Строка 1: |
Строка 1: |
| [[Image:07-451m.jpg |right]] | | [[Image:07-451m.jpg |right]] |
− | В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.
| |
− | Благоприятное разрешение конфликта этот возраста - уверенность.
| |
− |
| |
| «Возраст Конкретных операций (7-11 лет)» | | «Возраст Конкретных операций (7-11 лет)» |
| | | |
Строка 16: |
Строка 13: |
| | | |
| Между 7 и 10 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о последовательности действий. Этот период называется стадией конкретных операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств. | | Между 7 и 10 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о последовательности действий. Этот период называется стадией конкретных операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств. |
| + | |
| + | Моральный реализм ребенка тоже претерпевает изменения: теперь, делая моральное суждение, он придает вес и «субъективным» факторам, таким как намерения человека, и рассматривает наказание как человеческий выбор, а не как неизбежную кару. |
| + | |
| + | Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности; |
| + | |
| + | Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности) |
| + | |
| + | В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. |
| + | |
| + | Благоприятное разрешение конфликта этот возраста - уверенность. |
| + | |
| + | Для этого возраста характерно наличие значимого взрослого. |
| + | |
| + | Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у младших школьников. Возникновение и поддержание познавательного интереса традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес (например, найти общий способ решения всех задач данного типа). |
| + | |
| + | Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, выделить феномен роста собственных возможностей и придать ему ценность, повернуть школьника к оценке самого себя. |
| + | |
| + | Центральная задача — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. |
| + | |
| + | Полноценная учебная деятельность включает умения: |
| + | * выделять и удерживать учебную задачу; |
| + | * самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; |
| + | * адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; |
| + | * владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; |
| + | * использовать законы логического мышления; |
| + | * владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; |
| + | * уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; |
| + | * иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности. |
| + | |
| + | Основные психологические новообразования ребенка этого возраста |
| + | |
| + | Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия, конструирования. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. |
| + | |
| + | Направление развития внимания ребенка этого возраста: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством взрослого, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит ребят с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом. |
| + | |
| | | |
| | | |