Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 522: Строка 522:  
Заключение
 
Заключение
 
«Добрые слова каждому». Ведущий предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о тренинге.
 
«Добрые слова каждому». Ведущий предлагает участникам сказать друг другу добрые слова, поделиться мнением о тренинге.
  −
  −
В чем же причина эмоционального выгорания вожатого?
  −
  −
По мнению психологов, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, чаще всего профессионального проведения.
  −
  −
Наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания).
  −
  −
Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако дети далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия вожатого «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью и все это в ущерб тому, кто «отдает всего себя». А когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.
  −
  −
  −
Как бороться с эмоциональным выгоранием?
  −
# Использование богатого арсенала психотерапии и тренингов. Это могут быть «игры для вожатых», которые обостряют внимание, повышают работоспособность, способствуют сближению. Чаще всего используются ролевые игры, деловые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг. Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания.
  −
# Конструктивная оценка. Вожатые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. Для этого можно использовать технологию «ассесмента» персонала, где учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное – детей. К примеру, в зарубежных вузах уже давно существует рейтинг преподавателей. Разумеется, там учитывается и то, что требовательный педагог может снискать меньшую популярность. Поэтому в рейтинге в первую очередь отмечают справедливость, уважительное отношение к ученикам, творческий подход, способность заинтересовать аудиторию, стремление к сотрудничеству, а не противостоянию с учениками.
  −
# Новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации.
  −
# Объединение обучения, оценки и обновления. Достигается на выездных мероприятиях. И короткая поездка на конференцию, форум или фестиваль, публикация печатной работы могут дать большой эффект в борьбе с выгоранием.
  −
# Качественное управление. Невозможно без распределения заданий с учетом индивидуальных склонностей работников. Одни нуждаются в строгом контроле, другие требуют большой свободы и не терпят надзора. Некоторые люди предпочитают разнообразную работу, других пугают непривычные задания.
  −
# Нормализация отношений в коллективе. Серьезный удар по работоспособности наносит личная обида, конфликт, фрустрация (психологическое страдание), мобинг (коллективная «травля»). Мобинг могут осуществлять коллеги, руководители и дети. Обычно этим занимается некая «инициативная» группа. Достаточно нейтрализовать ее: убеждением, позитивным или негативным подкреплением, порой просто карательными мерами, а порой и неожиданным поощрением – конфликт растворится.
  −
  −
Таким образом, для борьбы с эмоциональным выгоранием требуются методы психологии конфликта. Очевидно, такие ситуации проще предупредить, чем исправить их последствия. Поэтому большое значение для профилактики выгорания у вожатых имеет соблюдение психогигиены и психологической безопасности. Для избегания эффекта «эмоционального выгорания» очень важно дозировать свой труд и уметь вовремя его завершить.
        Строка 558: Строка 538:     
:Эффективность повышается, когда важный для вас человек говорит, что вы справитесь. Следите за своим психологическим и физическим состоянием. Тревога, стресс и усталость снижают веру в себя.
 
:Эффективность повышается, когда важный для вас человек говорит, что вы справитесь. Следите за своим психологическим и физическим состоянием. Тревога, стресс и усталость снижают веру в себя.
 +
 +
 +
Эмоциональное выгорание - это то самое состояние, которое постигает каждого педагога на разных стадиях его работы. Опускаются руки, наступает апатия, любая деятельность вызывает раздражение и опустошение. Ещё неприятнее, что такое состояние нужно постоянно скрывать (детки не должны видеть вожатого грустного или разочарованного). Что же делать, когда любимое дело превращается в рутину? Откуда взять вдохновение и где живет второе дыхание?
 +
 +
Конечно же вопрос очень индивидуальный, но есть пара советов по профилактике!
 +
# Не старайтесь выкладывать весь запас знаний, креатива и энергии в первые же дни работы. Нужно найти баланс и "тратить себя" постепенно. Часто мы выгораем, когда отдаём себя скопом без остатка. Если вас распирает от идей и желания реализовать их - заведите календарик, распишите все идеи по дням и часам. Страх "нереализованных задач" отойдёт на второй план, а постепенная реализация задуманного сохранит энергию и силы.
 +
# Учитесь отдыхать. Вожатство - деятельность, предполагающая работу 24 часа в течение 21 дня, а потому удалиться неожиданно от отряда, чтобы посмотреть любимый фильм или уехать кататься на велосипеде вне выходного дня вряд ли удастся. Что же делать? Компромисс между желаниями и работой можно найти, превратив любимую деятельность в отрядное КТД. Ухаживайте за цветами, рисуйте постер для любимой группы, собирайте мега-пазл, играйте на гитаре... В общем, делайте то, что любите вместе с детьми. Это ваш шанс отдохнуть душой и телом, а также занять детей творческим и релаксирующим делом.
 +
# Не берите на себя больше, чем можете сделать. Делигируйте задачи напарнику и детям. Учитесь доверять выполнять работу окружающим, они скажут вам спасибо за доверие, а организм поблагодарит за сохранённую энергию
 +
# Самое главное! Не переставайте получать удовольствие от того, что делаете. Не берите на себя такие задачи, которые вы не умеете или не знаете, как делать (если есть такая возможность). В трудные минуты вспоминайте, почему вы работаете на этой должности. Работа должна быть составлена так, чтобы в момент выдачи зарплаты вас посетила мысль "о, за это ещё и платят!".
    
[[Category:Статьи]]
 
[[Category:Статьи]]

Навигация