Принципы формирования лагерной смены

Vgnt32m.jpg

Как подготовить вожатого как лидера

Основная идея. Отрядный вожатый - лидер детей, объединенных во временную группу для совместного проведения досуга. Вожатый - это мастер на все руки. Он должен многое уметь, причем, уметь делать то, чему не учат ни в школе, ни в колледже, ни в вузе: быть другом, мудрецом, артистом, спортсменом, затейником, интересным собеседником, приятным в общении человеком - обаятельным, остроумным, находчивым... Всех качеств не перечислить. Где же научиться вожатскому мастерству? Как опытные вожатые могут подготовить себе помощников и достойную смену? Путь один - передача мастерства из рук в руки.


Цель смены: создание условий для социального становления личности будущего вожатого и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций организатора детского досуга.


Задачи смены:

  • наделение лидеров знаниями, умениями и навыками работы в объединении;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала подростков, реализация их склонностей и способностей в сферах деятельности и общения;
  • формирование самосознания подростка, потребности в проектировании своей жизни и ее реализации, развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке, способности и готовности к рефлексии;
  • использование уникальной возможности времени смены с целью организации активного общения подростков и взрослых по обмену опытом, знаниями и умениями вожатского мастерства.


Содержание смены.

Содержание смены представлено несколькими блоками:

  1. педагогический блок - создание алгоритма перевода подростков-участников программы в субъектную позицию по отношению к содержанию деятельности смены "Океан вожатской науки", что предусматривает получение подростками необходимого минимума знаний, умений и навыков вожатского дела;
  2. научно-методический блок - совместный поиск настоящими и потенциальными вожатыми путей, способов, приемов и форм организации детского, подросткового и молодежного досуга в различных социумах /оздоровительный лагерь, клуб, школа, микрорайон и т.п./;
  3. содержательный блок - создание многовариантной системы клубных пространств, обеспечивающих участнику смены возможности в самореализации и актуализации способностей лидера;
  4. личностно-ориентированный блок, обеспечивающий участникам дело¬вой игры психологическую комфортность в их устремлениях, действиях, мо¬тивах участия (неучастия) в делах, связанных с собственным развитием, формированием собственного круга общения;
  5. управленческий блок, обеспечивающий сотрудничество, соучастие, соуправление настоящих и будущих вожатых, формирующий культурные образцы отношений, общения;
  6. информационный блок, обеспечивающий каждому участнику смены доступность и достоверность любой информации.


Организация детского самоуправления в рамках смены.

Организация детского самоуправления предполагает включение подростков в решение как можно большего числа проблем взаимоотношений, в том числе и сложных, складывающихся во временном детском объединении. В начале сбора это включение осуществляется за счет педагогического управления. Однако к концу смены предусматривается динамика его функций от управленческой и организаторской к функциям консультанта и партнера. Динамика детского самоуправления - от исполнительской деятельности к деятельности организаторской и далее к управленческой.


Система детского самоуправления строится на 2-х уровнях: на уровне отряда и педагогического коллектива.

Отряд-экипаж имеет право: определять имидж экипажа, создавать неповторимый внешний образ экипажа, отличающий его от других экипажей /плавательное средство, название, девиз, песня, эмблема, элементы одежды с преобладанием какого-либо символа, цвета, игровые отрядные условности, оформление отрядного места, особый почерк экипажа во всех делах и др./; определять законы жизни экипажа, не противоречащие законам жизни флотилии; выбирать капитана плавсредства и определять вертикальный статус членов экипажа; создавать свой информационный орган; делегировать идеи и предложения в штаб флота. Высшим органом самоуправления является смотр эскадры - это общий сбор экипажей для решения важных вопросов жизнедеятельности эскадры. Органом педагогического управления является штаб флота. Во главе штаба - командующий (флагман), у него помощники: начальник штаба, флагманский штурман и связист. Связь с кораблями (отрядами) флотилии поддерживается через связистов, капитанов кораблей и лоцманов (вожатых).


Ключевые мероприятия сбора с их краткой аннотацией.

  • Мастер-класс или практикум - групповое занятие, направленное на овладение будущими вожатыми организаторскими знаниями, умениями и навыками. Традиционно это мастер-классы: танцевально-игровой, песенный, спортивный, туристический, коммуникативный, рукотворческий, методический, экологический, медицинский.
  • Сбор в кают-компании - это время экипажа, на котором проводится методический анализ и фиксация в бортовом журнале моделей различных дел, проходящих в экипаже и эскадре.
  • Продуктивно-творческие игры, результатом которых является разработка и апробация интересной формы организации досуга в экипаже, в эскадре.
  • Дискуссионный клуб - обсуждение спорных вопросов, проблем, волнующих современных подростков, а также решение педагогических ситуаций, которые могут возникнуть в лагере.
  • Ярмарка дел - защита инновационного проекта, пополнение педагогической копилки интересной формой работы.
  • Бриффинг - дружеские встречи настоящих и потенциальных вожатых по обмену опытом в разных видах деятельности.
  • Бумеранг идей - массовые дела в лагере, тематические дни.


Предполагаемые результаты смены.

Результаты, значимые для лидеров:

  • удовлетворение потребности в активном полноценном отдыхе;
  • реализация интересов подростков, их обогащение и пробуждение новых интересов;
  • реализация склонностей и способностей подростков в разнообразных сферах деятельности и общения,
  • формирование способности к самоопределению, самотворчеству, к объективной самооценке и рефлексии;
  • овладение основами вожатского мастерства, знаниями, умениями и навыками организаторской деятельности;
  • создание эмоционального настроя на работу в детских объединениях.


Результаты, значимые для детского движения в целом:

  • возрождение традиции наставничества, шефства;
  • апробация новых моделей взаимодействия взрослых и подростков;
  • определение педагогических условий наиболее актуальных для процесса эффективного педагогического взаимодействия педагогического отряда и лидеров детских общественных объединений.


Результаты, значимые для органов власти разных ветвей и уровней;

  • выполнение заказа общества по социализации подростка;
  • решение задачи образования личности и ее дальнейшей, интеграции в общество.


Символика и атрибутика смены.

Деловая игра "Океан вожатской науки" привносит в жизнедеятельность отрядов элементы морской (водной) тематики: командир корабля, лоцман, кубрик, плавсредство, элементы одежды и др.

Морская терминология используется в режимных моментах: аврал, склянки, камбуз, кают-компания, штиль, полундра и др. Игровой сюжет вносит специфику в систему оценок деятельности и ее стимулирование: шторм, мель, попутный ветер, дрейф, риф, кораблекрушение, водоворот, подводное течение, семь футов под килем и др.

Участники смены имитируют должностные обязанности флагмана, начальника штаба, штурмана, связиста, командира плавсредства, лоцмана и другие морские специальности.


Итоговые документы смены.

  • Программа смены.
  • Педагогическая копилка разнообразных форм организации досуга подростков.
  • Обращение вожатых к организаторам досуга детей и подростков оздоровительных лагерей.
  • Система стимулирования и поощрения участников смены.


Система стимулирования и поощрения участников смены представляет собой совокупность внешних и внутренних стимулов.

Внешние стимулы:

  • нематериальные благодарности, особое расположение, демонстрация расположенности в общении, рост вертикального и горизонтального статуса подростка в отряде, либо критика, влекущая за собой ограничения в деятельности;
  • вещественные игровые условности: жетоны, флажки, шевроны и др.;
  • публичное оглашение групповых и индивидуальных достоинств.


Внутренние стимулы:

  • ощущение ребенком социально-ценностного единства с отрядом;
  • желание быть членом отряда;
  • степень референтности в группе сверстников;
  • интеллектуальная и эмоциональная коммуникативность;
  • проявление положительного настроя на работу;
  • самооценка, самопоощрение и самонаказание.


Принципы формирования участников смены:

  • Направленность участников смены на педагогическую деятельность.
  • Активное участие подростков в молодежном общественном объединении.
  • Лидерская позиция ребенка в группе сверстников, проявляющаяся в инициативности, самостоятельности, творчестве.
  • Владение культурой общения, интеллигентностью как высокой мерой воспитанности.