Психологическая характеристика детей от 6 до 11 лет

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
07-451m.jpg

«Возраст Конкретных операций (7-11 лет)»

Лагерь - это место, где собрано вместе много детей 👫 У деток разного возраста - различные интересы, что даёт возможность всестороннего развития.

  • Старшие — главный пример
  • Любознательность
  • Конкретное мышление
  • Впечатлительность

Вожатый — первый, кто должен произвести приятное впечатление на ребёнка. Основным видом деятельности является игра. У маленьких детей быстро меняются интересы, а цели должны быть направлены на быстрое достижение результата. Часто следуют принципу «Не получилось — не надо», наша задача научить их добиваться поставленных целей.

Ребенок может мыслить логически об объектах и событиях. Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет). Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине.

В частности, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится. В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» —назовем их схемами — о том, как устроены физический и социальный миры.


Стадии операций.

Между 7 и 10 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о последовательности действий. Этот период называется стадией конкретных операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.

Моральный реализм ребенка тоже претерпевает изменения: теперь, делая моральное суждение, он придает вес и «субъективным» факторам, таким как намерения человека, и рассматривает наказание как человеческий выбор, а не как неизбежную кару.

Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности)

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Благоприятное разрешение конфликта этот возраста - уверенность.

Для этого возраста характерно наличие значимого взрослого.

Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у младших школьников. Возникновение и поддержание познавательного интереса традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес (например, найти общий способ решения всех задач данного типа).

Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, выделить феномен роста собственных возможностей и придать ему ценность, повернуть школьника к оценке самого себя.

Центральная задача — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.

Полноценная учебная деятельность включает умения:

  • выделять и удерживать учебную задачу;
  • самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
  • адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
  • владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
  • использовать законы логического мышления;
  • владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
  • уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
  • иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Основные психологические новообразования ребенка этого возраста

Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память.

Направление развития внимания ребенка этого возраста: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством взрослого, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит ребят с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.


7-12 лет Возраст Лошади.

Так что возраст Лошади в детстве - центральный. Необходимо, правда, помнить еще об одном положении возрастного гороскопа. Возрасты Петуха и Лошади двухтерриториальны. Петух-новорожденный одной ногой уже в детстве, а другой еще там, откуда он прибыл в этот лучший из миров. Вот почему в год Петуха не рождаются детские писатели: языка детского не знают. Возраст Лошади (7-12 лет) тоже двухтерриториален: оставаясь с родителями, ребенок уже делает мощные вылазки в мир социума, примеривается к нему. При этом язык детства фактически только теперь и создается, сохраняется он еще и в следующем возрасте - возрасте Быка. Именно поэтому подавляющее большинство понятных, близких детям детских писателей родились именно в годы Лошади и Быка. Но устремления в возрасте Быка направлены совсем в другую сторону, родители теряют свое значение и авторитет, детство кончается. А потому лишь возраст Лошади дает первый ответ и родителям, и всем прочим заинтересованным лицам на вопрос, что за человек растет. Будьте внимательны, все истинные способности человека вскрываются в этом возрасте. Познакомимся с ним подробнее.

Начаться может все и раньше, до семи лет, в любом случае родители не должны прозевать начало возраста.

Признак того, что возраст Козы кончился, трудно не заметить: застой и безделье резко сменяются жаждой деятельности, жаждой продвижения вперед. Пессимизм и занудство сменяются оптимизмом и простотой в общении. Несмотря на кажущуюся глубину изменений, происходящих с человеком, этот переход нельзя назвать глубоким кризисом - ребенок с радостью вступает в новый возраст. Обычно эту радость объясняют благотворным влиянием школы, по сути же ребенок сам творит особую, приподнятую атмосферу начальных классов.

Кажется, что родители могут вздохнуть свободно, тяжелый третий возраст закончился и впереди замечательный четвертый, к тому же подключается школа, наконец-то можно отдохнуть. Глубокое заблуждение! Да, ребенок становится во многом удобнее и приятнее, но именно теперь он требует максимальной сосредоточенности на себе. И дело не только в том, что это последний возраст, когда родители сохраняют авторитет в глазах ребенка. Главное в том, что именно в периоде от 7 до 12 лет приобретаются навыки на всю жизнь, причем приобретаются каждую минуту. А потому чем больше ребенок предоставлен сам себе, тем в меньшей степени он будет наследником в ваших делах и планах.

Этот возраст должен быть максимально нашпигован делами, ни одна минута не должна пропасть впустую. И роль родителей здесь очень велика. И дело не в указаниях, командах и нравоучительных заповедях - их следует исключить. Вновь, в который уже раз, необходимо организовать среду, такую среду, в которой ребенок мог бы научиться максимально большому количеству дел.

Нас очень долго пугали использованием детского труда. Отриньте эти страхи. Запрещено лишь насильное вовлечение ребенка в работу. Если же он сам готов работать, то пусть трудится сколько душе угодно. Пусть он не только себя обслужит, но и поможет по хозяйству, вымоет пол, сходит в магазин, забьет гвоздь, заштопает носки. Как подвести ребенка к этим делам? Доказать ему, что, кроме него, это сделать некому. И что бы ребенок ни делал, не пытайтесь ему помочь, пусть все делает сам, вам же остается только наблюдать и не ограничивать инициативу.

Кончилось время созерцания, пришла пора действовать. И конечно, основное дело этого возраста - учеба. Читать, писать, считать, решать задачки, понимать вопросы и уметь находить ответы. Все это задачи Лошади. Главное же умение - это умение учиться. Научиться учиться - вот цель.

Как и всякий четный возраст, этот требует больших физических нагрузок - бег, плавание, гимнастика. В следующем возрасте накачивать мышцы будет несвоевременно, организм станет ломким и хрупким. В возрасте Лошади надо набирать также выносливость и закалку.

Как видим, самое краткое перечисление задач возраста ставит под сомнение их исполнимость. Однако недобрать тут страшнее, чем перебрать. Да и риск невелик - у Лошади замечательный противоперегрузочный механизм: если устанет, то просто заснет.

Итак, секции, кружки, школа, помощь по хозяйству, жизнь кипит, каждый день, каждый месяц - новые умения, новые навыки. Кажется, что мальчик - идеальный ученик. Это не совсем так. В этом возрасте с трудом воспринимаются чужие идеи, чужие слова, чужие указания. Знак Лошади можно считать самообучающейся системой. Потому-то и надо избегать чрезмерной опеки - только проверка результатов труда...

Из-за самостоятельности ребенка могут возникнуть многочисленные конфликты как с учителями, так и с родителями. Однако Лошадь - знак сильнейшей мужской воли, а потому пытаться давить на ребенка в этом возрасте очень вредно и опасно. Дайте окрепнуть его воле - самостоятельность и ответственность ее компоненты.

Но что же делать, если нужно переубедить ребенка? Если в прошлом возрасте надо было воздерживаться от призывов к совести, то в этом все наоборот. Лошадь - ум, честь и совесть детства. Другое дело, что все это не возникает на пустом месте - необходим ваш пример.

Много неприятностей и незаслуженных обвинений терпит ребенок в этом возрасте из-за неукротимой экспериментальной деятельности и неспособности проникнуться хозяйственной бережливостью к мебели, посуде, собственной одежде. Родители! Не верьте тому внешнему, что видят глаза, ваш сын не хулиган, у него ранимая душа, беззаветная преданность вам, он не желает зла. Не казните его, если не уверены в его вине.

Не пытайтесь также гасить темперамент ребенка, если же темперамент становится разрушительным - направьте его в полезное русло, нагрузите работой.

Зная специфику мышления людей, родившихся в год Лошади, можно разобраться с тем, какое обучение должно быть в начальной школе. Ясным становится, что центральная задача начальной школы - это не определенная сумма знаний, а умение мыслить, а также преподавание некоей общемировоззренческой картины. Лошадь - открытый знак, знания этого знака не должны быть глубоки и детализированы, они должны быть широки и всеобщи. Новаторство и воля требуют структурности усваиваемых наук. А потому чем структурнее знания, полученные ребенком в этом возрасте, тем они основательнее, прочнее.

Открытость Лошади делает ее достаточно чувствительной к оценке окружающих. Помните, как надо было восторгаться новорожденными? Без меры. Правда, Лошадь знак адекватный, а потому не надо увлекаться, грубая лесть не пройдет, хвалить необходимо, но справедливо, по совести...

Совесть должна стать воздухом семьи, в которой проживает маленький правдолюб. Если в возрасте Козы мелкий обман был палочкой-выручалочкой, то теперь надо выкинуть эту выручалочку подальше. Никакой лжи и фальши. Тем более, что любой обман будет разоблачен, Лошадь - открытый знак, и младший школьник потому в высшей степени проницателен.

Теперь о любви и дружбе. Мальчики довольно влюбчивы в этом возрасте, однако это романтическое чувство, как правило, не требует никакого разрешения и реализации.

Оно придет и уйдет, доставив мальчику много переживаний, но никто, кроме него, о том чувстве может и не узнать. Такой вариант наилучший, ибо любовь самостоятельного значения в этом возрасте не имеет и лишь подкрепляет главные его устремления - карьеру делового человека.

Дружба мальчишек в этом возрасте кажется очень сильной, на самом же деле довольно поверхностна, не надо преувеличивать ее значение. Коллектив, конечно, нужен, но настоящими друзьями остаются отец, мать и, может быть, другие члены семьи, среди которых могут оказаться кот и пес. Разумеется, отец не только друг, но и пример для подражания. Если не упустить это время и вместе бегать, плавать, ходить в походы, то дружба отца и сына сохранится на всю жизнь.

Хочется только еще раз повторить то, что, делая из мальчика мужчину, не пытайтесь делать солдата - никаких приказов и требований, все должно быть мотивированным и объясненным, все должно делаться сознательно.

Да, несмотря на малый рост Лошади, какую ее сторону ни возьми, - знак, пригодный для взрослой жизни, хотя и несет в себе несолидность и произвольные манеры.

Роль этого знака чрезвычайно велика в истории человечества и особенно велика в истории России ХХ века.

Сильная воля подарила великих политиков (император Октавиан Август, Карл Великий, Ульянов-Ленин, Франклин Рузвельт, Гельмут Коль и другие). Открытость и воля дали самых великих космонавтов (Джанибеков и Нейл Янг, Климук и Стаффорд, Ковалёнок и Армстронг). Гуманизм и новаторство дают великих писателей (Бунин, Джойс, Солженицын). Адекватность мировосприятия сделала этот знак центральным в философии, особенно в русской философии ХХ века (Струве, Ильин, Карсавин, Лосский, Флоренский).

Что касается девочек, то они, во всем напоминая мальчиков, все же отличаются тем, что вместо волевого мышления обладают логическим и вместо воли - боевитостью. Они несравненно лучшие ученицы, ибо действительно учатся у учителей, а не пытаются до всего дойти самостоятельно. Они более управляемы, легче усваивают родительские догмы, не пытаясь все истины перепроверять. Внешне они обгоняют сверстников, ибо отличаются даже большим умом и сообразительностью, и не сразу становится заметно, что маленькие мыслители, хуже отвечая на уроках, смогли постичь какие-то очень серьезные и большие вещи. Какие? Думается, приложение поможет определить диапазон "лошадиного" новаторства.


Общая психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25— 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.

Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. В книге «Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников» мы постарались проследить, как дети могут разрешить этот конфликт между «хочу» и «надо», какие пути выхода из ситуации могут избрать. По логике, которая не раз использовалась в русских сказках, этих путей может быть по крайней мере четыре: вперед, назад, налево и направо.

  • Первый путь, «надо», — это прямая дорога «вперед» во взрослую жизнь с ее нормами, требованиями и обязательствами.
  • Второй путь, «хочу»,— своеобразное отступление «назад», защитная регрессия к ранним детским формам поведения.
  • Третий путь, «налево», используют так называемые «рациональные» дети, которые всеми силами стараются преобразовать школьную ситуацию таким образом, чтобы в ней вместо взрослых «надо» хозяйничали детские «хочу». Такие дети открыто сомневаются в самом содержании взрослых норм и требований, вечно что-то предлагают, изменяют исходные правила, протестуют и быстро выключаются из работы, если за ними не пошли и их не послушались. Эти дети достаточно неудобны взрослым, так как всегда имеют свое мнение и склонны противоречить взрослым (конфликтовать).
  • Четвертый путь, «направо»,— самый для нас интересный. Ребенок, выбирающий этот путь, всеми силами стремится соответствовать всем тем «надо», которые следуют из конкретной ситуации. Но его не совсем удовлетворяет то, как у него это получается. В результате он уходит в себя и очень глубоко все переживает. У него возникают яркие, эмоционально окрашенные состояния. Его раздирают противоречия между самыми разными стремлениями, желаниями и хотениями. Ребенок не может принять себя в ситуации и поэтому более или менее осознанно стремится преобразовать не внешний, а свой внутренний психический мир, хоть как-то снять внутреннее напряжение и дискомфорт, т. е. защититься с помощью психологических механизмов. И здесь что-то у него получается, а что-то нет. И если какие-то переживания останутся плохо осознанными и неотреагированными, они могут превратиться в психологические комплексы, которые мы часто наблюдаем и у взрослых людей.

Какую бы стратегию ни избрал ребенок, неспособность соответствовать новым нормам и требованиям взрослых неизбежно заставляет его сомневаться и переживать. Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может попасть «в капкан сопутствующих негативных образований», испытывая чувство превосходства над другими или зависть. В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.


Что делать вожатому малышей (6-9 лет) и младших подростков (10-11 лет)

1. Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.

У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Мы часто хвалим малышей и забываем это делать с подростками. Пусть, например, ребенок три раза промахнулся в спортивной игре. Ему говорят: «Да, ты промахнулся, но техника удара у тебя хорошая». Пусть он неуверен на вечернем огоньке : «Да, ты пока стесняешься, зато у тебя здорово получается выдумывать смешные истории про животных» и т.д.

2. Не ругайте, а учите!

Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой'», «У тебя что, мозги не работают?» и т.п. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение.

  • Ты не так держишь мяч.
  • Держи его обеими руками перед собой.

Всегда давайте понять ребенку, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминаешь то, что слышишь последним. Это последнее напутствие должно быть позитивным.

3. Оцените сильные стороны детей.

Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

4. Развивайте в ребенке уверенность в себе.

Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которое вызывает страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

5. Научите ребенка расслабляться.

Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думаете более четко и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

6. Сосредоточьтесь! Сосредоточьтесь!

Давайте ребятам маленькие упражнения на внимание (их можно найти в книгах, посвященный театральной педагогике, а точнее тренингу).

7. Репетируйте про себя.

Перед мероприятием попросите ребят представить себе само мероприятие и проиграть все, что может на нем произойти. После нескольких репетиций само мероприятие покажется пустяком.

8. Напоминайте ребенку о его успехах.

Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.

9. Идите к цели постепенно.

Можно нарисовать лестницу с успехами на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напишите условия достижения и т.д.


17366452QBTm.jpg 17366447bnHm.jpg


7 советов вожатым младших отрядов (7-9 лет)

  • Стань звездой! Общайся с детьми эмоционально, постоянно занимай их внимание, говори громко и чётко. Но помни: кричать на кого-то и кричать, чтобы тебя услышал весь отряд, - разные вещи
  • Дыши глубже... Готовься к тому, что дети не запомнят нормы поведения в лагере с первых дней. Терпеливо напоминай отряду о правилах в разных необычных формах: поговорки, беседы, легенды...
  • Включи капитана-очевидность. Проговаривай каждое очевидное действие: надеть кепку, помыть руки, выкинуть фантик в урну... Дети могут пропускать элементарные действия в силу забывчивости или несамостоятельности. Не ленись напоминать часто и результат будет!
  • Будь проще! Все твои просьбы и указания должны быть просты в объяснении. То же самое относится к играм: чем проще, тем лучше
  • Меняй! Дети 7-9 лет очень активные, но их внимание - рассеянно... Играя с отрядом, меняй игры каждые 5-7 минут
  • Займи всех и сразу! Выбирай те игры, во время которых каждый ребёнок выполняет какое-либо действие: заняты должны быть все дети
  • Двигай других и двигайся сам! В играх должно быть много движения: дети не любят сидеть на месте!


5 советов вожатым младше-средних отрядов (10-12 лет)

  • Управляй, но прислушивайся! Этот тот самый прекрасный возраст, когда дети уже самостоятельные, но ещё послушные. К тому же, их лидерские качества всё ещё оставляют желать лучшего. Воля вожатого в таком отряде решает, но только если он выслушивает и учитывает мнение детей.
  • И снова дыши глубже... Детям среднего отряда необходимо напоминать о правилах лагеря, но уже не так часто и упорно, как детям младшего... Но все требования и просьбы придётся подкреплять железными фактами, аргумент "потому что так надо" уже не прокатит!.
  • Создай свой мир! Придумай как можно больше фишек, кричалок, традиций: детям важно осознавать, что их отряд уникален и кардинально отличается от других.
  • Задействуй всех! Проблем с желающими участвовать в лагерных мероприятиях точно не будет. При постановке сценических номеров придётся ввести роль дерева, травы, дверной ручки, ножки стола... Чтобы все дети получили свою минуту славы.
  • Запасайся мячами! У детей в этом возрасте уже довольно хорошо развиты мышцы, которые в сочетании с вечно фонтанирующей энергией приводят к разрушительным последствиям... Однако, ребята уже хорошо запоминают разного рода правила и могут действовать сообща. Поэтому спортивные игры очень выручают вожатых средних отрядов. Главное, успеть приватизировать футбольные, волейбольные и баскетбольные мячи в начале смены.




Источник: "Психологическая защита у детей" (И.М.Никольская Р.М.Грановская) Скачать книгу