Изменения

Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
[[Image:Tt34mRiAhII.jpg |right]]
 +
<p align="right">''Вожатый помни! Обвиняя подопечного в том, что он не совершал, ты подаешь ему идею.''</p>
 +
 +
 
Собственно, самое главное, что мы думаем об этом методе, уже сказано в предложенном выше определении. Мы очень просим тех наших коллег, кто по той или иной причине верит в этот метод и, возможно даже, как в былые времена, считает его основным, либо терпеливо прочесть несколько строчек, посвященных ему, либо просто пропустить эту главу.
 
Собственно, самое главное, что мы думаем об этом методе, уже сказано в предложенном выше определении. Мы очень просим тех наших коллег, кто по той или иной причине верит в этот метод и, возможно даже, как в былые времена, считает его основным, либо терпеливо прочесть несколько строчек, посвященных ему, либо просто пропустить эту главу.
 
Несмотря на заявленное нами отношение к т.н. методу поощрения и наказания, мы понимаем, что невозможно обойтись без него.
 
Несмотря на заявленное нами отношение к т.н. методу поощрения и наказания, мы понимаем, что невозможно обойтись без него.
   −
Сторонники поощрений и наказаний обычно главным аргументом в защиту этого метода говорят: "Но ведь он работает, с его помощью педагог действительно может добиться от ученика желаемого!" Увы, с этим трудно спорить. Но очередной раз зададимся вопросом: а действительно ли в этом наша цель? В том, чтобы добиться от подопечного ребенка желаемого?
+
Сторонники поощрений и наказаний обычно главным аргументом в защиту этого метода говорят: "Но ведь он работает, с его помощью педагог действительно может добиться от ребенка желаемого!" Увы, с этим трудно спорить. Но очередной раз зададимся вопросом: а действительно ли в этом наша цель? В том, чтобы добиться от подопечного ребенка желаемого?
    
Давайте поймем, в чем именно заключается противоречие между неформальным образованием (далее НО) и методом поощрения и наказания.
 
Давайте поймем, в чем именно заключается противоречие между неформальным образованием (далее НО) и методом поощрения и наказания.
Строка 8: Строка 12:  
Во-первых, поощрение и наказание принципиально исходит из превосходства одной личности над другой. Это очевидно: ведь кто-то должен решать, что достойно поощрения, а что – наказания. Один может лишить другого чего-то или, по собственному решению подарить что-то. Воистину "казнить и миловать волен…" А в таких обстоятельствах, если и может происходить диалог между личностями, то только исходя из правоты одного и постоянного "экзамена" для другого. Согласитесь, на таком базисе говорить об исследовании, взаимообогащении сложно.
 
Во-первых, поощрение и наказание принципиально исходит из превосходства одной личности над другой. Это очевидно: ведь кто-то должен решать, что достойно поощрения, а что – наказания. Один может лишить другого чего-то или, по собственному решению подарить что-то. Воистину "казнить и миловать волен…" А в таких обстоятельствах, если и может происходить диалог между личностями, то только исходя из правоты одного и постоянного "экзамена" для другого. Согласитесь, на таком базисе говорить об исследовании, взаимообогащении сложно.
   −
Во-вторых, в рамках этого метода происходит очень быстрая (а часто и изначальная) подмена мотивации участника. Несмотря на то, что именно в этом методе часто приходится слышать фразы типа "Ты это делаешь не для меня! Это важно тебе – потом благодарить будешь" и т.п. Ученик же, конечно, делает это (учится, принимает участие, демонстрирует модель поведения и т.п.) не для того, чтобы изучать, участвовать и т.п., а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание.
+
Во-вторых, в рамках этого метода происходит очень быстрая (а часто и изначальная) подмена мотивации участника. Несмотря на то, что именно в этом методе часто приходится слышать фразы типа "Ты это делаешь не для меня! Это важно тебе – потом благодарить будешь" и т.п. Ребенок же, конечно, делает это (принимает участие, демонстрирует модель поведения и т.п.) не для того, чтобы изучать, участвовать и т.п., а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание.
    
В-третьих, в отличие от НО, в котором выбор является одной из определяющих процесс категорий, в рассматриваемом методе участник практически лишен выбора (если, конечно, не брать в расчет манипуляции типа: "ты сам выбрал не слушаться, поэтому и конфетку получит другой мальчик…").
 
В-третьих, в отличие от НО, в котором выбор является одной из определяющих процесс категорий, в рассматриваемом методе участник практически лишен выбора (если, конечно, не брать в расчет манипуляции типа: "ты сам выбрал не слушаться, поэтому и конфетку получит другой мальчик…").
Строка 25: Строка 29:     
Выбирая возможные инструменты НО, необходимо неустанно проверять. Помогают ли они организовать процесс? Является ли возникающий процесс образовательным? Личностным? Субъектным? Наконец, такого ли эффекта мы хотим достичь, такой ли ценой?..
 
Выбирая возможные инструменты НО, необходимо неустанно проверять. Помогают ли они организовать процесс? Является ли возникающий процесс образовательным? Личностным? Субъектным? Наконец, такого ли эффекта мы хотим достичь, такой ли ценой?..
 +
 +
Однажды у опытной вожатой спросили, как она умудряется поддерживать идеальную дисциплину, и заставляет детей делать именно то, что ей нужно.
 +
 +
- О, это очень просто! – сказала вожатая. - Нужно сначала выдумать какие-нибудь ничего не стоящие фантики: балы, очки, словесные поощрения. А потом угрожать их отнять. Я работаю уже много лет, и это всегда действует.
    
[[Category:Статьи]]
 
[[Category:Статьи]]