Строка 1: |
Строка 1: |
| [[Image:07-451m.jpg |right]] | | [[Image:07-451m.jpg |right]] |
− | В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.
| + | «Возраст Конкретных операций (7-11 лет)» |
− | Благоприятное разрешение конфликта этот возраста - уверенность.
| + | |
| + | Лагерь - это место, где собрано вместе много детей 👫 У деток разного возраста - различные интересы, что даёт возможность всестороннего развития. |
| + | * Старшие — главный пример |
| + | * Любознательность |
| + | * Конкретное мышление |
| + | * Впечатлительность |
| + | |
| + | Вожатый — первый, кто должен произвести приятное впечатление на ребёнка. Основным видом деятельности является игра. |
| + | У маленьких детей быстро меняются интересы, а цели должны быть направлены на быстрое достижение результата. Часто следуют принципу «Не получилось — не надо», наша задача научить их добиваться поставленных целей. |
| | | |
− | «Возраст Конкретных операций (7-11 лет)»
| + | Игры разные нужны, игры разные важны! Именно таков девиз вожатого на протяжении всей смены. И если ребята среднего и старшего возраста отводят данному виду досуга относительно немного времени, то для малышей игра - постоянная величина. Постоянная и очень весомая. Игрой может стать ВСЁ: тут вам и незатейливые манипуляции с мячиком, и салки, и - очевидно самые любимые - "достань вожатого", "ворвись в вожатскую и выживи", etc. |
| | | |
− | Ребенок может мыслить логически об объектах и событиях. | + | Ребенок может мыслить логически об объектах и событиях. |
− | Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет). | + | Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет). |
| Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине. | | Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине. |
| | | |
Строка 16: |
Строка 24: |
| | | |
| Между 7 и 10 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о последовательности действий. Этот период называется стадией конкретных операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств. | | Между 7 и 10 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о последовательности действий. Этот период называется стадией конкретных операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств. |
| + | |
| + | Моральный реализм ребенка тоже претерпевает изменения: теперь, делая моральное суждение, он придает вес и «субъективным» факторам, таким как намерения человека, и рассматривает наказание как человеческий выбор, а не как неизбежную кару. |
| + | |
| + | Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности; |
| + | |
| + | Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности) |
| + | |
| + | В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. |
| + | |
| + | Благоприятное разрешение конфликта этот возраста - уверенность. |
| + | |
| + | Для этого возраста характерно наличие значимого взрослого. |
| + | |
| + | Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у младших школьников. Возникновение и поддержание познавательного интереса традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес (например, найти общий способ решения всех задач данного типа). |
| + | |
| + | Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, выделить феномен роста собственных возможностей и придать ему ценность, повернуть школьника к оценке самого себя. |
| + | |
| + | Центральная задача — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. |
| + | |
| + | Полноценная учебная деятельность включает умения: |
| + | * выделять и удерживать учебную задачу; |
| + | * самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; |
| + | * адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; |
| + | * владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; |
| + | * использовать законы логического мышления; |
| + | * владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; |
| + | * уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; |
| + | * иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности. |
| + | |
| + | Основные психологические новообразования ребенка этого возраста |
| + | |
| + | Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. |
| + | |
| + | Направление развития внимания ребенка этого возраста: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством взрослого, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит ребят с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом. |
| + | |
| | | |
| | | |
Строка 147: |
Строка 190: |
| [[Image:17366447bnHm.jpg]] | | [[Image:17366447bnHm.jpg]] |
| </p> | | </p> |
| + | |
| + | |
| + | 6 советов вожатым шестилетних |
| + | * Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега; |
| + | * Развитие умения лазать и пользоваться качелями; |
| + | * Использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки; |
| + | * Обучение правильным навыкам труда; |
| + | * Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении; |
| + | * Представление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.) |
| + | Совсем малыши, но не такие уж и малыши они - дети. |
| + | |
| + | |
| + | 7 советов вожатым младших отрядов (7-9 лет) |
| + | * ''Стань звездой!'' Общайся с детьми эмоционально, постоянно занимай их внимание, говори громко и чётко. Но помни: кричать на кого-то и кричать, чтобы тебя услышал весь отряд, - разные вещи |
| + | * ''Дыши глубже...'' Готовься к тому, что дети не запомнят нормы поведения в лагере с первых дней. Терпеливо напоминай отряду о правилах в разных необычных формах: поговорки, беседы, легенды... |
| + | * ''Включи капитана-очевидность.'' Проговаривай каждое очевидное действие: надеть кепку, помыть руки, выкинуть фантик в урну... Дети могут пропускать элементарные действия в силу забывчивости или несамостоятельности. Не ленись напоминать часто и результат будет! |
| + | * ''Будь проще!'' Все твои просьбы и указания должны быть просты в объяснении. То же самое относится к играм: чем проще, тем лучше |
| + | * ''Меняй!'' Дети 7-9 лет очень активные, но их внимание - рассеянно... Играя с отрядом, меняй игры каждые 5-7 минут |
| + | * ''Займи всех и сразу!'' Выбирай те игры, во время которых каждый ребёнок выполняет какое-либо действие: заняты должны быть все дети |
| + | * ''Двигай других и двигайся сам!'' В играх должно быть много движения: дети не любят сидеть на месте! |
| + | |
| + | |
| + | 5 советов вожатым младше-средних отрядов (10-12 лет) |
| + | * ''Управляй, но прислушивайся!'' Этот тот самый прекрасный возраст, когда дети уже самостоятельные, но ещё послушные. К тому же, их лидерские качества всё ещё оставляют желать лучшего. Воля вожатого в таком отряде решает, но только если он выслушивает и учитывает мнение детей. |
| + | * ''И снова дыши глубже...'' Детям среднего отряда необходимо напоминать о правилах лагеря, но уже не так часто и упорно, как детям младшего... Но все требования и просьбы придётся подкреплять железными фактами, аргумент "потому что так надо" уже не прокатит!. |
| + | * ''Создай свой мир!'' Придумай как можно больше фишек, кричалок, традиций: детям важно осознавать, что их отряд уникален и кардинально отличается от других. |
| + | * ''Задействуй всех!'' Проблем с желающими участвовать в лагерных мероприятиях точно не будет. При постановке сценических номеров придётся ввести роль дерева, травы, дверной ручки, ножки стола... Чтобы все дети получили свою минуту славы. |
| + | * ''Запасайся мячами!'' У детей в этом возрасте уже довольно хорошо развиты мышцы, которые в сочетании с вечно фонтанирующей энергией приводят к разрушительным последствиям... Однако, ребята уже хорошо запоминают разного рода правила и могут действовать сообща. Поэтому спортивные игры очень выручают вожатых средних отрядов. Главное, успеть приватизировать футбольные, волейбольные и баскетбольные мячи в начале смены. |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | Особенности развития |
| + | |
| + | С 7 лет у ребенка начинает закладываться собственное «Я». Появляются новые качества: способность планировать, рефлексия и так называемая произвольность (то есть умение управлять восприятием, мышлением, памятью, эмоциями и воображением). Вместе с этим развиваются интеллектуальные и творческие способности. Все это – результат тех изменений, которые происходят в головном мозге человека в этот период. |
| + | |
| + | Изменяется и нервная система. Тормозные реакции становятся более сильными, хотя процессы возбуждения по-прежнему преобладают. |
| + | |
| + | |
| + | Характер |
| + | |
| + | Дети младшего школьного возраста, как правило, энергичны и любознательны. Есть и обратная сторона – иногда они бурно проявляют эмоции и чувства, спорят и даже капризничают. |
| + | |
| + | Интересы и предпочтения могут быстро меняться: сегодня ребенок дружит с одним, а завтра – уже с другим. Но в целом дети 7—11 лет непосредственны в общении и легко идут на контакт. |
| + | |
| + | |
| + | Подходящие мероприятия |
| + | |
| + | В младшем школьном возрасте у ребенка появляется новый вид деятельности, через который он знакомится с миром. Это учеба. Однако игра все еще занимает важное место в его жизни. В 8—9 лет игровая двигательная активность достигает своего пика. Поэтому подвижные и спортивные игры (например, эстафеты) – это то, что нужно ребенку в этом возрасте. Также для младшеклассников подойдут художественно-творческие, развлекательные, интеллектуальные, коммуникативные мероприятия: конкурсы рисунков, ролевые игры, игры-путешествия. |
| + | |
| + | |
| + | Как работает вожатый |
| + | |
| + | При работе с детьми младшего школьного возраста вожатый постоянно меняет виды деятельности — примерно каждые 20–25 минут. Причем активные игры чередуются с более спокойными, иначе ребенок устанет или наоборот будет переполнен энергией. |
| + | |
| + | Особое внимание вожатый уделяет мотивации в каждом занятии. Дело в том, что у маленьких детей только формируется воля, они часто действуют под влиянием эмоций и могут опустить руки из-за неудачи. Сама мотивация может быть двух видов: избегание неудач и достижение цели. Первая возникает, когда ребенка ругают, если он чего-то не сделал или сделал недостаточно хорошо. Этот мотив может обернуться серьезными проблемами во взрослом возрасте. Поэтому лучше работает другой способ: ставить цели и поощрять за их достижение. |
| + | |
| + | Результат работы, учебы, игры, планируемый в отдаленном будущем, детей младшего школьного возраста не устраивает. Он нужен здесь и сейчас. Поэтому 5 разных мастер-классов будут для ребенка интереснее, чем кружок, где за 5 занятий его научат делать что-то одно. |
| | | |
| | | |