Правила проведения зарядки

NE2b3QwaBnb.jpg

Мало какое мероприятие вызывает такое живое обсуждение и столь различные оценки , как зарядка. И это закономерно. Трудозатраты велики, негатива можно получить море, а положительный эффект совершенно не очевиден.

Если отбросить здоровую лень и нежелание лишний раз напрягаться самому и «напрягать» детей, можно заметить что утренняя зарядка имеет множество положительных моментов и при осознанном подходе позволяет наковырять довольно много педагогического «изюма».

Во первых. Зарядка это важный дисциплинарный момент. Нравится или не нравится, но пока она стоит в распорядке дня ее нужно отрабатывать. Хотя бы из тех соображений, что иначе нет возможности объяснить , почему на зарядку «забить» можно, а , к примеру, на КТД или уборку нельзя.

Во вторых. Это часть нашей отрядной жизни и также как вечернее мытье ног, счет при построении в столовую и т.д.. Она становится элементом отрядной жизни и , желательно, своего рода обрядом. Привычным, не обременительным и , в общем не вызывающим особо неприятных ощущений.

В третьих. Наконец зарядка это начало дня. Как начнешь, так день и пойдет. И настроение, заданное в ходе проведения зарядки, может стать началом «чудного дня». Точно также верно и обратное. Скверно организованная и проведенная зарядка, дает на выходе испорченное настроение, которое вам же и придется исправлять. Вам это надо?

Исходя из этих соображений и формулируем основные принципы зарядки.

  • Зарядка это продолжение подъема. И основная ее задача дать ребенку проснутся. Не более того.
  • Отсюда следует, что зарядка не должна утомлять. Ребенок после зарядки должен быть проснувшимся и бодрым, но ни в коем случае не уставшим. Т.е. основными упражнениями являются потягивания, растяжки и рывки. Задачей упражнения является размять мышцы и суставы. Поэтому никаких приседаний, отжиманий, подтягиваний и тем более бега. Все это, после зарядки, для желающих. Это уже не зарядка. Это тренировка. Другое мероприятие с совершенно иными целями и задачами.
  • Зарядка должна стать ТРАДИЦИЕЙ. Желательно любимой традицией. Неважно насколько она нравится детям. Кому-то больше, кому –то меньше, но она часть нашей отрядной жизни, несет на себе опечаток отряда, отличается от зарядок , проводимых в других отрядах, и ее элементы имеют свою историю, которая понятна «старичкам», которые делятся ею с «новичками». Именно поэтому в «нашей» зарядке много упражнений «странных» для непосвященного. «Где пчелы ? - нет пчел!», это 2008г. 2 смена , «а пчелы в это время…ЖУ-ЖУ ЖУ» это 1 смена 2010, «Вас ист дас- О-ля-ля- Дас ист фантастиш», это тот же 2008 но уже третья семена «Оксана и три медведя», сказка под Рамштайн, «дай-не дам- фигвам», это 2009 театральная студия. Ставшее традицией «доброе утро ….. отряд» это приветствие 3 смены 2009г . Кстати , стремление сказать последнее, пока 1 отряд только собирается начать зарядку, привело к практически полному решению проблемы с подъемом. И т.д.. Причем многие элементы появляются и пропадают, но наиболее интересные моменты остаются и фиксируются.
  • Результатом зарядки является хорошее настроение. Она должна вызывать позитивные эмоции. Поэтому проводить ее необходимо с драйвом, юмором и даже неизбежное «принуждение» должно производится с шуткой и без «явного» насилия.


Последний момент особенно важен. Поэтому остановлюсь на нем подробнее.

Зарядка это всегда конфликт. С одной стороны, от «не хочется» , до не «буду делать», со стороны ребенка, с другой стороны, «надо», со стороны вожатого. Игнорировать его невозможно. Конфликт должен быть решен в ходе зарядки, либо ее проведение (в особо запущенных случаях) дает повод решить его сразу после нее. Не решение данного конфликта в свою пользу, может привести к потере вожатым «права быть лидером», что чревато серьезными проблемами. Особенно это актуально для оргпериода, но учитывать этот аспект нужно всегда.

Этим определяются правила проведения зарядки.

  1. Перед началом зарядки настройся. Проводить зарядку нужно в хорошем настроении.
  2. Выход на зарядку не должен затягиваться. Поэтому (особенно первые подъемы, впрочем, подъем - отдельная тема) выход на зарядку обеспечивают все вожатые, стоящие на отряде.
  3. Если несколько человек уже вышли на зарядку, проводящий присоединяется к ним, а остальные продолжают торопить детей. При этом агрессия неприемлема. Только шутка и драйв.
  4. Зарядка начинается с приветствия. Это обязательный «обряд включения». Как правило, уже на второй раз отряд отвечает дружно и четко.
  5. Ни одно упражнение не делается меньше трех и более пяти раз. Зарядка не должна «зависать», поэтому следи за темпом.
  6. Давая команду, не переходи к следующему действию пока она не выполнена. Здесь важно не вывалится из «позитива». При наличии «косящих и забивших», имеет смысл шутка, настойчивость и «укоризненный взгляд» до выполнения. Как правило этого достаточно. Но если ребенок сознательно идет на конфликт, его игнорируешь. «выделяешь» из группы, в крайнем случае выводишь в сторону. Это уже конфликт, решать его имеет смысл вне рамок «зарядки»
  7. Ребенок в ходе зарядки должен иметь «обратную связь». Не ленись похвалить, одобрить, улыбнутся в ответ.
  8. Зарядка заканчивается приветствием. «подняли левую руку, подняли правую и похлопали друг другу. Всем спасибо!»


В любом случае, зарядка является осмысленным мероприятием, имеющим цели и задачи, органично входящая в нашу отрядную жизнь.