Психология отношений

Vojatye bol.jpg


Ребёнок и взрослый (логика развития)

Логика (структура) развития и <-> (коридоры отношений)

Состояние Ребенок Кори- доры Взрослый
Я Распылено (моё) <-> Собрано (я)
Я(Личное) На периферии <-> Встраивание, необходимость личного пространства
Я(Опора) Снаружи <-> В себе (ответственность)
Мировосприятие (Умение раздваивать мир) Взрослый – страховка и гарант <-> Развитый самоконтроль самоосознание
Мировосприятие (Освоение пространства) Место (мозаичность восприятия) <-> Непрерывность, структурированность (карты). Способность переводить из одного языка в другой
Контакт с миром Процесс, навыки <-> + Цель, средства
Контакт с миром Неотсев по важности, наблюдательность, креативность, отсутствие чувства юмора <-> Выделение важного, эффективная деятельность в мире, + чувство юмора
Контакт с миром Наблюдение – действие, проживание <-> Наблюдение – констатация факта, действие не обязательно
Контакт с миром Здесь и сейчас, включенность в систему, мало внутри – много снаружи <-> Внимание сильно смещено в одну из сторон. Я здесь – мир там. Много внутри
Контакт с миром Фантазийность объектов <-> Реалистичность и эффективность


Дополнения

Принятие <-> Склонность к критичности
Действие – реакция <-> Осознанность действий (способность к ней), она же – ответственность

Ценности

Безусловное принятие (одна из основных жизненно важных потребностей). – за то, что он есть.

  • Радость тому, что он есть.
  • Критика только позитивная, не давать забыть о симпатии и уважении к ребёнку.
  • Подарки, куш – не всё надо зарабатывать (как любовь мира к нему)
  • Осуждение – не чувств, не ребёнка, а поступков и способов выражения, если они неприличны. Объясни, как можно иначе.


Ценности (Подмена ценностей)

  • Этика
  • Дети
  • Уважение
  • Доверие
  • Самоуважение
  • Контакт

Идея не в том, чтобы дети не разбегались, а в том, чтобы они все были вокруг тебя, тянулись к тебе, потому что ты - взрослый, ты вожатый , ты можешь организовать для них игру, в которой они будут контактировать друг с другом, будут замечены, их способности будут оценены, их достижения – тоже, потому что ты можешь помочь им быть счастливыми.

Задача взрослого – не в том, чтобы решать все детские проблемы, а в том, чтобы быть рядом, радоваться тому, что у них получается, не замечая их неловкостей и мелких неудач, уважать их, помогать им уважать себя и других, учить их самостоятельно справляться с трудностями и задачами, если они уже до них доросли.

Ты – взрослый, и вожатый, то есть:

  • Опора
  • Ориентир
  • Вдумчивость
  • Лидер
  • Старший
  • Сильнее
  • Видишь больше
  • Понимаешь больше
  • Гостеприимство
  • Чувство юмора
  • Уважение
  • Доверие
  • Этика


Действие и состояние

  • Разрулить конфликт -наказать всех
  • Дети вместе -дети тянутся друг к другу, и к вам, есть контакт
  • Отряд молчит -Вы контактируете с отрядом
  • Вы хвалите ребёнка за хорошее поведение -Вы ребёнка любите и принимаете
  • Вы что-то сделали для детей в нетерпении, когда же закончится - с удовольствием пообщались с детьми в форме мероприятия
  • Есть дисциплина - у вас хорошо организованно время, дети живут по совместно принятым правилам, и почти не вспоминают о них, потому что увлечены событиями и друг другом
  • Быстрый эффект с помощью манипуляции -постепенно строящийся эффект постоянного контакта и грамотной организации с уважительным, этичным и энергично добрым отношением
  • Дисциплина – (?) готовность и согласие отряда играть по правилам вожатого, ощущение спокойствия за реакцию детей, уверенность - комфорт, ощущение уважения к себе.
  • Контакт, уважение, передоверие ответственности, самоуважение, доверие.
  • Соблюдение режимных моментов: подъём, отбой, тихий час, сборы, душ.


Контакт

- Тишина равноценна вниманию
- Каждым ребёнком нужно интересоваться как можно больше.
- Контакт с аудиторией начинается с тишины и взаимного внимания
- Технически – разговор не очень громким голосом + актуальная в отряде тема (хорошая или наболевшая)
- Ценность – в стремлении понять друг друга, быть настоящим
- Опора на собственную правоту (для этого нужно знать, что и зачем)
- Разговоры о правилах поведения и обещания должны подкрепляться делами и личным примером
- Не произвести впечатление, а через диалог придти к согласию
- Не нужно, чтобы отряд молчал ради дисциплины, если вам пока нечего сказать
- Вы можете не знать решение заранее. Ищите его с детьми


Техника активного слушания

  • Возвращать в беседе услышанное, называя чувства, которые он испытывает, тем самым, выражая понимание.
  • Если ребёнок маленький, то твои глаза – на уроне глаз ребёнка.

Результаты:

- Слабеет/исчезает отрицательное чувство
- Чувствуя внимание и то, что его слушают, ребёнок раскрывается и начинает больше рассказывать
- Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы (она названа и этим переведена на новый уровень восприятия)


Этика отношений и высказываний

Дисциплина.

  • Дети нуждаются в правилах (в ясных законах, действующих в окружающем мире)
  • Ограничения, требования, запреты – их обозримое количество, и они гибкие.

О правилах. Зоны:

- По желанию (зелёная)
- По желанию, но с ограничениями (желтая)
- Только в особых случаях (оранжевая)
- Никогда (красная)


Ваша забота:

  • Безконфликтное принятие ребёнком требований и ограничений.
  • Ограничение возникло внезапно? Объясните причины (коротко и ясно), если вы точно правы.
  • Вопрос почему? – остаток ннежелания ограничения. Хватит, скорее всего, короткого ответа.
  • Исключения из правил могут быть, но редкими и оправданными. Дети за это будут благодарны и более готовы обычно соблюдать правила.
  • Чтобы вас услышали не надо кричать, надо чтоб вас хотели слушать
  • Правила обязаны учитывать важнейшие потребности ребёнка! (на внимание, уважение, движение, и т.д.)
  • Тон: невраждебный, дружественный, разъяснительный (вы должны быть уверены в том, чего ждёте и в том, какие у вас на это есть основания)
  • Дети принимают те правила, которые выдерживают испытания на прочность, иначе – выпрашивают, вымогают.
  • Наказания: будьте справедливы, лишайте хорошего, принимайте ребёнка всё равно (он имеет право на ошибку). Наказания – не средство манипуляции, а средство акцентировать внимание ребёнка!
  • Наказание, поощрение <> выражение отношения
  • Наказание <> унижение (это способ акцентировать внимание, развить самоконтроль, в случае, если для соблюдения норм его не хватает. Если же причина не в этом, это решение конфликта)
  • Поощрение <> средство манипуляции


Табу:

- Оценочные высказывания по поводу лиц/поступков, за их спиной, в присутствии посторонних
- Прилюдные наказания манипуляцией
- Есть мнение, и есть форма. Есть право на мнение выраженное в корректной форме.

Обсуждение конфликта двух сторон выносить на публику, как правило, неэтично по отношению к сторонам.


Конфликты бывают с участием следующих сторон:

- Дети
- Вожатые
- Начальство
- Люди вне отряда
- Люди вне лагеря


Конфликты

Конструктивный – компромисс и сотрудничество (игнор и приспосабливание любой из сторон не подходит)

- Взрослый выслушивает первый.
- Между детьми конфликт  уважение к обоим и к их чувствам. Выслушал, только потом я-сообщение.
- Сбор предложений. Право ребёнка – первое.
- Выбирайте вместе наиболее приемлимый вариант.

Результаты:

- Каждый выслушан.
- Каждый вошел в положение другого
- Не возникло ни обид, ни раждражения
- Сохранена дружеская атмосфера.
- Возможность осознать истинные желания
- Конкретизация принятого решения
- Реализация (взрослый ненавязчиво контролирует)


  • Взрослый сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опытности (Не приказы и не гигабайты памяти, а мудрость)
  • Конфликт — не зло. Конфликт — классная возможность вывести отношения на новый, более доверительный уровень, возможность укрепить авторитет и дать пример конструктивного и доброжелательного разруливания конфликта.
  • Чужие ошибки: на них имеют право все. Дети очень любят выяснять, кто прав, а кто виноват. Так вот это не важно. Неправы бывают все. Но от этого они не перестают быть людьми.
  • Идея не в том, чтобы выследить и отомстить, а в том, что если ошибка стоит внимания, то чтобы внимание было тактичным, и был найден способ исправить ошибку.
  • Ошибка – не зло. Через них учатся.
  • Уважение к ребёнку и его право на мнение и индивидуальность не зависит от его ошибок.
  • Обсуждение косяков напарника – только наедине с ним!
  • Если он сделал глупость – в стороне, с прежним отношением и симпатией обсудить прокол.


Флирт: если флиртуют с вами, не относитесь к этому эмоционально. Спокойно уважительно, с симпатией, серьёзно и наедине проясните вопрос о корректности таких действий.


Личное пространство: его нужно уважать.

  • У ребёнка есть право на уединение.
  • Фильтруйте жесты (открытость, внимание, настроенность на контакт)
  • У ребёнка есть право на тайну.
  • Мера контакта – степень доверия к вам.

Роль взрослого

Общая мысль: роль взрослого заключается, прежде всего, в передаче основных общечеловеческих ценностей.

  • Вожатый – опора и ориентир.
  • Передача ответственности в построении дисциплины
  • Розовые сопли выше.
  • Дело вместе

4 результата учения делать чего-нибудь:

  • Знание (умение) приобретенное
  • Тренировка умения учиться (учить себя)
  • Эмоциональный след
  • След на ваших взаимоотношениях

Последние 3 важнее первого!!!


  • Если ребёнок занят делом, не вмешивайтесь, если не просит о помощи (если достаточно ресурсов компентности). Тогда ваше невмешательство – проявление веры в ребёнка.
  • Ошибки обсуждать не в разгаре (когда он увлечён).
  • Трудно и готов принять помощь – помогите. (велосипед - Зона ближайшего развития)
  • Личность и способности ребёнка развиваются только в том, чем он занимается по собственному желанию и с интересом.
  • Ответственность медленно и постепенно с себя – на ребёнка (см. велосипед выше)
  • Позволять совершать собственные ошибки (это – естественно даже для взрослых)
  • Вспомни: ты умеешь делать до фига всяких мелочей, пусть это будет даже складывание самолетика. Научи какой-нибудь мелочи одного – двух – трех ребят, остальные будут сами постепенно подтягиваться, видя, что этим с тобой интересно.
  • Вся фишка – в том, как ты к этой мелочи относишься: детей заражает искреннее отношение .:)
  • Играя с детьми, общаясь с ними, главное, что ты можешь дать им, как взрослый – Это пример: самоуважения, уважения к другим, самообладания, заботы, юмора, мирного и доброго разрешения конфликтов, отношения к ошибкам, опоры на собственную правоту, гостепреимства… В жизни этого мало. Детям очень важно почувствовать такое во взрослом человеке рядом.)
  • Разруливание конфликтов (см. выше)
  • Уважительное и доброжелательное отношение, этичность и терпимость.
  • Не доведение поощрений, наказаний и дисциплины до вырождения всего остального (это – не самоцель!!!!! И не выражение отношения к ребёнку)


Ошибки

  • Приказы, команды (авторитарность)
  • Предостережения, угрозы (шантаж)
  • Морали, нравоучения, проповеди (ты должен). О моральных нормах – только в спокойные минуты!
  • Советы, готовые решения (неверие в силы ребёнка)
  • Доказательства, логика, нотации (психологическая глухота)
  • Критика, выговоры, обвинения.
  • Похвала – нет. Поощрения, одобрения – да! (безусловное принятие)
  • Обзывание, высмеивание (попытка мотивировать таким образом, неуважение)
  • Выспрашивание, расследование (навязчивость), лучше послушать активно
  • Сочуствие на словах, уговоры, успокаивание (типа – это пустяки), а проблема для ребёнка серьёзная, он ждёт понимания и уважения его чувств.
  • Отшучивание, уход от разговора. Чувство юмора разряжает атмосферу, но не всегда решает проблему (неуважение)

Если проблема не решаема, то помечтайте вместе.

Трудные дети

В отряде с большой вероятностью будет ребенок (а может несколько), которые все время будут делать все не так. Это и есть трудные дети. Твоя задача – наладить с ними человеческий контакт как можно раньше. С остальными будет проще. А с этими… если не позаботиться о них с самого начала, они могут быстро стать изгоями.

У трудных детей глаза редко бывают счастливыми. У них как правило проблемы с семьей, и , как следствие - с самооценкой.

Только то, что ребенок полноценно пережил на собственном опыте (любовь, уважение и т.п.)он сможет потом подарить другим.


Механизм формирования уверенности в себе и в собственных силах.


Алгоритм:

  1. Постановка цели, её визуализация.
  2. Процесс достижения
  3. Результат действий и начальный результат сравниваются, и так происходит до полного удовлетворения


Я МОГУ СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОБИВАТЬСЯ ИХ.

Это – основа для дальнейшей адекватной самооценки.


Как уничтожается вера в себя, нарушается умение оценивать себя и собственные действия?

Ребёнку важно мнение значимого взрослого. Он ждёт оценку (позитивную) того, чего он смог достичь.

Взрослые не всегда спрашивают, чего хотел добиться ребёнок, но часто у них есть своё представление  достигнутый результат не всегда «правильный» в глазах взрослого.

Взрослые сообщают оценку не всегда корректно и мягко.

Таким образом уверенность в силах падает или вовсе пропадает. Исчезает желание что-либо делать, опираясь на собственные представления. Вместо этого ребёнок начинает угадывать желания и представления взрослого, так как его оценка жизненно важна.

Только диалог может быть условием того, что общение будет содействовать развитию ребёнка, росту его ответственности, формированию адекватной самооценки.


Как с ними быть:

Трудные дети:

  • НУЖДАЮТСЯ В ПОМОЩИ. Критика – нет, поощрение – да.
  • Причина – эмоциональная, как правило.
  • Она не осознается никем - её надо знать.
  • Борьба за внимание вызывает раздражение
  • За самоутверждение против авторитарности власти – гнев
  • Желание отомстить – обида
  • Потеря веры в собственный успех – отчаяние.


  • Анализируйте свои чувства. Положительное внимание.
  • Снизьте планку (доступный уровень задач).
  • Если наше лицо, поза, голос выражает негатив не по отношению к ребёнку – сообщите ему об этом. (шишки сверху).

Граница компетентности – есть такие дети, которым нужна более квалифицированная помощь, чем та, которую можешь дать ты в условиях лагеря (тебе не хватает времени и психологической подготовки). Они выходят за пределы твоей ответственности. Юридическую ответственность за них нужно с себя снимать максимально быстро (чтобы не травмировать ни себя, ни ребёнка, ни отряд).


Уважение к себе

Говори только если тебя слушают. Идея не в том, чтобы сказать, а в том, чтобы быть услышанным.

- Сон, Уют в вожатской, забота о себе, сон

  • В лагере здоровье и бодрость – твоё, детей и напарника – почти одно и то же. Высыпайся! В отношении к вожатской выражается отношение к себе и всему остальному в лагере. Человек везде проявляется одинаково.
  • Если ты зверски устал и валишься с ног, то лучше поспи и будь на следующий день без готового мероприятия, но жив и готов с удовольствием поиграть с детьми, чем нервно и устало проводить мероприятие, которое ты готовил ночью.
  • Уют в вожатской дарит отличные ощущения. Это место аккумуляции твоей энергии Ци, место связи с инопланетянами, ворота в другой мир! Ключ к философскому камню, наконец.

- Свои ошибки, отношение к ним, опора на свою правоту (отношение к «шишкам», нет оправдываниям)

  • Твоя правота – не в том, что ты не совершаешь ошибок, а в том, что ты честно делаешь все, что умеешь и понимаешь, и если видишь ошибку, то признаешь ее и исправляешь по мере возможностей ее последствия.
  • Если ты прав, то на тебя не подействует ни один наезд, и никакое начальство тебе не страшно :)
  • Важно не что у тебя есть, а что ты с этим делаешь и как ты к этому относишься. Так вот, если вдруг случилось что-то ужасное, просто пойми, почему, и делай все, что умеешь, чтобы это исправить, и главное – люби каждый шаг, который ты придумал и совершил.
  • Если ты сделаешь качественно, но медленно – все будут помнить качество. Если сделаешь, плохо, но быстро, люди забудут про быстро и будут помнить плохое.

- Внешний вид

  • Человек везде проявляется одинаково. Внешний вид – та же вожатская.

- Что делать с нервами

  • Нет самопожертвованию! Да самоуважению и уважению своих потребностей!
  • Спать, спать, спать, спать, заботиться о себе, а теперь можно разобраться с причиной нервов. Эмоции не держать, но и не выплёскивать на других – лучше поиграй в футбол сам с собой. Например, направлять энергию гнева в текущие дела бывает очень прибыльно для дел.
  • Нервы бывают от ошибок. См. отношение к ошибкам. На ней жизнь не кончается.
  • Обязательно выговорись. Проблемы не держать при себе, и не рассчитывать _только_ на свои силы.

- Ваши эмоции.

  • Чья проблема?
  • Скажите ему об отрицательных переживаниях, которые он вызвал. Искренне, но в форме разговора о себе, а не о ребёнке. (мне …, а не из-за тебя…)
  • Тогда ваши чувства будут услышаны не как обвинение, и ребёнок не будет оправдываться вместо того, что бы искать компромисс вместе с вами.
  • Не требуйте от ребёнка невозможного и трудновыполнимого.
  • Измените условия, снизьте требования до уровня ребёнка. Может, чуть выше.
  • Ожидание - возможности
  • Не присваивайте себе эмоциональные проблемы ребёнка.
  • Конгруэнтность: полное соответствие между мыслями, чувствами и внешними проявлениями (мимика, жесты, интонация, позы). Честность со всеми.
  • Не играйте роль!


Техника безопасности

Чувство юмора

  • Его важно не терять, но и переводить всё в шутку не стоит.
  • Если ты полдня не шутишь – время перерыва на смех 
  • Шути, пока не научишься.
  • 5 минут
  • Придумать варианты. Потом отделить зёрна от плевел, и сказать про 5 минут на успокоение при нервном срыве.


Шишки

  • Твоя правота – не в том, что ты не совершаешь ошибок, а в том, что ты честно делаешь все, что умеешь и понимаешь, и если видишь ошибку, то признаешь ее и исправляешь по мере возможностей ее последствия.
  • Если ты прав, то на тебя не подействует ни один наезд, и никакое начальство тебе не страшно :)
  • Важно не что у тебя есть, а что ты с этим делаешь и как ты к этому относишься. Так вот, если вдруг случилось что-то ужасное, просто пойми, почему, и делай все, что умеешь, чтобы это исправить, и главное – люби каждый шаг, который ты придумал и совершил.


Кризисы (Бывают в течении смены)

Признаки:

- Не слушается отряд
- Хвост ломит
- Ничего делать не хочется и не получается
- Все хотят домой, всё надоело

Это нормально. Случается, например:

- После первых трёх дней.
- За два-три дня до конца смены
- Может быть в последний день (ночь).


Иногда «непогоду» нужно просто переждать.

Резюме

1. Ребёнок - взрослый (логика развития мировосприятия, самовосприятия, внимания (как следствие - самоконтроля и чувства юмора),(и в том числе ответственности), личного пространства, логика освоения пространства (информационного, эвклидова и т п))

2. Ценности вожатого

(

- Ценности, которыми руководствуется вожатый: этика, уважение, доверие, самоуважение, контакт;
- Ценность, которую представляет из себя вожатый для ребенка: опора, ориентир, лидер, старший, сильнее, видишь больше, понимаешь больше.
- Ценности, которые вожатый несет в себе в качестве примера, который перенимают при его наличии: самоуважения, уважения к другим, самообладания, заботы, юмора, мирного и доброго разрешения конфликтов, отношения к ошибкам, опоры на собственную правоту, гостепреимства (как минимум). Детям важно хоть раз в жизни увидеть живой пример такого во взрослом человеке рядом.

)

+ немного о невольной подмене ценностей в вожатской работе.


3. Контакт с детьми

- Немного о том, как его устанавливать и зачем :)
- Техника активного слушанья

4. Этика отношений и высказываний

- Этика в системе поощрений/наказаний
- Этика высказываний и поведения в случае ошибки со стороны взрослого ли, ребенка ли.
- Отношение к ошибкам
- Как реагировать на флирт

5. Роль взрослого

- Дело вместе. Доверие ответственности.
- Передача основных ценностей (был бы пример, дети умные, переймут :) см пункт 2.
- Опора и ориентир
- Примеры традиционных косяков в высказываниях взрослых.

6. Трудные дети

- Механизм формирования самооценки
- Причины возникновения, как с ними быть.
- Границы вожатской ответственности (компетентности)

7. Уважение к себе

- Отношение к себе, к своему здоровью, к вожатской, внешнему виду (самоуважение, забота)
- Отношение к своим ошибкам (принятие, конструктив)
- Что делать с нервами (Нет самопожертвованию! Да самоуважению и уважению своих потребностей!)

8. Техника безопасности

- Чувство юмора (критерий адекватности)
- Кризисы (о том, что бывают, и как к ним относиться)
- Как воспринимать шишки от начальства и пр. (опора на собственную правоту)
- И еще раз напомнить про отношение к ошибкам.


Конспект по теме “Понимание психологии в лагере”