Психология отряда

Материал из Летний лагеря
Версия от 11:48, 18 декабря 2018; Vvk (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Ya1-xfh1BGI.jpg

Психология отряда или как вожатому сформировать детский коллектив

Привет, вожатый! Ты ведь знаешь, что любой твой лагерный отряд есть ни что иное, как индивидуальная группа со своими целями и особенностями?

И не существует идентичных, похожих друг на друга отрядов. Тем не менее, каждая группа зачастую проходит очень схожие процессы в течение всего лагерного периода.

Но что же сказывается на их индивидуальных особенностях?

  • Во-первых, то, как протекает развитие межличностных отношений среди детей и их восприятие друг друга.
  • Во-вторых, формирование групповых норм и ценностей, способов сотрудничества и взаимной ответственности.

А контроль за этим зачастую лежит именно на вожатом. И для правильного понимания и грамотного формирования этих качеств, важно понимать психологию развития группы.

Что мы с вами и разберём в данной статье.

Как мы уже поняли, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности. И главной задачей вожатого при работе с группой является создание сплоченного коллектива.

Но чтобы его создать, для начала, нужно понять, что вообще такое коллектив? Попробуем с вами разобраться.

  1. Детский коллектив — это Деятельность. Причём не любая совместная деятельность. Это именно социально-позитивная совместная деятельность, отвечающая потребностям лагерного микро-общества и интересам каждого ребёнка в отдельности.
  2. Детский коллектив — это Общая целеустремлённость. Важно подогревать интерес детей к совместному движению, к конкретным целям, потому что это и является основой коллективных взаимоотношений.
  3. Детский коллектив — это Сплоченность. На занятиях в школе вожатых вам должно быть замылили уши этим красивым словом. Но что это значит, не всегда всем ясно.

Сплочённость складывается из уровня взаимной симпатии между детьми — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность.

И степени привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число детей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность.

(Подробнее про процесс сплочения поговорим в следующих статьях.)

И что же делать вожатому, чтобы сформировать целостный детский коллектив? — спросите вы. А вожатому, в первую очередь, необходимо обеспечить непрерывное развитие тех самых общественных и личностно-значимых целей.

А теперь распишем задачи по пунктам:

  • Важно обрисовать детям «перспективные линии» развития. Зачем им это? Что это им даст?

Если ребёнок не понимает, что он тут делает, зачем он здесь, или того хуже, он решил, что мама его отдала просто, чтобы от него на время отделаться, а может даже в качестве наказания он был отправлен в лагерь! (А бывает и такое). Все эти настроения, в любом случае, будут сказываться на целостности коллектива. Ваша задача, как вожатого, поддержать этого малыша и помочь обрести смысл и значимость его личности в отряде. Дать возможность почувствовать свою ценность.

Подсказка: выявите у ребенка сильные стороны и давайте задания, в которых он мог бы демонстрировать их отряду. Легче всего это делать через игру.

  • Разработка определенных требований по которым коллектив будет существовать всю лагерную смену.

Режим дня, распределение обязанностей, дисциплина — все это работает на развитие коллектива.

  • И в качестве закрепительного эффекта добавляем мотивационный фактор! Организовывайте «завтрашние радости».

Возьмите в традицию делать какие-нибудь приятные для детей события, например: вечерние прогулки или их любимые игры перед обедом. При возможности устраивайте вечера любезностей и уютных посиделок. В общем то, что дети очень любят и ждут в лагере. Это будет поддерживать атмосферу комфорта и давать дополнительные поводы для радости. А как мы знаем, радость в ребёнке пробуждает энергию и интерес — такие важные компоненты в развитии коллективной деятельности.

Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что развитие коллектива идет по следующим ступеням:

  1. Принцип движения. Сначала коллектив постоянно движется вперед к целям, добивается успехов. Остановка коллектива ведет к его ослаблению и распаду.
  2. Принцип традиций, то что объединяет коллектив. Коллектив начинает действовать по установленным порядкам.
  3. Принцип перспектив. В целях развития коллектива сначала выдвигаются близкие цели, а по мере его развития средние и дальние.
  4. Принцип параллели. Стадия развития коллектива, при которой формируется общее отрядное мнение и отношение. В этот период каждый ребёнок, входящий в коллектив, воздействует на него, а сам коллектив воздействует на личность каждого отдельного участника данной группы (отряда). На этой стадии уже сформирован психологический климат.


Психологический климат – общий эмоциональный настрой, относительно устойчивый, эмоциональный уровень которого зависит от складывающихся отношений внутри коллектива. Это значит, что в психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад:

  • Преобладающее настроение;
  • Отношения со сверстниками;
  • Удовлетворенность отношениями в коллективе.

Удачных вам лагерных смен!