Пять компонентов имиджа

R2j-VF2oaGI.jpg

Имидж — эмоционально окрашенный стереотип восприятия вожатого в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа вожатого реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Поскольку имидж человека — это его образ в глазах окружающих, во многом на его основе закладывается отношение к вам с их стороны, а значит, именно от формирования положительного, адекватного имиджа во многом зависит то, насколько вы будете приняты группой, особенно на этапе знакомства с ней.

Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается ваш имидж:

• внешний вид;
• мимическая выразительность;
• запахи;
• тембр голоса;
• жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успешный, положительный имидж вам обеспечен. Для этого мы предлагаем вам воспользоваться рядом советов:


1. Внешний вид — это форма выражения своего отношения к окружающим. Соответственно, вне зависимости от обстоятельств внешний вид вожатого должен быть безупречен. Вожатый должен выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно и обаятельно. Как актер на сцене влияет на зрителя напрямую не только своей игрой, но и тем, как он выглядит, так и вожатый воздействует на своих воспитанников прежде всего своим внешним видом.

В работе с ребятами действует «железный» закон зеркальности: в детях личность воспитателя отражается быстро и точно. Вожатый как личность воспринимается ребятами в целом, а поэтому здесь нет и не может быть мелочей.

Не одевайтесь чересчур ярко, но и не будьте чопорными. Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и наглаженные рубашки, тапочки на босу ногу и сальные волосы. Это совсем не значит, что вожатый должен постоянно ходить в костюме или вечернем платье. Одежда вожатого должна быть всегда адекватна ситуации. Для линейки одна, для похода — другая, для работы — третья.


Отряд выезжает на экскурсию в музей — подходит парадная форма одежды или специальная форма, выданная вожатым в лагере. На дискотеку оденьтесь элегантно и так, чтобы было удобно танцевать. Одним словом, вожатая в юбке в походе или на спортплощадке так же противоестественна, как и вожатая в джинсах на торжественном празднике. Золотые и прочие украшения в будничной работе с ребятами нелогичны для вожатой. Так же лучше соблюдать меру в пользовании косметикой.

Отдельная тема для разговора — вожатский галстук и то, когда его можно и нужно носить. Пляж, спортивные соревнования, естественно, к галстуку не располагают. Галстук ни в коем случае нельзя использовать как платок или бандану и вообще не по прямому назначению. Чем поступать так, лучше вообще отказаться от традиции ношения галстука. Но при этом следует помнить: яркий красивый галстук, с одной стороны — профессиональный символ, с другой — просто идет всем молодым людям.

2. Присмотритесь в зеркале к своему лицу. Изобразите на нем пренебрежение, уныние, злость, растерянность, скуку, надменность. Согласитесь, что эти мимические зарисовки вам самим не доставляет наслаждения лицезреть. Откажитесь от них. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше не снимайте до конца смены.


3. В течение всей лагерной смены, как бы заняты вы ни были, помните о том, что вам должны сопутствовать только приятные запахи, а потому не забывайте чистить зубы и пользоваться дезодорантом, духами или одеколоном.


4. Изучите свои жесты. Попробуйте сделать то, что тысячи людей делают непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, в носу, почешите себе спину или голову, выпятите живот, ссутультесь, передерните плечами, скрестите ноги, поковыряйте языком крошки из зубов — вас оттолкнет увиденное своей неэ- стетичностью. Зафиксируйте в памяти все движения, которые неприятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, прорепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставляет удовольствие, совершая которые, вы нравитесь самим себе.


5. Самое трудное — исследуйте свой голос. Для этого можно записать себя на магнитофон. Не пугайтесь, если при прослушивании окажется, что у вас есть дефекты речи или голосовые раздражители. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр, почитайте выразительно стихи и при повторной записи вы обнаружите, что большинство голосовых и речевых раздражителей исчезло.

Конечно, для того, чтобы действительно понравиться детям, завоевать их любовь и уважение, недостаточно знания того, как и из каких компонентов складывается имидж. Вожатому для покорения детских сердец просто необходим дар обаяния.

Обаяние вожатого — его оружие. Обаяние — огромная педагогическая сила, открывающая путь к сердцу ребенка. Конечно, обаяние — это прежде всего внутренняя красота человека. Но работа вожатого обязательно предполагает гармонию внутреннего отношения к детям, к своей работе с внешним выражением этого отношения.