делиться своими единицами тепла. Нельзя допустить склок в группе. В этом – ваше спасение.

6. Надо любым способом уничтожить Радугу: раз она вас пленила, то вы имеете право на ответные адекватные действия. Экспериментируйте: попробуйте «поджечь» Радугу (у вас единственного в группе есть зажигалка), прорваться за ее пределы, попытайтесь силой разорвать кольцо. Одним словом, экспериментируйте.

7. Попробуйте «войти в доверие» к Радуге, постарайтесь расположить ее к себе. Попытайтесь заговорить с ней, понять, что ей нужно. Возможно, она ждет каких-то жертвоприношений со стороны пленников – надо и это попробовать. Докажите, что вы – лучший член группы, и именно вас следует пощадить.


9. Развитие игры

Первый цикл (около 15 минут)

Всем прибывшим на Гнаремуб в космопорту выдаются по три оранжевые карточки тепла, чтобы они не замерзли, находясь на поверхности планеты. Затем они выходят из здания космопорта и мгновенно оказываются в центре охватившей их кольцом Радуги, которая медленно, но верно начинает сжиматься.

Делегаты различных планет начинают обмениваться мнениями о том, чем является Радуга и как можно спастись. В процессе этого они могут пытаться разными способами справиться с проблемой (по одиночке или группой силой вырваться за пределы кольца, «поджечь» Радугу, попытаться с ней заговорить и т.д.). В случае «поджога» отдельных частей Радуги, она в этих местах несколько увеличивает площадь (временно, т.к. во втором цикле эти места начинают сокращаться с еще большей скоростью). Все другие попытки воздействовать на Радугу оказываются бесплодными.

Как только обмен мнениями в группе и деятельность отдельных игроков начинает затухать (в любом случае, не более чем через 10 минут). Радуга начинает раздачу карточек. Если игрок в первом цикле был активен, предлагал и апробировал различные способы воздействия на Радугу, прислушивался к мнению других, то он получает оранжевую карточку. В том случае, если делегат какой-либо планеты вел себя деструктивно, перебивал других и т.д., то ему выдается синяя карточка, а одна оранжевая забирается. Если же человек смотрится как рядовой представитель группы, то он получает зеленую карточку.

Затем в течение 1–2 минут игрокам дается возможность обменяться карточками или передать их нуждающимся безвозмездно.

В конце цикла Радуга уменьшает зону охвата примерно на 30 %.


Второй цикл (около 10 минут)

В начале цикла из-за пределов кольца появляется робот, который проходит в круг, хватает одного игрока и медленно начинает выдавливать его за границы Радуги. В том случае, если другие не помогают своему товарищу, зажатому манипуляторами, то робот доводит его до границы Радуги и, забрав одну оранжевую карточку, отпускает. Если же большая часть группы пытается помешать роботу, то он отпускает своего пленника раньше, не забирая карточки. В любом случае, после этой сцены робот удаляется, спокойно преодолев кольцо.

После этого, как и в первом цикле начинается работа группы: обсуждение только что произошедшего, формирование единого (если, конечно это происходит) мнения относительно дальнейшего поведения и т.д.

Следующий этап, Радуга вновь производит отъем-раздачу карточек, а потом игроки, по желанию, обмениваются теми карточками, что у них остались.

В конце второго этапа, несмотря на деятельность группы, Радуга сокращает свои границы еще на треть.


Третий цикл (около 20 минут)

Начинается цикл с того, что за пределами Радуги появляются миражи. Их три типа:

  • первый – описание различных сражений, войн, конфликтов между различными людьми;
  • второй – описание большой и яркой дискотеки;
  • третий – дети в песочнице делают куличики, человек на компьютере пишет статью, учитель в классе что-то объясняет.

Все миражи описываются словесно или, при возможности, демонстрируются соответствующие слайды (видеофрагменты).

Далее – по стандарту: работа группы, отъем-раздача карточек, обмен ими.

После этого появляется человек, который называет себя посланцем Радуги. Он говорит, что Радуга делегировала его на переговоры, после которых она примет окончательное решение о том, что делать с пленниками: убить, отпустить, помиловать только отдельных представителей группы или что-то еще. Делегат начинает задавать разные вопросы: «Как вы думаете, что такое Радуга?», «Почему она так себя ведет?», «Почему вы, оказавшись в кольце, стали так себя вести?», «Что вы собираетесь делать в оставшиеся 2–3 минуты?» и т.п.

Затем посланец показывает одну оранжевую карточку и говорит: «Я уполномочен дать эту карточку любому желающему, после чего готов вывести его за пределы кольца. Этот человек точно выживет». Игроки каким-то образом реагируют на это предложение. В том случае, если находится желающий получить карточку-спасение, то посланец его выводит за границы Радуги. Человек теряется в тумане (выводится из комнаты). Посланец возвращается и, показывая синюю карточку, говорит: «Тот, кто возьмет эту карточку, погибнет, но, возможно, этим спасет оставшихся». Опять-таки, если такой человек появляется, то ему вручается синяя карточка, и он тоже, оказавшись за кольцом, пропадает в тумане (ушедшему говорится, что несмотря на услышанное, он остается жив и получает свободу, но вернуться к Радуге не может).

После этого Радуга неожиданно распадается (независимо от того, пожертвовал ли кто-то собой или нет) и объявляется конец игры.


10. Обсуждение игры (рефлексия)

После окончания игры, примерно через 20 минут, начинается ее обсуждение, которое проходит примерно по такой схеме.

  • Ведущий предлагает вспомнить основные игровые моменты – какие важные события произошли.
  • Происходит оценка того, что происходило – поведение отдельных игроков, обмен мнениями по поводу того, чем же все-таки является Радуга, почему она посылала в свое кольцо робота, делегата, демонстрировала миражи, отдавала и забирала карточки и т.д.
  • В конце ведущий «раскрывает карты». Выясняется, что Радуга – это некоторое проявление разумной планеты Гнаремуб (обратное прочтение слова «бумеранг»). Планета таким образом проводила оценку того, как ведут себя представители различных миров в нестандартной ситуации. Гнаремуб изначально не собиралась никого губить. Ее цель – осознать поведение тех или иных делегатов с тем, чтобы понять, как себя вести в будущем по отношению к представителям различных планет. Основной принцип планеты – принцип «бумеранга»; как аукнется, так и откликнется. Робот – это определенная провокация со стороны Гнаремуба. Миражи – демонстрация различных вариантов поведения разумных существ, к которым, соответственно, можно по разному относиться. Делегат Радуги – попытка в последний раз оценить поведение и мораль оказавшихся на планете гуманоидов.
  • Ведущий отвечает на вопросы игроков и подводит общий итог.


Примечание

  • Оптимальное число ведущих игру – мастеров – два человека. Один выполняет технические действия: меняет длину кольца Радуги, раздает и собирает карточки, в нужный момент включает слайдпроектор или видеомагнитофон. Второй играет роль робота и посланца Радуги, реагирует на те или иные действия группы.
  • Если появятся те, у кого в какой-то момент пропадут все оранжевые карточки, то такие игроки выводятся за пределы Радуги в соседнюю комнату, где им говорится, что они остались в живых и, соответственно, предполагаемая гибель в результате теплопотери – всего лишь миф. После этого они остаются в этой комнате до конца игры.
  • К сожалению, нельзя детально описать то, как следует реагировать на различные варианты поведения играющих – все их предугадать невозможно. Мастерам игры надо быть готовыми к оперативной реакции на какое бы то ни было развитие игры.


_______________

1 На ваше усмотрение, в зависимости от того, кто будет участвовать в миниатюре, даваемые позиции могут корректироваться, изменяться, могут быть даны совершенно иные установки. Важно обозначить только то, что предлагаемые позиции – не жесткие установки. В принципе, игроки могут менять свои убеждения в зависимости от ситуации – это их право (а с точки зрения общеигровой цели – не только право, но и одна из основных задач). Каждая позиция, в зависимости от общего числа участников миниатюры, дается одному–трем игрокам.