Приемы психологической защиты от негативных эмоций: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «right <p align="right">''Психологическая защищенность — это свойство зрелой личнос…»)
 
м
Строка 60: Строка 60:
  
 
Научитесь уверенному и выгодному для себя поведению не только в конфликтах, но и в повседневных рабочих ситуациях.
 
Научитесь уверенному и выгодному для себя поведению не только в конфликтах, но и в повседневных рабочих ситуациях.
 +
 +
 +
 +
== «Скорая помощь» вожатому при стрессе в лагере: как помочь себе и детям ==
 +
 +
Стресс ‒ это универсальная реакция организма на любое изменение ‒ внутреннее или внешнее, реальное или воображаемое. Он аккумулирует энергию и перераспределяет активность организма для того, чтобы бороться, изменить реальность, приспособиться к переменам или убежать от угрозы.
 +
 +
В отличие от физиологического стресса, психологический может быть вызван не только каким–то конкретно действующим, но и вероятным событием, которое еще не произошло, но которого человек боится.
 +
 +
Основные симптомы стресса в подростковом и юношеском возрасте:
 +
* Эмоциональные проявления: беспомощность, взволнованность, беспричинная раздражительность, агрессивность, злоба, плаксивость, перепады настроения, страхи.
 +
* Физические и физиологические проявления: головные боли, головокружение, усталость, бессилие, тошнота, потеря аппетита, учащенное сердцебиение, озноб, кожный зуд, беспокойный сон.
 +
* Изменения в поведении: беспокойство, суетливость, капризы, замкнутость, нежелание общаться, обкусывание ногтей.
 +
* Когнитивные изменения: ухудшение памяти, трудности со средоточием, заторможенность, нарушения мышления ( иррациональность, черно-белое видение, сверх-обобщение).
 +
 +
 +
Для сохранения и поддержания психического (душевного) здоровья детей и специалистов в лагере необходимо их обучение приемам личной самопсихогигиены и профилактики стресса.
 +
Проведенный анализ специальной литературы позволяет нам выделить приемы и техники, которые могут выполнять функцию «скорой помощи и поддержки» в стрессовой ситуации в лагере:
 +
 +
1. группа – физиологические процедуры улучшающие самочувствие:
 +
* Пить воду маленькими глоточками (в идеале у вожатого всегда собой бутылка воды);
 +
* Высыпаться (стараться спать столько, сколько возможно);
 +
* Носить с собой мятные карамельки (мята успокаивает);
 +
* Плакать можно! Слезы выполняет функцию разрядки и обезболивающего;
 +
* Пробежка по лестнице или просто пробежка;
 +
* Многократное расчесывание волос (до 10 минут);
 +
* Душ;
 +
* Ароматические масла;
 +
* Расслабляющая музыка;
 +
* Самомассаж.
 +
 +
2. группа – психологические:
 +
* Чаще хвалить себя за любые достижения, называть ласковыми словами;
 +
* Принимать все свои реакции: злиться, огорчаться, обижаться и т.д. – это нормально;
 +
* Не стараться в одиночку решать проблемы, обращаться за помощью;
 +
* В свободную минутку писать, звонить близким, любимым, всем кто является вашим ресурсом (даже если человек сейчас далеко от вас, он все равно ваша поддержка);
 +
* Находить в любой ситуации смешную и положительную стороны, смех и юмор, идеальные средства для разрядки;
 +
* Обниматься, объятия снижают нервное напряжение;
 +
* Выражать эмоции ( покричать в лесу, попинать или побить грушу, потопать ногами и т.д.).
 +
 +
3. группа - микс:
 +
* Растирание ладоней и лица;
 +
* Дыхательные упражнения 4-8-7;
 +
* Любые спортивные игры и плавание;
 +
* Переключите внимание на что-то другое;
 +
* Пение;
 +
* Счет;
 +
* Рисование;
 +
* Чай с травами
 +
* Визит к психологу;
 +
* «Место силы»;
 +
* «Мой герой» или «Защитник»;
 +
* «Мусорная корзина», «Помойное ведро»;
 +
* Модель BASIC;
 +
* Кинезиологические упражнения.
 +
 +
Вот неполный список эффективных упражнений и техник, которые легко может освоить вожатый для гармонизации своего состояния и состояния детей в своем отряде.
 +
  
  

Версия от 13:06, 22 июля 2020

TEDUIx WLyc.jpg

Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Держи удар!


Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши недоброжелатели способны нанести вам не меньший вред, использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. Чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.

Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с детьми. Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.

Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.

Рассмотрим несколько апробированных приемов психологической защиты.


1. Прием «Вентилятор»

Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.

Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.

Теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?

Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.

Еще сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.

Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.


2. Прием «Аквариум»

Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.


3. Прием «Диснейленд»

Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?

Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку.


4. Прием «Лиса и виноград»

Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.


5. Прием «Океан спокойствия»

Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».


6. Прием «Театр абсурда»

Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.


7. Прием «Театр кукол»

Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.


Научитесь уверенному и выгодному для себя поведению не только в конфликтах, но и в повседневных рабочих ситуациях.


«Скорая помощь» вожатому при стрессе в лагере: как помочь себе и детям

Стресс ‒ это универсальная реакция организма на любое изменение ‒ внутреннее или внешнее, реальное или воображаемое. Он аккумулирует энергию и перераспределяет активность организма для того, чтобы бороться, изменить реальность, приспособиться к переменам или убежать от угрозы.

В отличие от физиологического стресса, психологический может быть вызван не только каким–то конкретно действующим, но и вероятным событием, которое еще не произошло, но которого человек боится.

Основные симптомы стресса в подростковом и юношеском возрасте:

  • Эмоциональные проявления: беспомощность, взволнованность, беспричинная раздражительность, агрессивность, злоба, плаксивость, перепады настроения, страхи.
  • Физические и физиологические проявления: головные боли, головокружение, усталость, бессилие, тошнота, потеря аппетита, учащенное сердцебиение, озноб, кожный зуд, беспокойный сон.
  • Изменения в поведении: беспокойство, суетливость, капризы, замкнутость, нежелание общаться, обкусывание ногтей.
  • Когнитивные изменения: ухудшение памяти, трудности со средоточием, заторможенность, нарушения мышления ( иррациональность, черно-белое видение, сверх-обобщение).


Для сохранения и поддержания психического (душевного) здоровья детей и специалистов в лагере необходимо их обучение приемам личной самопсихогигиены и профилактики стресса. Проведенный анализ специальной литературы позволяет нам выделить приемы и техники, которые могут выполнять функцию «скорой помощи и поддержки» в стрессовой ситуации в лагере:

1. группа – физиологические процедуры улучшающие самочувствие:

  • Пить воду маленькими глоточками (в идеале у вожатого всегда собой бутылка воды);
  • Высыпаться (стараться спать столько, сколько возможно);
  • Носить с собой мятные карамельки (мята успокаивает);
  • Плакать можно! Слезы выполняет функцию разрядки и обезболивающего;
  • Пробежка по лестнице или просто пробежка;
  • Многократное расчесывание волос (до 10 минут);
  • Душ;
  • Ароматические масла;
  • Расслабляющая музыка;
  • Самомассаж.

2. группа – психологические:

  • Чаще хвалить себя за любые достижения, называть ласковыми словами;
  • Принимать все свои реакции: злиться, огорчаться, обижаться и т.д. – это нормально;
  • Не стараться в одиночку решать проблемы, обращаться за помощью;
  • В свободную минутку писать, звонить близким, любимым, всем кто является вашим ресурсом (даже если человек сейчас далеко от вас, он все равно ваша поддержка);
  • Находить в любой ситуации смешную и положительную стороны, смех и юмор, идеальные средства для разрядки;
  • Обниматься, объятия снижают нервное напряжение;
  • Выражать эмоции ( покричать в лесу, попинать или побить грушу, потопать ногами и т.д.).

3. группа - микс:

  • Растирание ладоней и лица;
  • Дыхательные упражнения 4-8-7;
  • Любые спортивные игры и плавание;
  • Переключите внимание на что-то другое;
  • Пение;
  • Счет;
  • Рисование;
  • Чай с травами
  • Визит к психологу;
  • «Место силы»;
  • «Мой герой» или «Защитник»;
  • «Мусорная корзина», «Помойное ведро»;
  • Модель BASIC;
  • Кинезиологические упражнения.

Вот неполный список эффективных упражнений и техник, которые легко может освоить вожатый для гармонизации своего состояния и состояния детей в своем отряде.