Позитивное якорение: как радовать себя и ваших подопечных ребят

9908 300.jpg

У каждого из нас есть мелодии, запахи или звуки, которые вызывают у нас положительные или отрицательные эмоции, хотя сами по себе эти события не являются ни веселыми, ни грустными. Такая ситуация вызвана якорением.

Якорение — это создание устойчивой эмоциональной связки, ассоциации между определенной ситуацией и сопутствующим ей раздражителем. Вот некоторые его примеры:

  • школьные годы были счастливыми, и впоследствии звук звонка вызывает позитивные эмоции; если школьные годы были несчастливыми, этот же звук вызывает эмоции негативные;
  • ваше первое публичное выступление прошло неудачно, позже любая необходимость выступать публично (даже на другую тему и перед другой аудиторией) вызывает страх и негативные эмоции;
  • первая летняя смена в лагере прошла успешно; позже мысли об лете в детском лагере вызывают позитивные эмоции.

Другой пример. Допустим, на одной из смен в детском летнем лагере большинство мероприятий с детьми проходили очень плохо: ребята были закрыты, всячески старались слинять с мероприятий, при любой возможности пытались их избежать. Но на одном мероприятии ситуация была кардинально иной: дети относились к событиям на нем очень позитивно, были открыты и активно участвовали в обсуждениях и действиях. В чем же причина такого различия? Все дело было в прогрессивном и мудром вожатом-руководителе. Она назначала новое мероприятие не с «разбора полетов», как другие вожатые, а с поздравления лучших ребят прошедшей игры или иной деятельности. Именно благодаря этому произошло позитивное якорение: у ребят происходящее в их отряде вызывало исключительно положительные эмоции.


1. Создавайте позитивные якоря в начале пути

Одним из эффективных инструментов нематериальной мотивации является создание позитивного якоря в начале как летней смены в лагере, так и любой деятельности ребят. Вот вам ряд примеров идей, которые можно применить для позитивного якорения:

  • Небольшой подарок в первый день лагерной смены (в данном случае важно, что это именно первый день, а не день завершения оргпериода — иначе это будет поощрением, а не якорем) — корпоративный сувенир лагеря, шоколадка, памятный значок, кружка, цветок и т.д.
  • Письмо-анонс, помещаемое на информационную доску в отрядном уголке. Такой анонс обычно включает в себя приветствие с пожеланием успехов.
  • Торжественное (или веселое, главное — запоминающееся) знакомство с ровесниками. Это может быть прогулка по этажам и по территории лагеря в сопровождении вожатого и представление каждого ребенка всей детской компании, отдельное знакомство (более подробное и нестандартное) с ровесниками по детской палате.
  • Совместная фотография, которая впоследствии будет красиво оформлена и вручена каждому ребенку.


2. Замещайте негативные якоря

Ребенок впервые приехал в детский лагерь. И первые его впечатления отрицательные — не столько по вине ребенка, сколько из-за ряда внешних факторов. У ребенка появляется ассоциация: детский лагерь — неудача. Мудрый вожатый, узнав об этом, сознательно ставит цель свести этого ребенка с другим, уже бывавшем в детском лагере и очень позитивно настроенным ребенком. В результате — успех и устранение негативного якоря.

Негативное якорение формирует у вашего подопечного отрицательное отношение к ситуации, боязнь ошибиться, ожидание проигрыша. Кто ищет, тот всегда найдет: ожидание негатива часто приводит к его появлению. Именно для того, чтобы избежать такой ситуации, мы меняем негативный якорь на позитивный.

После отрицательного опыта, если он привел к негативному якорению, создайте ситуацию запрограммированного успеха. Это сознательно созданная ситуация, в ходе которой ребенок с максимальной вероятностью преуспеет. После этого вожатый должен обязательно заострить внимание своего подопечного на этом достижении и показать, почему и как этот успех в дальнейшем будет повторяться. Так мы замещаем негативный якорь позитивным.

Ситуация запрограммированного успеха для замещения негативного якоря может быть основана:

  • на постановке более простой задачи, с которой ребенок с большой долей вероятности справится;
  • на постановке задачи, в которой сильные стороны ребенка наиболее вероятно проявятся, а слабые — не будут иметь значения;
  • на искусственно созданной ситуации (например, при выступлении не очень уверенного ребенка перед детским коллективом мы заранее просим его ровесников отнестись к нему максимально лояльно и деликатно).

Таким образом, мы получаем эффективный инструмент нематериальной мотивации: создание ситуации запрограммированного успеха или замещение негативного якоря позитивным.


3. Позитивно якорите развитие и деятельность ребят

Экспериментально доказано, что деятельность ребят в плане их обучения новым навыкам дает лучшие результаты (в том числе и с точки зрения восприятия и запоминания), если оно изначально вызывает позитивные ассоциации. Вспомните себя: наверняка у вас были любимые предметы в школе или институте, по которым вы особенно хорошо успевали благодаря положительному отношению к учителю или преподавателю. Именно поэтому позитивное якорение как самого факта обучения и развития, так и его этапов позволит вам достичь лучших результатов.

Для процесса обучения и развития вы можете использовать следующие варианты положительных ассоциаций:

  • Деятельность как награда. Вы изначально позиционируете текущую деятельность как награду, в том числе и таким образом, что лучшие ребята имеют возможность сделать это первыми или получают более продвинутый вариант тренинга.
  • Эффектный и привлекательный предварительный анонс. Рассказывая ребятам информацию об предстоящей деятельности, вы делаете ее яркой и интересной, а также показываете, какие выгоды для себя и своего развития они получат в результате этой деятельности.
  • Позитивные сопутствующие факторы. Красивая и удобная среда (холл в отряде, лесная поляна и т.д.), паузы, небольшое представление в завершение.
  • Интересное содержание деятельности ребят, сознательное включение позитивных и ярких моментов. Это могут быть фрагменты из любимых фильмов, занятные примеры, интересные упражнения.
  • Признание по итогам мероприятия. Можно в финале мероприятия попросить каждого сказать комплимент одному или нескольким участникам, которые произвели наибольшее впечатление.


4. Позитивно якорите обсуждения деятельности ребят

Успех групповой работы и обсуждение её во многом зависит от того, с каким настроем дети начинают мероприятие и каков этот настрой в его процессе. Для того чтобы все были открыты и творчески успешны, можно использовать следующие приемы позитивного якорения:

  • начиная обсуждение в начале сообщать хорошие новости или поощрять по итогам предыдущего периода;
  • проводить мероприятие в максимально комфортных условиях;
  • завершать чем-то позитивным (например, приберечь еще одну хорошую новость напоследок).

Так, мы рассмотрели несколько составляющих такого нестандартного приема мотивации, как позитивное якорение. Поразмышляйте, какие из обсужденных приемов будут уместны в компании ваших подопечных в детском отряде летнего лагеря. Вы также можете придумать что-то и сами — как новые приемы, так и ситуации, которые стоит позитивно заякорить.