Программа летнего отдыха
"Летний отдых детей является важным оплотом нравственности, культуры, гражданского воспитания." - надпись на транспаранте :)
Отношение к летнему отдыху детей должно быть профессиональным, отсюда и требования к наличию программ и их качеству.
Программы могут быть:
- Комплексные;
- Профильные (например, программа смены для детей инвалидов).
При разработке надо помнить о следующем:
- Программа должна быть написана так, чтобы ее поняли те кто будет с ней работать, достаточно подробно и понятным языком. Нельзя забывать при этом о культуре научного написания;
- Программа должна быть целостной, охватывающей все стороны жизнедеятельности ребенка, все дни смены. При этом нельзя регламентировать каждую минуту ребенка, лишать детей действительно свободного времени;
- Программа смены должна оставлять широкое поле для ее творческого наполнения в течение смены любым из субъектов совместной деятельности. Это касается и форм, и содержания деятельности совместной жизни на всех уровнях;
- Программа должна демонстрировать свой «методический ресурс», под которым понимается информация о педагогах, традициях и особенностях лагеря, материально-техническом обеспечении, особенностях контингента детей и всего того, что обеспечит использование программы.
В структуре программы должна прослеживаться логическая цепочка: актуальность-новизна-целеполагание-содержание деятельности-формы деятельности-предполагаемые результаты, способы их диагностики.
Важный момент программы – постановка целей. Их проработка, уточнение, выстраивание в определенной логике называется целеполаганием (описание целей и задач смены).
Часто цели дифференцируют как образовательные, воспитательные и развивающие. Задачи обозначают конкретные пути достижения целей. Например, цель- развитие коммуникативных навыков ребенка, тогда задачи – знакомство детей с видами и формами общения, создание благоприятной атмосферы, привить навыки общения через участие в…. и др.
В любой программе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи результаты должны быть конкретными и реальными. В общем главный результат развития любого лагеря – это развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психологических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатом деятельности лагеря.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие требования к программе летнего отдыха детей:
- Актуальность – свойство программы демонстрировать уровень погруженности и ориентации в поднимаемой программой тематике.
- Целостность – требование логического объединения в программе всех действий: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности лагеря.
- Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в целях и действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребуемо), но и прогнозируемые изменения, новые требования к деятельности лагеря.
- Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для творческого, материального потенциала конкретного лагеря.
- Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
В структуре программы выделяют следующие части:
- Информационная карта:
- Полное наименование программы;
- Автор программы;
- Учреждение заявившее о программе;
- Адрес учреждения;
- Возраст и категории участников;
- Педагогический состав.
- Пояснительная записка:
- цели и задачи программы;
- актуальность;
- используемая методика;
- идея;
- режим дня;
- ожидаемый результат.
- Описание разделов (логика развития, механизм реализации, описание системы действий по воплощению в жизнь замысла).
- Приложение (План-сетка сезона). В лагерях план работы изображают в виде план-сетки. Это такая таблица, где каждая колонка означает день смены и предполагаемые в этот день события. План-сетка должна быть рассчитана как на хорошую, так и на плохую погоду. Отсюда и название «мокрая» и «сухая» план-сетка
Но каким должен был быть ваш лагерь? Определенно, отличающимся от других!
- - У вас будут ответственные вожатые! Правильно, но разве у других безответственные?
- - У вас будет очень насыщенная программа! Хорошо, но разве у других не так?
- - У вас будут реально крутые игры! – ну, допустим. Но ведь есть лагеря с крутыми играми.
Фишку лагеря придумывать уже вам...